Лана ХУБАЕВА. МОЗДОКСКОЕ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Имена просветителей Кирилла и Мефодия и их вклад в создание и развитие славянской письменности в настоящие время общеизвестны и не нуждаются в подробном описании. Коротко напомним, что в XIX веке в период развития просвещения, образования и появления различных обществ в Киеве существовало тайное братство, носившее название Кирилло-Мефодиевское. Организовано оно было в 1845 году и имело свои политические цели, главной из которых было создание демократических республик, а объединявшим их центром стал бы город Киев.
Но намного ранее появления Кирилло-Мефодиевского братства, в 1809 году, в Перми было открыто одноименное училище. Пермское Кирилло-Мефодиевское училище являлось крупным учебным заведением и имело довольно богатую историю. Позднее училища, носившие название «Кирилло-Мефодиевское», были открыты в ряде крупных городов России, в частности в Ростове в 1885 году (на Новом поселении). Но они, в отличие от обществ с подобным названием, являлись учебными заведениями и не имели политических задач, равно как и не имели к данным обществам никакого отношения, за исключением схожести названий. Открывались училища на официальном основании и были подчинены политической и учебной власти.
Как известно, вторая половина XIX века является временем, когда образование, в том числе и в Терской области, становится на прочную основу и получает широкое развитие, достигая даже отдаленных ее уголков — селений, станиц и деревень. В этом смысле Моздок, город, входящий в состав Терской области, становится на довольно высокую ступень развития. Вопрос просвещения приобретает острую актуальность, и здесь начинают открываться приходские и городские училища, где процесс обучения, методы преподавания практически не отличались от методов преподавания и программ в училищах крупных и средних городов, в частности Владикавказа. Известно, что первые школы на территории современной Осетии зародились именно в Моздоке.
1 сентября 1885 года в Моздоке на базе уже функционировавшего приготовительного класса при городском трехклассном училище открывается Кирилло-Мефодиевское училище, получившее свое наименование в честь основоположников славянской азбуки, святых Кирилла и Мефодия [1, л. 1]. Инициаторами выступили представители городской думы, которая, будучи учредителем, изначально взяла на себя обязательство нести все необходимые для его открытия и функционирования расходы, обеспечение помещением — либо наемным, либо собственным, а также содержание в целом. Постановлением от 4 апреля 1885 года моздокская городская дума определила «имеющийся при городском мужском училище приготовительный класс переименовать в “Начальное городское училище св. Кирилла и Мефодия” с отнесением расходов на городские средства» [2, л. 1].
Открытие училища было приурочено к тысячелетию чествования «кончины первоучителя славян святого Мефодия». Из сумм моздокской городской думы были выделены средства на приобретение трех икон Кирилла и Мефодия, которые были поставлены в зале городской думы, в Моздокском городском и Моздокском женском училищах. Перед каждым началом учебного года было постановлено служить молебен [2, л. 34]. После представления попечителем кавказского учебного округа постановления моздокской городской думы от 22 октября 1885 года министр народного просвещения «разрешил учреждаемое в городе Моздоке Терской области на средства местной городской думы одноклассное приходское училище именовать Училищем Св. Кирилла и Мефодия» [3, с. 457].
В том же 1885 году газета «Терские ведомости» со ссылкой на газету «Кавказ» опубликовала заметку, где говорилось, что моздокская городская дума на одном из последних заседаний постановила «увековечить память славянских просветителей Кирилла и Мефодия открытием городского начального училища» [4, с. 1]. При открытии училища было прописано, чтобы сюда принимались только дети граждан Моздока. И только в том случае, говорилось в постановлении, «если будут оставаться свободные вакансии, таковые можно замещать мальчиками из других мест». Следует отметить, что училище являлось мужским учебным заведением.
В религиозно-конфессиональном отношении, по сведениям за тот же год, состав учащихся выглядел следующим образом: православные — 53; армяно-григорианского исповедания — 14; католики — 3; мусульмане — 3; представители прочих исповеданий — 7. В сословном отношении: представителей городских сословий — 68; крестьян, нижних чинов и казаков — 6 [5, л. 12].
В 1896 году, 14 марта, моздокская городская дума поставила на заседании вопрос об открытии еще одного, дополнительного отделения, вследствие чего городским головой был прочитан доклад, который стал отправной точкой в вопросе расширения училища. В нем, в частности, говорилось: «В Моздокском городском училище обучается 116 учеников и имеется два учителя. Так как это училище содержится на средства города и желающих определиться сюда очень много, но училище, за неимением свободных вакансий, вынуждено бывает родителям многих учеников отказывать в просьбах их, и, кроме того, имея в виду, что к делу народного образования всегда нужно бывает отнестись сочувственно, почему во многих городах и даже селах затрачиваются значительные суммы для постановления его на должную высоту, то я, со своей стороны, предлагаю — в ознаменование имеющегося свершиться в мае сего года священного Коронования Их Императорского Величества — открыть при названном училище дополнительное отделение на 60 учеников, приспособив нижний этаж дома, занимаемого училищем, с ассигнованием на это из городских сумм четырехсот рублей ежегодно на наем квартиры для учителей и жалованья учителю вновь открываемого отделения с тем, чтобы из общего количества учащихся 25 % обучалось бесплатно, дать при этом преимущество жителям города, и чтобы право избирать бедных учеников было предоставлено Общественному управлению, и — независимо от этого — приобрести икону Святителя Николая Чудотворца для вновь открываемого отделения» [6, л. 85].
После заседания гордумы голова Моздока Алдатов в направленном на имя директора народных училищ письме просит его «войти с ходатайством» к попечителю кавказского учебного округа с прошением о разрешении «открыть данное отделение с назначением в него учителя» [7, л. 14].
15 марта того же года, вероятно во второй день заседания, были сформулированы пункты, содержащие условия, на которых училище должно было функционировать в дальнейшем, а именно:
1) ежегодно отчислять из городских сумм 240 рублей на уплату за правоучение 30 учеников в местном городском трехклассном училище;
2) также ежегодно отчислять из тех же сумм 150 рублей на уплату за правоучение 25 учениц.
В 1894 году возникла проблема с выделением средств на приобретение учебных пособий для библиотеки училища. Согласно исчислениям, необходимая на приобретение пособий сумма составляла 207 рублей. Рассмотрев список «подлежавших выписке книг», дума отложила решение данного вопроса «впредь до улучшения городского бюджета» [8, с. 4]. И все же в июне постановили разрешить городской управе выдать училищу в качестве кредита 70 рублей на приобретение необходимых учебных пособий.
Будучи «современником» Кирилло-Мефодиевского училища, в Моздоке функционировало Александровское женское двухклас­сное училище. Открыто оно было ранее Кирилло-Мефодиевского, в 1873 году. В 1898 году у представителей городской власти возникла идея перевести Александровское училище в другое здание, освободившееся после перенесения в свою очередь Моздокского трехклассного городского училища. Поскольку ни у самого Александровского училища, ни у городской думы Моздока не имелось достаточно средств на оборудование нового помещения для женского училища, постановлением, подписанным директором народных училищ, было разрешено «воспользоваться специальными суммами Моздокского Кирилло-Мефодиевского училища в размере 1 200 рублей без процентов сроком на 4 года, для приспособления старого здания городского училища под Александровское женское, взаимообразно, при условии, если моздокское городское общество даст обязательство, что оно означенный заем погасит из общественных средств непременно в течение 4 лет, внося по 300 рублей ежегодно, и что названный дом Александровского училища будет непременно окончен к началу будущего учебного года» [9, л. 120]. Выслушав данное предложение, городская дума постановила: поручить городскому голове выдать дирекции «отношение за обязательство», т. е. обязательство возвращать выданные суммы по 300 рублей в год. Таким образом, обязательство вернуть суммы, взятые у Кирилло-Мефодиевского училища на оборудование помещения Александровского училища, городская дума брала на себя [9, л. 13].
О программе Кирилло-Мефодиевского училища и учебном процессе в целом позволяют судить отчеты директора, а чаще инспектора народных училищ после периодически проводимых ревизий. К примеру, отчет за 1895 год. Из заключений инспектора народных училищ Терской области, осуществлявшего проверку, в частности, ведения в училище учебного дела в начале октября, 3, 4 и 10 числа, узнаем, что училище состоит из трех комнат, коих было недостаточно для обучения всех учащихся, в связи с чем занятия проводились в две смены. В каждом отделении был свой учитель, и только учитель Живокулов преподавал во всех отделениях. Учеников в это время в училище было 50. Посетив занятия учительницы Егоровой, инспектор народных училищ отмечает, что сначала учительница упражняет детей на букву «и» по букварю Вахтерова, потом «выделяет звук “ж” при составлении слова “жито”» и замечает, что «по непонятной причине не все буквы одинакового размера». На уроке арифметики «в беглом счете дети слабоваты», материал проходится чисто теоретически, без закрепления, соответственно, маленькими задачами. Инспектор обратил внимание на подсказывающие вопросы и рекомендовал, чтобы таковых не было. Особое замечание было высказано в следующей формулировке: «Неприятно было отметить, что учительница не знает всех до сего времени фамилий своих учеников». Посетив занятия учителя Живокулова, инспектор указал, что во время прорабатывания географической статьи «Отчего бывает день и ночь» механизм чтения не у всех детей удовлетворительный. Однако он сделал вывод, что «в целом занятия удовлетворительны».
Преподавание такого урока, как Закон Божий, было охарактеризовано формулировкой: «ведется односторонне, без наглядности обучения, т. е. без карт и картин» [10, л. 17]. На протяжении ряда лет предмет Закон Божий преподавал законоучитель Варфоломей Синанов, являвшийся выпускником Ставропольской духовной семинарии. Он состоял на службе в целом с 1860 года и работал в Кирилло-Мефодиевском училище с 1886 года [11, л. 50].
При посещении третьего отделения, где преподавал учитель Кончухидзе, инспектор отметил, что знания учащихся удовлетворительны, но от учителя требуется обеспечить более твердое усвоение пройденного учащимися и оканчивающими училище. Особенно, по мнению инспектора, это касается инородцев, поскольку они нуждаются в объяснении непонятных слов и понятий больше. Это в том числе касалось и изучения катехизиса, где необходимо было более твердое и более сознательное усвоение пройденного.
Также о программе, по которой велись занятия, можно судить из отчета 1899 года. Здесь в рамках Закона Божия урок в первом отделении начинался с прочтения молитвы «Отче Наш» и «Молитвы Господней» сначала одним учеником, а затем всем классом хором в нескольких частях, которым были даны объяснения. Детям второго отделения было рассказано о Вознесении Господа Иисуса Христа. На уроке также переводили статьи о прощении обид, об учении Христа и о Его втором пришествии и Страшном суде. «Учитель Кончухидзе упражнял детей в церковно-славянском пении, задавая его также на дом». Инспектор рекомендовал «обратить внимание на усвоение практическим путем форм церковно-славянского языка, не сходных с русским языком». Кроме того, было предложено требовать от детей передачи содержания по плану, дабы заученное детьми «всегда оставалось в памяти». В третьем отделении дети рассказывали о чудесах, творимых Иисусом Христом. На уроке русского языка дети читали стихотворения «Утро» и «Внутренность избы». Во время очередного посещения урока третьего отделения инспектор народных училищ подчеркнул, что детям было рассказано об Отечественной войне, избрании на царствование Михаила Романова и были прочтены статьи по учебной книге «Степной край», а также «Рожь и другие хлебные растения» [12, л. 17 об.] .
В результате «ревизии знаний» было сделано заключение, что «в общем обучение в училище идет достаточно успешно. Программы по русскому чтению, Закону Божию и арифметике закончены, чего нельзя сказать о программе по церковно-славянскому чтению, которую необходимо заканчивать к назначенному сроку».
Одной из примечательных сторон в этом учебном заведении являлся устроенный при училище сад, упоминание о котором не раз встречается в деловых переписках училища в разное время. Изначально, когда училище только открылось, сад при нем также имелся, но, по всей видимости, он обустраивался несколько раз, поскольку место расположения училища менялось. Вопрос его разведения в очередной раз возник в 1898 и продолжился в 1899 году. Новый заведующий Афанасьев запланировал разбить сад на территории, занимаемой училищем. «Но, — указывает заведующий в рапорте, адресованном городскому голове, — без разрешения инспектора я не решался… После ревизии училища, произведенной инспектором народных училищ, директор дал согласие на разведение сада, и потому, — обращается к горголове Афанасьев, — прошу сделать доклад городской думе о том, пожелает ли она отвести во всегдашнее бесплатное владение училищу участок земли, расположенный около Ильинской церкви, мерой 50 саженей от угла кладбища вдоль дороги к городу и 100 саженей от дороги к садам, и небольшой участок».
На этом месте заведующий планировал не просто развести сад, но устроить древесную школу и питомник. Кроме того, Афанасьев планировал выстроить на участке плетеный домик и две комнаты для караульщика и для хранения садового инвентаря.
7 августа 1898 года инспектор народных училищ в направленном моздокскому городскому голове письме уверял, что «отвести в распоряжение моздокского Кирилло-Мефодиевского училища в постоянное пользование 2¼ десятины весьма желательно». При этом инспектор уточнил, что учителя не отказываются обрабатывать сад, привлекая к этому учеников и сторожа-работника, и согласны делать это безвозмездно. Вознаграждением за данный труд, по словам инспектора, будет доход с сада и огорода. Но участок, выделенный под сад, «необходимо окопать канавой и огородить». В саду планировалось построить турлучный, а возможно, саманный домик, состоящий из двух комнат, где, как говорилось выше, будет храниться садовый инвентарь. Жалованье сторожу-работнику предполагалось в размере 100 рублей в год, выделяемых из городского бюджета, помимо чего планировалось выделять по 60 рублей на покупку «садовых инструментов, семян, черенков, маточных деревьев, виноградных лоз и пр.». В заключение инспектор давал городскому голове следующее обещание: «Если вы это устроите, то я выработаю план устройства сада, и уверен, что при помощи моих сослуживцев-учителей мне удастся осуществить его, и сад станет украшением среди моздокских садов и будет полезен поучительной стороной для городского населения».
При этом инспектор пишет, что «на училищный капитал в этом деле рассчитывать нельзя, так как с переходом сбора за учение учащихся в Кирилло-Мефодиевское училище капитал этот расти уже не будет, а потому он должен остаться неприкосновенным», но что процент, вероятно уже накопившийся с капитала, может идти на удовлетворение неотложных нужд, если для этого не окажется средств у учредителей училища. Здесь инспектор ссылается на 66-й параграф инструкций для одноклассных и двуклассных училищ, находящихся в ведении министерства народных училищ [13, л. 11–12].
10 августа 1899 года заведующий училищем в своем рапорте на имя инспектора народных училищ напоминал, что еще в прошлом году моздокский городской голова дал свое согласие на разведение училищного сада. На что, согласно сделанным тогда подсчетам, необходима была сумма размером 170 рублей.
Однако, несмотря на согласие и разрешение властей, писал заведующий, «вопрос этот до сих пор не решен». Заведующий поясняет: «ввиду наступающей осени, когда необходимо сделать канаву вокруг сада, заложить питомник, я просил бы Ваше Высокородие об отводе земли, но только с тем условием, чтобы место это было хорошо огорожено и построен домик для караульщика и хранения инвентаря и единовременно отпустить средства для инвентаря в 60 рублей. Кроме того, просил бы Ваше Высокородие не отказать своим ходатайством перед директором народных училищ отпуска из сумм дирекции на то же 60 рублей и тем же показать городскому голове, что и учебное начальство идет на помощь городу, и это пособие могло бы быть впоследствии большим основанием к ходатайству от города расхода по училищу». Продолжая приводить аргументированные доводы относительно необходимости оказания помощи в устройстве сада, заведующий указывает на то, что «разведение сада в Моздоке для населения весьма необходимо, так как жители побросали виноградные сады и засаживают их плохими деревьями, которые покупают на базаре от станичных жителей, которые в свою очередь возят на базар весь садовый хлам, выкопанный из-под старых деревьев. Место, которое предполагалось под сад, пока еще не занято. Но, пожалуй, скоро кем-нибудь займется, а лучшего места под сад больше нет». В заключение заведующий пишет, что «в настоящее время город положительно истощил свои средства и едва находит возможность платить жалованье, так что помощь со стороны дирекции для города была бы весьма необходима…» [14, л. 174].

Литература и источники

1. ЦГА РСО-А. Ф. 123. Оп.1. Д. 1.
2. ЦГА РСО-А. Ф. 17. Оп. 1. Д. 359.
3. Циркуляр по управлению кавказским учебным округом за 1885 год.
4. Терские ведомости. 1885. 29 сент.
5. ЦГА РСО-А. Ф. 123. Оп. 1. Д. 1274.
6. ЦГА РСО-А. Ф. 123. Оп.1. Д. 148.
7. ЦГА РСО-А. Ф. 17. Оп.1. Д. 360.
8. Терские ведомости. 1894. 24 апр.
9. ЦГА РСО-А. Ф. 123. Оп. 1. Д. 383.
10. ЦГА РСО-А. Ф. 123. Оп. 1. Д. 646.
11. ЦГА РСО-А. Ф. 123. Оп. 1. Д. 1312.
12. ЦГА РСО-А. Ф. 123. Оп. 1. Д. 252.
13. ЦГА РСО-А. Ф. 123. Оп. 1. Д. 382.
14. ЦГА РСО-А. Ф. 123. Оп. 1. Д. 217.

Продолжение следует.