Людвиг ЧИБИРОВ. Нижний Архыз – крупнейший центр православия на Северном Кавказе

К 1100-ЛЕТИЮ КРЕЩЕНИЯ АЛАНИИ

В этом мире рядом с нами живут удивительно талантливые люди, поражающие трудолюбием, ясностью ума, блестящей эрудицией, жизненная дорога которых служит примером для подражания. Один из них, наш современник, выдающийся ученый, археолог-алановед В.А. Кузнецов, в истекшем году отметил свое девяностолетие. Несмотря на солидный возраст, В.А. Кузнецов по-прежнему востребован как ученый, как специалист высочайшего класса. В недавнем интервью А. Касаеву и А. Цуциеву по телевидению он заявил, что за десятилетия интенсивной научно-исследовательской деятельности у него накопилось большое количество научной информации (мысли, идеи, гипотезы), которые нуждаются в соответствующей научной обработке с последующим оформлением в качестве статей, монографий. И это не дежурные слова от большого ученого. Оставляя в стороне ранее изданные многочисленные труды, за последние три-четыре года им написано шесть монографий(!): «Аланы и Кавказ». «Осетинская эпопея обретения родины»; «Северное Приэльбрусье и Кисловодская котловина в свете алано-осетинской проблемы»; «Древности Куртатинского ущелья»; «Древности Алагирского ущелья»; «Ясы и куны Венгрии». Владимиром Александровичем осуществлено прекрасное переиздание своих известных книг «Очерки истории алан» и «История христианства на Северном Кавказе». На выходе новая книга «Змейская Алания». И, наконец, монография, изданная в прошлом году и о которой речь ниже: «Нижний Архыз и раннее православие. Аланская епархия в Х-ХII вв.». Все эти книги – знаковые, одна важнее другой, – способствовали поднятию алановедения на новую научную высоту.

Книга о Нижнем Архызе впервые вышла в 1993 г. в Ставрополье под названием «Нижний Архыз в Х-ХII вв. К истории средневековых городов Северного Кавказа». На низком качестве издания сказались тяжелые 90-е годы; она была плохо сшита и со временем превратилась в макулатуру. Новый вариант книги – это доработанная, обновленная и снабженная большим количеством иллюстративного материала, по существу, новая монография. В сравнении с прежним изданием в книге присутствует ряд новых, впервые озвученных идей и гипотез, которые многое могут изменить в истории Алании. Широкое использование результатов предшествующих исследований ХIХ-ХХ вв. в сочетании с анализом собственных материалов позволило автору назвать Нижний Архыз не только типичным раннесредневековым городом, но и «крупнейшим центром православия на Северном Кавказе». Честь, хвала и наша признательность пятигорскому издательству «Снег» и его руководителю С. Парамонову за великолепный культурно-полиграфический уровень, на котором издаются труды маститого ученого В.А. Кузнецова в этом прекрасном творческом коллективе.

Представляемая монография по многим параметрам довольно примечательна. Во-первых, это единственное монографическое исследование о столице Западной Алании – Нижнем Архызе, городе, исчезнувшем в глубине веков.

Во-вторых, вопреки мнению далеких от научной истины параученых, детальное изучение крупнейшего в районе Большого Зеленчука центра храмовых застроек позволило В.А. Кузнецову подтвердить вывод В.Ф. Миллера о принадлежности Нижне-архызских и других христианских храмов Аланской епархии Константинопольской патриархии северокавказским аланам – ираноязычным племенам позднесарматского происхождения – предкам современного осетинского народа (С.6). Именно в этом акте христианизации западных алан в первой четверти Х в. и организации византийской церковной структуры – Аланской епархии Константинопольской патриархии в центром в Нижнем Архызе – Кузнецов усматривает главный смысл и результат предлагаемой монографии.

В-третьих, значимость издания книги об истории православия на Северном Кавказе значительно возрастает в связи с ее актуальностью. Как известно, Указом Президента России от 14 октября 2017 г. в 2022 г. предусматривается масштабное празднование на государственном уровне 1100-летия крещения Алании – первого христианского государства на территории современной России. Думается, более значимого презента к предстоящему масштабному празднованию знакового исторического события, как очередная монография выдающегося ученого-алановеда В.А. Кузнецова – «Нижний Архыз и раннее православие. Аланская епархия в Х-ХII вв.» и не придумать. Изучению истории древнего города Владимир Александрович подарил два десятилетия интенсивных археологических изысканий, которые увенчались таким вот результативным исходом.

В монографии, вслед за благословением Архиепископа Пятигорского и Черкасского Феофилака и авторского предисловия к новому изданию, друг за другом представлены: структура городища, включающая в себя описание жилых, хозяйственных и оборонительных сооружений; храмы, часовни, христианские и языческие могильники; христианские кладбища; материальная культура; город как христианский центр. Страницы книги знакомят читателя с уникальными памятниками и артефактами древнего города, с результатами раскопок строений и захоронений. Все это позволило автору назвать Нижне-Архызское городище типичным для эпохи Раннего Средневековья городом, с уже выделившимися городскими функциями и признаками (территория, ремесло, социально-дифференцированное население – полиэтническое и поликонфессиональное, устойчивая связь с Византийской империей, наличие кафедрального собора Аланской епархии с Х в.).

Книга содержит информацию об обнаруженном в Северном Георгиевском храме древнем баптистерии (та самая купель, в которой крестились аланы), что является новостью сенсационного характера, ибо эта купель – единственное сохранившееся кре-стильное помещение аланского периода.

Следует отметить и то, что интерпретация проблемы «Византия-Алания» на конкретном историко-археологическом материале в отечественной историографии предпринимается впервые в данной монографии.

В Х-ХII вв. Алания делилась на Западную и Восточную части. В рассматриваемой книге впервые четко прозвучали причины, почему в своем культурно-историческом росте запад опередил восток. Это – выгодное географическое расположение Западной Алании на трассе Великого Шелкового пути, который пролегал через Северный Кавказ. Самый короткий путь в Константинополь лежал через контролируемые западными аланами перевалы Северо-Западного Кавказа (Клухор, Марух и др.). Оттуда через Сухум до «Второго Рима» было рукой подать. Следовательно, от этих перевальных дорог зависело нормальное функционирование Шелкового пути. Исходя из экономического характера заинтересованности, византийская дипломатия старалась всячески приблизить к себе западных алан, стремилась установить с ними союзнические отношения. Получая крупные денежные дотации, аланы стали проводниками на перевальных дорогах, а аланские воины тысячами служили в византийской армии. С целью еще большего приближения алан, Византия решила распространить среди них христианскую веру. Осуществляя эту политику, греки в начале Х в. приступили к массовой христианизации алан, которая выразилась в храмовом строительстве в бассейне Большого Зеленчука и его окрестностях, завершившимся созданием Аланской епархии Константинопольской патриархии в Нижнем Архызе.

Таков сюжет первых глав монографии, а также причины, способствовавшие в дальнейшем особенно быстрому социально-экономическому и культурному развитию Западной Алании. Позитивное влияние Византии на алан было довольно значимо, «оно оказало стимулирующее воздействие на внутреннее развитие аланского общества, прочно ставшего на путь феодализации с центральной властью во главе, аланские цари получили высокое звание эксусиократор, т.е «суверенный государь». Известно и то, что особенного развития Западная Алания достигла в середине и второй половине ХI в. при Дургулеле Великом.

Столица Западной Алании В.А. Кузнецовым подвергнута капитальному археологическому изучению. Ученый изучил не только верхний культурный слой сплошной застройки города, но и нижний культурный слой, восходящий к III в., на основании чего он пришел к выводу, что правый берег Большого Зеленчука был обжит задолго до появления в верховьях Кубани сармато-алан.

Страницы книги рассказывают, как из небольшого рядового аланского городища в долине Большого Зеленчука вырастает крупный для Северного Кавказа город в Нижнем Архызе (с.313). Представляют интерес содержащие в книге схемы планировки города. Судя по ним кварталы Нижнего Архыза были плотно застроены, их характеризовала теснота и скученность. Как полагает автор, такими были в ту эпоху города как в Западной Европе, так и в России.

В заглавии книги с умыслом акцентировано внимание на слова: «раннее православие». В книге представлены сопоставительные и иные характеристики храмов на территории Нижнего Архыза. Заключение, к которому приходит автор довольно обосновано: среди других Северный храм был заглавным, кафедральным, здесь находился древний центр Аланской епархии: Северный храм стал символической купелью западных алан.

С первого взгляда складывается впечатление, будто этими тремя храмами на территории городища ограничиваются церковные памятники, что является впечатлением обманчивым; на деле в Нижнем Архызе обнаружено и исследовано еще 11 однонефных маленьких церквей и часовен; большинство из которых (7) группируется вокруг Северного храма и поселка Аланской епархии. При этом, как пишет автор книги, «тяготение церквей и часовен к кафедральному собору и духовному центру Алании закономерно и свидетельствует о возможном существовании здесь небольшого монастыря-киновни, подчинявшегося местному митрополиту.

Специальный раздел монографии посвящен христианским кладбищам. Каменных кладбищ обнаружено и исследовано множество; в основном они расположены в долине и явно тяготеют к храмам и поселку Аланской епархии. Распространение христианских кладбищ ограничено вокруг Среднего, Северного храмов и Поклонной горы; только вокруг Северного храма и Аланской епархии их изучено свыше 130. По мнению автора отсутствие их на остальной территории «высвечивает изолированное положение небольшой христианской диаспоры в окружающем языческом мире, либо совсем не затронутом христианством, либо затронутом очень слабо» (с.242). В.А. Кузнецовым установлено, что кладбище у Северного храма функционировало и во времена татаро-монгольских войн и прекратило существование в нач. ХV в.

В Нижне-Архызском городище превалируют христианские сооружения. Однако интерес ученого ими не ограничивается. На территории городища им обнаружено немало артефактов, которые позволяют судить о быте и культуре населения города с III по Х-ХII века.

Представляют интерес и те страницы книги, которые рассказывают о конфессиональном уровне населения. Принятие христианства западно-аланскими верхами вовсе не означало, что все население стало православным. Для жителей средневекового городка было характерно состояние религиозного синкретизма. В.А. Кузнецов приводит слова епископа Феодора, прибывшего на службу в Аланскую епархию (20-е годы ХIII в.), заявившего: «Аланы христиане только по имени». В монографии дается характеристика как языческих святилищ исследуемого района (святилище на горе Церковной, чашечные камни, круглоплановые сооружения), так и языческих могильников, представляющих большею частью пещерные погребения. Описание памятников сопровождается с археологическими артефактами, добытыми в языческих святилищах, капищах. Как пишет автор, «весьма значительная часть населения города придерживалась традиционных вековых языческих религиозных представлений, так и не преодоленных христианством» (с.206).

Весьма содержателен раздел, посвященный материальной культуре поселения. В нем демонстрируется высокий уровень искусства алан в изготовлении керамических изделий, раз-нообразных орудий кузнечного производства (серпы, ножи, гвозди, железные крюки, лук и стрела, сабля, топор, наконечники копий). Среди находок превалируют стеклянные браслеты и бусы, металлические зеркала, золоченые височные кольца, перстни, различные амулеты и талисманы. Немало обнаружено и бытовых предметов (ложки, кружки, деревянные пеналы, шила, пряжки и т.д.).

По материалам книги читатель может составить представление о мужской и женской одежде алан (нижняя и верхняя), об их головных уборах, об обуви. Обобщая собственные находки и находки других исследователей (Л.Н. Глушкова и А.Н. Дьячкова-Тарасова) Кузнецов пишет: «В состав одежды жителей Нижнего Архыза входили также шубы с холщовым верхом и на козьем меху, холщовые панталоны и чулки у женщин, одежда из волокон конопли – рубахи, штаны, замшевая обувь с длинным носком, изделия из сукна. В книге иллюстрируются реконструированные кафтан вождя из шелка, аланские костюмы и женский головной убор (реконструкции З.Д. Доде).

Основную научную нагрузку монографии несет последняя глава – «Город – христианский центр в “Святой долине” Большого Зеленчука». За два десятилетия археологических изысканий территории Большого Зеленчука, его наземных и подземных па-мятников, Кузнецову удалось собрать уникальный материал, который дал ему возможность охарактеризовать историю города по всем возможным измерениям, позволил ученому считать Нижне-Архызское городище раннефеодальным городом, разместившимся на площади 25 га. Об этом свидетельствуют сведения о реконструкции численности, плотность застроек одно-двухэтажных жилых зданий. Выявлено множество свидетельств об особенной интенсивной культурной жизни города. Свидетельства тому не только три самых крупных православных храма, но и наличие произведений церковного искусства (иконы, фресковые росписи, образки), грекоязычные эпиграфические памятники, характерные для городской культуры. Ученым установлен факт концентрации населения в Нижнем Архызе, выделения таких городских функции, как формирование новой системы социальных связей, интенсивная культурная жизнь, возникновения функции культового центра, административно-политическая функция, торгово-экономические связи, подкрепляемые местоположением на важном пути «от алан в греки» (с.294). А все это свидетельства того, что Нижний Архыз стал центром Аланского раннефеодального государственного образования, достигшего наивысшего развития к середине второй половины. ХI в. при царствовании выдающегося аланского правителя Дургулеля Великого.

Вместе с тем, несмотря на главенствующее положение Нижне-Архызского городища, оно не стало местом резиденции феодальной верхушки. Для резиденции царствующей династии по соображениям безопасности был выбран небольшой городок на вершине горы Шпиль.

В этническом отношении население состояло из алан, византийских греков и тюркских элементов. О проживании в городке тюрков свидетельствуют археологические памятники, появление которых автор книги связывает с двумя тюркскими волнами переселений – болгаро-хазарское VIII-IХ вв. и половецкое ХI-ХII вв. Бесспорно и наличие в городе византийско-греческого этнического пласта населения. Вещественным свидетельством тому является концентрация на исследуемой территории множества каменных крестов и плит с греческими христианскими надписями. Логично предположить, что прибывшими из Византии были зодчие, строившие церкви, живописцы, музыканты, ремесленники, купцы и, естественно, церковный клир. В порядке исключения среди них оказался и автор «Аланского послания» – единственный алан, получивший византийское образование – Феодор.

Однако, как пишет автор, «основной и наиболее многочисленный пласт населения Нижнего Архыза, следует полагать, был местного, кавказо-аланского происхождения». И далее: «Нельзя забывать о том, что речь идет о Х-ХIIвв., времени, когда процессы этно-культурной инфильтрации и интеграции между кавказским субстратом и аланским суперстратом зашли настолько далеко, что в верховьях Кубани сложилось население смешанное и по происхождению равнокомпонентное»(с.295). К этому времени, считает Кузнецов, полностью возобладали кавказские традиции и в материальной культуре, и в погребальном обряде. Тем не менее, страна называлась Аланией, ибо доминирующий пласт населения верховьев Кубани составляли аланы, что и обусловило название страны. В этой связи выдающийся ученый-алановед в который раз четко повторяет историческую истину некоторым фальсификаторам истории: «Некоторые современные карачаевские историки и филологи пытаются обосновать концепцию, согласно которой аланы были тюркоязычными предками карачаевцев (следовательно, они не имеют отношения ни к древнеиранскому населению евроазиатских степей, ни к этногенезу и истории осетин). Но эта ложно-патриотическая концепция идет вразрез с фактами. Вновь необходимо подчеркнуть, что аланы верховьев Кубани – это ираноязычные аланы, что доказывается данными ономастики, топонимики, исторического языкознания, наконец, известной Зеленчукской надписью Х в. на осетинском языке. Более того, есть основание считать, что аланский этнос верховьев Кубани говорил на дигорском диалекте осетинского языка»(с.296).

Вывод, к которому приходит автор в своей монографии, довольно лаконичен: «Нижне-Архызское городище обоснованно может считаться как раннефеодальным городом, так и культурно-политическим центром Западной Алании». На Северном Кавказе у алан было много городищ, но ни одно из них не достигло той ступени развития, как это. Причина тому: когда стал вопрос о христианизации алан и создания Аланской кафедры, кафедрального собора, выбор миссионеров пал на Нижний Архыз, обладавший преимуществами как никакой другой город: «благоприятная в естественно-климатическом отношении и хорошо укрытая в глубине гор долина, лежавшая на большом пути «из алан в греки» и сравнительно недалеко от черноморских портов Абхазии, что было важно с точки зрения связей с Византией.

Расцвет Нижнего Архыза в Х-ХII вв. не вызывает разногласий у специалистов, чего нельзя сказать о времени падения города. Несерьезно объявлять причиной разрушения города снежные лавины (Г. Тушинский). Вполне логичны и научно обоснованы причина и время крушения города, данная самым автором моно-графии: «Упадок и постепенное запустение Нижне-Архызского городища следует ставить в тесную причинную связь с общим кризисом и исторически обусловленным упадком Алании в конце ХII-начале ХIII века, вызванным целым комплексом внутренних и внешних факторов»(с.306).

Что касается Аланской епархии, то она оставалась в сфере влияния Константинополя более ста лет. Как свидетельствуют исторические источники, последнее упоминание о ней относится к 1366 г.; жизнь в Нижнем Архызе замерла значительно раньше, чем в Аланской епархии.

Таковы наши впечатления после ознакомления с довольно значимой книгой маститого ученого об истории столицы Западной Алании. На сегодняшний день это единственная монография об истории Нижнего Архыза, выполненная на высоком научном уровне, с подробными сведениями об истории и культуре столицы Западной Алании, расположенной в прекрасной горной долине в верховьях бассейна р. Б. Зеленчук. Московский искусствовед Л.А. Перфильева метко и справедливо назвала ее «Святой долиной». Долина эта чрезвычайно интересна и исторически значима, ибо она – основной археологический источник по истории феодальной Алании. Вот потому от имени научной общественности Северного Кавказа позволю выразить глубокую признательность крупному исследователю В.А. Кузнецову за его ценный подарок. Благодаря сей монографии, столица Западной Алании не умерла для потомков, а зажила своей новой жизнью.