Ольга РЕЗНИК. ШАХ И МАТ ЖИВОПИСЦА СЕРГЕЯ ФИЛАТОВА

Можно ли изобразить музыку? Оказывается, можно. А время? И время тоже можно. Можно даже, прибегнув к наглядности, представить жизнь как игру. Ведь неслучайно мы так любим произносить фразу «Что наша жизнь? Игра!», авторство которой приписывают то Шекспиру, то Пушкину, хотя на самом деле она звучит в опере «Пиковая дама», либретто к которой написал младший брат выдающегося композитора Петра Чайковского Модест Чайковский – драматург, переводчик и театральный критик.

Однако, коли уж играть, то по-крупному, сделав ставку, скажем, на старую, как мир, логическую игру – в шахматы. Ведь люди, что ни говори, сродни фигурам на шахматной доске. Кто-то совершает ход конем, кто-то чувствует себя совершеннейшей пешкой, но не оставляет надежды пробиться в ферзи, кто-то ведет партию шута, кто-то взвешенную игру, а кто-то, делая карьеру, совершает восхождение к власти, ощущая себя не иначе, как королем или королевой. Это в зависимости от обстоятельств.

Если вы согласны со всем вышесказанным, то вам легко будет воспринять творчество, а следовательно, и мироощущение адыгейского художника из Майкопа Сергея Филатова, чей выставочный проект «Территория-64» был представлен в экспозиционном зале Национальной научной библиотеки Республики Северная Осетия-Алания.

«Территория-64» – это сама жизнь, изображенная живописцем и показанная как игра в шахматы. А жизненное пространство – некое подобие шахматной доски, состоящей из чередующихся 64 белых и черных клеток (да, да, именно клеток, хотя наша жизненная философия, скорее, вмещает такие понятия, как черная и белая полосы). Шахматные фигуры-символы – это люди, мужчины и женщины, существующие по своим законам бытия. Их судьбы складываются из белых и черных клеток – мира и войны, любви и ненависти, жизни и смерти. Все как в реальной действительности. Потому и великий Омар Хайям в одном из своих рубаи написал: «Мир я сравнил бы с шахматной доской: то день, то ночь…». Кстати, эти строки стали эпиграфом к выставочному проекту Сергея Филатова.

«Шахматы являются отдельно моделью и метафорой нашего порядка вещей, они выражают противоборство двух начал мира, иерархичность. Таким инструментом можно выстроить разные логики взаимодействия (на удачу, на расчет) и соревноваться не только с противниками, но и с самой судьбой», – считает куратор проекта «Территория-64», заслуженный работник культуры Республики Адыгея Фатима Сулейманова. Окном в другую вселенную со своим временем, своими особыми законами и собственной загадкой бытия назвала она каждую из работ художника Сергея Филатова, который в проекте «Территория-64» предстал перед зрителями как «концептуальный художник с элементами постмодернизма, поскольку он обращается к различным стилям и цитатам из старых мастеров».

Североосетинские зрители, которых, по правде говоря, трудно чем-то удивить, с интересом познакомились с необычным художественным проектом из Адыгеи и по достоинству оценили и философичность таинственной живописи Сергея Филатова, и ироничность художника, и его мастерство, и умелое и уместное использование в творчестве таких приемов, как аллегория, метафора, замещение… И ведь при этом, по сути, в каждой из работ Филатова кроется какая-то непостижимая загадка, которую непременно хочется разгадать, постичь, дабы предвидеть последующий ход событий и что-то еще, одному творцу только ведомое.

Вот и народный поэт РСО-Алания Ирина Гуржибекова попыталась угадать это таинственное что-то. Ирина Георгиевна подарила Сергею Филатову искрометный поэтический экспромт:

Художник может видеть свет впотьмах

И то, что не постичь обычным взором.

Сергей увидел шахматы в горах,

А в шахматах, наверно, видит горы.