Культурная жизнь города в основном была сосредоточена на Александровском проспекте. Залы Общественного собрания (впоследствии Дом офицеров) и Коммерческого клуба (ныне Республиканская юношеская библиотека) всегда были переполнены любителями классической музыки. Здесь выступали известные в то время оперные певцы И.Ф. Ирмани и А.Ф. Риензи, другие артисты Санкт-Петербургской Императорской оперы.
Прекрасные узорчатые балконы зданий на Александровском проспекте служили одновременно и концертными площадками. Например, на балконе Коммерческого клуба прекрасными летними вечерами играл оркестр Терского казачьего войска.
Находясь на перекрестке военных и торговых путей, Владикавказ привлекал внимание и Императорского дома России. Об этом свидетельствует тот факт, что в разное время город посетили Николай I (1837 г.), Александр II (1871 г.), Александр III (1888 г.) и Николай II (1904 г.). Николай II посетил наш город через 26 лет после своего отца Александра III.
К этому времени в истории Владикавказа произошло немало знаменательных событий. В 1862 г. в городе был открыт первый Кабинет для чтения, 16 января 1864 года – первое фотозаведение, а с 1 января 1868 года начала выходить первая газета – «Терские ведомости».
В 1890 г. пущена Владикавказская конно-железная дорога, в 1892 г. учреждено Владикавказское медицинское общество, в 1895 году начали издаваться «Казбек» и журнал «Епархиальные ведомости». Постепенно город стал и центром культурной жизни края: его посещали в разные годы видные российские писатели, композиторы, артисты, путешественники, государственные деятели и дипломаты. Среди них: А. Грибоедов, А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, А. Чехов, А. Куприн и другие, композиторы М. Балакирев и П. Чайковский.
В апреле 1871 г. спектаклем «Маскарад» М.Ю. Лермонтова во Владикавказе открылся профессиональный русский театр. В разное время в театре выступали такие артисты, как В.Н. Давыдов, братья Адельгейм, Д.Г. Ленский, балерина М.Г. Савина, М.И. Петипа, Е.Б. Вахтангов и другие прославленные мастера русской сцены.
Местом проведения первой художественной выставки тоже стал Александровский проспект. Начало этой традиции положил Коста Хетагуров. В 1887–1890 гг. в здании Коммерческого клуба и Межевого управления выставлялись его картины «Святая Нина», «Скорбящий ангел», «На школьной скамье жизни». С открытием в 1902 г. Общества взаимного кредита (угол улицы Евдокимовской и Александровского проспекта), операционный зал его банка одновременно служил и выставочным залом, где ежегодно устраивались выставки произведений художников, демонстрировались промышленные товары, ювелирные изделия, собрания коллекционеров.
Неменьшей притягательной силой обладали библиотеки Владикавказа. На первом этаже дома Гаджиева (угол Александровского проспекта и Базарной улицы, ныне Джанаева), где сейчас находится аптека №1, располагался известный в то время писчебумажный торговый дом «Сегаль и С», а на втором – книжный магазин Ильина, имевший при себе библиотеку и кабинет для чтения с широким выбором различной литературы. В этом же здании, со стороны улицы Базарной, nanqmnb`kq первый в городе электротеатр «Модерн».
В 1895 году, благодаря стараниям и попечению начальницы 2-й женской гимназии Варвары Григорьевны Шредерс, имя которой увековечено в стихах великого Коста Хетагурова, и председателя съезда мировых судей дворянина Владислава Доминиковича Шредерса во Владикавказе открылась первая общественная библиотека.
Один за другим открываются клубы, музеи, кинотеатры (электробиографы «Патэ», братьев Риччи) и другие учреждения культуры.
В старом Владикавказе до 1911 года было три кинотеатра – один из них кинотеатр «Патэ» – ныне «Комсомолец», второй «Риччи», который уже в советское время снесли, разбив на этом месте, перед театром, сквер с фонтаном. Таким образом, владикавказцы, почти одновременно со столичными любителями кино, могли знакомиться с лучшими европейскими и российскими фильмами. Третий кинотеатр – самый старый и самый маленький – размещался в доме №40 по Александровскому проспекту, над аптекой №1. Уже в 1911 году этот кинотеатр, не выдержав конкуренции, перестал существовать.
Расположенное на пересечении двух улиц – Титова и Маркуса, здание хорошо обозревалось и подсказало угловое решение, придав ему полукруглое очертание. На обоих фасадах, в духе подражания классике, устроены полуколонны прямоугольного очертания. Полуколонны должны были завершиться установкой капителей, но сделать этого не успели – началась I-я мировая война, а места для капителей и по сей день остались незаполненными.
Здание подобного назначения было одним из немногих, выстроенных во Владикавказе, и, кроме того, оно было последним общественным зданием, построенным в городе в июле 1914 года, когда всякое строительство было прекращено. Автор проекта – архитектор И.В. Рябикин. Главным помещением здания был большой двухсветный зрительный зал.
В годы Первой мировой войны здание было использовано под госпиталь. В 1920 гг. здесь находился Клуб декабристов.
В настоящее время работает Северо-Осетинский театр кукол.
О кинотеатре «Гигант» впервые было заявлено 5 февраля 1913 года, когда владикавказская городская управа выдала удостоверение Е.И. Первиль и А.Е. Медведевой на постройку здания для синематографа на их собственных участках по Александровскому проспекту, 57 с выходом на ул. Гимназическую (ныне Миллера).
Разместился кинотеатр во дворе уже существующих строений, а над созданием его трудились инженеры-архитекторы Ф.Ф. Гут, П.П. Шмидт и А.А. Навроцкий.
Вход в кинотеатр был запланирован с улицы Московской (Кирова). Здание кинотеатра отражает в себе все черты архитектурного стиля модерн. Особенно интересны и привлекают внимание навершия на крыше здания.
В фойе нового кинотеатра постоянно играл духовой оркестр Терского казачьего войска, а стены на всю высоту были расписаны лучшими художниками города. На втором этаже разместились квартира владельца и фотоателье.
Официальной датой открытия синематографа «Пате» считается 1907 год. Газета «Терек» в июне 1907 г. писала: «Приехали инженеры братья Пате из Парижа с целью синематографическим способом снять «Жизнь Кавказа». Покорнейше просим живущих у подножья гор, в деревнях, станицах и аулах оказать содействие при снимках как местностей, так и картин туземной жизни. Адрес: Владикавказ, гостиница “Европа”».
Можно, наверное, полагать, что вплоть до 1911 года «Пате» был чуть ли не единственным кинотеатром во Владикавказе, не считая того, что в городском театре, Общественном собрании и Коммерческом клубе иногда устраивались синематографические сеансы.
24 января 1911 года «строительное отделение, рассмотрев проект пристройки помещения синематографа при существующем доме Александры Аксеновой… на Александровском проспекте, утвердило его», а уже 4 августа того же года владикавказскому полицмейстеру сообщали, что «…работы по пристройке помещения синематографа… закончены, и в нем открыт электробиограф «Пате». К тому времени, правда, Владикавказ уже стремительными шагами входил в мир кино. И, тем не менее, «Пате» находил возможность изыскивать и показывать фильмы, особо «нашумевшие и привлекательные для зрителя». Программа вечера никогда не ограничивалась одним фильмом. Сверх программы зрителю предлагались комические журналы, аттракционы, оригинальные имитации и др. Так, в 1913 г. владельцы театра «Пате» Н. Сахаров, С. Шихман, С. Позин и Г. Аптекман просили: «разрешить… в театре «Пате» после каждого сеанса ставить небольшие пьесы-миниатюры».
Небезынтересна хронология переименования кинотеатра. С 14 января 1923 г. название «Пате» сменил «Гос. кинотеатр №2», а с декабря того же года по 17 июня 1931 года он действовал как «Сов. кино №2». На смену ему пришло название «Горец». И только с 17 апреля 1935 года «Горец» заменили вывеской «Комсомолец».
В 1911 году решено было построить в г. Владикавказе – центре Терской области – областной исторический музей. Место строительства будущего музея было избрано на свободной площадке напротив Нового кафедрального собора.
Город стремился иметь все достижения цивилизации. В 1897 г. здесь открылся первый музей местных древностей. Первое упоминание о нем относится к 1898 г. – в «Терском календаре». Он вошел в число 36 главнейших российских провинциальных музеев. Первыми приобретениями музея явились коллекции руд, гербарии альпийской флоры, фотоснимки различных исторических памятников и достопримечательностей области. Святилище Реком одним из первых стало предметом пристального внимания музейных работников. Была выявлена «настоятельная потребность в принятии скорейших мер для сохранения его. Была составлена опись хранящихся в святилище предметов – серебряных крестиков, бус из золоченого стекла, монет и т. д. – и на средства, выделенные Московским археологическим обществом, был изготовлен специальный шкаф, который установили в святилище, поместив в нем все означенные в описи древности».
Еще одним ценным приобретением музея стали письма великого русского полководца А.В. Суворова, который в свое время принял непосредственное участие в укреплении крепости Моздок.
Составление проекта было поручено архитектору Ивану Васильевичу Рябикину. Время строительства музея совпадало с развитием и становлением на территории Терской области архитектурного стиля модерн. Стиль модерн, как известно, решительно порывал с архитектурным прошлым, с канонами классицизма. Однако Рябикин, учитывая специфику проектируемого им здания, решил запроектировать здание музея в классических формах, и это ему удалось вполне.
Проект нового здания Исторического музея был утвержден и рекомендован к строительству. С финансированием строительства музея произошли задержки, и к строительству фактически приступили лишь в 1913 году. Когда центральная 2-этажная часть музея была уже закончена, полностью были оформлены главный вход и вестибюль, началась Первая мировая война (1914 год). Решено было закончить отделку уже выстроенной части музея, а остальное строительство законсервировать. Таким образом, то, что до нас дошло, – это, по существу, всего лишь вестибюль и гардероб предполагаемого здания, основной же корпус должен был располагаться перпендикулярно вестибюлю, в глубь участка, но он так и не был построен. И все же, несмотря на это, построенная часть музея по своей выразительности носит завершенный характер и должна нами рассматриваться как таковая. Нельзя отказать автору в мастерстве и оригинальности запроектированной им арки и во всей подчеркнутости главного входа. Перед главным входом были установлены 2 пушки с ядрами эпохи военных действий на Кавказе. В настоящее время в здании разместился Литературный музей им. К.Л. Хетагурова.
Здание, в котором состоялись первые спектакли Русского драматического театра, до наших дней не дошло – оно пострадало от пожара. Новое здание театра было построено уже в конце XIX века, т.е. тогда, когда повсеместно в России в архитектуре господствовал стиль модерн.
Архитектура театра – как его внешний вид, так и интерьер – решена в очень скромных формах, что было созвучно эпохе, новым направлениям в искусстве.
Небольшой зал, вмещающий до 700 зрителей, обладает хорошими акустическими свойствами.
Русский драматический театр явился местом публичных выступлений выдающихся деятелей российского и советского государства, здесь в начале XX века кипели революционные страсти.
В донесении начальника Терского областного жандармского управления читаем: «9 января во Владикавказском театре во время антракта вечернего представления с верхнего яруса посыпались свернутые треугольниками бумажки, как оказалось, подпольные прокламации “Слово и дело русского самодержавия” Российской социал-демократической рабочей партии».
Театр осуществлял постановки произведений Пушкина, Островского, Шиллера и лучших современных российских и зарубежных драматургов. С этим театром связаны имена многих талантливых мастеров русской сцены, среди которых – Орленов, Варламов, Ленский, Сумбатов-Южин.
Здесь началась творческая биография гениального режиссера и «великого гражданина страны» Евгения Вахтангова. В спектаклях по произведениям Г. Гауптмана («Праздник мира»), М. Тимковского («Сильные и слабые»), А. Чехова («Дядя Ваня») и К. Гамсуна («У врат царства») впервые проявился его талант как режиссера и актера. До конца дней своих Евгений Вахтангов ощущал себя владикавказцем, помнил об отчем доме и городе, в котором можно было отогреться душой.
Здесь писал свои первые пьесы и заведовал литературным отделом Михаил Булгаков.
С этим театром связано имя и великого осетинского поэта Коста Хетагурова. Нередко он являлся не только организатором и участником любительских спектаклей, но и художником-оформителем.
Сцена городского театра явилась колыбелью осетинского профессионального театра. Первый спектакль на осетинском языке по пьесе Д. Кусова «Дети гор» был поставлен именно здесь.
Владикавказский русский драматический театр, и сейчас пользующийся любовью и успехом у зрителей, с гордостью носит имя Вахтангова, часто принимая у себя гостей-«вахтанговцев», актеров знаменитого московского театра.
По проекту архитектора Ивана Васильевича Рябикина, предполагалось на набережной реки Терек возвести здание Народного дома. Для активного сбора средств под эти цели изготавливается открытка с изображением внешнего вида Народного дома, которая имела хождение по городу. Она призывала имущие слои населения вложить средства в осуществление этой идеи.
Здание не было достроено, т.к. грянула I-ая Мировая война, а затем революция и гражданская война. И только в 1958 г. по проекту архитектора Т.М. Бутаевой построено здание Северо-Осетинского музыкально-драматического театра (1958 – 1968 гг.). В 1971 г. здание занял Музыкальный театр, выделившийся из музыкально-драматического (ныне – Северо-Осетинский театр оперы и балета). Среди основателей: режиссер Ю.Н. Леков, художник Ю.П. Федоров, дирижеры П.Ф. Панасян и А.А. Брискин, балетмейстеры Ю.Н. Мясин, А.М. Псхациев.