Последние годы в разных странах мира происходят цветные революции, которые начинаются ненасильственным протестом, а заканчиваются государственным переворотом, как это было например на Украине в 2013 – 2014 гг. На начальном этапе и самими участниками, и СМИ создается впечатление, что люди выходят на площадь спонтанно, что эти акции не подготовлены, что ими никто не управляет. И в самом деле, зачастую при организации подобных акций большинство людей не подчиняются прямым приказам, а становятся объектом манипуляций в информационном пространстве.
Современное общество России и западных стран позиционируется как свободное, дающее простор для самореализации отдельной личности и не связанное цензурными ограничениями. Однако уже существуют стратегии управления свободным поведением людей в современном обществе.
Характерной чертой современного общества является включенность людей в информационное пространство. Возможности доступа к информации и реализации творческого потенциала, которые получает современный человек в информационном пространстве, создают ощущение свободы, противоречивый характер которой, однако, уже начинает осознаваться. Информационное пространство общества постмодерна делает возможным как эволюцию творческих методов освоения действительности, так и эволюцию методов управления. Одна из стратегий управления человеком в современном информационном пространстве – это подражание через действие, в науке известное как перформация.
Перформация представляет собой деятельностное освоение социальных практик человеком. Участвуя в общественной жизни, человек с самого детства многократно воспроизводит закономерные структуры поведения, запоминает и применяет общественно воспроизводимые обобщенные культурные сценарии перформативных действий, усваивает на практике доступные методы достижения тех или иных целей, усваивает из практики весь спектр направляющих его деятельность норм – ритуалы, обычаи, каноны, традиции, рецепты, даже научные теории, политические идеологии, общественную позицию. Законы жизни любого общества должны быть осознаны людьми и воспроизводиться ими постоянно. Это значит, человек представляет собой устойчивую и многократно повторяемую совокупность искусственно созданных закономерностей поведения, принятых в том обществе, в котором он сформировался.
Сформированные в современном обществе способы управления человеком используют перформативные механизмы социальной регуляции человеческого поведения.
Совместное действие больших групп людей возможно как результат обучения одинаковым видам деятельности. Перформация в современном обществе создает человека, способного выполнять заданные действия, ставить осмысленные цели в рамках существующего общественного устройства и рационально достигать их. Виды социального взаимодействия, осваиваемые в ходе перформации в течение жизни человека, формируют общественное одобрение определенного поведения и предоставляют возможность продвижения по социальной лестнице в определенных границах при условии реализации перформативных практик, недоступных человеку архаического общества и требующих научения и труда в новых условиях.
Кроме того, особые методы перформации в обществах модерна рассматривает французский философ и культуролог XX века Мишель Фуко в книге «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы».
Мишель Фуко в своей работе анализирует основные характеристики власти в европейских обществах, начиная с XVII века, и выделяет самую главную черту, отличающую общества модерна от традиционных обществ в плане реализации власти в общественной жизни. Эта черта – постоянный надзор, которого не было в традиционных обществах. Постоянный надзор за людьми в обществах модерна Фуко называет паноптизмом, используя термин Иеремии Бентама, который в 1791 году спланировал идеальную тюрьму Паноптикон, получившую архитектурное воплощение в разных европейских странах в течение последующего столетия. Главный принцип Паноптикона – заключенный живет в насквозь просматриваемой камере, и за ним могут наблюдать непрерывно в течение суток, сам же он не может видеть надзирателя.
Паноптизм полностью реализовался в тюрьме, однако как принцип паноптизм влияет на разные сферы общественной жизни европейских государств. В обществах модерна организовываются сферы деятельности, в которых жизнь человека разделена на этапы, каждый этап содержит определенное количество действий, которые нужно освоить, освоение каждого действия происходит под надзором вышестоящих и оценивается, и лишь после оценки освоенного можно переходить к следующему этапу. Те сферы жизни, в которых реализуется указанным образом контроль и оценивание, представляют собой школу, больницу, казарму, тюрьму. Все эти институции в их современном виде начинают складываться в XVII-м веке и приобретают законченный вид к началу XIX-го века. Каждая такая подсистема представляет собой систему обучения, надзора и наказания, имеет свою специфику, которая базируется на общей основе: перформация и паноптизм, то есть массовое обучение новой деятельности через практическое освоение ее законов и постоянный надзор при оценке и контроле.
Развитие этих подсистем общества в Европе Нового времени позволило европейским странам создать и воспроизводить новую систему организации жизни, которая использует человеческий ресурс с максимальной эффективностью.
Использование механизмов перформативной регуляции социального действия для максимально эффективной организации труда позволило человеку Нового времени создать мир техники и информации. Технические приложения научных открытий в XIX–ХX вв. приводят ко все большему расширению сферы наблюдения и контроля. Всевозможные механизмы прослушивания, фотографирования, наблюдения охватывают все новые сферы общественной жизни. В настоящее время камеры на дорогах, в учреждениях, офисах, ресторанах стали обыденностью. Человек современного общества постоянно на виду и под надзором. Общественное одобрение этих процессов тотального наблюдения основано на базовой идее западного общества, которая связывает наблюдение, дисциплину, овеществление человеческого действия в виде денег и как следствие, эффективность и успешность.
Тем не менее, на теоретическом уровне не все считают паноптизм таким важным. Так, французский философ Жан Бодрийяр в работе «Симулякры и симуляции» постулировал конец паноптизма в обществе постмодерна. Бодрийяр считает, что к концу паноптизма приводит тотальная прозрачность общества, которая обеспечивается внедрением в нашу жизнь телевидения, а мы бы сейчас добавили, интернета и информационных технологий. Все наблюдают за всеми, размывается граница между зрителем и актером, участником и наблюдателем. Однако этого размытия недостаточно, чтоб утверждать, будто эпоха паноптизма кончилась.
Во-первых, системы модерна, описанные Фуко, до сих пор существуют. Тюрьма и больница, армия и школа как мощные перформативные институции существуют и работают. Их реформируют и трансформируют, однако отказаться от них человечество постмодерна не может. До сих пор эти системы или их аналоги составляют каркас современного общества, обучая большие массы людей выполнению одинаковых действий, которые контролируются и оцениваются на разных этапах.
Вторая же причина заключается в том, что наряду с перформативными механизмами модерна общество постмодерна создает свои механизмы формирования единых стандартов общественной деятельности, также основанные на перформации. Одним из таких механизмов является мода в самом широком смысле слова. Мода на стили одежды, музыки, развлечений, которая во все времена была средством регуляции общественного действия человека, в информационном пространстве дополняется модой на образы, позы, поведение, которые задаются не только публичными людьми, но и культуртрегерами меньшего масштаба.
В настоящее время блоги, каналы, соцсети в интернете исчисляются сотнями и тысячами. Они имеют самые разные направления, задавая стандарт поведения даже в самой интимной сфере, которая была недоступна прежним паноптическим системам, как минимум в отношении законопослушных граждан. Через интернет люди узнают, как правильно одеваться дома, готовить, делать уроки, делать ремонт, организовывать семейные праздники и посиделки с друзьями, какими словами описывать себя и свои действия, в каких позах фотографироваться и как себя презентовать в разнообразных подсистемах информационного пространства. Масштабы этого вида контроля не измеримы прямо, и могут быть оценены только косвенно, по популярности тех или иных регуляторов мнений, однако их перформативный эффект не вызывает сомнения. Человек постмодерна в своей социально-одобряемой деятельности ориентируется на образцы, которые не стали менее обязательными от того, что субъект контроля сейчас распределен по всей референтной группе конкретного пользователя.
Таким образом, управление поведением человека в обществе постмодерна не уменьшило своей всеохватности с появлением специфических практик, обеспеченных информационным пространством современности. Наряду с институтами общества модерна, в рамках которых человека обучают, контролируют и оценивают, появляются не закрепленные жестко в социальной структуре, однако столь же действенные практики, которые создают и воспроизводят элементы социально-одобряемого поведения в разных сферах общества, используя ресурсы информационного пространства. Именно эта мода на модели поведения позволяет управлять поведением людей, мобилизовать людей с одинаковым миро-воззрением для каких-либо кратковременных действий или даже переключить их на постоянную поддержку какой-то идеологии. В отличие от жестких иерархических структур тайных обществ или террористических организаций, такую аморфную общность невозможно отследить и обезвредить обычными методами, поскольку составляющие ее люди еще накануне могут не знать, что сегодня они будут участвовать в протестах, однако за счет эффекта больших чисел в крупных городах такая стратегия управления позволяет набрать массовку для различных мероприятий. Перформация и паноптизм не исчезли, они трансформировались и управляют современным человеком.