Памяти выдающегося православного иерарха ХХ века
Для верующих в советские годы слово «митрополит» звучало почти как небожитель – обладателей белых клобуков было всего несколько человек… Но как им, этим небожителям, жилось в Советском Союзе, в атмосфере полного непонимания, настоящего православного гетто? Они ежедневно оказывались перед нравственным выбором – необходимостью поступить по совести, не навредив Церкви Божией, десятилетиями жившей под большевистской оккупацией?
Одним из таких заслуженных иерархов, который вместе со своим народом познал и кнут и пряник, и Голгофу и славу, был Владыка Гедеон, в миру Александр Николаевич Докукин (1929-2003).
Выходец из простой семьи донских казаков, сын «врага народа», выпускник Ставропольской семинарии, воспитанник Ленинградского митрополита Никодима (Ротова), он возглавлял крупнейшие епархии Русской Церкви – Новосибирскую, а позже Ставропольскую и Владикавказскую.
В 1990 году после кончины Патриарха Пимена был одним из кандидатов на патриарший престол.
С 1972 по 1990 год Владыка служил епископом (позже архиепископом и митрополитом) Новосибирским и Барнаульским. Общая площадь епархии составляла свыше 3-х миллионов квадратных километров с населением около 15 миллионов человек. Ему приходилось окормлять большую часть Сибири. За эти годы, когда в других епархиях храмы закрывались, ему удалось не только отстоять действующие, организовать их ремонт и реконструкцию, но и открыть около 50 новых! По тем временам это было самое настоящее чудо. Не удивительно, что именно тогда святитель удостоился почетного народного звания «Владыка-строитель».
В гигантской Ставропольской и Бакинской (с 1994 года – Ставропольская и Владикавказская) епархии с 1990 по 2003 год под его началом было построено свыше 150 храмов. Он возродил Ставропольскую духовную семинарию, был ее ректором и препо- давателем.
На Кавказе Владыка митрополит прилагал много усилий по умиротворению, как он сам говорил, «огнедышащего региона».
Всюду, где он служил – на Смоленской кафедре, в Сибири, на юге России, Владыка проявлял себя как неутомимый миссионер. За каждым богослужением он обращался к людям с проповедью, что в советские годы было отнюдь не правилом. В тот период проповедь была единственным способом донесения до людей евангельского слова, ведь невозможно было свободно приобрести даже Священное Писание.
Живое, простое и сердечное слово Владыки Гедеона оставляло неизгладимое впечатление в памяти слушателей. Не случайно его гомилетическое [1] наследие стало темой нескольких научных работ.
Он был человеком Церкви. Искренне любил Церковь и людей в Церкви. Особенно ревностно относился к совершению Божественной Литургии. Его любовь к богослужению и молитве передавалась многочисленной пастве. После службы народ не спешил покидать храм, все ждали, когда добрый пастырь под пение: «Спаси, Христе, Христе Боже», выйдет из алтаря и благословит каждого.
Чувствуя горение его внутреннего светильника, его простоту и доступность, люди тянулись к нему. Нередко приходили пожилые прихожанки без особой нужды, просто, чтобы взглянуть на него и рассказать, какой сон они видели прошлой ночью. Святитель не ждал, когда у него попросят помощи. Сам, испытав голод и нищету, он хорошо понимал, как не просто жилось его соотечественникам. Потому, терпеливо выслушав очередного посетителя, он протягивал ему деньги и всегда просил помолиться о нем и о «мамочке Матроне».
Любовь Владыки Гедеона к маме стала притчей во языцех. Его, восемнадцать лет управлявшего Церковью Сибири, даже прозвали «мамин сибиряк». У кого-то такая привязанность вызывала ироничную улыбку, но в памяти у большинства соприкасавшихся с ним людей осталась умилительная и облагораживающая душу история отношений седовласого митрополита и старушки Матроны Григорьевны Докукиной. Удивительный, не книжный пример сыновней любви, глубокого почитания родителей, сыновнего смирения это столь редкое, а потому столь трогательное явление в нашем непостоянном веке.
Православные греки – святогробцы, служащие в Храме Гроба Господня, были удивлены и взволнованы, глядя на пожилого русского паломника-архиерея, во время ночной Божественной литургии обливающегося слезами в сороковой день кончины своей мамы, 93- летней Матроны…
Владыка ушел в вечность 18 лет назад в возрасте 73 лет.
Идут годы, но люди из городов и весей, в которых ему довелось служить, хранят о нем благодарную память и молятся о вечном упокоении его светлой души.
Здесь мы публикуем фрагменты наших многочисленных бесед с архиереем Божиим Гедеоном…
– Владыка, в СМИ был опубликован Ваш развернутый отзыв на брошюру лидера коммунистов Геннадия Зюганова «Вера и верность». Почему Вы решили подробно проанализировать высказанные в ней мысли и вынести это на общественное обсуждение?
– Геннадий Андреевич пытается примирить коммунистическую идеологию с христианством. Но это путь в никуда. Апостол Павел говорит: “Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?” (2 Кор. 6, 14).
Большевики взорвали российское общество изнутри. Критикуя нашу современную действительность, Зюганову следует ответить на вопрос: кто привел Россию к современному позорному состоянию? Неужели он, доктор философских наук, не понимает, что сегодняшние трудности, это результат не нескольких последних лет, а многих десятилетий?
Он легко снимает ответственность с коммунистов , предлагая взыскивать за все наши беды с Америки, с Запада в целом. Конечно, для многих властителей Запада место Бога занял доллар, но и в России уже немало склонившихся перед золотым тельцом, тех, для кого миллиарды, виллы, лимузины дороже слезы ребенка, члены правительства пухнут от долларов, а народ – от голода. Но это идолопоклонство стало возможным лишь тогда, когда русских людей обезбожили. Безбожие породило бездуховность, бездуховность – безнравственность, преступность, нигилизм, алкоголизм и наркоманию, небывалую коррупцию в высших эшелонах власти. Все эти беды обрушились на нас после десятков лет целенаправленного разрушения Святой Руси, растления доброго русского народа. С сатанинским упоением газета «Правда» писала в 1922 году: «Русь Святая! Где она? Нет ее, сгинула, пропала». Конечно, это были пустые надежды большевиков, память о Святой Руси не пропадала никогда, о чем свидетельствует сонм новомучеников и исповедников российских, но вред народному организму был нанесен огромный.
– В числе невинно пострадавших были и члены Вашей семьи.
– Мой отец, смиренный труженик, не принимавший никакого участия в политической жизни, был невинно осужден и казнен без суда и следствия. Все мои родные братья и сестры погибли от голода, причем голода не случайного, а вызванного коллективизацией, когда у жителей деревни забирали последнее, насильно сгоняя людей в колхозы. В одночасье человек труда стал «кулаком», а его сосед-бездельник гордо именоваться «пролетарием».
Трудно подобрать слова, чтобы описать страдания моей мамочки Матроны Григорьевны. Ее, молодую вдову с тремя малолетними детьми выгнали из дома, оставили без средств к существованию. Приходилось скитаться, не имея угла и пропитания.
Старшие дети умерли. Как не сойти с ума? И только глубокая вера в Бога помогала ей и ободряла в страшных испытаниях. И она не озлобилась, за всех молилась, всех любила.
Чтобы прокормить себя и меня, оставшегося младшего сына, она ногами месила глину с соломой. Я тоже помогал маме, а мне было всего шесть лет. Никогда не забуду кровь, струившуюся из маминых ног…
– Удивительно, что, несмотря на такие тяжелые условия жизни, на голод и холод, простая, неграмотная Матрона Григорьевна с младых ногтей привила Вам любовь к Церкви…
– Да, все упование она возлагала на Промысел Господень: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него» (Пс.63:11). Когда наступал воскресный день или праздник, она всегда говорила: «Сашенька, пойдем в храм Божий, там плохому не научат». И ее труды не пропали даром. В безбожные годы ей удалось воспитать меня православным христианином.
За целожизненный подвиг и особое смирение моя родительница, воспитавшая для Русской Церкви архиерея, указом Патриарха Алексия Второго к 90-летию со дня рождения была награждена орденом святой равноапостольной княгини Ольги.
– Что такое для Вас мама?
– Мама – это Ангел Хранитель. Я сам уже седовласый старик, митрополит очень большой епархии, но особо дорожу материнским словом и благословением. Когда собирался ехать в отдаленные районы Северного Кавказа, где лилась людская кровь и слезы, я звонил в Кисловодск: «Мамочка, благослови меня!» Старица Матрона благословляла и все было хорошо и благодатно. Молитва матери созидает семью, здоровое общество и в конечном счете хранит страну. А сейчас многие молодые люди стесняются даже произнести слово «мама, мамочка». Само существование домов престарелых это наш национальный позор. Я сам уроженец Кавказа, здесь пока сильна традиция почитания родителей и старших.
Когда мама ушла в вечность в 1997 году, я, взяв благословение у Святейшего Патриарха Алексия Второго, совершил паломничество на Святую Афонскую Гору, где в разных обителях и келлиях просил местных молитвенников поминать новопреставленную старицу. А на 40-й день ее преставления я совершил Божественную Литургию в Иерусалиме на Святой Голгофе.
Мне ее очень и очень не хватает. Всех своих пасомых прошу поминать ее святое имя и ты сотвори любовь, молись за мою незабвенную маму Матрону Григорьевну .
– Возвращаясь к Вашей полемике с Зюгановым. Как он отреагировал на Ваши аргументы?
– Он написал, что Гедеон вложил камень в его протянутую руку. Не камень я вложил, а любовь Христову. И наше Митрополитбюро меня в этом поддержало. Я архиерей русской Церкви и должен проповедовать правду Божию. К тому же, ношу имя судии Израилева праотца Гедеона, само его святое имя обязывает меня призывать наш народ, в частности, коммунистов, а они тоже дети Божии, к покаянию. Нужно помнить духовный закон – нераскаянный грех не имеет срока давности.
Коммунисты вместо сердечного раскаяния виновными в проблемах нашей страны объявляют кого угодно, только не вождей и идеологов собственной партии. Мы осуждаем фашизм, но коммунистическая политика, по результатам своим, принесла миллионам людей те же муки и кровь. Во всех бедах России Геннадий Андреевич обвиняет Ельцина, но ведь и Ельцин, который, к слову сказать, порвал свой партбилет во свидетельство всем, и другие лидеры реформ, это воспитанники компартии.
Чем гордятся современные коммунисты? Красными галстуками или разрушенными храмами? А может Русской Голгофой – Сибирью, где вся земля пропитана кровью мучеников, а я много лет был сибирским архиереем , знаю все это не понаслышке. Или эти бессмысленные БАМы, Беломорканалы другие никому не нужные затеи вроде искусственных морей, погубивших тысячи гектаров плодородного чернозема, и поворота рек, на которые ушли огромные силы и средства, а теперь Россия нищая, народ голодает, а все эти вавилонские башни коммунизма разрушаются, не принося никакой пользы, ухудшая и без того не простую экологическую ситуацию. Гордиться-то выходит и нечем.
Это, конечно, не значит, что ничего доброго не происходило в России в XX веке, немало было и достижений за эти десятилетия, но безумием было бы утверждать, что без руководства КПСС русский народ ни на что не способен кроме плетения лаптей. Великие имена Пушкина, Менделеева, Попова, Столыпина, сотен и тысяч других светочей России, которые, слава Богу, не дожили до репетиции в одной отдельно взятой стране события, о котором святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в Откровении говорит: «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Откр. 9: 6). Слава Богу, что они не слышали высказывания вождя пролетарской революции Владимира Ленина, когда он отождествил интеллигенцию, душу нашей нации, с фекалиями.
– Но ведь путь покаяния открыт для всех?
– Конечно, нет греха не прощаемого, есть грех не раскаянный. Пока мы добровольно не изгоним из своего ума и сердца, из народного сознания демона большевизма, мы будем оставаться нераскаянными богоборцами.
Коммунисты, поднявшие руку на Русь и Святое Православие, не спешат в этом каяться, поклоняясь человеку, чьи останки не принимает русская земля. Сегодня руководящие посты занимают коммунисты с партийными билетами у сердца, которые не из Америки к нам приехали, а здесь родились.
Так что Бога отнял у России не Запад и не десять лет назад, а коммунисты с начала XX века. Они толкнули Россию на разрушительный путь осуществления бесплодных идеалов.
Море пролитой братской крови, бесчеловечный ГУЛАГ – все это несмываемым пятном остается на КПСС и на ее наследниках, а ведь КПРФ является наследницей КПСС.
Нельзя служить двум господам – Богу и Ленину. Вспомните слова Господа нашего Иисуса Христа: “Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть” (Мф. 6, 24). КПРФ, исключив призывы к богоборчеству из своего Устава, не перестала быть богоборческой организацией, по-прежнему губя души людей, за что губители будут отвечать на Суде Божием, а это гораздо серьезнее Конституционного или Верховного суда.
– Вас называют «никодимовцем», воспитанником одного из выдающихся деятелей Русской Церкви митрополита Никодима (Ротова)…
– Меня можно назвать «птенцом гнезда Никодимова». Он постригал меня в монахи , это было 23 марта далекого 1966 года. Помнится, нарекая меня в честь праведного Гедеона праотца, Владыка сказал, что сегодня «нужен новый Гедеон». И действительно, чем победил полчища мадианитян древний судья Израилев, живший за одиннадцать веков до Христа? Не военной смекалкой, не силой оружия, не множеством воинов, с ним было всего триста безоружных.
– «Меч Господа и Гедеона» (Суд. 7:20).
– Да, сила Божия принесла израильтянам победу. Во всем уповать на всесильную помощь Отца Небесного и ничего не бояться, при этом быть мудрым и осмотрительным.
Этому нас учит житие святого моего покровителя, этому учил меня мой дорогой авва Владыка Никодим.
Глубоко в душу запали слова, сказанные Владыкой мне, новоначальному иноку:
«Подвиг монаха в современном мире – это не уединение в келии, не уход в пустыню, а, пребывая в мире, образом жизни своей помогать обезбоженному народу сохранить веру православную, чистоту Святой Церкви и единение».
22 октября 1967 по ходатайству Владыки меня хиротонисали во епископа Смоленского и Вяземского. Помимо возглавившего хиротонию митрополита Никодима, в ней участвовали замечательные архиереи: архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), будущий Святейший Патриарх, архиепископ Новосибирский Павел (Голышев), епископ Дмитровский Филарет(Вахромеев), будущий митрополит, патриарший экзарх Белоруссии и мой друг епископ Подольский Гермоген (Орехов).
На хиротонии моей присутствовала и моя благочестивая родительница , которая по- русски поклонилась владыке Никодиму в ножки и поцеловала их. А он в ответ поцеловал маму и тихо сказал: «Спасибо вам, матушка, что вы воспитали и подарили Церкви такого сына. Он ей очень нужен».
Будучи епископом Смоленским, а затем Новосибирским и Барнаульским, я часто приезжал к Владыке и в Ленинград, и в Москву, чтобы получить совет и наставление. Надо сказать, что он относился ко мне очень ласково и по-доброму, как бы щадя меня. Когда я стал архиепископом, Владыка, поздравляя меня, сказал: «Ты не верил в свое избранничество, а видишь, как устрояет Господь – уже архиепископ, и митрополитом будешь. Дерзай и не ослабевай в трудах».
Жизнь владыки Никодима по человеческим меркам была краткой, он ушел 5 сентября 1978 года, в масштабах же истории 49 лет и вовсе миг. Но не числом прожитых лет определяется значение человека, а делами, совершенными им.
Положение Церкви сегодня нельзя сравнить с периодом пятидесятых-семидесятых годов ХХ века. Власти хотели и имели возможность закрыть все приходы, монастыри, духовные школы. Молодое поколение даже не может себе представить реалии того времени.
Свое великое миссионерское служение в нашей стране митрополит Никодим совершал в годы, когда атеизм являлся государственной идеологией. Нужны были невероятные силы, чтобы противостоять этому шквалу ненависти. Владыка Никодим не боялся восстающих на Святую Церковь демонических сил и Господь везде и всюду был с ним.
– Именно Владыка Никодим спас от закрытия родную и для Вас Санкт-Петербургскую Духовную Академию…
– Да. Это сделал он, ее выдающийся выпускник и благодарный сын . С его мнением вынуждены были считаться даже агрессивные антицерковные силы. Когда возникла угроза упразднения Журнала Московской Патриархии, то его редколлегию по просьбе Священно- началия возглавил митрополит Никодим, и журнал был сохранен для миллионов верующих как единственный в то время источник религиозного просвещения.
Владыка, собиравший и объединявший всех нас, одновременно и учил примером своего беззаветного служения Матери-Церкви, как надо осуществлять это служение в условиях воинствующего атеизма. Он растил «никодимовцев», и я горжусь тем, что я «никодимовец».
Митрополит Никодим – удивительный, редкий феномен. Сын нецерковных людей становится монахом, священником, богословом. Кто его воспитывал, кто из его окружения мог научить его истории Церкви, у кого он мог научиться так богословствовать? Это чудо, это загадка. Сам Господь не по годам умудрил его.
– В годы самого тяжелого застоя, когда по всему Советскому Союзу закрывались храмы, Вы, будучи архиереем самой большой по тем временам Сибирской епархии, не только не допускали закрытия храмов, но и строили новые. Даже Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1910 – 1990) удивлялся такому активному храмостроительству. Как Вам такое удавалось? Как получалось подобрать нужную тональность в отношениях со светскими властями?
– Я всегда повторял апостольские слова «Вся могу о укрепляющем мя Господе Иисусе».
Чудеса творит Господь и Он созидает Церковь Свою, а от нас требуется лишь сказать Богу «да». Как был призван пророк Исайя? Он видит Творца вселенной, вопрошающего «Кого Мне послать? И кто пойдет от нас?» (Ис.6:8). И Исайя мгновенно отзывается на призыв Божий: «Вот я, пошли меня». Господь меня призвал к монашескому служению устами моего аввы митрополита Никодима, хотя я и не думал о монашестве, затем соделал меня архиереем.
Я, памятуя слова Премудрого Сираха, «не просил у Господа власти и у царя почетного места»(Сир.7:4). Получив духовную власть, старался делать все, что мог. По натуре я человек мирный, еще в юности меня называли «Александр-миротворец», я всегда мирил враждующих. И с властями с помощью умиротворяющей благодати Божией удавалось находить общий язык, при этом никогда не шел на компромисс, идущий во вред Церкви.
Святейший Патриарх Пимен часто говорил: «Многие архиереи любят покидать свои епархии, куда-то путешествуют, а Гедеон сидит на кафедре».
Где бы я не служил, в Смоленской ли епархии, в Новосибирской или Ставропольской, всегда двери моего кабинета и моего сердца открыты для каждого человека.
– Одним из наиболее ярких Ваших деяний на Ставропольской кафедре было прославление в лике местночтимых святых преподобного Феодосия Кавказского.
– Слава и благодарение Богу за это чудо!
Еще в 1962 году я, в ту пору еще протоиерей, по просьбе многочисленных верующих отслужил первую общественную панихиду на кладбище в городе Минеральные Воды на могилке почитаемоего старца иеросхимонаха Феодосия , в миру Федора Федоровича Кашина.
– Вас ведь могли моментально лишить регистрации…
– Вот, ты знаешь об этом, хотя еще совсем молодой. А многие уже не помнят такое страшное явление как институт уполномоченных по делам религий, это государственное око в Церкви. Священнику за пределами храма нельзя было показываться в облачении, даже в подряснике. Какие там панихиды на кладбищах! Содержание проповедей пытались контролировать. Мы были в плену у врага 70 лет как древние евреи у вавилонян. От уполномоченного зависело все – лишение регистрации сегодня равносильно запрету в священнослужении. Но по молитвам старца Феодосия Господь закрыл глаза тогдашних государственных чиновников и я беспрепятственно продолжил свое служение.
Видя многочисленные посмертные чудеса, исцеления и непрекращающееся народное почитание, я, как правящий архиерей Ставропольской митрополии, 11 апреля 1995 года благословил перенести святые мощи преподобного в храм Архангела Михаила поселка Красный Узел и совершить акт его местного прославления.
– Не могу забыть 8 августа 1998 года, когда в день памяти святого Феодосия Вы крестным ходом из Красного Узла перенесли его мощи в специально построенный Покровский собор в Минеральных Водах.
– Это была «летняя Пасха». Свыше 70 000 паломников со всей России и из-за рубежа собралось на это торжество в пятидесятую годовщину кончины блаженного старца (а он почил в 1948 году).
– Владыка, мои друзья из Владикавказа хранят маленький фрагмент деревянного гроба преподобного, уже много лет он благоухает, причем каким -то необычным запахом, его сложно сравнить даже с самыми изысканными духами…
– Подобных свидетельств у нас сотни и сотни. Люди, страдающие от неизлечимых недугов, страждущие от духов нечистых, все получают помощь от многоцелебных мощей и священных реликвий этого удивительного святого, нашего земляка. От юности он возлюбил Христа, принял монашеский постриг на Горе Афон, а потом много десятков лет был святогробцем, молился за Землю Русскую в Иерусалиме на Гробе Христовом. В период большевистского безбожия вернулся в родные Минводы и принял подвиг юродства. Мы сегодня очень нуждаемся в молитвенном ходатайстве святого Феодосия, просим его, чтобы он умирил мир на огнедышащем Кавказе, соединил все живущие здесь народы Любовью Христовой.
Мне тоже довелось ощутить на себе силу молитв преподобного. После того как я перенес его мощи в величественный Покровский собор, в мое сердце вошла гордость. Тогда меня посетил Господь – я захворал, сильно поднялся сахар, пришлось лечь в больницу. С собой я взял масло от лампады, горящей над мощами святого Феодосия и стал помазывать себя, руки, ноги, чело. В палате врач меня застал за этим занятием: « А что Вы делаете?»
Объясняю ему: «Помогаю врачам». Буквально в ближайшие дни уровень сахара в крови восстановился и общее состояние полностью нормализовалось. И теперь я повторяю слова псалмопевца: «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя» (Пс.117:18).
– Наша с Вами первая встреча произошла в марте 1992 года в Ильинском храме города Владикавказа. Знаю, как Вы любите посещать Осетию, беседовать с местным населением и духовенством. Вы хорошо знаете историю осетинского народа…
– Осетия-Алания занимает в моем сердце особое место. В свое время в Ленинградской Духовной Академии я защитил кандидатскую диссертацию «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России». С молодых лет знаю, что предки современных осетин – аланы на несколько столетий раньше Руси приняли святую христианскую веру. На этой земле проповедовало пять апостолов. Их труды позже дали обильные всходы, когда возникло великое и славное Аланское государство и Аланская митрополия, которую возглавляли по– началу греческие архиереи. Позже нашествия Чингисхана, Тамерлана, персидского шаха Аббаса уничтожили это государство, следы которого остались по всей Европе.
Сегодня осетины возвращаются к исконной вере далеких предков – святому православию.
На протяжении многих веков осетинский народ хранила национальная святыня – Моздокская икона Божией Матери. Она была подарена Осетии в 13 веке святой царицей Тамарой, мать которой была аланской княжной. Святой Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский, называл этот образ «икона-апостол», столь многих она приводила к христианской вере. Подлинник этой иконы в большевистский период был утерян, но мы верим, что он будет обретен вновь. Об этом пророчествовал старец Ипполит Рыльский. Все христиане благословенной Алании должны призывать на помощь Пречистую Деву через Ее Моздокский образ. Нельзя забывать и главное святое место Осетии – маленькую христианскую часовню в Куртатинском ущелье, в древнем местечке Майрамыкау, где много веков пребывала эта чудная икона.
Ты вспомнил Ильинский храм – там погребена подвижница благочестия старица Анастасия (скончалась в 1932 г.), почитаемая всеми горожанами как покровительница Владикавказа. В 1997 году я принимал во Владикавказе Блаженнейшего Патриарха Грузии Илию Второго, уроженца Владикавказа. Он пожелал при моем сослужении отслужить панихиду на могиле блаженнопочившей старицы, и потом поделился воспоминаниями о своих родителях Георгии и Наталии Шиолашвили, которые были с ней лично знакомы После кончины Анастасии Андреевой на ее могилке группа прихожан Ильинского храма, в том числе мама патриарха Илии были очевидцами явления Божией Матери, явившейся в неизреченном свете. А осенью 1942 года, когда фашисты стояли на подступах к Владикавказу, верующие с духовенством организовали крестный ход с посохом блаженной старицы, прося ее защитить столицу Осетии. После этого у Ильинского храма явилась старушка в черном и потребовала пригласить старшего офицера. На вопрос, кто она такая, старушка ответила: « Я Анастасия, город охраняю. Ты и твои солдаты останетесь живы. А немцы в город не войдут». И стала не видима. Это было посмертное явление блаженной старицы. Ее пророчество исполнилось – фашисты не смогли взять Владикавказ и все солдаты, несшие караул у Ильинского храма, вернулись живыми с войны.
Патриарх Грузинский Илия хранит у себя посох и ключики старицы Анастасии. Он обещал передать их нам, в Осетию, когда будет достроена часовня над ее могилкой.
– Впервые за многие десятилетия безбожия Вы благословили открытие в Северной Осетии мужской и женской монашеской общин…
– Долгое время на территории нашей Ставропольской и Владикавказской митрополии не было ни одного монастыря, открыть их нам никак не удавалось. Благодарение Господу, пославшему нам молитвенника, афонского старца архимандрита Ипполита(Халина). Он на Кавказе никогда не был, но очень любит эту землю, благочестивый осетинский народ. Он передал нам волю Божией Матери – в древней Осетии-Алании должен быть мужской и женский монастырь. И не только две обители. Наступит время и вся горная часть Алании, как и в древности, будет в монастырях. Я человек не святой, но почитаю святых людей и очень благодарен батюшке Ипполиту за его любовь и заботу о нашей митрополии.
Многие жители Северного Кавказа, чада моей митрополии, в том числе осетины, посещают этого старца в городе Рыльске в монастыре святителя Николая. Очень и очень многие люди получают по его молитвам помощь в самых разных жизненных обсто- ятельствах и исцеления от тяжелых недугов. Он подготовил для осетинских монастырей первых послушников – будущих монахов, за что ему великая благодарность и низкий поклон.
– Владыка, посещая Северную Осетию, Вы в своих проповедях часто говорите о необходимости сугубого почитания главной христианской святыни осетинского народа – Моздокской иконы Божией Матери.
– Моздокская Иверская икона была написана в 13 веке по повелению святой царицы Грузинской Тамары и подарена ею в родную Осетию. Царица Тамара была дочерью благочестивой аланской княгини Бурдухан и женой аланского князя Давида Сослана.
Несколько веков чудотворный образ хранился в маленькой часовне в горах в осетинском селении Майрамыкау Куртатинского ущелья. Часовня эта сохранилась до наших дней и является главным местом паломничества для всех христиан региона.
Моздокская икона Богородицы это чудо из чудес. Тысячи горцев, не только осетин, взирая на нее, приходили к вере в Иисуса Христа. Не зря святой Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский, называл ее «икона-апостол».
К сожалению, в большевистский период чудотворный подлинник иконы бесследно исчез, но рыльский старец Ипполит предрек его явление после окончания строительства Аланского Успенского монастыря. Старец Ипполит благословил воздвигнуть мужской монастырь рядом с нынешним селением Хидикус, где и находится древняя часовня Моздокской Божией Матери. Ожидая явление святого образа, нам нужно восстановить старую традицию крестного хода с Моздокской иконой из Моздока во Владикавказ в сентябре каждого года. Чтобы напоминать всем народам Алании, что Заступница Усердная особо ограждает их через Свою чудотворную икону, по моему благословению во всех храмах Осетии установлен обычай еженедельно совершать молебное пение с водоосвящением и акафистом Моздокской иконе нараспев.
Верю, что в наступившем таинственном третьем тысячелетии от Рождества Христова народ благословенной Алании, все жители богохранимого Кавказа будут пребывать в мире с Отцом Небесным и друг с другом.
Сейчас мое единственное желание – в мире и покаянии живот свой скончати. Но пока книга моего земного бытия не закрылась, буду день и ночь молить Начальника Жизни нашея, чтобы Он сохранил нашу Матушку Россию от всякого зла.
С митрополитом Гедеоном беседовал Григорий Пенкнович.