Ольга РЕЗНИК. ВЛАДИКАВКАЗСКОМУ ТРАМВАЮ — 120 ЛЕТ!

24 июля (6 августа) 1904 года в главном административном центре Терской области — г. Владикавказе произошло одно из самых важных событий в его истории: состоялся пробный рейс нового для города вида транспорта — трамвая. Регулярное пассажирское движение по трем линиям было открыто 3 (16) августа 1904 года, когда при огромном стечении горожан под перезвон церковных колоколов первый трамвай вышел из депо, пересек выстроенный для него мост и двинулся по маршруту.

По описанию современников, первый трамвай представлял собой полуоткрытый вагончик с рекламным щитом «Зингер» на вогнутой крыше. Как отмечают исследователи, одним из первых водителей трамвая был осетин Кибл Абаев.

Владикавказский трамвай и городская электростанция изначально были построены и введены в эксплуатацию бельгийскими концессионерами в качестве единого предприятия. В 30-х годах по Владикавказу все еще ездили бельгийские двухосные моторные вагоны 1904 года поставки.

В 1907 году появился трамвай унифицированной серии Ф (Фонарный), выпуск которого освоил целый ряд российских заводов, в том числе Мытищинский вагоностроительный. Эта модель имела деревянный кузов, 19 мест для сидения и развивала скорость до 40 километров в час. Обозначение этого типа трамваев как фонарных пошло вовсе не от наличия в них электрических ламп, а от остекленного купола на крыше вагона (так называемого фонаря), предназначенного для улучшения естественного освещения салона в дневное время. Во Владикавказе они появились в начале 30-х годов прошлого века. В мае 1934 года прибыли 8 трамвайных поездов (8 моторных и 8 прицепных вагонов) производства Мытищинского завода, а также один моторный вагон МВ из Ленинграда, в качестве подарка городу. В июне 1934 года новые вагоны открыли движение по первой линии широкой колеи. Последний узкоколейный трамвай прошел по городу в 1936 году.

Великая Отечественная война помешала дальнейшему развитию электротранспорта в городе, нанесла большой урон трамвайному хозяйству. Под бомбежками трамвайщики бесперебойно обслуживали госпитали города. Накануне войны в депо имелись 21 моторный и 18 прицепных вагонов. Восемь из них были разбиты. Благодаря усилиям трудового коллектива Управления трамвая пассажирское движение было восстановлено к концу 1942 года. 15 ноября на улице вновь раздался трамвайный звонок…

Со временем потребности в перевозках увеличивались, трамвайная сеть расширялась. С 1952 по 1956 год из Ленинграда поступило 6 новых поездов КТМ-П-1 и 2 поезда МС-МСП после капитального ремонта.

Двухосные моторные вагоны КТМ-1 с прицепами КТП-1 серийно выпускались с 1947 по 1961 год. Вагоны были цельнометаллическими, что на тот момент можно назвать прогрессивным, но при этом имели непосредственную систему управления. Данная модель трамвая отличалась относительно небольшой вместимостью, но на владикавказских улицах ее можно было встретить вплоть до середины 70-х годов прошлого века.

В 1961–1969 годах было произведено обновление вагонного парка: подвижной состав трамваев пополнился моделями КТМ-2, и к концу 60-х годов старые довоенные вагоны были уже полностью списаны.

С начала 1970-х годов Управление трамвая ввело бескондукторное обслуживание пассажиров в целях снижения издержек трамвайного предприятия. А в 1972 году город получил первые четыре трамвайных вагона Tatra Т3SU производства чехословацкого предприятия «ЧКД-Прага». Их опытная эксплуатация прошла удачно, и к 1976 году с трамвайных маршрутов окончательно ушел отечественный подвижной состав, вытесненный «Татрами».

Несколько лет назад Владикавказ чуть было не остался без своей визитной карточки — трамвая. Старое трамвайное депо, являющееся основной ремонтной базой вагонов, обанкротилось, а его имущество и вовсе продали за бесценок в частные руки. Скандал вокруг депо привлек внимание контролирующих органов и сделку признали незаконной — депо вернули в муниципальную собственность. Далее, благодаря труду работников «Владтрамвая», старые чешские «Татры» после полного капремонта получили новые современные салоны. Первый обновленный вагон покрасили в цвета триколора российского, а второй — осетинского. Так, ко всеобщей радости, наш транчик, как владикавказцы шутя называют свой любимый вид транспорта, был спасен.

В последнее время во Владикавказе появились тематические трамваи, которые радуют горожан в праздники и иные памятные даты: «Новогодний», «Владикавказ», «Победа», детский трамвай-кафе. Но больше других горожанам полюбился трамвай «Кавказский барс», стилизованный под окрас шкуры переднеазиатского леопарда, — это вклад столицы республики в проект по восстановлению популяции барса в Северной Осетии. Он был настоящим украшением города, но с появлением новых современных вагонов его, к сожалению, перестали выпускать на линию.

Абсолютное большинство урбанистов считает трамвай лучшим видом наземного транспорта. Он экологичный, максимально комфортный, более безопасный по сравнению с другими видами общественного транспорта, не стоит в пробках и способен перевозить несравненно большее количество пассажиров. Поэтому, несмотря на ретроспективную направленность этой статьи, трамвай — это транспорт будущего. Наш город постоянно растет, а вместе с ним должны расти и трамвайные сети, это сделает жизнь горожан только комфортнее.

Сегодня парк трамваев во Владикавказе полностью обновлен, и по улицам города курсируют современные комфортабельные вагоны, доставленные сюда из Екатеринбурга.

Надеемся, что еще не одно поколение владикавказцев будет с удовольствием пользоваться этим видом транспорта.

С юбилеем тебя, владикавказский трамвай!