В те годы, когда я трудился в СКГМИ, мне довелось познакомиться и дружить с интересным человеком, подводником, капитаном 1 ранга Эльбрусом Георгиевичем Гаппоевым, тогда доцентом кафедры строительных материалов. Мы часто встречались, и я всегда с интересом слушал его рассказы о службе на флоте. В победном 1945 году Эльбрус Гаппоев окончил 7 классов владикавказской средней школы №4 и рискнул отправиться в Баку поступать в под-готовительное военно-морское училище – были, наряду с нахимовским, и такие в военные и послевоенные годы.
Мальчишек, мечтающих о море, приехало со всей страны в тот год в бакинское училище несколько сот. Большинство из них по причинам, известным лишь командованию, сразу же были отправлены за счет училища домой; в утешение каждому вручили по кругу колбасы.
По возвращению Эльбрус поступил учиться в железнодорожный техникум. А на следующий год вновь попытался поступить в бакинское подготовительное. На этот раз препятствием стало предложенное на экзамене по русскому языку сочинение вместо диктанта.
В 1948 году Эльбрус, получив аттестат зрелости об окончании вечерней школы, успешно сдал экзамены в Ленинградское Высшее военно-морское училище им. Ф.Э. Дзержинского – он был не из тех, кто изменяет юношеской мечте и намеченной цели. Нелегкими были годы учебы – к знаниям офицеров флота во все времена предъявлялись высокие требования. Первые три года Эльбрус был старшиной класса, а на старших курсах – помощником командира учебного взвода – командирская практика началась у него задолго до начала офицерской службы. И вот курсантские годы позади, форма морского офицера с лейтенантскими погонами и кортик увенчали их.
В ноябре 1953 года Эльбрус Гаппоев прибыл к месту службы – в 40-ю дивизию подводных лодок Северного флота. Именно ту, в составе которой ныне несет службу ПЛ «Владикавказ», и получил назначение на должность командира группы движения боевой электромеханической части (БЧ-5) новой средней подводной лодки С-140. Группа движения обеспечивала эксплуатацию и обслуживание главных ходовых механизмов лодки – дизельного и электрического двигателей. Надежные знания, полученные в училище, помогли инженер-лейтенанту быстро освоиться на ответственной должности. А вскоре его ждала суровая проверка льдами Арктики.
В июне 1954 года три лодки – С-140, С-145, С-150 613-го проекта по приказу Главкома ВМФ в составе 64-й экспедиции особого назначения вышли Северным морским путем во Владивосток. Нелегкие испытания выпали на долю экипажей лодок: из четырех месяцев, затраченных на переход, лишь 30 суток были ходовыми, все остальное время прошло в ожидании погоды и хорошей ледовой обстановки. Зачастую лед смыкался сразу же за кормой ледокола, и приходилось с риском пробивать его корпусами лодок. В бухте Провидения, с помощью специалистов шедшей в составе экспедиции плавбазы, на всех трех лодках пришлось заменить пришедшие в полную негодность винты. В Беринговом проливе еще одно чрезвычайное происшествие: во время жесточайшего шторма с ходового мостика лодки С-140 был смыт за борт и погиб своевременно не пристегнувшийся старший лейтенант П. Алексеев.
В первых числах октября, пройдя более 4,5 тысяч миль, подводные лодки прибыли во Владивосток, где после ремонта были включены в состав подводных сил Тихоокеанского флота. Наряду с выполнением боевых задач, подводники обучали экипажи новых для флота лодок 613-го проекта.
В конце 1954 года инженер-лейтенант Э. Гаппоев назначается командиром БЧ-5 лодки С-140. В 33-й дивизии его знали как одного из самых грамотных инженеров-электромехаников; не раз о нем писала и флотская газета.
В июне 1957 года старший инженер-лейтенант Э. Гаппоев вновь переводится в 40-ю дивизию Северного флота и назначается командиром БЧ-5 на большую подводную лодку Б-91. В Полярном – главной базе дизельных ПЛ СФ – он прослужил более двух лет.
В конце пятидесятых годов отечественной наукой и промышленностью была решена сложнейшая научно-техническая задача создания атомных подводных лодок, и первая серийная торпедная АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» уже в конце 1958 года вошла в состав Северного флота.
Однако практически неограниченные возможности ядерных энергетических установок в обеспечении автономного подводного плавания сдерживались нерешенностью ряда задач обитаемости АПЛ и, в первую очередь, выработки кислорода и питьевой воды на борту, а также долговременной сохранности продуктов питания. Все они требовали скорейшего разрешения – только в этом случае атомный подводный флот мог в полном объеме решать ставившиеся перед ним задачи по обеспечению безопасности страны, т.к. холодная война неуклонно вела к своему пику – Карибскому кризису.
Согласно распоряжению Главкома ВМФ адмирала С. Горшкова, в головной научно-исследовательский институт ВМФ в 1959 году со всех флотов были направлены молодые высококвали-фицированные офицеры-подводники, имеющие склонность к научной работе. В их число попал и инженер-капитан-лейтенант Эльбрус Гаппоев. Позади были шесть лет нелегкой воинской службы офицера-подводника: каждодневный труд по поддержанию боеготовности лодки, постоянное совершенствование профессионального мастерства, обучение и воспитание личного состава; сотни выходов в море для отработки учебно-боевых задач: погружения, всплытия, торпедных стрельб. Трудом сотен и сотен таких же как Э. Гаппоев – самоотверженных, преданных флоту офицеров, поддерживалась и поддерживается, особенно в нелегкие последние годы, безопасность морских рубежей нашей Родины.
С грустью покидал он свою лодку и товарищей по экипажу; в Ленинграде его уже ждала другая служба и новая интересная работа.
Научное подразделение НИИ ВМФ, куда на должность младшего научного сотрудника был направлен Э. Гаппоев, и которым руководил боевой офицер-подводник, капитан 1 ранга М.Д. Хабиев – наш земляк, уроженец с. Дигора, работало над решением комплекса задач обеспечения обитаемости атомных подводных лодок. Непосредственное участие в большинстве научно-исследовательских работ отдела принимал Эльбрус Гаппоев, в числе его научных работ тех лет – авторское свидетельство и 15 отчетов по НИР.
Менее чем за 5 лет сложнейшие технические задачи обеспечения обитаемости подводных атомоходов в длительных плаваниях и на боевом дежурстве были успешно решены. Свидетельство тому – триумфальное плавание через три океана двух советских АПЛ К-116 и К-133, которые в феврале-марте 1966 года, без всплытия на поверхность, прошли за 52 дня 25 тысяч миль от Заполярья до Камчатки и остались незамеченными ни одной из многочисленных наблюдательных станций ВМС США, разбросанных по всему Мировому океану. Правительственные круги США были шокированы сообщением об этом, а военно-морской министр подал в отставку. За этот подвиг пятеро офицеров-подводников были удостоены звания Героя Советского Союза. По достоинству был оценен и труд создателей новой корабельной техники: за разработку надежных и эффективных электролизных аппаратов для выделения кислорода из опресненной воды коллектив ученых и представителей судостроительной промышленности, в том числе М.Д. Хабиев, были удостоены Ленинской премии 1965 года, а инженер-капитану 3 ранга Э.Г. Гаппоеву за теоретическое обоснование и разработку полупроводниковых термоэлектрических рефрижераторных установок в 1968 году была присуждена ученая степень кандидата технических наук.
В том же году Эльбрусу Георгиевичу был вручен самый почетный на флоте офицерский нагрудный знак «Командир подводной лодки». Тогда приказом Главкома ВМФ право на его ношение заслуженно получили и допущенные к управлению лодками командиры боевых электромеханических частей (БЧ-5).
Одиннадцать лет трудился Э.Г. Гаппоев в НИИ ВМФ. За эти годы он внес весомый вклад в создание нормальных условий обитания экипажей атомных подводных лодок, которые сегодня, наряду с шахтными и подвижными наземными ракетными комплексами РВСН и стратегической авиацией, составляют основу стратегических ядерных сил России.
В октябре 1970 года Э.Г. Гаппоев направляется для дальнейшего прохождения службы в Ленинградское Высшее военно-морское инженерное училище им. В.И. Ленина на должность преподавателя кафедры «Двигатели внутреннего сгорания». Теперь флоту нужны были его практический и научно-исследовательский опыт для подготовки молодых офицеров. В том же году ему присваивается звание инженер-капитана 2 ранга, а еще через три года Э.Г. Гаппоев – уже один из ведущих преподавателей кафедры. В июле 1974 года Высшая аттестационная комиссия при Совете Министров СССР присваивает ему ученое звание доцента.
В 1975 году после совершения плавания вокруг Европы из Севастополя в Кронштадт, в качестве руководителя практики, на учебном судне «Бородино», ему вручается почетный знак «За дальний поход».
В 1976 году Эльбрус Георгиевич назначается начальником учебной части специального учебного подразделения, готовившего иностранцев – будущих морских офицеров для флотов дружественных государств, ему присваивается звание капитана 1 ранга-инженера.
В приветственных адресах, врученных капитану 1 ранга – инженеру Э.Г. Гаппоеву по случаю 50-летия и выхода в запас отмечается его вклад в создание новой корабельной техники, успехи в научно-педагогической деятельности, трудолюбие и «исключительно душевное отношение к своим товарищам по службе». В марте 1980 года он был награжден медалью «Ветеран Вооруженных Сил СССР» и получил по этому случаю личные поздравления и благодарность от первого заместителя министра обороны СССР, начальника Генерального штаба, Маршала Советского Союза Н. Огаркова.
32 года отдал Эльбрус Георгиевич Гаппоев Военно-морскому флоту. Более трех десятилетий безупречной воинской службы на благо Родины – завидная и достойная быть примером судьба одного из тех, к счастью многих, наших земляков, кем мы можем и должны гордиться.
В 1980 году капитан 1 ранга Э.Г. Гаппоев вышел в запас и вернулся в Осетию. И в родном городе нашлось применение его знаниям: почти 20 лет он обучал будущих инженеров-строителей, принимал активное участие в военно-патриотической работе.
Уже многие годы нет с нами прекрасного человека с прекрасной биографией. А имя его не забыто – свидетельством тому – этот очерк. Ныне стихия морских просторов подвластна сыновьям ветерана-подводника. Георгий и Дзантемир – морские инженеры-электромеханики – несут нелегкую, но достойную настоящих мужчин службу на судах торгового флота.