Я днем и ночью думаю о родном крае. Это внутри
меня, это мое, родное, как черты лица…
– Что для вас красота?
– Душа. Именно ее я стараюсь изображать…
Как живу, как чувствую – так работаю.
Соскиев В.Б.
Признанный мастер, один из лучших скульпторов современности, творчество которого основано на национальных образах и традициях. Работы Соскиева всегда ярки и оригинальны, преисполнены душевной теплотой и спокойно-философским, искренним интересом скульптора к людям, к жизни.
Действительный член Российской академии художеств (2007), народный художник республики Северная Осетия – Алания (2009), член Союза художников СССР (1976). Медаль «Во славу Осетии» (2011), премия Московского комсомола, серебряная медаль ВДНХ (1983),золотая медаль Российской академии художеств (2004).
(из «Википедии»)
Соскиев Владимир родился 14 января 1941 года в с. Сурх-Дигора, в семье крестьянина. Отец, Борис Налукович, погиб в первые дни Великой Отечественной войны. Мать, Софья Михайловна, сама растила двух сыновей в тяжелые военные и послевоенные годы. «Послевоенный период – самый сложный в моей жизни. Судьба так сложилась…Я не один, кто пострадал. Миллионы советских людей жили тяжело. По соседству не было ни одного дома, где не погиб бы один или двое. Моя мама в 24 года осталась вдовой и больше не вышла замуж. Забывала про все, только дети… Как бы прокормить, выходить, дать образование…» (здесь и далее – отрывки из интервью скульптора, размещенные в различных СМИ).
«Как начал рисовать, я даже не помню. Старший брат раньше меня начал рисовать. У нас в селе был кирпичный завод. Красная глина, из которой делали кирпичи, была настолько пластичной, что я увлекся и стал лепить из нее…».
Окончив школу, Владимир поступил в Северо-Осетинское педагогическое училище на художественно-графическое отделение. «В 1962 г. я ушел в армию. Не дали училище закончить, три года служил на Украине. После службы сразу поступил в Суриковский институт. Прямо в армии готовился, была там возможность постоянно рисовать. Работал в солдатском клубе, была у меня огромная комната».
Во время учебы на скульптурном факультете Московского художественного института им. В. Сурикова Володя работал в мастерской талантливого скульптора и педагога Павла Бондаренко, что сыграло свою роль в формировании его творческого мировоззрения. Но свободолюбивый, независимый, по-хорошему упрямый характер студента Соскиева проявлялся и тогда. «Я, когда студентом был, напросился заниматься в мастерскую ректора, потому что у него не было времени со студентами возиться. Вопросов задавал мало. У нас ведь были такие въедливые педагоги, которые с линейкой измеряли пропорции. Страшные люди… Студенту надо давать то, что он сам в себе несет. Художника под себя подделывать нельзя. Откуда личность возьмется? Есть основы мастерства, а остального не выжмешь. Повезло, что мне никто не мешал…».
В начале 70-х годов работы Владимира Соскиева стали появляться на художественных выставках, привлекая к себе внимание глубиной замысла, необычной манерой исполнения, внутренней чистотой и непосредственностью. Его первая работа – скульптура «Портрет Едзиева» была представлена в 1971 году на Всероссийской выставке «Юг России». «Кому-то она понравилась и была приобретена. Так я заработал 2000 рублей – сумасшедшие по тем временам деньги. Из обычного студента превратился в богатого студента…».
В 1973 году он окончил Суриковку, а в 1976 году вступил в Союз художников. В 1979 г. Соскиев В. Б. участвует в Международном симпозиуме по скульптуре в дереве (Чехословакия), в 1981 году получает первую премию на Международной выставке «Триеннале скульптуры малых форм» (Будапешт), а в 1984 г.- первую премию в Квадриеннале скульптуры в г. Риге. Он постоянно общается с советскими и зарубежными коллегами, отмечающими его в числе наиболее заметных молодых художников Советского Союза. «Говорят, что есть московская школа. Я получил ту школу, которую давали здесь, в Москве. А другой школы для скульптора не было. Но национальное меняет саму внешнюю форму, стиль, подход… Все зависит от того, откуда ты вышел. Так и должно быть, наверное. Чем больше художник берет из своего детства, тем он богаче. Основополагающее – это твое начало».
В 1985 году Соскиева В. Б. приглашают на выставку советских художников в Японии, затем – на выставку советской скульптуры в г. Берлине, Трептов-парк. В 1989 году он участвует в групповой выставке советских художников в г. Милане, тогда же на Крымской набережной в г. Москве устраивается его персональная выставка. «26 лет своей жизни я просидел в подвале, у меня помещение было – 30 метров, там работал. Так что художники – люди подвальные или чердачные».
О невероятной трудоспособности, подтверждающей известную фразу «Успех – это 1% таланта и 99% труда», говорит участие скульптора в многочисленных выставках.
В 1990 г. Соскиев принимает участие в совместной выставке советско-французских художников в Париже и Москве. В том же году он становится обладателем первой премии Московского Союза художников за лучшие работы года и первой премии на IV биеннале скульптуры малых форм в Познани. Несомненным интересом пользовалось творчество Соскиева на выставке советских художников в Японии и в Международном центре искусств в Париже. В 1992 году Соскиев В. удостоен Гран-при за участие в Международной выставке в г. Нанси, Франция.
Искусствовед Надя Брыкина пишет в монографии, посвященной скульптору: «В 1990-е годы никто уже не сомневался, что Владимир Соскиев стал одним из самых ярких скульпторов своего поколения».
Мадина Атаева, искусствовед: «Владимир Соскиев – неотъемлемая часть художественной жизни столицы, бунтарского духа семидесятников, но одновременно яркий представитель культуры Осетии. Мир символов осетинской культуры, образы послевоенной Осетии, пластика безымянных мастеров прошлого, наследие Сосланбека Едзиева – все это почвенная основа его пластического языка. Вместе с тем Соскиев – подлинно европейский мастер, впитавший традиции Российской Академии художеств… За пластикой Соскиева огромный культурный «бэкграунд», в его бронзах читается движение по основным хронологическим ступеням европейской пластики, ведущие мастера современности от Бурделя и Родена напрямую к позднему Микеланджело…».
«В чем отличительная особенность скульптуры от других видов искусства? Скульптура – это негромкое, визуальное, но не очень легко понимаемое искусство. Отличие в форме, объеме, пространстве… Необязательно, чтобы в скульптурной работе были все пуговицы или все пальцы. Это никого не интересует. Лично меня, к примеру. Если я увидел красивую форму, которая несет еще смысловую нагрузку – это замечательно. Создать образ в скульптуре удается единицам. От мастера все зависит. Это Божий дар – и ничего больше».
Перестройка и распад Советского Союза, обрушившаяся на общество гласность не изменили творческую ориентацию и главные жизненные установки Соскиева. Глубокое чувство собственного достоинства не позволило ему идти против духовных ценностей. Художник в эти годы начинает работать как монументалист. В области монументального искусства можно выделить памятники деятелям науки и литературы: М. Цветаевой, Б. Окуджаве, Г. Газданову, Н. Пилюгину. Даже человек, не знакомый с их творчеством, сразу видит характер, внутренний мир и психологическое состояние каждого из них. Это удается скульптору благодаря глубокому проникновению в мир своих героев, умению безошибочно угадывать характер и настроение человека. Удивительная способность схватывать характерные позы и движения помогает ему создавать выразительные скульптурные портреты людей. Его герои лишены внешней театральщины. Скульптор не любит академических поз, но от этого его герои не становятся менее выразительными, скорее, наоборот.
Народный художник СССР, известный скульптор Николай Никогосян отмечал: «Творческий метод скульптора Владимира Соскиева не позволяет зрителям остаться равнодушными. Соскиеву доступны поразительные вещи: одежда и тело рождаются одновременно и составляют единое целое. Это очень редкое качество, ценное в скульптуре. Мне нравится его отношение к натуре: художник избегает красивых аксессуаров, замысловатой одежды, модели позируют ему в повседневной обстановке, но портреты нисколько не теряют психологической глубины. Рождаются чрезвычайно яркие персонажи: «Чабан Абаев», «Мужской портрет», «Портрет бабушки», «Портрет Коста Хетагурова». «Я думаю, что скульптор – это не тот, кто глазки лепит такими, какие они есть… Задача скульптуры не в том, чтобы воссоздать точно внешность. Это нечто большее…».
Это «нечто большее» искусствовед Ирина Седова определила как «очень сложный, образно-пластический сплав, который не поддается вербализации. Да это и не нужно делать, так как его пластика настолько внутренне энергетически мощная, что говорит сама за себя». В книге скульптора Лазаря Гадаева «Искурдиада» («Мольба») есть пронзительные строки: « – Для чего ты без устали копаешься в камне, что ищешь в нем?
– Тревогу сердца своего хочу вложить в него…».
«Надо сильно чувствовать, чтобы другие почувствовали» – эта известная фраза и строки Гадаева точно характеризуют творчество Владимира Соскиева, человека немногословного, вкладывающего все чувства и переживания в свои работы.
В 1994 г. во Владикавказе был установлен созданный скульптором памятник защитникам города, погибшим во время трагических событий ингушско-осетинского конфликта. Работа продемонстрировала обостренное чувство тревоги автора в восприятии войны. Она вызывает сильнейший эмоциональный отклик у зрителя – от сопереживания до отрицания произошедшей трагедии, ее бессмысленности и жестокости.
Заметным событием в художественном мире Москвы стала выставка произведений Владимира Соскиева в Третьяковской галерее в 1997 г. Искусствовед Людмила Марц писала: «Экспозиция работ художника убедительно подтвердила еще ранее сложившееся представление, что творчество Владимира Соскиева – одно из самых значительных и самобытных явлений в современной скульптуре. На фоне дилетантских поделок не особо одаренных, но предприимчивых авторов, которые демонстрировали выставочные залы тех лет, работы Соскиева воспринимались как глоток свежего воздуха». (Каталог работ Соскиева в Государственной Третьяковской галерее, 1997г). Искусствоведы отмечали: «Творческая интуиция, талант, подкрепленный образованием, и глубокое знание культурных корней позволяют Владимиру Соскиеву с философских позиций оценивать реалии современной жизни и выражать суть увиденного. Этническое своеобразие стало одним из важных штрихов, придающих особую привлекательность его творениям» (Н. Брыкина). Свидетельством истинного признания таланта осетинского скульптора является то, что только Третьяковка приобрела у Соскиева более 50 его работ. А признание, как известно, дает творческую свободу.
В 2001 г. на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа в предместьях Парижа, где покоится прах «русского осетина» Гайто Газданова, который жил и умер в Париже, при содействии всемирно известного дирижера Валерия Гергиева и предпринимателя Таймураза Боллоева был открыт памятник – надгробие талантливому писателю-эмигранту работы скульптора В. Соскиева. Памятник признали шедевром все поклонники писателя. Здесь, по мнению Гергиева, удачно соединились темы Петербурга начала века, эмиграции и творческого подъема, преодолевающего разобщение с родиной. Так скульптор талантливо и неповторимо увековечил связь великого соотечественника с Осетией.
«Мы должны быть благодарны художнику В. Соскиеву, который тонко почувствовал дух произведений своего великого соотечественника и воплотил его в бронзе», – писали представители Общества друзей Гайто Газданова. Писатель и художник Руслан Галазов вспоминает, как во время своего посещения могилы Гайто Газданова он встретил там дочь знатной русской княжны. «Я ничего подобного не видела, – сказала она. – Это истинное произведение искусства. Оно так трогает. В нем есть главное, это Газданов, это его «Вечер у Клэр» – суть его прозы, смотрящей не только глазами ангела на земное, но и за пределы его…». Да, это был он, – подтверждает Галазов, – юный Газданов, в образе ангела-хранителя сложившего рано уставшие, опаленные жизнью крылья на землю. Они почти срослись с ней, как с родной матерью, на чужбине – ибо земным он все же был ангелом, но достойным небесных, что подсказывает его жизнь, его литература. Он глядел в небеса, в запредельное, слегка прикрыв ладонью глаза, раздумывая с пронзительной болью и печалью в ожидании ответа от Небесного на многие вопросы, уже давно сложившиеся в его рано повзрослевшем сознании».
В том же 2001 году был создан проект памятника Булату Окуджаве, поэту, который был для многих поколений эталоном чести и достоинства. «Окуджава мне очень дорог, я его знал, несколько раз с ним встречался. Это был удивительный человек, на долю которого выпало многое…».
В 2003 году в фойе Мариинского театра в Санкт-Петербурге была установлена необычная композиция Владимира Соскиева, посвященная тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунгов» в постановке дирижера Валерия Гергиева. В работе использована визуальная стилистика эпоса «Нартские сказания». Валерий Гергиев вспоминает: «Работая над тетралогией Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга», я предложил Владимиру создать для Мариинского театра оперы и балета в Санкт-Петербурге изваяния персонажей древне-осетинского нартского эпоса, созвучного, по моему убеждению, древнегреческому и древнегерманскому. Художник блестяще справился с задачей. Он оформил интерьер театра великолепной пространственной композицией «Сцены из нартского эпоса». Получилось захватывающее зрелище – грандиозное действо с меняющимися планами, освещением, в котором несколько разных сюжетов и сцен. Удивительная сказка, не имеющая ни начала, ни конца, стала новым воплощением загадочного нартского эпоса в материальной, пространственной форме. Талант Мастера усилил контрасты и сходство могучих памятников трех древних культур и их воздействие на зрителей и слушателей. В работах этого поистине выдающегося мастера зритель увидит и почувствует глубокую философию жизни, основанную на таких необходимых качествах человеческой личности, как честность и душевность, каковыми обладает художник. Дружить с Владимиром Соскиевым или хотя бы знать его лично – это счастье…» (из книги Владимир Соскиев, Каталог выставки. Цюрих, Швейцария).
Валерий Гергиев отметил: «Самое ценное в творчестве Владимира Соскиева – самобытность героев и композиций. Руку, манеру его можно узнать на расстоянии, ярко выраженный авторский почерк проявляется в каждом его творении. Работы Соскиева откровенно раскрывают не только себя, но и многое говорят об авторе…».
«Автопортретов у меня нет. Все вещи, которые я делаю – это я и есть… Что такое сделать хороший памятник? Если у скульптора и модели, с которой он лепит, нет духовного родства, трудно сделать настоящий памятник. Какая-то моя частица в работе остается. В любом случае ты будешь в ней присутствовать. Я подписываюсь своим именем под каждой работой. И это ко многому обязывает…».
В городе Таруса Калужской области в 2006 году установлен памятник Марине Цветаевой, за короткое время ставший символом города. Архитектор памятника – Борис Мессерер, скульптор – Владимир Соскиев. «Наверное, это та обитель, где душе Цветаевой наиболее просторно. Мы понимали и прежде, когда еще не было этого изящного, стройного и скорбного памятника и все-таки, несомненно, утешенного общей любовью, что и сам воздух Тарусы есть памятник Марине Цветаевой. Но все-таки хорошо, что наяву мы обретаем изображение ее силуэта. Я уверена, что многим людям это принесет утешение во дни печали или вдохновение во дни любви или творчества… При стройном силуэте выпуклы черты благородства, доблести и скорби»,- сказала Белла Ахмадуллина на открытии памятника. Заслуженный художник Северной Осетии Асланбек Арчегов: «Так тонко, лирично и с особой меткой трагичности смог выразить мятущуюся натуру великой поэтессы только Владимир Соскиев. И стоит ей памятник, сделанный талантом скульптора из Осетии в городе, воспетом пронзительными цветаевскими строками». «Памятник Цветаевой установлен в Тарусе, на берегу Оки. Очень красивое, замечательное место с отличной панорамой. Главное, там сама Цветаева хотела обрести свой последний приют. «Здесь бы я хотела лежать»,- эти слова Цветаевой вырублены на камне на берегу реки…».
В 2008 году в Москве была установлена новая работа Владимира Борисовича – памятник академику Николаю Пилюгину, крупному советскому ученому, конструктору, специалисту в области систем автономного управления ракетными и ракетно – космическими комплексами, дважды Герою Социалистического Труда, лауреату Ленинской и Государственной премий.
Особый интерес вызывают созданный Соскиевым скульптурный памятник Коста Хетагурову в Санкт-Петербурге (2009 г.), в сквере Академии художеств и бронзовая скульптура поэта на аллее проспекта Мира во Владикавказе (2010 г). «Коста… К великому сожалению, сегодня у осетин другой, равной ему творческой, человеческой, личностной вершины нет. Я его просто обожаю. Как он любил свой край, боролся за то, чтобы люди хоть немного возвысились… Коста для меня не только художественный образ. Всякий раз, когда я перечитываю его стихи, что-то новое для себя открываю. Его поэзия созвучна нашему времени, нынешней нелегкой жизни. Идея у меня изначально была – показать Коста не как монумент, а как близкого нам, сегодняшним, человека – простого, доступного».
В области станкового искусства выделяются работы, выполненные в бронзе: скульптурные композиции «Память» (2008), «Скорбь»(2008), «Беженцы» (2009), серия «Нартский эпос. Осетия» (2010), «Иосиф Бродский (2012), «Задалески Нана» (2013), «Гибель нартов» (2013), серия мужских портретов (2013).
Художника всегда занимала преемственность поколений, непреложная ценность семейных корней. Сюжеты Владимира Соскиева представляются многоплановыми, вобравшими в себя приметы нескольких эпох и мировоззрений. Сильное эмоциональное впечатление производит композиция Соскиева «Судьбы. 19-ый выпуск Сурх-Дигорской школы». «Это сложный, многомерный ансамбль, составленный из множества скульптурных форм и композиций, созданных художником в разные годы. Каждый персонаж являет собой концентрированное выражение человеческой судьбы…» (Н. Брыкина). «Памятник моей школе есть, и это радует. Мне кажется, эта скульптурная композиция состоялась. Судьбы людей, как они сложились… Сурх-Дигора – великое селение. Мы все должны быть благодарны тем простым крестьянам, которые основали его и построили в первую очередь именно школу. Самую лучшую школу – подобных вокруг не было…».
Он знает все тонкости родного осетинского языка, традиции и обычаи народа, остро переживает все проблемы республики. Соскиев занимается популяризацией осетинского искусства. Он организовал выставку в зале современного искусства (г. Москва) «Параллель двух легенд: С. Едзиев и Н. Пиросманишвили», в которой в форме диалога предстали произведения двух художников, признанных и почитаемых мастеров наивного искусства, живших в одно время, но никогда не знавших о существовании друг друга. Их деятельность не пересекалась, однако искусство каждого созвучно по мысли и выразительности художественных средств исполнения. «Есть народные мастера, от природы богатые даром понимания чувства формы, цвета. На Кавказе это Пиросмани и Едзиев. Это редчайший дар, который дается сверху, как и все остальное. Я пригласил на выставку лучших скульпторов Москвы. Едзиев их потряс, они были просто ошарашены его гениальной пластикой».
В 2011 году Владимир Соскиев награжден медалью «Во славу Осетии». Тогда же, отвечая на вопрос noar.ru. какая из работ ему больше всего нравится, ответил: «Скульптура матери». Серию «Мать» он окончил в 2011г. Она потрясает необыкновенной теплотой и светлой энергетикой. «Мама уникальная была. Последние годы она несколько лет жила со мной. Куда бы я ни ехал, обязательно спускалась несколько этажей и провожала. Мать я с натуры лепил. Отца же я никогда не видел, лепил по фотографии, показал его молодым. А рядом мать, уже в годах. По возрасту они разные, но вместе. Мне важно было их дух совместить, их общую задачу. Я лепил и не разрешал матери смотреть, пока не закончу. Когда работа была закончена, она встала, обошла ее два-три раза, потом поцеловала руку и ушла молча. Мне кажется, это самое большое вознаграждение. Я запомнил это на всю жизнь… От отца ничего у нас не осталось. Ему было 27 лет, когда он погиб. Я делал как-то надгробие отцу, лет 30 назад, выставил работу на московской выставке. Ее купила Третьяковка. А могилы у отца нет – пропал без вести на войне…».
В 2014 году во Владикавказе установлена скульптурная композиция, изготовленная Соскиевым и переданная предпринимателем Таймуразом Боллоевым в дар жителям республики безвозмездно. Она посвящена приезду А.С.Пушкина во Владикавказ. На арбе, запряженной волами, поэт совершает путешествие из Петербурга в Тифлис. Профессор, доктор социологических наук Хасан Дзуцев восторженно писал: «Благодаря таланту Владимира Соскиева мы видим, каких усилий стоило Пушкину, преодолев 225 километров на волах по горной дороге, оказаться в Тбилиси! Насколько точно художник уловил страдания во время тяжелого пути не только поэта, но и погонщика волов, и самих животных. Передать в бронзе такие сильные эмоции до сих пор мне казалось немыслимым явлением, но скульптор сумел это нам показать». «Я пытался отобразить так, как представил и то время, и Пушкина, оказавшегося в Осетии по дороге в Тифлис. Хочется, чтобы люди, проходящие мимо, задумывались не о памятнике, а о великом поэте».
Далеко шагнув за границы не только Осетии, но и России, Владимир не потерял теснейшие связи с малой родиной, с ее жизнью, фольклором, искусством. Особенно ему близка мифология осетин. Неоднократно обращается он к образу самого близкого для Осетии небожителя Уасгерги. Одна из его работ на эту тему установлена в Буэнос- Айресе (Аргентина). Даже на фронтоне своего особняка в Москве он поместил изваяние покровителя мужчин.
В начале июня 2015 года в окрестностях древнего святилища в Дигорском ущелье было открыто бронзовое изваяние Уасгерги («Лагти Изад») работы Владимира Соскиева при финансовой поддержке предпринимателя Таймураза Боллоева. Идея создания скульптуры родилась и вынашивалась 20 лет, когда покровитель мужчин явился Соскиеву во сне и просил приступить к работе. «Художник совмещает образ христианского воина-защитника с героем осетинского фольклора Уастырджи, в результате рождается сказочный персонаж с чертами осетина», – писал искусствовед С. Орлов. Природным постаментом для произведения искусства весом 13 тонн стал 30-метровый утес. Потрясающая работа великого скульптора и удивительная панорама изумляют каждого. Вопреки традиции, святой Георгий у Соскиева без привычных меча и змия. Преподаватель скульптуры Суриковского института, профессор, действительный член Академии Художеств, народный художник России Михаил Переяславец отметил: «В этой работе меня удивила не только сама скульптура, но и удачное расположение ее на скале». Сам автор говорит о своем герое: «Это образ размышляющий. Его оружие – это слово, вовремя сказанное, когда народ путается – его можно поправить не силой оружия, а словом». Друг детства Владимира Борисовича, Артем Бузоев вспоминает: «Владимир – великий мастер аллегории. Когда-то ему поручили сделать скульптуру солдата. Так он вместо автомата вложил в его руку цветок. И здесь святость Уасгерги подчеркнута отсутствием оружия… Главное – передать его дух и энергию, как святого. Он будто благословляет людей на праведные поступки, вытянув руку над серпантином шоссе. Корни у Соскиева осетинские… Начав с традиций осетинского народного творчества, он вышел далеко за рамки национального. И, тем не менее, считает себя обязанным любимому учителю – Чермену Дзанагову».
Осенью 2018 года на стене новой сурх-дигорской школы была торжественно открыта мемориальная доска скульптору Лазарю Гадаеву, изготовленная Соскиевым. Уважая творческие принципы своего земляка и коллеги, Владимир Борисович использовал в работе автопортрет Гадаева, его стилистику, добавив свое видение образа скульптора, удачно найдя композицию. Получилось нечто большее, чем мемориальная доска – панорамная картина.
Что заботит выдающегося скульптора сегодня? «Я бы больше внимания обращал на молодых. За ними будущее, их надо поддерживать. Они по-новому видят, не мешало бы им давать больше возможностей». Он лично опекал осетинского скульптора Алана Корнаева еще в студенческие годы. Обеспечил участие осетинских художников в выставке современной скульптуры на Крымском валу.
Скульпторы Алан Корнаев и Заур Дзанагов единодушно высказали свое мнение: «Соскиев Владимир Борисович – выдающийся скульптор 21 века, внесший в мировую культуру неоценимый вклад. Его работы характеризуются своеобразной пластикой, высоким духовным началом, проникнутым тонкой психологией, подчеркнутой глубокой национальной ментальностью. Он пользуется огромным авторитетом во всем мире среди профессионалов, занимающихся искусством. Любой музей мира рад сегодня приобрести его работы, а Третьяковка начала приобретать его работы тогда, когда он еще был студентом. Благодаря знакомству с работами мастеров – Едзиева Сосланбека, Гадаева Лазаря, Владимира Соскиева в истории мирового искусства появилось понятие «осетинская скульптура». Достигнув таких высот в искусстве, Соскиев В.Б. открыл путь молодому поколению осетинских скульпторов».
«Во всем мне хочется дойти до сути!» В чем эта суть, которую так настойчиво ищет Мастер? «Никто не объяснит, почему тот или другой человек становится кем-то… Наверное, есть сила, которая нами управляет. До сих пор у меня бывает чувство, как будто не я леплю, а кто-то за меня это делает… Такое вот удивительное чувство…». В поисках ответов Мастер возвращается к истокам. Уходящий 2020 год для почитателей его таланта ознаменован событием мирового значения: в Ногкау, родном селе отца, Бориса Соскиева, на высоте в полторы тысячи метров, Мастер устроил выставку работ, созданных за последние годы, посвятил ее памяти отца. Она предполагалась как камерное мероприятие, но таковым не оказалось. Паломничество многочисленных земляков – от простых жителей его родного села до творческих работников республики и многих городов России и ближнего зарубежья ответило на главные его вопросы.
Ирина Седова, кандидат искусствоведения, заведующая отделом скульптуры Государственной Третьяковской галереи в своем Фейсбуке рассказала: «Весь профессиональный художественный мир знает и высоко ценит талант Владимира Соскиева. Но мы привыкли видеть его в тесных залах выставочных пространств. Когда эти произведения «пришли» в горы Осетии – вот тут, действительно, со всей полнотой мы ощутили, как им было тесно в городе, и что их место в природе, в ландшафте».
Удивительно трансформируются созданные скульптором образы в зависимости от окружающей обстановки. В горном ландшафте они органичны и естественны, как жители этого аскетичного края – со своим укладом, традициями, жизненной историей. Мне посчастливилось увидеть их и во дворике московского особняка Владимира Борисовича. Здесь эти же скульптурные работы передают иное мироощущение. Безмолвные изваяния, связанные с автором его безусловной любовью и еще чем-то неведомым нам, словно познали какую-то главную тайну жизни вслед за своим Мастером. Теперь не мы, а они вглядываются уже в нас, словно пытаясь понять, какие мы? Подумалось, что также они будут вглядываться в следующие поколения, и останутся тогда, когда от нас ничего не останется. Автору неинтересно их внешнее оформление, он изучает человеческие характеры, стремится показать то, что Достоевский называл «обнаженной бездной души». Как удается скульптору передать эмоции и чувства своих героев, характер – это великая тайна Мастера. Мистическое чудо творения, ощущение таинственного не покидало меня при взгляде на обитателей дворика, словно оживших в ранних зимних сумерках, и заставило, уходя, почтительно попрощаться с каждым.
Не может не броситься в глаза любому, знакомому с творчеством Соскиева, часто встречающаяся деталь – выразительные, воздетые к небу в мольбе руки. О чем просит автор в молитве, характерной для его героев? О мире, любви, счастье? Может, о понимании и терпимости друг к другу? «Человек, даже если носит одежду, все равно обнажен. Мне хочется почувствовать и передать его внутреннее содержание. Я живу, и меня что-то волнует. Так рождаются идеи. Все мои работы рождались из жизни, а в ней все так или иначе связано…».
Ирина Седова, искусствовед: «В творчестве Владимира Соскиева органично переплелись черты московской скульптурной школы и народных осетинских традиций. Он узнаваем, его скульптурный «язык» не похож ни на кого. В его работах присутствует то главное, что составляет основу и является сутью скульптуры, а именно – скульптура должна не изображать, а выражать. Его работы не просто «говорят». Каждая из них буквально кричит и вопиет о чем-то очень важном, зачастую трагичном. Достигается это тем, что каждая работа исключительно символична. Именно поэтому каждый увидит и почувствует в них свое. Они абсолютно медитативны. Это вещи для длительного всматривания и углубленного размышления. Язык этого скульптора очень непрост. Здесь зрителю во многом нужна определенная работа над собой. Но если не полениться и сделать усилие, то вам откроется потрясающий мир автора, который обогащает душевно и духовно. Соскиев немногословен, для многих закрыт. Но душу свою и мудрость он раскрывает в своих творениях. Его надо услышать. Безусловно, это гордость осетинской культуры, и не только осетинской, но и отечественной культуры вообще».
Надежда Брыкина, искусствовед: «Что бы я ни сделал, я – осетин», – утверждает скульптор. Его собственный, узнаваемый стиль – неспешный, аллегорический и глубинно-пластический, где за внешне неброским сюжетом всегда стоит нечто важное, отчетливо проступает философская идея. Образно говорит он о духовной сущности человека – не произнося громких слов, сугубо пластическими методами подведя зрителя – собеседника к сопереживанию и пониманию».
Мадина Атаева, искусствовед: «Показателем профессионального признания является желание ведущих музеев иметь работы мастера в своем собрании. Именно музей является местом, где художник обретает окончательное осмысление и творческое «бессмертие». Самые важные для отечественного искусства музеи – Государственная Третьяковская галерея (Москва) и Русский музей (Санкт-Петербург) включили в свои собрания произведения осетинского скульптора».
Помимо этого, работы Владимира Соскиева находятся в Государственном музее искусств народов Востока в Москве, Национальной галерее Софии, в частных коллекциях в России, Франции, Германии, Швейцарии, Бельгии, Румынии, Буйнос-Айресе.
Чрезвычайно насыщенную творческую работу Соскиев В.Б. совмещает с активной общественной деятельностью – он президент Общественного Фонда содействия развитию культуры «Мир Кавказа».
«Мне остается гордиться своими старшими и близкими мне людьми, среди которых рос в Осетии и которые научили меня любить людей вне зависимости от их национального происхождения и вероисповедания, работать во имя их благополучия. И сегодня я живу, работаю и создаю, следуя завету-наказу моего любимого поэта Коста Хетагурова, который писал: «Весь мир – мой храм, Любовь – моя святыня, Вселенная – Отечество мое…», – сказал Соскиев В. на заседании «круглого стола» деятелей культуры «Между Западом и Востоком. Россия и Кавказ на рубеже столетий».
P.S.
Из многочисленных поздравительных телеграмм, полученных
Владимиром Борисовичем к восьмидесятилетию, мы сочли возможным познакомить читателей лишь с одной:
Президиум Российской Академии художеств, отделение скульптуры, творческий коллектив Академии и я лично поздравляем Вас с прекрасным юбилеем – восьмидесятилетием.
Уникальный человек, вдохновенный скульптор, Вы внесли важный вклад в сокровищницу отечественной художественной культуры.
Ваше многогранное творчество – значительное явление в современном мировом искусстве.
Желаем Вам крепкого здоровья, успешного воплощения новых интересных творческих планов! Благополучия Вам и Вашим близким.
Президент Российской Академии художеств З.К. Церетели.
Автор и редакция журнала присоединяются к самым добрым и искренним поздравлениям и желают Владимиру Борисовичу здоровья и творческого вдохновения!