Заслуженный художник Северной Осетии Руслан Тавасович Тавасиев относится к плеяде выдающихся осетинских скульпторов известной в Осетии фамилии Тавасиевых. Среди этой фамилии – народный художник СССР Сосланбек Тавасиев, создавший уникальные памятники: башкирскому герою Салавату Юлаеву и великому осетинскому поэту Коста Хетагурову. Над конной скульптурой Салавата Юлаева трудился и Тавас Тавасиев, талантливый и самобытный скульптор. Два его сына Руслан и Станислав Тавасиевы впоследствии также стали художниками, оставившими яркий след в современной осетинской скульптуре.
Скульптор Руслан Тавасиев один из тех, кто своим творчеством вписал незабываемую страницу в культурную летопись своего народа. Его творчество отражает период в современной скульптуре, который отмечен новейшими тенденциями в мировой художественной культуре. Эти процессы нашли отражение и в осетинском искусстве, в частности монументальной и станковой скульптуре, отмеченной всепланетарным, космическим мироощущением и в то же время пристальным вниманием к судьбе родины, обращением к ее глубинным корням, возвращением к национальным истокам, исконным традициям своего народа. Так, в начале 80-х и конце 90-х годов в осетинское искусство пришла целая плеяда талантливых скульпторов, которые своим творчеством привнесли новое слово в осетинскую монументальную и станковую скульптуру. В их работах отчетливо прослеживались формалистические и реалистические концепции, создавшие своеобразный пластический язык. Это в основном выпускники Московского художественного института им. В. Сурикова: Казбек Наскидаев, Станислав Тавасиев, Билар Царикаев, Заур Дзанагов и другие. Особое место среди них занимал Руслан Тавасиев. Творчество Руслана Тавасиева являет собой уникальный и неповторимый опыт художественного новаторства, смелых экспериментов, обращением к западноевропейской и восточной культуре, лучшим национальным традициям отечественного искусства.
Важным фактором духовного и художественного формирования Руслана Тавасиева являлась и сама биография скульптора, годы детства, проведенные в родном крае. Тавасиевы – выходцы из Дигорского района Республики Северная Осетия-Алания. Кажется, сам неповторимый природный ландшафт, величие гор, красота ущелий, неукротимый поток рек, стремительных водопадов благоприятствует рождению на этой зем ле ваятелей, чувствующих природу камня, дерева, самой земли. Горная Дигория является родиной многих известных скульпторов Осетии: Сосланбека Едзиева, Лазаря Гадаева, Владимира Соскиева, Владимира и Ибрагима Хаевых, Михаила Дзбоева и других.
Небольшой город Дигора, где родился будущий скульптор в 1956 году, впечатляет яркими живописными видами лесистых холмов, панорамой белоснежных гор, блеском бурных рек, бездонной синевой неба… Мощь, величие, нетронутая девственная красота природы оставили неизгладимый след в душе Руслана, который пронес любовь к родине через всю свою жизнь. И неслучайно образы многих скульптур Тавасиева воспринимаются своеобразной художественной исповедью, посвященной жизни своего народа.
Значительное влияние на творческое формирование Руслана Тавасиева оказали его годы учебы вначале в средней художественной школе при Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, а затем и в самом институте, в мастерской народного художника России П. И. Бондаренко. Успешно окончив институт в 1980 году, Руслан Тавасиев еще два года продолжил учиться в нем как ассистент-стажер. После окончания учебы был зачислен старшим преподавателем своей alma mater и уже в 90-х годах стал деканом факультета скульптуры, а затем доцентом, профессором. Как преподаватель Тавасиев внес неоценимый вклад в воспитание нескольких поколений художников. Он щедро делился со своими студентами знаниями, опытом, учил их глубоко мыслить, чувствовать, сопереживать. Многим своим ученикам открыл он дорогу в искусство, способствовал раскрытию дарования, помог стать нравственной, духовной, творческой личностью. И сегодня они успешно работают в Осетии и разных городах России. Педагогическая деятельность по-своему дополняла, расширяла творческий диапазон Тавасиева и как скульптора. Он много и плодотворно работал и уже с конца 70-х годов активно участвовал во многих крупных всероссийских, зарубежных выставках. Широкий кругозор, эрудиция, наблюдательность, богатое творческое воображение позволили скульптору создавать произведения разного вида и жанра, тематического и художественно-стилистического направления, традиционного и современного звучания.
Уже с самого начала определилась его художественная направленность, умение с равным успехом работать как в области станковой, так и монументальной скульптуры. Серьезным экзаменом для художника стала совместная работа с его учителем
П. И. Бондаренко над масштабным мемориалом «Курская дуга», где проявилось его дарование как монументалиста – умение чувствовать пластику, объемность форм в пространстве, весомость и значимость образов. Чувствование материала камня, понимание его специфических возможностей проявляются в скульптурных композициях Тавасиева в структурной крепости движения, простых крупномодульных ритмах, развивающейся изнутри фактурой, что органично живет в естественной гармонии с природной «душой» камня.
Творческое становление молодого скульптора совпало с поворотным моментом в развитии отечественного искусства. В 80–90-е годы искусство новой эпохи развивалось чрезвычайно разнонаправленно, как бы стремясь восполнить разрыв с современным зарубежным искусством во всех сущностных для художественного процесса аспектах. Вдумчивое и глубоко личное осмысление не отдельного направления или приема, а мирового художественного опыта во всем его многообразии стало определяющим в творчестве Тавасиева. Уже ранний опыт художника полон нового понимания взаимодействия внутреннего и внешнего пространства, стремления к новому пластическому мышлению, свободному самовыражению.
С начала 90-х годов наиболее весомый пласт в творчестве Руслана занимает национальная тематика, в трактовке которой проявляется своеобразное сочетание фольклорных традиций и современных веяний отечественного и западноевропейского искусства. Наглядным примером служит его парковая скульптура «Горец», в которой почти схематичный образ создается за счет условности художественного решения, лаконичности, геометричности форм, равнозначного соотношения высокого подиума и сидящей на ней фигуры юноши. Ментальность осетинского народа, его характер, мировоззрение, обычаи и традиции в скульптуре Тавасиева находят отражение в реалистически достоверной и в то же время обобщенно-символической трактовке художественного образа. В своем творчестве опираясь на национальное наследие древнекобанского искусства, скульптор умело перерабатывает и развивает ее пластические формы.
Особенно заметно это в произведениях, посвященных жертвоприношению, национальному обычаю, который, в представлении скульптора, воплощает квинтэссенцию народного духа. В основе этих композиций заложена идея космологии, мифотворчества, что проявляется не только в присутствии ритуальной атрибутики, но и во всем построенном на ассоциативности модульном пространстве. В одном из них автор выстраивает сложную конструкцию, подчеркивая неразрывную связь человека с миром природы. В другом произведении, «Жертвоприношение» (Северо-Осетинский художественный музей им. М. Туганова), символика мифического триединства заключена в изображении людей и головах жертвенных баранов, держащих круглый подиум, напоминающий осетинский стол – фынг, который здесь можно воспринимать как солярный знак, земную твердь, неизменный круговорот природы. Вертикаль фигур людей диссонирует с горизонталью фигуры жертвенного животного. Кажется, что в этой ритмической музыкальности, строгой статике и лаконичности художественного образа проявляется сам дух древности, то, что составляет душу народа, его национальное самосознание.
Апеллируя к осетинской пластике, идущей от древних каменотесов, рельефных стел, круглой скульптуры прошлого, Тавасиев ищет свой художественный образ, отмеченный национальными чертами. Вспоминая отцовский дом, народные сказания, родную природу, друзей, односельчан, Тавасиев создает целую галерею выразительных станковых композиций, воплощающих собирательный национальный образ, в котором сконцентрирована житейская народная мудрость, величие простоты, глубинное чувство достоинства. Многочисленные, не уступающие одна другой в высоком качестве, эти работы формируют обширную область творчества мастера. Они передают отнюдь не только конкретные впечатления или воспоминания. В них рождаются обобщенные и яркие образы, реальные и романтические, натурные и воображаемые. Скульптуры «Охотник», «Моя бабушка», «Колыбельная, «Единоборство», «Играющий на свирели», «Поединок», «Детство» и другие в интерпретации автора предстают как некое единое пространство пасторально-идиллического мира, в котором безмятежно живет душа самого народа. Кажется, что из глубины веков, овеянные архаикой, возникают эти скульптурные образы, как будто застывшие навеки в камне.
В обыденном и повседневном художник умеет увидеть великое, в простом эпизоде – вечное. Трогательный и нежный образ матери, склоненной над ребенком («Колыбельная»), перекликается с образом доброй, любящей бабушки («Моя бабушка»), в которых сила материнской любви обретает почти эпическое звучание. Автор создает свои образы без какого-либо пафоса, назидательности, с большой жизненной достоверностью, гуманистическим отношением к миру, глубинным пониманием истинных человеческих и духовных ценностей. Все они, проникнутые и мягким юмором, и неизменным интересом к окружающему, с любопытством смотрят на мир и собой украшают его.
Простодушен и наивен образ горца, несущего на плечах убитого им тура, в скульптуре «Охотник». Но во всем его облике – простой одежде, позе, выражении лица – ощущается подлинное мужество людей, живущих в суровых условиях гор.
Своеобразной поэтической метафорой воспринимается органичная и компактная по форме, выразительная по пластике линий и музыкальности строя скульптура «Играющий на свирели». Тема схватки, состязания двух борцов находит отражение в произведениях скульптора в исторической ретроспекции и современной действительности.
Ожесточенная схватка двух людей, упорное противостояние друг другу передано с большой достоверностью в скульптурных композициях «Борьба с амазонкой», «Единоборство. Ринг». Мощь, сила противников подчеркнута в массивных пластических объемах фигур, статике и одновременно динамике движения, в резких поворотах и ракурсах, в определенных позах громоздких тел и даже в самой грубой фактуре камня. Иной, более описательный характер, с определенным смысловым подтекстом, носит бронзовая скульптура «Поединок», в которой запечатлено уже завершение поединка, апофеоз победы над противником.
Тавасиев постоянно расширяет пластический диапазон, работая, помимо привычного доломита и мрамора, в материале дерева и бронзы. В понимании художника материя должна полностью воплотиться в теме и материал должен слиться с предметом. В этом отношении именно материал бронза особенно соответствует станковой скульптуре «Детство», состоящей из сложной изящной конструкции. Хрупкий мир детства, красота и обаяние юности переданы автором не только в трогательных фигурах мальчика и собачки, но в самом национальном духе, поэтическо-романтическом характере произведения, а такая деталь в скульптуре, как колесо телеги, не только художественное дополнение, оживляющее всю композицию, но и своеобразное напоминание об изменчивости, вечном круговороте природы. Во всех этих композициях-повествованиях, обыгрывающих неприхотливые сюжеты и переводящих их в ранг метафизического мифотворчества, Тавасиев, используя свою уникальную восприимчивость к художественным идеям прошлых эпох и современности, создает свое неповторимое искусство, свой собственный язык. Скульптурный цикл, посвященный национальной тематике, принадлежит к числу наиболее удачных начинаний мастера, здесь особенно наглядно видно развитие его творческой мысли.
Обостренное чувство прекрасного, эстетизма, художественности, в высоком понимании этого слова, всегда было свойственно произведениям Руслана Тавасиева, в том числе и его женским образам. Удивительно пластичны, выразительны портреты «Незнакомка», «Портрет девушки», «Женский портрет» и другие, в которых автор подчеркивает целомудренность, внешнюю и внутреннюю красоту облика. Женственность и нежность образа, особая поэтичность, преодолевающая метафизическую застылость, отличают произведения, выполненные Тавасиевым в обнаженной натуре. Обычный камень в руках мастера как бы оживает в серии его обнаженных женских торсов, воплощенных в статике и динамике, разных выразительных позах и ракурсах. Созданные в белом мраморе, они апеллируют к классическим античным образам, в которых подчеркивается гармония линий, утонченная пластика форм, возвышенность облика. Небольшая композиция из белого мрамора «Сон», соединяющая элементы рельефа, горельефа и круглой скульптуры, вызывает ассоциации с картиной, обрамленной рамой. Погруженный в сон-забытье образ обнаженной юной девушки резко контрастирует с ее ложем, покрытой в мягких складках тканью. Сочетание статичной позы фигуры, в которой подчеркнута чистота линий, гладкость фактуры, и волнообразной текстуры ткани создает особый пластический эффект, выразительность художественного образа. Атмосфера естественной простоты, реальной, даже обыденной жизни наполняется ассоциациями, мифологизируется. Скульптура «Сидящая» создана в граните. Образу сидящей юной девушки, обхватившей колени руками, свойственны статичность, гладкая фактура, подчеркнутость объема, конструктивно-тектонические моменты. Автор стремится путем отслоения второстепенных деталей добиться наиболее полного и чистого ощущения целого. Через емкость форм, подчеркнутость фактуры материала «пробивается» мягкость, наивность, пасторальность настроения.
Художественный почерк скульптора при всей его характерности на протяжении всего периода творчества постоянно меняется, приобретая самые различные смысловые и пластические выражения. Его художественное мышление идет дальше, и все больше расширяется масштаб его творческой деятельности. В работах мастера всегда присутствовала, но в последние годы стала особенно важной, проблема смысла бытия, которая для него неразрывно связана с религиозными образами («Распятие Христа», «Святой Георгий», «Колокол») и философской тематикой, которая занимает значительное место в его творчестве. Глубоким смыслом проникнута композиция «Путник». Бредущий на ощупь путник с посохом в руке и завязанными глазами – выразительный и многозначный образ одиночества, человеческих заблуждений, поиска своего места в мире… В скульптурной композиции «Яблоко» автор обращается к классическому образу яблока, которое символизирует извечный выбор человека между запретом и искушением, добром и злом. В центре основания композиции, которое создано из белоснежного мрамора в виде складок ткани, ее изящным и главным акцентом является бронзовое яблоко. Сочетание статики и динамики, металла и камня придает всей композиции особый изыск и красоту. Почти демоническое впечатление производит бронзовая голова, полая изнутри, в скульптуре «Диктатура». Властное выражение лица, вместо глаз огромные пустые глазницы прочитываются как воплощение всемирного зла, заключающее в себе всевидящий контроль и насилие. Неслучайно этот образ напоминает портреты античных правителей, известных своей жестокостью. Автор обращается к классическим аналогам и в создании головы лошади. В мраморной композиции «Осколок империи» данный образ воспринимается как символ власти, войн, порабощения… Как эхо далекой эпохи, из цельного каменного блока возникает выразительная морда коня. Дикий оскал, раздутые ноздри, выпуклые жилы – все говорит о мощи, неукротимой силе коня, неудержимо рвущегося вперед. Лапидарность, условность формы созвучна более обобщенному, собирательному образу в изображении другой головы лошади, созданной из красного дерева, квебрахо. На протяжении разного времени неоднократное повторение данного образа в своей основе оставалось неизменным.
Еще в ранний период творчества Тавасиев открыл для себя мир мудрости и красоты Востока. Он создал значительную серию, в которой нашел отражение богатый и таинственный мир далеких стран. Художника привлекали экзотика, животные и сами люди, их жизнь, древние обычаи, философские воззрения. Одной из интересных пластических задач для скульптора было изображение египетских кошек, которых почитали и считали священными в древнем мире. Он создал несколько вариантов на эту тему. В интерпретации автора они схожи с древними прообразами египетских статуэток, предназначенных для культовых обрядов. В них подчеркнута изящность форм, грация, гладкость фактуры, сам взгляд, устремленный как будто в никуда, в небытие. Особое место в творчестве Тавасиева занимает замечательная галерея художественных образов, посвященных древней Японии. В скульптурных портретах «Гейша» (дерево, квебрахо), «Гейша с веером» (мрамор, бронза) художник создает утонченный образ восточной женщины, в которой привлекает не только изысканная красота и женственность, но некая мистическая загадочность, возвышенно-романтический характер. Произведения Тавасиева на восточную тему в высшей степени эстетичны, их главные достоинства в художественном темпераменте, пластической изобретательности и уникальном чувстве движения. Особенно это проявляется в бронзовых скульптурах «Поединок самураев», «Банзай», «Самурай» и др., в которых предстает воинственный мир средневековой Японии. Ювелирно проработанные, отточенные в каждой своей детали, они кажутся весомыми и монументальными по форме, несмотря на небольшой размер, изящество и компактность всей композиции. С большой достоверностью передан характер самой эпохи, как во внешнем облике самураев, так и в присущих им воинственных качествах – мужества, бесстрашия, несгибаемой силе духа. Эти образы вновь возвращаются к Тавасиеву в более поздний этап его деятельности, но уже на новом уровне художественного осмысления, соединяясь с более поздними впечатлениями, теперешними мыслями и ощущениями и, главное, иным отношением к форме и образу, пришедшим в результате длительной творческой работы. Смена мысли и сферы воспоминаний порождает в его творчестве изменения технологии и масштаба, часто придавая его героям возвышенно-романтический характер, как, например, в серии портретов выдающихся деятелей культуры и науки: «Паганини», «Муслим Магомаев», «Махмуд Эсамбаев». Интересно разработана композиция рельефного портрета советского генетика С. И. Алиханяна. Фигура появляется из плоскости инертной материи камня, будто выходя из вечности, из какого-то отрешенного, абстрактного пространства, живой, сразу узнаваемый, отмеченный атрибутами своего творчества и судьбы. Его лицо, обращенное вперед, и взгляд, как бы устремленный в будущее, исполнены классического спокойствия, веры в великую всепобеждающую силу науки.
Скульптор Руслан Тавасиев ушел из жизни в расцвете творческих сил. Но его удивительное и неповторимое художественное наследие продолжает жить, заняв достойное место в современной национальной культуре. Неиссякаемый оптимизм, утверждение чувственного и яркого, красочного и пластичного, насыщенного до предела бытия как лучшего дара жизни – главные черты творчества скульптора. В них есть искренняя уверенность в ценности человека, его созидательную деятельность, необыкновенная и неизбывная вера в высокую духовность и всепобеждающую силу жизни.