Резван ХАСАНОВ. ПРАВА ЖЕНЩИН В ТУРЕЦКОЯЗЫЧНОМ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ЧЕРКЕССКОЙ ДИАСПОРЫ

Проблематика неравенства полов, прав женщин является актуальной и резонансной частью общественно-политической повестки дня в современной Турции. Регулярно в турецких СМИ появляются сообщения об убийствах женщин на почве ревности, чести и т. д. [1]. Турецкие феминистские организации рапортуют о высоком уровне насилия в отношении женщин в стране, гендерном неравенстве, экономической зависимости женщин и их исключенности из процессов принятия политических решений, обвиняя при этом правящие турецкие власти в поддержке и продвижении консервативных патриархальных ценностей [2].

В свою очередь нынешние турецкие власти, выступающие с консервативной повесткой, заявляют о том, что различные общественные организации внутри страны под видом защиты прав женщин пытаются разрушить институт семьи и навязать «чуждые западные ценности». По мнению турецких властей, данные организации распространяют ложные сведения о высоком уровне насилия в отношении женщин в турецком обществе, который, по заявлениям турецких властей, существенно меньше, чем во многих развитых странах мира [3].

В 2021 году после нескольких лет бурных общественно-политических дискуссий турецкое руководство приняло решение о выходе из Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием, известной также как Стамбульская конвенция [4]. Данное решение лишь углубило общественный раскол внутри турецкого общества касательно гендерного неравенства и прав женщин, запустив очередную волну общественно-политической полемики.

Активным участником данной полемики выступает и черкесская (адыгская) диаспора Турции, будучи глубоко интегрированной в турецкое общество. Причем внутри черкесской диаспоры, так же как и внутри турецкого общества, есть разные мнения касательно выхода Турции из Стамбульской конвенции. В частности, ведущая черкесская организация Турции — Федерация кавказских ассоциаций (далее Kaffed) — выступила с осуждением данного решения турецких властей, тогда как более консервативная и более лояльная турецким властям часть диаспоры поддержала данную инициативу.

В то же время для черкесских активистов «гендерный вопрос» представляет интерес не столько сам по себе, сколько как часть более широкого этнополитического дискурса. Перед черкесской диаспорой Турции на современном этапе остро стоит проблема потери собственной этнической идентичности и растворения, ассимиляции внутри принимающего общества. Причины, обусловившие угрозу для самосохранения черкесской диаспоры Турции, связаны с последствиями политики ассимиляции, проводившейся в отношении этнических меньшинств в республиканской Турции на протяжении всего XX века, а также c естественными процессами ассимиляции, вызванными ростом урбанизации среди черкесского населения начиная с 1960-х годов [5].

Черкесские диаспоральные организации и активисты рассматривают укрепление коллективной идентичности диаспоры как единственный способ борьбы с ассимиляцией. Причем укрепление коллективной идентичности черкесской диаспоры основывается на выявлении и утверждении в общественном сознании специфических культурных особенностей, отличающих черкесов от принимающего общества; другими словами — на выстраивании бинарной оппозиции «мы» и «они».

Одной из составляющих данной оппозиции, призванной подчеркнуть отличия между черкесами, с одной стороны, и турками и остальными народами Турции — с другой, выступает гендерный аспект, а именно — статус и положение женщины в черкесском обществе. Представляется возможным условно выделить три уровня в этнополитическом дискурсе черкесской диаспоры с точки зрения использования в нем гендерного аспекта с целью укрепления диаспоральной идентичности: мифологический, исторический и современный.

Мифологический уровень связан с использованием определенных сюжетов из нартского эпоса, которые призваны подкрепить тезис об особенном положении женщин в черкесской культуре и черкесском обществе начиная с древних времен. В этом контексте примечателен образ одного из центральных персонажей эпоса — Сатаней-Гуаша, которая выступает прародительницей и главой большого нартского семейства [6]. Несмотря на наличие в фольклористике различных трактовок образа Сатаней-Гуаша, в черкесской диаспоре доминирует представление о ней как о героине, обладавшей лидирующей ролью в нартском обществе и принимавшей все ключевые решения. Черкесские активисты подчеркивают уникальность образа Сатаней-Гуаша для всей мировой культуры, отсутствие в мифологиях других народов подобного женского персонажа, который бы объединял в себе и красоту, и мудрость, и смелость, и лидерские качества [7].

Использование мифологических сюжетов черкесскими активистами в контексте «женского вопроса» выражается в распространении в СМИ и социальных сетях различного контента, посвященного женским образам из адыгской мифологии, присвоение женским организациям и журналам имен героинь нартского эпоса и т. д. В частности, в программе Первого форума по вопросам женского участия, проведенного Федерацией кавказских организаций Турции в 2021 году, значился доклад на тему «Черкесская женщина в мифологии» [8]. Женская рабочая группа, созданная в 2019 году при Кавказской культурной ассоциации Стамбула, носит имя «Сатаней» (в турецком варианте «Seteney»). Большую популярность получила книга «Черкешенка Сетенай» Лидер Эршан, турецкой писательницы черкесского происхождения, рассказывающая историю черкешенки, попавшей в султанский гарем в качестве наложницы.

Исторический уровень в использовании черкесскими активистами гендерного аспекта для укрепления диаспоральной идентичности связан с деятельностью Общества взаимопомощи черкесских женщин, созданного в 1919 году в Стамбуле представительницами черкесской диаспоры во главе с Хайрие Мелек Хунч, писательницей и общественным деятелем. Данная организация, просуществовавшая до 1923 года, стала одной из первых женских организаций в турецкой истории. Общество занималось культурно-просветительской, образовательной и благотворительной деятельностью. Главной миссией Общества являлось сохранение национальной культуры и языка черкесов в диаспоре. В этих целях была открыта черкесская национальная школа, где впервые в османской истории осуществлялось совместное обучение девочек и мальчиков [9].

Черкесские активисты используют исторический сюжет о деятельности Общества для вовлечения женщин в этнический активизм, полагая, что именно на женщинах лежит особая роль по воспитанию детей на этнических традициях, формированию у подрастающего поколения черкесской идентичности и обучению их родному языку. В целях коммеморации Общества и популяризации его истории черкесские организации проводят вечера памяти основательниц Общества, выпускают биографические книги. Kaffed в 2021 году возобновил выпуск журнала «Diyane» («Наша мать»), который в течение короткого времени выпускался Обществом.

Современный уровень гендерного дискурса черкесских активистов связан со сравнением положения женщин в черкесском обществе с положением женщин в обществах других народов Турции. Так, большинство черкесских активистов подчеркивают, что в черкесском обществе отсутствуют многие явления, связанные с нарушением прав женщин, которые характерны для турецкого общества. В частности, они утверждают, что отсутствуют ранние браки, практикующиеся в анатолийской провинции и курдских регионах, что уровень семейного насилия существенно ниже или практически равен нулю по сравнению с общей ситуацией в Турции. При этом черкесские активисты подчеркивают, что представители турецких властей и различных этнокультурных организаций Турции, представляющих другие этнические группы, сами признают превосходство черкесской культуры с точки зрения обеспечения прав женщин. Однако ряд черкесских активистов левого толка считают, что положение женщины в черкесском обществе мало чем отличается от положения женщин в целом в Турции и что в большинстве случаев те или иные негативные явления не получают огласки из-за черкесской традиции «не выносить сор из избы». При этом, вне зависимости от разности взглядов, любые новости о тех или иных случаях семейного насилия в черкесском обществе позиционируются как следствие культурной ассимиляции черкесов, с которой необходимо бороться, укрепляя этнокультурную идентичность [10].

В целях вовлечения женщин в общественную деятельность черкесские организации предпринимают различные меры. К примеру, Kaffed в 2017 году внесла поправку в Устав организации. В соответствии с ней одну треть делегатов Генерального съезда федерации должны составлять женщины. В 2021 году прошел Первый форум по вопросам женского участия, проведенный Kaffed. В 2019 году впервые в истории федерации ее главой стала женщина. Нужно отметить, что глава федерации избирается на основе широкого консенсуса всех членов-ассоциаций, входящих в нее. В то же время у некоторых активистов был критический настрой относительно избрания женщины главой федерации, поскольку Совет-Хасэ по адыгской традиции возглавляет «тхамадэ», т. е. старейшина, а с точки зрения адыгских традиций женщина не может носить статус «тхамадэ» [10].

Необходимо также отметить, что черкесская диаспора активно отслеживает и зачастую остро реагирует на образ черкесской женщины, транслируемый в турецкой массовой культуре. Так, в 2018 году в сериале «Достаточно одной надежды» одна из героинь, характеризуя другую героиню черкесского происхождения, допускает в ее адрес нелестные высказывания из-за ее внебрачной связи. Это вызвало гнев черкесской диаспоры, воспринявшей это как дискриминацию и язык вражды в адрес черкесов. Организации устроили многочисленные митинги, обращения в суд и к турецким властям. В итоге им удалось добиться того, чтобы телеканал отменил дальнейшую трансляцию сериала и принес извинения в адрес черкесов [11].

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Büşra Kabataş’ı işkence ederek öldürmüş! Kan donduran cinayeth. URL: ttps://www.hurriyet.com.tr/gundem/busra-kabatasi-iskence-ederek-oldurmus-kan-donduran-cinayet-42151499

2. 10 yılın kadın cinayetleri haritası; en az 2 bin 534 kadın öldürüldü. URL: https://t24.com.tr/haber/10-yilin-kadin-cinayetleriharitasi,995876?ysclid=l95i4dmgu1142114361

3. Erdoğan: ‘Ülkemizdeki kadın cinayetleri, oran olarak Avrupa ülkelerinin çoğundan daha geride’. URL: https://www.cumhuriyet.com.tr/siyaset/erdogan-ulkemizdeki-kadin-cinayetleri-oran-olarak-avrupa-ulkelerinin-cogundan-daha-geride-1912870

4. Türkiye, İstanbul Sözleşmesi’nden resmi olarak ayrıldı. URL: https://www. sozcu.com.tr/2021/gundem/turkiye-istanbul-sozlesmesinden-resmi-olarak-ayrildi-6515508/

5. Хасанов Р. Ш. Языковые процессы в черкесской диаспоре Турции: этнополитический аспект // Язык и культура в эпоху интеграции научного знания и профессионализации образования. 2021. Т. 1. № 2–1. С. 214–220.

6. Мижаев М. С. Сатаней-Гуаша — героиня нартского эпоса // Псалъ. 2013. № 10(13). С. 46–50.

7. Yismeyl Özdemir Özbay. Setenay Guaşe. URL: http://www.circas siancenter.com/tr/setenay-guase/

8. Kaffed Kadın Katılımı Çalıştayı. URL: https://www.kaffed.org/haberler/federas yondan/ item/4266-kaffed-kadin-katilimi-calistayi.html

9. Hayriye Melek Hunç, Çerkes Kadınları Teâvün Cemiyeti ve Numune Mektepleri. URL: https://m.bianet.org/bianet/kadin/224485-hayriye-melek-hunc-cerkes-kadinlari-teavun-cemiyeti-ve-numune-mektepleri

10. Kaffed’in İlk Kadın Başkanı Şekerci. URL: https://www.sivilsayfalar. org/2019/12/19/ kaffedin-ilk-kadin-baskani-sekerci-baskanligima-yapilan-yorumlar-bu-alanda-yapilacak-cok-isimiz-oldugunu-gosterdi/

11. Çerkeslerden Kanal D önünde protesto. URL: https://www.gazete duvar.com.tr/gundem/2018/10/21/cerkeslerden-kanal-d-onunde-protesto