Марина ПЛИЕВА. ОТ КЛУБА ДЕКАБРИСТОВ К ТЕАТРУ «САБИ»

Из истории строительства памятника архитектуры

Владикавказу есть чем гордиться. Несмотря на разрушения, имевшие место во время войн и социальных потрясений, здесь сохранилось большое количество прекрасных зданий. Практически все они находятся в так называемом «старом городе» — историческом центре Владикавказа. Однако сегодня хочется рассказать о самом красивом строении в бывшей Курской слободке. Это не совсем центр города, но и по сегодняшним меркам далеко не его окраина. А речь пойдет о здании, где в настоящее время размещается Театр юного зрителя «Саби». Скажем сразу: трудно встретить такого жителя Владикавказа, который хотя бы раз не побывал в кукольном театре. То есть скажешь «Саби» — и перед внутренним взором тут же встает это величественное здание. Правда, старшему поколению оно больше известно как «клуб декабристов».
Единственным печатным источником, содержащим сведения об этом здании, является «Краткий историко-краеведческий справочник Владикавказа», составленный В. А. Торчиновым и изданный во Владикавказе в 1999 году. Информации в нем немного, поэтому приведем ее полностью:
«Зрелищное здание (1914 г.). Автор проекта — архитектор И. В. Рябикин. Последнее общественное здание, выстроенное в г. Владикавказе в дореволюционный период. Главным помещением здания был большой двухсветный зрительный зал. Во время Первой мировой войны в здании был развернут военный госпиталь. В 1920-е здесь находился “клуб декабристов” завода “Электроцинк”. С 1968 года в здании работает Северо-Осетинский театр кукол, основанный в 1943 году (ул. Титова, 11)».
В дореволюционном Владикавказе сведения обо всех строениях, как и об их владельцах, находились в Городской управе. Но, как известно, здание управы (бывший дом барона Штейнгеля) полностью было уничтожено в 1919 году вместе со всеми документами. Поэтому найти информацию о том или ином строении Владикавказа весьма затруднительно. В такой ситуации приходится обращаться к второстепенным источникам.
В справочнике Торчинова есть упоминание о госпитале периода Первой мировой войны. Тут необходимо уточнить, что в то время в городе госпитали не открывались. Открывались лазареты. Приведем их полный перечень: лазарет № 1 в здании Общественного собрания; лазарет № 2 в здании 2-й женской гимназии; лазарет № 3 на Бородинской улице, в доме доктора Воронова; лазарет № 4 в Гоголевском училище; лазарет № 5 в клубе приказчиков на Лорис-Меликовской улице; лазарет № 6 в Пушкинском училище; лазарет № 7 в казенном винном складе; лазарет при Владикавказском кадетском корпусе, при Городской больнице, при Покровском женском монастыре. Также под лазареты были арендованы лечебницы: доктора Митника, доктора Шмиргельда, доктора Салтыкова и доктора Туганова. Таким образом, становится очевидным, что никакого лазарета в зрелищном здании не было.
Вернемся к названию и попробуем понять, что подразумевалось под зрелищным зданием. Видимо, помещение предназначалось для проведения различных зрелищных мероприятий. Каких именно — сказать трудно, так как на страницах местных газет никакие мероприятия, которые могли бы проводиться в этом здании, не анонсировались, в отличие от всех других значимых событий в городе. К слову сказать, все общественные здания, будь то помещения учебных заведений, банка, почтамта, Общества взаимного кредита, здания для размещения правительственных и местных учреждений, упоминались в прессе многократно. Начиная от принятия решения об их возведении, закладке фундамента, ходе строительства, заканчивая их приемкой, освящением и открытием учреждения. Все эти события всегда привлекали массу людей и подробно освещались на страницах газет. Но о строительстве здания для зрелищных мероприятий нет ни единого упоминания. Поэтому напрашивается вывод, что такого здания вообще не было.
Первым найденным документом, проливающим свет на интересующий вопрос, стало письмо Терского областного отдела здравоохранения от 8 июля 1920 года, адресованное в отдел государственных сооружений Терского областного совнархоза, в котором, в частности, говорилось: «Прошу распоряжения об измерении недостроенной постройки глазной больницы (дом Зипалова) на предмет достройки ея под Пастеровский институт и составлении краткой сметы». О каком именно здании идет речь, видно из другого письма в тот же отдел, поступившего 13 августа 1920 года. В нем подотдел Единой трудовой школы Областного отдела Наробраза сообщал, что «для своих нужд наметил три здания: угол Марьинской и Госпитальной, дом Зипалова, Народный дом и флигель Владимирского приюта. Эти здания самые подходящие, и подотдел просит приступить к ремонту и приспособлению их под школу». В этом документе опять упоминается дом Зипалова, но уже с конкретным адресом: угол Марьинской и Госпитальной. Сегодня это угол Титова и Маркуса. На каждом перекрестке, как правило, имеются четыре здания. На пересечении улиц Титова и Маркуса мы видим один из корпусов больницы, одноэтажный жилой дом, театр “Саби” и небольшой скверик. То есть всего три здания. И существует большая вероятность, что в обоих процитированных документах речь идет о здании, занимаемом сегодня Театром юного зрителя. Подтверждение этому нашлось в ответе, который подотдел Единой трудовой школы получил 14 августа, то есть буквально на следующий день, от заведующего архитектурно-строительным подотделом: «Имею честь указать, что дом Зипалова на углу Марьинской и Госпитальной улиц представляет из себя неоконченное здание больницы, и Облздравотдел уже ассигновал средства на достройку этого здания».
Итак, теперь уже не остается никаких сомнений, что сразу два ведомства просили предоставить им здание, о котором идет речь. Но давайте вчитаемся внимательно: недостроенная постройка глазной больницы (дом Зипалова). Понятно, что ни о каком зрелищном здании и расположении в нем госпиталя во время Первой мировой войны и речи быть не может. К тому же постройка не была окончена. Нетрудно предположить, что этому могли помешать предшествующие 1920 году события. К тому же владелец строения мог покинуть город в годы революции или Гражданской войны, поэтому строительство остановилось.
Само собой разумеется, появилось желание узнать побольше о том самом Зипалове, не успевшем окончить строительство во Владикавказе глазной больницы. Тем более что фамилия эта была достаточно известной на Северном Кавказе. Большой купеческий род Зипаловых разделился, и его представители проживали в Нальчике, Пятигорске и Владикавказе, оставив после себя значительный след в истории региона. Но кто именно владел недвижимостью на углу Марьинской и Госпитальной? Удалось выяснить, что владельцем оказался потомственный почетный гражданин Николай Егорович Зипалов, который вместе с братом Владимиром владел также зданием на углу Александровского проспекта и Грозненской улицы (проспект Мира и улица Куйбышева), где располагалась гостиница «Европа».
Следующее открытие было сделано благодаря плану Владикавказа, изданному в 1912 году. На этом плане на интересующем нас углу показана глазная лечебница. Теперь картина становится абсолютно ясной. На пересечении улиц Госпитальной и Марьинской в здании, принадлежащем Николаю Егоровичу Зипалову, до революции находилась глазная лечебница. Владелец, видимо, снес старое строение с целью воздвигнуть новое, большей площади. Предполагалось, что в новом здании по-прежнему будет находиться глазная лечебница. Однако строительство по объективным причинам остановилось. И, как мы видели, только в 1920 году был поднят вопрос о достройке, но уже для Пастеровского института. Забегая вперед, скажу, что он так и не был открыт, а здание не было достроено.
А что же клуб декабристов? Согласно справочнику Торчинова, он был открыт в 1920 году, причем в здании, которое, как мы убедились, на тот момент не было достроено и не функционировало. Но само открытие было. Только в другом месте и под другим названием: клуб работников завода «Алагир» (прежнее название завода «Электроцинк»). Оно состоялось 20 декабря 1920 года в здании политехнического института (первый советский политехнический институт был открыт во Владикавказе в 1918 году, в 1923-м он был преобразован в Горский сельскохозяйственный институт). Выступавшие на открытии ответственные работники отмечали особое значение клубов как очага пролетарской культуры в жизни рабочих. Затем состоялся большой концерт с обширной программой.
Однако спустя почти два года мы читаем на страницах газеты «Горская правда» (11 ноября 1922 года) сообщение о торжественном открытии 7 ноября в помещении Гоголевского училища (ныне школа № 11) клуба рабочих Алагирского завода. Опять были выступающие с речами, ставилась пьеса, декламировались стихи и играл духовой оркестр. Можно предположить, что по каким-то причинам клуб, открытый в 1920 году, прекратил свою работу. И новое открытие состоялось два года спустя. Хотя логичнее было бы предположить возобновление работы некогда закрывшегося клуба. Через год клубу пришлось перейти в помещение бывшей приходской школы при бывшей Вознесенской церкви. Сегодня на ее месте находится пятиэтажный жилой дом на улице Чкалова. После переименования завода в «Кавцинк» клуб, соответственно, назывался клубом «Кавцинка».
На отчетно-выборном собрании клуба в январе 1926 года выступающие отмечали, что главной причиной, мешающей проводить клубную работу, является отсутствие соответствующего помещения. Количество кружков было сокращено до минимума, но и существующим приходилось работать в тяжелых условиях. Культурные потребности рабочих расширялись, поэтому все настоятельнее чувствовалась необходимость в более просторном и подходящем помещении. При перезаключении коллективного договора с «Госпромцветметом» рабочие внесли и отстояли важный пункт: построить новый клуб вместимостью не менее чем на 500 человек. Средства для этой цели были отпущены в размере 37 000 руб. Когда деньги были на руках, профорганизация стала подыскивать подходящее помещение. Такое здание, вернее стены, нашли. Стояли они одиноко, обшарпанные, не покрытые верхним навесом. За стенами внутри валялись груды камней. Это был скелет здания. Предстояла большая работа. И 5 августа 1926 года в газете «Власть труда» появляется объявление Управления Алагирских предприятий «Госпромцветмет» о том, что на 7 августа объявляются открытые торги на достройку двухэтажного здания под клуб в г. Владикавказе на углу улиц Маркуса и Госпитальной, напротив здания городской больницы (бывший дом Зипалова). А уже 13 сентября закипела работа. Стены были закреплены, возведена крыша, внутри поставлены перегородки. Была осуществлена перепланировка внутри здания: выделены кружковые комнаты, устроен зал, возведены хоры-балконы, отведено место для фойе. Общая площадь нового здания составила почти 1000 квадратных метров, тогда как старый клуб имел площадь не более 170 квадратных метров. Девять комнат было выделено исключительно под кружковые занятия: политкружки, художественные кружки, музыкальные, радио-кабинет и др. Большое светлое помещение было отведено под библиотеку-читальню, вмещавшую до 100 человек. Внутренние помещения и фасад здания освещались электричеством. На башне здания устанавливались большие часы, которые должны были обслуживать весь окраинный район города.
Вопрос о наименовании клуба обсуждался задолго до его открытия. Варианты предлагались разные, но больше сходились на названии «Кузница пролетарской культуры». Однако окончательное решение было принято на церемонии открытия клуба. Состоялось оно 31 декабря 1926 года. Рабочие пришли со своими семьями, тут же присутствовали красноармейские делегации подшефной части, железнодорожники и многие другие. Торжественное собрание открыл председатель местного отделения союза горняков товарищ Легеньков. Он рассказал об истории Алагирского завода, революционном движении среди алагирцев, остановился на героических эпизодах из жизни завода. Затем был избран президиум из 23 человек. Почетными членами президиума были утверждены представители высшего руководства страны: товарищи Сталин, Калинин, Томский и Угаров. Им была отправлена приветственная телеграмма. Управляющий заводом товарищ Тогузов от имени заводоуправления, отпустившего средства на постройку клуба, торжественно передал новый клуб в распоряжение горняков. Товарищ Легеньков объявил клуб принадлежащим профорганизации и назвал его имя: «Памяти декабристов». Над клубом был поднят красный флаг с сияющей надписью «Памяти декабристов». Затем на сцену под аплодисменты вышли технические работники, которые все время трудились над обустройством клуба: Векшин, Кубачек и Арабаджи, а также рабочий химотдела Тульский, который получил премию в конкурсе на лучшее название клуба.
Торжественное мероприятие продолжалось еще долго и закончилось выступлением театрального коллектива «Синяя блуза».
Таковы история строительства одного из красивейших зданий нашего города и небольшой экскурс в историю появления в нашей столице клуба декабристов, официальное название которого — клуб «Памяти декабристов».