В 1985 году в числе лучших мастеров кисти и резца страны, Заслуженному художнику СО АССР Казбеку Акимовичу Хетагурову была присуждена Серебряная медаль Академии художеств СССР. Художник не смог присутствовать на вручении награды – в этот день, за год своего пятидесятилетия, 4 декабря 1985 года, , его не стало.
Немногим больше десяти лет измеряется творческий путь художника, а создано им более пятисот произведений живописи и графики, среди которых есть работы, внесшие заметный вклад развитие осетинского искусства.
Казбек Хетагуров принадлежит к поколению художников, которые пришли в искусство в начале 70-х годов. Это период качественно нового этапа в развитии осетинского искусства, стремительного подъема и ативизации художественной жизни республики. Поисками новых форм, образных решений, углублением духовной и эмоциональной содержательности образа отмечено было творчество молодых художников. Не утрачивая связи с традициями прошлого, они утверждали свой взгляд на мир, свой стиль, который служил выражению новых художественных идей.
Искусство было всем содержанием жизни Хетагурова В его произведениях остро чувствуется творческий заряд, внутреннее напряжение, взволнованность, горячее, страстное стремление ясно и глубоко выразить современную ему действительность.
Казбек Акимович Хетагуров родился 10 июля 1936 года в селении Коста Северо-Осетинской АССР в крестьянской семье. Казбек рано лишился отца, который, защищая родину, погиб в Великой Отечественной войне. Сразу после окончания школы Казбек был призван в ряды Советской Армии. После демобилизации он проработал рабочим завода «Электроцинк». Эти два года трудовой закалки не прошли для него впустую, уже тогда пытливый глаз будущего художника подмечал подлинную, почти исполинскую красоту труда металлургов, мужественную простоту, величие рабочего. В 1964 году Казбек Хетагуров окончил художественно – графическое отделение Орджоникидзевского педагогического училища. Мечта стать художником жила с другой заветной мечтой – стать профессиональным певцом. Казбек обладал красивым сильным голосом, был лауреатом многих конкурсов самодеятельного искусства. Но судьба распорядилась иначе. В 1971 году Хетагуров с успехом заканчивает Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Годы учебы на факультете живописи в мастерской народного художника СССР Ю.М. Непринцева прошли насыщенно и плодотворно. Об этом свидетельствуют его ранние работы: дипломная картина «Киров среди горцев», экспонировавшаяся на Всесоюзной выставке студенческих работ и «Разговор о земле», в которой уже проявилась самостоятельность творческого мышления автора, особенности его художественного почерка. По возвращении в Осетию Хетагуров много работает, активно участвует в зарубежных, всесоюзных, всероссийских, зональных и республиканских выставках. В 1973 году Хетагуров был принят в члены Союза художников РСФСР, а в 1981 году получил звание заслуженного художника СО АССР.
Многие ранние произведения художника «Аул», «Горы», «В мастерской» и другие не несут обобщающего характера, они скорее схожи с тщательно проработанными этюдами. Но Хетагуров и не ставил других задач, его интересовала конкретность, непосредственность восприятия, «живое дыхание» натуры. Однако в этих холстах чувствуется будущие серьезные поиски материально весомой, пластически ясной трактовки формы, сдержанного, сурового и выразительного колорита. Тогда же наметилась основная творческая линия художника – глубинное постижение духовной сути своего народа. Национальная тема в творчестве Хетагурова нашла яркое и сильное воплощение. Изначально присущие осетинскому народу черты характера, склад его души, психология, нравственные принципы, близкие самому художнику, сказались в творчестве Хетагурова не столько в сюжете, внешней трактовке, сколько во всем его восприятии естественной красоты природы и человека. Это отчасти определило своеобразную мужественность, благородную сдержанность кисти художника, внешнюю непритязательность образов при внутренней их значительности.
Наиболее значительные произведения, созданные художником в начале 70-х годов, посвящены современной индустриальной теме. В живописных полотнах «Сталевары», «Групповой портрет металлургов», «Металлурги» Хетагуров выразил свое стремление к полноте художественного отражения действительности, активную причастность к трудовой жизни страны. Монументальное полотно «Металлурги» представило Хетагурова как зрелого мастера со своим сложившимся художественным стилем, живописно-пластической концепцией, которая в творчестве художника сохранилась почти неизменной. Неспешность повествования, «развернутость» первого плана, крупномасштабность фигур, отсутствие действия, энергично-волевое начало, ощущаемое в образах металлургов – все направлено на то, чтобы в будничном, обыденном эпизоде, в образах персонажей выявить величие труда, непреходящую ценность рабочего человека. Поэтому конкретность в картине художника обретает почти эпическое звучание. Внешняя простота облика персонажей не исключает нравственную и физическую силу. Мужественная напряженность заключена в пластике фигур, в экспрессивности живописи. Иное решение Хетагуров находит в картине «Проходчики Транскама», созданной в 1977 году, где труд возведен художником в степень творческого созидания. В столкновении в природой человек выходит победителем. Но он не враг, а созидатель, преобразователь природы. Картина прославляет труд человека, его творческий гений. В отличие от «Металлургов», образы строителей даны в действии, динамике, они увлечены работой, охвачены единым трудовым порывом. Ритмической согласованности их движений соответствуют линии строительных балок, которые, «стягивая» центр композиции, придают ему остроту, напряженность. Фигуры людей образуют замкнутую круговую композицию, в которой разно масштабность объемов организована таким образом, что архитектоника произведения становится ритмически устойчивой, но внутренне очень динамичной, подвижной. Кисть художника уверенна, характер мазка такой же плотный, пастозный, как и в «Металлургах», но цветовая гамма более изысканная, гармонизованная; она как будто искрится, светится тончайшими сочетаниями охристо-коричневых, красных тонов. Романтика труда, его высокий пафос не декларируется, а подается в картине в опоэтизированном виде. Эта способность живописца проникать в глубинную суть вещей, видеть в обыденном, повседневном скрытую красоту и гармонию, идет у него от истинно народного мироощущения. Какая-то основательность ощущается в произведениях Хетагурова, в его трезвом аналитическом подходе к натуре, в крепости, осязаемости форм, строгости и определенности цветовой разработки, в правдивой безыскусственной повествовательности его художественного языка. Но за цельностью, кажущейся простотой образов таится напряженная жизнь, скрытая драма. Внешняя статика фигур, спокойствие во многих картинах художника («Воз сена», «Посвящение», «Кубады» и др.) обманчиво, оно скорее предназначено для контраста, выявления внутренней динамики, экспрессивности образа, «движения души». Эта внутренняя жизнь образа одухотворяет полотна художника, заставляет как бы пульсировать, жить его произведения и основополагающую роль в этом играет цвет. Внутренней взволнованности художник достигает посредством драматически насыщенной живописи. Композиционные ритмы и красочная стихия картин проникнуты страстными интонациями, эмоциональным накалом. В художнике живет прежде всего живописец. Он мыслит и чувствует цветом. В некоторых его картинах, например, «Старухи Зарамага», «Сенокос», «Семья» и других художник с помощью цвета лепит форму, выстраивает пространственную среду. Одной цветовой гаммой, состоящей из сине-зеленых, охристых и почти черных тонов написаны фигуры старух в картине «Старухи Зарамага». Лишь светлый контур отделяет их друг от друга. Но глубина пространства ощущается отчетливо. Это создается разной интенсивностью цвета, характером лессировок: от плотного к более свободному и раскованному второму плану. Мастер всегда стремится к обобщенной цветовой форме, ритмической уравновешенности. В картинах художника нет пустых мест, каждая часть холста, будь это просто нейтральный фон в портретах («Мой сосед», «Девушка с розами» и других) несет такое же сложное цветовое содержание, свою смысловую нагрузку, как и вся картина в целом. Стихия цвета не просто организует плоскость, она создает эстетическую среду картины. Мастерство художника проявляется не только в разработке отдельного цветового пятна, но и в умении остро чувствовать гармонию целого, общий живописный строй картины. Так, в картине «Праздник урожая» идея единства изображенных здесь людей подчеркивается как композиционным, так и колористическим строем холста. Цветовая гамма, состоящая из коричневых, охристых, красных тонов приобретает в картине определенный обобщающий смысл, перерастая в повествование об извечном жизнелюбии народа, о поэтическом строе его души. Поиски эмоциональной наполненности образа ведут к активному использованию особенностей живописного языка в произведении «Прощание с поэтом». Трагическое звучание черных тонов перебивается в картине охристо-красными, зелеными, серебристыми тонами. Наполненные идущим изнутри мерцанием, они то затухая, то усиливаясь неожиданно вспыхивают ярким светом в разных местах холста.
В связи с цветовой характеристикой в картинах художника немаловажное значение приобретает характер мазка. То свободный («Групповой портрет металлургов»), то плавный, текучий («Свадьба»), то круглящийся («Мужчина и бык»), то успокоенный, размеренный («Похороны»), он всегда плотен, весом, фактурен. Стремясь к единству целого, художник исходит прежде всего из идейно-художественного замысла произведения, подчиняя ему образное и живописно-пластическое решение картины.
Стилистика художественного творчества Хетагурова обусловлена национальным мироощущением художника, его осознанием своей причастности к судьбе народа, глубокой духовной связи с ним. Произведения художника составляют своеобразный сказ о родине. Разные стороны жизни и быта интересуют живописца: повседневность с ее заботами и буднями («Пахота»), сельская жизнь («В ауле», «Разговор»), праздники («Праздник урожая»), похороны («Похороны»). Все они написаны правдивым, искренним, взволнованным языком; художник – не отстраненный наблюдатель, он – частица этого мира, он как бы живет среди своих персонажей. Это присутствие художника рождает особое чувство правдивости, невольно делает и зрителя «участником» происходящего. В произведениях художника люди и природа органично объединяются в цельный взаимосвязанный мир, и составляет единый образ родной земли. Картины, посвященные крестьянскому труду («Пахота», «Воз сена», «Сенокос» и другие), наполнены спокойным размышлением автора о мудрой простоте сельской жизни, о связи человека со своей землей, о бережном отношении ко всему, во что он вкладывает свой труд, себя самого. За обликом персонажа как бы возникает его жизненный путь, его «нравственная биография». Чертами национального своеобразия отмечены картины «Танец», «Свадьба», в которых художник тонко раскрывает поэтику народного бытия. Последняя исполнена особой задушевной интонации. Полнокровностью, жизненностью веет от образов картины. Плотно, тщательно прописаны фигуры людей, окружающих невесту, которая написана более светлыми тонами, легкими «трепетными» мазками. «Струящиеся» линии свадебной одежды подчеркивают одухотворенность, поэтичность образа невесты. Своеобразным музыкальным лирическим компонентом картины воспринимается девушка с осетинской гармошкой в руках, изображенная в центре композиции. Строгий ритм фигур, глубокий насыщенный цвет, построенный на сочетании охристых и коричневых тонов со всполохами оранжево-красных красок придают картине торжественный и приподнятый праздничный характер.
В произведениях художника сказывается одна из своеобразных черт творчества Хетагурова – умение показать конкретный жизненный эпизод почти документально и в то же время поднять его на уровень типического обобщения явлений действительности. Просто, буднично, сдержанно изображает он своих героев. Четкость, ясность и логичность сопутствуют всем компонентам его картины. Избавляясь от лишней детализации, художник сосредотачивается на самом главном, поэтому его язык предельно краток и выразителен. Это проявляется даже в композиционном строе картин, намеренно упрощенном, но конструктивно четком. Многие композиции состоят из фигур, которые почти всегда расположены прямо, лицом к зрителю, в спокойной, статичной позе. Уже в самой такой постановке заключена обезоруживающая простота, какая-то искренность и правдивость. Таким композициям сопутствует и четкое разделение на первый и второй план. Первый план, с изображенными на нем фигурами, доминируя, подчиняет второй. Такая соподчиненность не случайна, в их согласованности – ритмическая уравновешенность и образно-смысловая нагрузка. Так, в картине «Женщины моего села» второй план воспринимается и как «жизненная среда», и как фон, дополняющий образную характеристику произведения. Выдвинутые на передний план фигуры женщин находятся одновременно как бы внутри пейзажа и вне его, что сообщает картине конкретное и символическое звучание. В этом произведении на грани условного и натурно-точного изображения художник находит приемы, позволяющие ему придавать обычному, повседневному, широту и значимость. Как вечный укор войне, как память о тех, кто не вернулся с войны, воспринимаются в картине застывшие скорбные фигуры женщин, одетых во все черное, напряженное «безмолвие» пейзажа. Почти трагическую ноту вносят изображенные на первом плане оголенные стволы деревьев, резко выделяющиеся своими темными силуэтами на светлом фоне картины.
Художественно-образное видение окружающего совмещается у художника с раздумьями о жизни, со стремлением разобраться в закономерностях ее развития. В произведениях Казбека Хетагурова часто присутствует философский подтекст, настроение внутренней созерцательности. Сложное психологическое состояние присуще многим художественным образам Хетагурова. Иногда содержанием картины является одно только состояние, переживание, определенное настроение персонажей. В серии картин «Ожидание» повествовательное начало почти отсутствует. Здесь нет никакого действия, сюжета. В спокойно стоящих одиноких фигурах женщины и мужчины глубина переживаемых чувств передана минимальными, скупыми средствами, но предельно выразительно. Камерные по своему характеру, эти картины несут большое драматическое содержание.
Значительную часть творческого наследия художника составляют портреты. Они привлекают зрелостью, весомостью образов. Сдержанно, немногословно рисует художник образ современника, наделенного большим внутренним достоинством, нравственной и духовной значимостью. Присущее Хетагурову глубокое, вдумчивое понимание характера человека из народа сказалось в портрете «Мой сосед». Характеристика героя обогащается и живописной структурой полотна, построенной на сочетании ярких, звучных тонов. Отрывистая, энергичная «кладка» то коротких, то длинных мазков воссоздает зримую, живую плоть образа портретируемого. В своих портретах художник от изучения человека идет к созданию обобщенного типического образа. Лучшие портреты («Сельский почтальон», «Старый солдат», «Портрет Ады», «Портрет жены» и другие) отличает психологизм, глубокое проникновение художника во внутренний мир человека. Редкой выразительности и силы образного решения достигает Хетагуров в «Портрете А. Арчегова». Передавая характерные национальные черты во внешности портретируемого: крупный с горбинкой нос, пронзительный взгляд больших глаз, художник создает образ мужественного и волевого человека.
В последние годы талант Казбека Хетагурова обрел особую мощь и значительность. Художник пытливо изучает творческий опыт классиков прошлого. Его привлекает в их полотнах величавость, торжественность образов, законченность в деталях, наличие художественного целого. К этим качествам стремился в последние годы жизни К. Хетагуров. О том, с какой серьезностью и ответственностью относился художник к своей работе, как много и плодотворно работал он над произведениями, свидетельствует огромное количество рисунков, эскизов, этюдов, выполненных в технике акварели, гуаши, пастели, а чаще карандашом, тушью, шариковой ручкой. Все они характеризуют Хетагурова как блестящего и наблюдательного рисовальщика. Не случайно многие его рисунки экспонировались на выставках графики.
На протяжении всего творчества, особенно в последние годы, Казбек Хетагуров постоянно обращается к образу выдающегося осетинского поэта Коста Хетагурова. Во всем многообразии представлен его жизненный и творческий путь: портреты Коста, поэт, выступающий перед народом, Коста в ссылке, похороны поэта… Образ Коста дан как бы в двух планах: светлом и трагическом. Тема смерти поэта и бессмертия его духа переплетаются в произведениях художника, сливаясь в одно жизнеутверждающее начало. В «Портрете Коста», «Возвращение Коста», «Коста после Херсона» поэт предстает мыслителем, гуманистом, борцом с общественной несправедливостью, носителем высоких нравственных идеалов. Художник стремится раскрыть в образе поэта те высокие качества, которые делают его дорогим и близким народу: цельность характера, ясный, глубокий ум, правдивость, моральная сила, активность и целеустремленность. Скорбным чувством великой утраты пронизана картина «Посвящение». Своим высоким пафосом она сразу настраивает зрителя на серьезный и торжественный лад. Живописец намеренно строит композицию в классических традициях высокого Возрождения, прибегая к прямой ассоциативности образа, что позволяет полнее воплотить идею и замысел произведения, сообщить картине еще больший драматический накал. Весь трагизм сосредоточен в фигуре умершего Коста, безжизненное тело которого бережно держат обступившие его люди. Строгость линий, их мерный ритм, торжественная статичность фигур, монументальность трактовки образа – все органично и целостно в картине, воспринимающейся как прощальный реквием, как памятник человеческому и творческому подвигу поэта.
Много лет работал Казбек Хетагуров над большой темой, посвященной Коста, выступающему перед народом. Сохранились многочисленные эскизы, этюды, рисунки, наброски, свидетельствующие об огромных творческих замыслах, которые художник не успел осуществить. Жизнь Коста Хетагурова, образ которого, как путеводная звезда осветил творчество Казбека Хетагурова, своеобразно преломилась в судьбе самого художника. Казбек родился и вырос в селении, носящем его имя. Так же, как Коста, художник был предан искусству, горячо исповедовал свою любовь к отчизне, и также подвижнически и коротка была его творческая жизнь.
Жизнь и творчество художника – понятия неразделимые. Жизнь Казбека Хетагурова слагалась из каждодневного напряженного вдумчивого труда. Но не только в этом залог творческих достижений художника. Щедрость таланта и чувство глубокой нерасторжимой связи с родной землей, со своим народом – главное, что способствовало формированию Хетагурова как художника, определило самобытность его творчества.