ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ
ПЕРЕВОД ТАЙМУРАЗА БАДТИЕВА
Позвольте мне сказать со всей искренностью, что, когда я рассматриваю свое прошлое под мощным микроскопом объективного суждения, я прихожу к безошибочному выводу, что самое большое удовольствие, которое я когда-либо испытал на моей долгой и каменистой дороге, было и остается то, что вы сегодня так ярко представляете – молодость. Насколько был прав Аристотель, этот Юпитер мудрости, когда он провозгласил, что молодежь – лекарство общества! А Дизраэли, ярый сторонник управляемой демократии, однажды заметил, что почти все великое было создано молодежью. И Лев Троцкий, человек, ненавидевший все, что старше него, заявил, что молодежь является барометром прогресса!
Это то, что я хотел бы радушно приветствовать сегодня, потому что без этого понятия «завтра» и «надежда» были бы пустыми словами. Но мне пришлось пересечь так много бурных рек, кипеть во стольких водах, участвовать в столь многих юношеских приключениях, что было бы моральным предательством с моей стороны не предупредить вас – в нашу эпоху всевозможных кризисов никакая истина не может защитить себя от жестокости реальной жизни. Пожалуйста, всегда помните, что мы живем в реальном мире, в котором среда оказывает на нас неоспоримое влияние. Чем слабее ум, тем меньше фундаментальная мотивация; чем менее устойчива личность, тем слабее интеллектуальная сущность и тем легче стать жертвой влияния негативных сил.
Это подводит меня к одной из основных мыслей этого послания: будьте внимательнее с первого шага! Помните, что правильное начало есть половина успеха в целом.
Соответственно, вот мой первый совет или, скорее, моя первая просьба – ваша университетская жизнь должна начинаться не с больших теорий или лозунгов, но с ответов на вопросы: «Почему я пришел сюда?», «Что является основной целью поступления в университет?». Потому что, если ваш разум не получит основополагающие разъяснения и мотивацию сейчас, в самом начале пути, если не задать ему должное правильное направление, он не сможет вам надежно служить. Если отсутствует ясность цели, образовательный путь окажется полон препятствий и подводных камней. Если разум не охвачен достойными идеалами, он будет подвергаться влиянию недостойных соблазнов.
Что может или должно быть основной целью? Ответ на этот вопрос вытекает из причины, по которой вы здесь – пройти через процесс получения высшего образования, окончить университет, стать квалифицированным ученым-технологом. В этой связи интеллектуальная обязанность любого педагога направлять усилия ученика к этой вершине, а интеллектуальная обязанность студента целиться всеми стрелами своего разума к этой же вершине. Это главная цель, основной академический идеал и единственная причина быть здесь.
Пренебречь этим CONDITIO SINE QUA NON, значит быть нечестным не только по отношению к государству, которое материально поддерживает университетскую молодежь, не только к университету, который имеет хорошие намерения, не только к матерям и отцам, которые вырастили вас, не только к обществу, которое в вас нуждается, но, прежде всего, к самому себе. Я обращаюсь к каждому студенту, новичку или нет, и призываю задуматься над этим вопросом очень серьезно. Что бы вы ни делали и где бы ни находились, пожалуйста, помните, что время не повернуть вспять, что все мы бываем молоды один только раз. Поэтому это дело чести по отношению к собственной совести – ответить на вопрос: какова будет награда за столь высокую цену – годы, проведенные в университете – провал или успех?
Сейчас я попытаюсь рассказать об образовательном процессе более подробно. Один мудрый человек как-то сказал мне, что образование является вступительным этапом для развития разума и умения смотреть вперед. Этот «вступительный этап» покажет вам, что инженерного участия в промышленной продукции становится все больше и больше с каждым годом. Около пяти-десяти лет назад типичный самолет с двигателем и оборудованием мог быть разработан двумя инженерами. Но уже не менее ста инженеров требовалось для той же задачи тридцать лет назад. А сегодня их может быть более тысячи, и это нормально. Типичная ракета требует сейчас больше инженеров на фунт оборудования, чем целый аэроплан, а космический корабль «Аполлон» был разработан благодаря усилиям более чем 7000 инженеров и ученых.
Мы можем одобрять или осуждать эту тенденцию, а можем делать и то, и другое, но это факт жизни, который не выбросишь из окна, поэтому мы должны научиться сосуществовать с ним так, чтобы это работало в наших интересах. Одно дело организовать работу двух или даже ста инженеров, но когда тысячи людей работают над проектом «Конкорд» или над созданием космического корабля, то количество и характер сопутствующих проблем доставляют сильные головные боли социального, политического, экономического и психологического характера, и лишь только квалификацией здесь не обойтись.
Это приводит нас к следующему пункту. Было бы большой ошибкой, о которой вы очень пожалеете после окончания или даже раньше, думать, что освоение математики, механики, аэродинамики и т.д. может сделать кого-нибудь полноценным современным технологическим интеллектуалом. Нет. Тот, кто хочет достичь новых горизонтов цивилизации (в современном смысле этого слова), не имеет другого пути, кроме как параллельно развивать понимание всех особенностей человеческих отношений – быть знакомым с основными понятиями философии, экономики, политики, разбираться в живописи, театре и т.д., и т.п. Если описать это в краткой формуле, то получится «интеллектуал = ученый / технолог + культурный человек».
Как же можно достичь такой базовой завершенности? Я хотел бы знать ответ, но я его не знаю. Однако, если не возражаете, я могу попытаться предположить и продемонстрировать это исходя из своего собственного опыта. Давным-давно в Академии аэронавтики имени Жуковского во время устного экзамена по гидродинамике один из экзаменаторов, видная фигура в этой области, сказал мне: «Я вижу, что вы хорошо знаете тему, а что вы можете сказать про «Войну и Мир» Толстого? О чем говорится в третьем томе произведения?» Можно сказать, я был ошеломлен. Но я и мои сокурсники, по большей части прямые и бескомпромиссные в обычной жизни, никогда не смели подвергать сомнению мудрость и добрые намерения наших выдающихся педагогов. Пока они оставались интеллектуальными гигантами, мы были готовы «простить» им почти все, страстно желая учиться у них.
В 1961 году на очень серьезной конференции в Уичито, США, во время очень серьезного обсуждения проблемы космического полета, покойный Теодор фон Карман, один из величайших ученых нашего времени, передал мне листок, вырванный из журнала, с таким примечанием: «Ток, ты знаешь, есть ли книга по истории этой вещи?» «Вещью» оказалась часть дамского белья, и он, великий человек, хотел знать даже и о ее истории. Еще один пример: во время собеседования на место лектора по теоретической механике один из наиболее видных членов коллегии попросил кандидата описать основные принципы… классицизма!
Конечно, все, что доводится до крайности, становится абсурдом. Но суть того, что я хотел бы передать вам, заключается в том, что почти всегда и везде в мире великие люди науки и техники добавляют к своим интеллектуальным способностям также и знание культуры. И почти все они добиваются этого состояния интеллектуального просветления при помощи чтения, учебы, письма, посещения музеев, участия в дискуссиях и т.д. И это то, что я бы посоветовал вам делать тоже – начиная с этого момента и до тех пор, пока вы не станете величайшими интеллектуалами. Теперь, рискуя, что вы назовете меня ворчливым или еще как-нибудь, я готов пойти еще дальше – не тратьте свое время и свежие мысли на чтение мусора. Обретите мощные крылья с помощью копания в сокровищницах великих творений культуры. В то же время, поскольку вы Завтрашний День нации и ее единственная надежда, на вас лежит моральный долг спорить, обсуждать, анализировать, чтобы расти, чтобы расширять границы своего формального образования, чтобы выработать идеалы и взгляды на жизнь. Это, на мой взгляд, является абсолютно необходимым для нормальной жизни университета. Это неотъемлемая составляющая истинного высшего университетского образования.
Спорить, обсуждать, анализировать – насколько великолепна эта канатная дорога, позволяющая взойти на вершину интеллектуальной горы! И какой было бы ошибкой не воспользоваться ею! Вы спросите: «Что же мы должны обсуждать и о чем дискутировать?» Есть тысяча тем на выбор. Вот, например, пара из них: «В чем предназначение жизни?»; «Куда, как и почему мы отправимся отсюда?». Или вот: «Разве здравый ум в здоровом теле не должен зажечь огонь страстной дискуссии об источниках и причинах загрязнения ЕДИНСТВЕННОГО НАСТОЯЩЕГО ЦВЕТКА человеческих отношений? Я имею в виду не что иное, как ЛЮБОВЬ».
Нет, дорогие мои друзья, никто никогда не спустит вам на парашютах свободу, демократию, мораль, чувство прекрасного, понимание предназначения и интеллектуальные крылья. Вы должны бороться за них. Но как добиться успеха? Существует ли то, что в одиночку может облагородить интеллектуальную борьбу? Ответ – благородная причина. Вне зависимости от того, являетесь ли вы сторонником правых или левых взглядов или чего-то еще, интеллектуальное сражение считается проигранным в тот самый момент, когда вы упускаете из виду причину – конструктивный идеал. И это именно то, что происходит со многими студенческими инициативами.
Научитесь обдумывать свою проблему снова и снова, накапливайте соответствующие факты, сортируйте их и на этом этапе отбрасывайте факты второго и третьего уровня значимости, так чтобы суметь сосредоточиться на основных. Следите, чтобы следствия не путались с причинами, определяйте вашу цель до степени яйца, сваренного вкрутую, которое не спутать с картофелем, а затем и только затем ввязывайтесь в интеллектуальный бой. Независимо от цвета вашего флага теоретическая цель вашей битвы – достижение более высоких ценностей, но помните – это очень важно – невозможно успешно бороться за высокие идеалы из низкой интеллектуальной и моральной позиции. Никто, тем более ваш оппонент, не поверит в правоту вашего дела, если оно основано на лжи. Вы просто не имеете права проповедовать трезвость, если от вас исходит за-пах алкоголя. Это не в природе вещей – бороться за эстетические ценности не эстетическим оружием, за красоту через «орангутанизм», за прогрессивные идеи с помощью отсталых методов.
Позвольте мне в этой связи поднять еще один вопрос. Я помню группу студентов – «хиппи» Стэнфордского Университета в Пало-Альто. В ответ на мою резкую критику их внешнего вида они говорили, что социальные революции для рабочего класса и, соответственно, революционеры должны придерживаться стандартов этого класса. Мне кажется, что здесь мы имеем по крайней мере три основных заблуждения, в которых я хотел, чтобы вы разобрались. Во-первых, истинные революционеры не существуют вне революционных масс. Во-вторых, ни один философ революции, в том числе Маркс и Ленин, никогда не выдвигал «теорию», что социальные революции только для рабочего класса (например, теория Маркса и Ленина «Диктатуры пролетариата», безусловно, не выступает за диктатуру одного лишь рабочего класса). И, в-третьих, и это наиболее актуально в данном конкретном случае, я думаю, что это будет фактически ложным, морально несправедливым и социологически опасным подразумевать под «стандартами рабочего класса» низшие ценности.
Поэтому я должен был спросить моих «хиппи» друзей: кому они подражают? Их омерзительный внешний вид вдохновляет или отталкивает людей, которые за ними следуют? Было бы справедливо предположить, что объективно они были не революционерами, а, наоборот, камнем преткновения на пути любого прогрессивного движения. Ибо, как я уже говорил, опыт учит, что нельзя пропагандировать высокие ценности с низких этических и эстетических позиций. Но я хотел бы призвать вас ставить перед собой высокие цели – жениться на самых прекрасных девушках, играть в самые честные игры, добиваться самых важных мест в Студенческом союзе, ставить перед собой цели стать великими учеными, министрами, премьер-министрами, и т.д.
Но всем известно, что нет роз без шипов, и вы не можете быть хорошим царем в компании Распутина. Пожалуйста, сохраните этот совет глубоко в ваших молодых сердцах и не позволяйте ему покидать вас.
Подводя итог, скажу, что нет ничего под небесами, что не касалось бы молодежи. А студенты, и это очевидно, и есть авангард молодежи. И именно поэтому я к вам обращаюсь: не тратьте свои интеллектуальные снаряды на стрельбу в ненужных диких зверей! Хороший лучник известен не своими стрелами, а своей целью!
Помните поэтическое предупреждение Александра Поупа:
Ученье малое – опаснейшая штука,
Пиерский ключ1 таит в себе науку:
Одним глотком он отравляет разум,
Напьешься всласть и протрезвеешь сразу.
Впервые опубликовано в журнале Beacon, июль 1992 г.
1 Пиерский ключ – источник вдохновения в греческой мифологии. Перевод четверостишия Аркадия Золоева.