Евгений ХВАЛЬКОВ. АЛАНЫ И ПРОЧИЕ НАРОДЫ КАВКАЗА В ГЕНУЭЗСКИХ ПРИЧЕРНОМОРСКИХ КОЛОНИЯХ В XIII–XV вв.

Аланы изначально были кочевыми ираноязычными племенами скифо-сарматского происхождения, и их присутствие в Причерноморье и Приазовье впервые заметно в I в. Их, вероятно, можно отождествить с салтово-маяцкой археологической культурой. История аланов тесно связана с историей крымских готов. Готы появились в Крыму примерно в 230 году н.э. В Средние века крымские готы и аланы были в значительной степени культурно ассимилированы греками и обращены в христианство. К XIII веку готы и аланы, должно быть, жили главным образом в сельской местности (горы, предгорья и береговая линия, т.е. область, известная как Готия) и, возможно, в регионе, названном Рубруком «сорок замков». Скорее всего, готы и аланы слились с этнос, который принято называть в историографии готоаланами. Грекоязычное православное княжество Феодоро имело определенную аланскую составляющую. Аланы упоминаются в массариях Каффы, хотя большинство людей, упомянутых в массариях как аланы, очевидно, уже перешли на греческий язык и были с точки зрения генуэзской администрации «греками» – т.е. принадлежали к греческой православной общине, в массе говорили на греческом языке (что не означает, что все они забыли свой родной язык) и вели такой же образ жизни, как и другие греческие православные крестьяне южного Крыма.
В конце концов, часть аланов осела на Кавказе и дала начало современным осетинам, другая часть – в Крыму, третья (ясы) – в Венгрии, где они сохранили свою самобытность и язык, пользовались особыми привилегиями и жили вместе в особом регионе под названием Язшаг (Jászság) и дали ему свое нынешнее название Яс-Надькун-Сольнок (Jász-Nagykun-Szolnok); третья группа аланов поселилась на берегах Черного и Азовского морей, частично слившись с готами и другим местным православным населением под влиянием греко-византийской культуры.
В документах Ламберто ди Самбучетто упоминаются три алана, проживавших в Каффе и Солхате, которые обещали поставить 2000 модиев соли генуэзцам, часть цены за которые была уплачена вперед. Позже еще два алана отправились по поручению генуэзцев на соляные копи Чиприко. Аланов часто продавали в рабство; четыре молодых алана появляются в Генуе в 1310 – 1326 годах. Возможно, они селились неподалеку от Херсона (древнего Херсонеса Таврического), как утверждает Васильев, хотя никакие данные этого не подтверждают. Возможно, они также жили в Тане в 1362 году, поскольку источник упоминает баню аланов, однако это, может быть, просто историческое название места, которое указывает на их присутствие в городе в предшествующую эпоху. В целом, после середины XIV века аланские рабы практически исчезают из источников. Один алан упоминается в массарии Каффы за 1381–1382 годы; в тех же источниках покойный муж греческой дамы Кир Ириньи (Kera Erigni) имеет аланское имя Дашка (Dascha).
Некоторые восточные источники свидетельствуют, что греческий город Сугдея имел значительное аланское население, жившее там бок о бок с армянами, евреями, арабами и персами. В XIV веке Римско-католическая церковь активизировала свою миссионерскую деятельность в Крыму – Франческо ди Камерино был назначен главой епархии Воспоро, а доминиканец Ричард Англичанин был назначен епископом Херсона. И Франческо, и Ричард давно работали миссионерами в Крыму, обратив князя аланов Миллено (Milleno Alanorum principe). Аланы Солхата наряду с армянами и татарами активно участвовали в соляной торговле. В 1344 году в семи документах, составленных Никколо Бельтраме и зафиксировавших сделки с рабами, фигурируют два черкеса, один русский, один куман, один абхазец, один алан и один татарин, причем пятеро из этих подростков все еще носили этнические, а не общехристианские имена (Lachi, Babossi, Borolat, Bicir, Cotrucha). Среди рабов, впрочем, аланы составляли меньшинство. В Генуе между 1381 и 1408 годами около 80,7% рабов, известных в источниках, были импортированы из Причерноморья. Если принять эту цифру за 100%, то этническое распределение было следующим: татары – 79,3%, черкесы – 8,9%, абхазы – 1,5%, аланы – 0,3%, мингрелы – 0,2%, русские – 6,7%. В XIV веке мы находим алана в Тане, выступающего в роли работорговца. Он был крещен в латинском христианстве и имел латинское имя, что является еще одним свидетельством того, что местное население часто прочно интегрировалось в итальянскую социальную среду.
Прочие народы Северного Кавказа представлены в генуэзских поселениях преимущественно рабами или вольноотпущенниками; очень редко это также могли быть мелкие купцы (адыги, шапсуги, кабардинцы, карачаевцы, абазины, убыхи, абхазы, лазы, мингрелы и др.). Наиболее часто в источниках упоминаются черкесы (iharchassii) и зихи (zichi). В документах они обычно имеют различное описание (либо iharchassius, либо zichus), но так как они фактически принадлежат к одной и той же адыгской группе, включающей также шапсугов, кабардинцев и убыхов, здесь имеет смысл объединить всех адыгов и рассматривать их как единое целое, независимо от того, называют ли их источники черкесами или зихами. Генуэзец Джорджо Интериано, живший на Кавказе в XV веке, писал в своей “Vita de’ Zichi chiamati Ciarcassi”, что эти люди называются зихами по-латыни и по-гречески, черкесами по-татарски и по-турецки и что они называют себя адыгами. Вся географическая область вокруг восточного побережья Черного и Азовского морей, ныне Тамань, исторически называлась Зихией, главным городом была Матрега, которая также была престолом православной епархии Зихии.
Адыги в основном фигурируют в итальянских источниках как рабы или бандиты. Вероятно, детей продавали в рабство родители из бедных семей. Местная знать, которая поставляла Каффе зерно и некоторые другие продукты, часто могла продавать рабов итальянским или другим купцам (например, в Матреге или Савастополи). Согласно Интериано и Сигизмунду фон Герберштейну, адыги были греческими православными христианами, и все попытки латинских миссионеров основать там Римско-католическую епархию провалились. Однако на самом деле адыги были и остаются язычниками до сих пор, хотя в XVIII веке большинство из них были формально исламизированы. Поэтому неудивительно, что адыгские рабы, прибывавшие в Каффу или Геную, не имели христианских крестильных имен. Их имена в источниках часто являются христианскими или мусульманскими, но часто также автохтонными (названия животных, природных явлений или человеческих качеств). Среди рабов, отправляемых в Геную, девочек было больше, чем мальчиков. Это объясняется тем, что местные общины или семьи охотнее расставались с дочерьми, в то время как генуэзцы особенно нуждались в рабынях в качестве служанок и наложниц. В начале XIV века адыгские рабы были многочисленны, в середине XIV века их число резко сократилось, но снова возросло в последней четверти века. Согласно Джоффре, они стали самой многочисленной этнической группой рабов в Генуе к 1400-м годам. Зихи неоднократно упоминаются в массарии 1374 и 1381 – 1382 гг. Адыгские рабы, например, Инджибей, дочь Черкеса, все еще встречаются в Тане в 1430-х годах.
В 1423 г. мы находим людей из Кабарды – это orguxius Cachimas или Cagimax из Кабарды, указанный в качестве grecus (вероятно, люди в Кабарде имели различные религиозные верования, поэтому важно было подчеркнуть принадлежность этого человека к греческому православию). Встречается также еще одно упоминание об оргузии Димитрии из Кабарды (здесь греческое православное имя было само собой разумеющимся). Однако в том же источнике 1423 года упоминаются еще шесть адыгов: раб Джаркасий (Iarchasius), Джаркасий (Iarchasius), еще один раб Джаркасий (Iarchasius), принадлежащий некоему Антонио ди Сант-Амброджо, Икомот (Ichomotus), Сибин (Sibinus) и безымянный оргузий Каффы «zichus de Zichia» (возможно, «Зих» стало личным именем). Адыги исчезают из наших источников к 1461 году и больше не упоминаются, во-первых, в XV веке их продавалось в рабство меньше, чем в XIV веке, и, во-вторых, те, кто жил в Каффе, уже ассимилировались и потеряли свою идентичность, став либо латинянами, либо греками.
Абхазы в генуэзских нотариальных актах обозначаются как avogasii. Они жили в прибрежной зоне вокруг Савастополи (ныне Сухуми) и иногда продавались в рабство в Каффу, а затем в Геную. По словам Пистарино, они составляли 1,5% всех рабов в Генуе, происходивших из черноморского региона.
Баллетто утверждает, что в Каффе присутствовали грузины. Около тридцати грузин упоминаются в Каффе в 1381 – 1382 годах; они жили в цитадели, а не в бурге и были в основном торговцами и ремесленниками, например, некий Сабаддин (Sabadinus) упоминается как laborator camocatorum, Саркис (армянское имя) был портным, а Крам-ад-дин (Cramadinus) и Джарок (Jharoc) были купцами. Однако грузины не упоминаются в массарии 1386 года, и Балар объясняет этот факт их бегством из генуэзской колонии, поскольку они стояли на стороне татар. Однако и после этого генуэзцы поддерживали стабильные отношения с Грузией, так как она была одним из поставщиков зерна Каффы, в которой, как считается, в XV веке еще жили грузины. Мингрелы сегодня – это подгруппа грузин, в то время как в Средние века и вплоть до середины XX века они были близкородственными народами, но, тем не менее, с очень четко выделенной идентичностью. В ранние времена они редко сталкивались с генуэзцами; три мингрельских раба обнаруживаются в Генуе в конце XIV века; в XV веке в Генуе нет упоминаний мингрельских рабов, равно как и в Венеции. Привычки мингрелов были высмеяны Иосафатом Барбаро в его травелоге: он сообщает, как его спутник Адзолино Скварчафико обращался с мингрельской женщиной в Вати. Лазы – другая этническая группа, ныне проживающая в северо-восточной Турции, вблизи границы с Грузией, на юго-восточном побережье Черного моря и в горах к востоку от Трапезунда. Иногда их ошибочно смешивали с лезгинами, так как Марко Поло писал о Лакском царстве в Дагестане, на берегу Каспийского моря.
Присутствие выходцев с Кавказа как в генуэзских колониях Причерноморья, так и в метрополии (Генуе) служит доказательством интенсивных связей Кавказа со Средиземноморьем в Средние века.