К 40-ЛЕТИЮ ТРИУМФАЛЬНОГО ПОХОДА
АТОМОХОДА «АРКТИКА» К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ
Информационное сообщение ТАСС 20 августа 1977 года. «Выдающаяся победа советской науки и техники». Руководителю экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика», Министру морского флота т. Гуженко Т.Б., Капитану атомного ледокола «Арктика» Кучиеву Ю.С. Всем участникам экспедиции к Северному Полюсу: «С большой радостью узнал об успешном рейсе атомного ледокола “Арктика” в район Северного Полюса. Вы осуществили замечательную мечту русских и советских исследователей Арктики, которая в нашем народе жила многие столетия, и продолжили доброе дело использования мирного атома в интересах развития народного хозяйства страны и на благо советского народа. Коллективный труд ученых и специалистов различных профессий в таком сложном и, прямо скажем, довольно опасном деле, как рейс к суровому Северному Полюсу, еще раз подтвердил высокие моральные и политические качества советских моряков и полярников. Желаю вам, дорогие товарищи, доброго здоровья и дальнейшей плодотворной работы в развитии и совершенствовании судоходства на Северном морском пути – главной национальной артерии в Арктике». Л.БРЕЖНЕВ.
Новое выдающееся достижение советской науки и техники – исторический поход на Северный полюс атомохода «Арктика» – вызвало исключительный интерес во всем мире. Печать и ученые во многих странах отмечают, что этот научный подвиг будет иметь огромное значение для дальнейшего изучения и освоения Арктики. Подчеркивается, что поход ледокола «Арктика» – свидетельство технической мощи и совершенства советского кораблестроения, высокого уровня развития науки и техники Советского Союза. ОТТАВА. Газета «Газетт»: «Советский атомный ледокол достиг географической точки Северного полюса. До настоящего времени этого не удавалось сделать никому. То, что ледокол достиг Северного полюса, будет иметь огромное значение для дальнейшего изучения и освоения Арктики». ОСЛО. Директор Норвежского Полярного Института Туре Ельвик заявил, что на фоне всех opefmhu попыток пройти к Северному полюсу, поход «Арктики» кажется фантастическим. Но это логическое следствие тех усилий, которые предпринимают советские ученые и моряки в области изучения арктических регионов. СТОКГОЛЬМ. «Выход советского ледокола “Арктика” к Северному полюсу, несомненно, крупное событие в истории советского и мирового мореплавания – заявил шведский ученый, профессор Института энергетики Л. Кристоферссон. – Люди с незапамятных времен стремились побывать в этой части мира. Теперь их мечта стала реальностью – мощный ледокол “Арктика” способен пройти туда, куда до сих пор не проходило ни одно надводное судно. Советский ледокол сделал выдающийся шаг в мирном освоении района Северного полюса». «СВЕНСКА ДАГБЛАДЕТ» подчеркивает, что «Арктика» стала первым кораблем, который доставил человека к вершине Земного шара. «ДАГЕНС НЬЮХЕГЕН» называет поход «Арктики» крупным событием в истории советской науки и техники.
БОНН. «Впервые в истории мореплавания пробита брешь в вечных льдах и достигнута самая северная точка земной оси – отмечает газета «НОЙЕ-РУР-ЦАЙТУНГ». Советский ледокол – первое надводное судно, которое смогло достичь Северного полюса» – указывает «ВЕСТДОЙЧЕ АЛЬГЕМАЙНЕ», «ФРАНКФУРТЕР АЛЬГЕМАЙНЕ» подчеркивают, что экипаж советского судна доставил на крайнюю географическую точку северного полюса вымпел с изображением герба СССР».
ПРАГА. Газета «РУДЕ ПРАВО» пишет, что подобно тому, как советские ученые проложили путь в Космос, теперь они сделали новый шаг к открытию самого короткого пути из Европы в Азию. Это еще одно свидетельство успеха советской науки и техники. РИМ. «Осуществилась мечта человечества, – отмечает «РЕПУБЛИКА». – Достижение советского ледокола открывает новые возможности в практическом освоении Северного морского пути между Европой, Азией и Америкой. Это уже второй рекорд, установленный Советским Союзом в полярной эпопее. 40 лет тому назад советские летчики Чкалов и Громов впервые осуществили перелет через Северный полюс». ТУРИНСКАЯ «СТАМПА» пишет: «Это достижение советских моряков и ученых является важным шагом в истории навигации в водах Северного ледовитого океана и имеет огромную практическую ценность». ЛИССАБОН: «ДИАРИУ ЛИЖБОА»: «Осуществилась вековая мечта многих поколений полярников и моряков». Газета «ДИАРИУ ДИ НОТИЕНАШ» подчеркивает, что hqrnphweqjhi успех советской полярной экспедиции на ледоколе «Арктика» навсегда останется одной из самых блестящих страниц в летописи выдающихся достижений мирового мореплавания». ХЕЛЬСИНКИ. «Поход ледокола «Арктика» свидетельствует о технической мощи и совершенстве советского кораблестроения, высокой степени научно-технического и навигационного обеспечения ледовых плаваний, об опыте, мастерстве и мужестве экипажа советского ледокола, – отмечает «ХЕЛЬСИНКИ САНОМАТ».
Уместно вспомнить заключительные строки документальной повести журналиста Валерия Шанаева – «Арктический джигит». «Я часто думаю: может, именно здесь, в проливе Вилькицкого, кружит над морской пучиной белоснежная чайка – морская душа прославленного капитана, который всю свою жизнь посвятил Арктике. Сколько поколений моряков, полярных исследователей, ученых мечтали о походах к белоснежной вершине планеты: Ломоносов, Седов, Дежнев, Нансен, Белов, Амундсен, Лаптевы, Русанов, Лазарев, Макаров…» И коль упомянуто имя адмирала Макарова, то вспомним его вещие слова. «Россия своим фасадом обращена к Ледовитому океану, и поэтому ни одна нация не заинтересована в ледоколах более нас. Природа заковала нас во льды, и чем скорее мы сбросим эти оковы, тем раньше дадим возможность развернуться русской мощи».
Еще немного истории. 12 октября 2012 года в газете «Северная Осетия» была опубликована большая статья Е. Толоконниковой «Не говори ты “Арктике”: “Прощай!”». С подзаголовком: «Кораблю-легенде, первым капитаном которого был осетин Юрий Кучиев, грозит уничтожение. Не допустить этого – и наш долг». Со всех концов бывшего СССР москвичи, питерцы, киевляне, минчане, жители Сибири, Дальнего Востока, Центральной России… Люди разных профессий и разного возраста заявили во весь голос: «Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей: потратить эти деньги не на распиливание “Арктики”, а на ее сохранение в качестве музея, – так начинается текст этого обращения к федеральным властям с просьбой о сохранении атомного ледокола “Арктика” в качестве корабля-памятника и присвоении ему статуса культурного наследия РФ – атомоход “Арктика” – это корабль-символ страны дерзких замыслов и великих свершений. Первым в космосе был сын плотника. Сын кузнеца дал жизнь русскому ледокольному флоту. Сын ткачихи создал атомные реакторы “Арктики”. Дети каждого из нас напишут историю жизни делами, и нам есть что им оставить: живой пример успеха труда и упорства. Историю, которую можно увидеть и до которой можно дотронуться. Стальное рыжее чудо водоизмещением 23 тысячи тонн. Атомный ледокол – это символ присутствия в Арктике. Такой флот есть только у нас. Только мы пишем его летопись, и только нам его беречь. Нельзя повторять ошибку с сожженным “Ермаком” адмирала Макарова. Нельзя уничтожать свои великие достижения и быть варварами, пляшущими на граблях. Корабль, совершивший революцию в мореплавании, достоин возвращения в город на Неве, где был рожден. Легендарный атомный ледокол – это яркая звезда на мировой “карте чудес света”, он достоин стать музеем». Не согласиться с этими взволнованными словами невозможно. И уж просто никак – в чем убеждена и наша «СО» – не может и не должна остаться в стороне от развернувшейся в стране кампании в защиту «Арктики» и Осетия. Если нам по-настоящему дороги светлое имя и память Юрия Кучиева – ее первого капитана. Человека, стену капитанской каюты которого на «Арктике» украшали портрет Коста и кинжалы работы осетинских мастеров-земляков. Человека, который по характеру был бойцом. Не привыкшим сдаваться и отступать – и девизом которого, истинного патриота своей страны,истинного горца и настоящего мужчины было «по жизни железное – ПРОБЬЕМСЯ!»
В продолжение темы, поднятой Е. Толоконниковой… Еженедельник «Сигма» № 25-2014 г. «Дадим вторую жизнь “Арктике”. В России готовятся пустить на слом уникальное судно». Ю. Машенская. Небольшая справка: «За всю жизнь ледокол “Арктика” прошел миллион миль, что почти в пять раз превышает расстояние от Земли до Луны». На долю экипажа «Арктики» выпало немало славных, а порой и героических дел. Юлия Машенская напомнила ямальским полярникам: «Надо, чтобы и ямальцы приняли участие в этом важном деле. Чтобы не превратиться в иванов, родства не помнящих – начнем сбор голосов под обращением о сохранении “Арктики” и создании на ее основе музея. Дело в том, что 31 июля 2012 года Ордена Октябрьской Революции атомный ледокол “Арктика” исключен из регистровой книги судов. Короче говоря, героический корабль вычеркнули из списка “живых”, и в обозримом будущем его отправят на металлолом, на булавки. Полная стоимость утилизации “Арктики” – 1,3–2 млрд. рублей (стоимость же буксировки из Мурманска в Петербург и постановки на “якорь”: либо у набережной Лейтенанта Шмидта, либо в Кронштадте – на порядок ниже этой суммы). Средства на столь неблагородную цель будут выделены из федерального бюджета. Почему неблагородную? Потому что уничтожению подлежит уникальное судно. Судно, вписавшее в историю страны не одну героическую страницу. Судно, экипаж которого совершил то, что сегодня приравнивается к первому полету в космос!»
Одновременно возник вполне логичный вопрос: коль скоро мы проявили столь трогательную заботу о списанном в утиль атомоходе, то почему забыли о его первом капитане, приведшем его первым в мире на макушку земли в августе 1977 года?!
УВЕКОВЕЧИТЬ В ПАМЯТИ ПОТОМКОВ!
Если в начале 2014 года включились в движение за сохранение «Арктики» в качестве филиала музея Арктики и Антарктики, то летом, в день 95-летия со дня рождения Юрия Кучиева, легендарного ледового капитана, мы выдвинули идею увековечения памяти Юрия Сергеевича не только в Осетии, но и в Арктике, в порту Сабетта на Ямале (откуда возьмет свое начало возрожденный Северный морской путь). Ведь Арктике он отдал почти полвека своей активной жизнедеятельности. А мне, Георгию Епхиеву, он особенно дорог и близок. Мы с ним дважды земляки: выходцы из Осетии, и оба полярники (он – Почетный полярник, а я – член Московской ассоциации полярников). Кроме того, мы с ним братья по несчастью. В семитомной «Книге Памяти» жертв политических репрессий Аузби Зураева наши отцы числятся в одном расстрельном списке: под номером 573 – Епхиев Иван Григорьевич, 1901 г.р. 10.11.1937 г. постановлением «Тройки НКВД» СО АССР – приговорен к расстрелу. Под номером 793 значится Кучиев Сергей Тимофеевич, 1892 г.р. 13.07.1938 г. Верховным судом СССР – приговорен к расстрелу. Через 20 лет реабилитированы оба «за отсутствием состава преступления». С Юрием Кучиевым мы дружили в течение четверти века. Не раз встречались. В этой связи вспомнился один необычный разговор с ним в далеком 1984 году, в горном Цее. На вопрос: как же так случилось, что ты, капитан атомохода, в первую голову отвечавший за успех того триумфального похода на макушку Земли, отвечавший за жизнь не только каждого члена экипажа, но и членов экспедиции, ученых-исследователей, а также за жизнь министра морского флота Т.Б. Гуженко, получаешь звание Героя Социалистического труда, а Гуженко, попивавший в кают-кампании кофе (или что-то покрепче), пока ты стоял за штурвалом на капитанском мостике – получает Героя Советского Союза?! Где справедливость? Выдержав паузу, Юрий Сергеевич сказал: видите ли, я бесконечно благодарен Гуженко за то, что он вместе со мной отстаивал каждого члена экипажа – во время представления их к правительственным наградам. А то, что мы разные герои – не важно.
В РЯДУ ГЕРОЕВ. «Капитан, незаслуженно забытый своим Отечеством» (Под таким заголовком в еженедельнике «Сигма»№1-2015 г. была опубликована вторая статья Юлии Машенской). Сегодня имя капитана «Арктики» Юрия Кучиева стоит в одном ряду с именами, известными всему миру: ПЕРВЫЙ Космонавт – Юрий Гагарин, ПЕРВЫЙ человек, ступивший на Луну – Нейл Армстронг. Юрий Кучиев служил России до последнего дня. На берег сошел в 1997 году. Ему было – 78. Затем еще 8 лет проработал на Балтийском заводе. С проектировщиками, кораблестроителями просматривал чертежи, давал советы. Моряк, всю жизнь простоявший на капитанском мостике, он и будучи на земле, помогал кораблям сойти со стапелей. Это были для него – и легкий труд, и отдых – одновременно. Однажды, в одном из последних интервью, Юрий Сергеевич сказал: «Когда смотришь на то, что творится в стране, часто приходит отвратительное состояние беспомощности. И все-таки чувство Родины, чувство чести, чувство собственного достоинства страны – все это обязательно вновь восторжествует. Возьмем российскую Арктику. Что там сегодня происходит? То же, что и везде – уронили на колени. Но подниматься надо. И моряки – во всяком случае мои соратники-ледокольщики – делают все, чтобы возродить значение Арктики и Северного морского пути. И флот живет. Так что, думаю, п р о б ь е м с я!».
Сегодня Арктика поднимается с колен, хотя пока довольно медленно. Но ее славное будущее берет начало в героическом прошлом. В том прошлом, когда холодные морские ветры испытывали на прочность матроса Кучиева – будущего капитана атомохода «Арктика».
Весьма необычную фотографию Ю. Машенская поместила в еженедельнике «Сигма». На фотографии, снятой прямо на Полюсе – три человека: Министр морского флота СССР Т. Гуженко, капитан атомного ледокола «Арктика» – Ю. Кучиев (с древком в руке) и wkem-корреспондент АН СССР – Н. Хлопкин. Позднее сам Юрий Сергеевич говорил о фотографии: «Я испытал совершенно необыкновенное волнение, когда донес до Северного полюса древко флага, который не донес до Полюса погибший на острове Рудольфа известный полярный исследователь Седов. Это древко было найдено на его могиле».
…После того, как нам в «предбаннике», то бишь в канцелярии Главы администрации города популярно объяснили, что Дзантиев нас не сможет принять, и… вообще в казне на памятник Юрию Кучиеву денег нет, судьба нас свела с Арсеном Фадзаевым, лидером фракции «Патриоты России» в Парламенте РСО Алания. На наш вопрос: как могло так случиться, что национальной гордости, легендарному сыну Осетии Юрию Кучиеву до сих пор нет в городе памятника, кроме обшарпанного барельефа на фасаде школы №27 (которую еще до войны окончил Кучиев). Кстати, и барельеф после смерти Юрия Сергеевича установил Арсен Фадзаев. На наше предложение – внести свои месячные пенсии, в виде посильной лепты, Арсен Сулейманович сказал – как отрезал, как это свойственно человеку широкой души и доброго сердца: спасибо вам за то, что будите людскую совесть, деньги ваши не возьму. А памятник Юрию Кучиеву – будет!
Обнадеживающее обещание Арсена Сулеймановича настроило нас на дальнейшие действия – по увековечению памяти Юрия Сергеевича. С этой целью обратились за поддержкой к Губернатору ЯНАО Д.Н. Кобылкину, вручив ему письмо лично 05.09.2015 г. Вот лишь окончание письма-обращения… «К концу своей жизни (а мне уже – 85) хочу, чтобы восторжествовала справедливость: сделать все от меня зависящее, чтобы в моей стране – Российской Федерации – воздали должное Кучиеву Юрию Сергеевичу, моему славному земляку, отважному арктическому капитану, незаслуженно забытому своим Отечеством. Ледокол, названный его именем, будет попыткой не только увековечить память доблестного капитана, но и станет живым филиалом музея Арктики и Антарктики. Ведь это было бы благороднейшим делом благодарных потомков – воздать дань подвигу отважного капитана. И я искренне верю, что, может быть, через два-три года СМИ напишут: «Сегодня из порта Сабетта на Ямале, по возрожденному Северному морскому пути, отправляется караван танкеров с СПГ, в Юго-Восточную Азию. Караван поведет самый мощный в мире атомный ледокол – ЮРИЙ КУЧИЕВ». Вот почему я обращаюсь к Вам, Дмитрий Николаевич, за поддержкой нашей идеи, очень надеюсь, что и Вы поймете и поддержите нас. С уважением, Георгий Епхиев, древний, как мир, северянин-горец, ветеран ВОВ, Почетный гражданин Нового Уренгоя. 05.09.2015 г. Вот ответ на мое письмо. «Уважаемый Георгий Иванович! Благодарю за активную жизненную позицию, любовь и уважение к истории родного края, Ваш огромный вклад в развитие страны. Предложенная Вами идея по увековечиванию памяти Юрия Сергеевича Кучиева, легендарного арктического капитана, вне всякого сомнения, заслуживает особого внимания и поддержки. Сохранение исторической памяти о людях и событиях, оставивших свой героический след в истории освоения арктических широт, является нашим гражданским и человеческим долгом. Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа обратится с соответствующей инициативой в Государственную комиссию по вопросам развития Арктики, а также рассмотрит другие возможности по увековечиванию памяти человека, имя которого навсегда вписано в историю освоения Арктики. Обязательно проинформирую Вас в случае положительного решения вопроса. Временно исполняющий обязанности Губернатора ЯНАО Д.Н. Кобылкин. 29.09.2015 года.
Что в итоге?! За последние два года мы от имени Правления Ассоциации «НОМАРАН» обратились с письмами-просьбами, основой которых было – УВЕКОВЕЧИТЬ ПАМЯТЬ КУЧИЕВА ЮРИЯ СЕРГЕЕВИЧА, НАЗВАВ ЕГО ИМЕНЕМ ОДИН ИЗ АТОМНЫХ ЛЕДОКОЛОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ, (напомнив при этом, что он был капитаном первенца атомоходов – «Ленин», и первым капитаном первенца второго поколения атомоходов – ледокола «Арктика»), – направив в огромное число инстанций разного ранга и значения.
1. Председателю Правительства РФ – Д.А. Медведеву
2. Заместителю председателя Правительства РФ – Д.О. Рогозину
3. Директору Госкорпорации «Росатом» – С.В. Кириенко
4. Министру транспорта РФ – М.Ю. Соколову
5. Ген. директору Балтийского завода «Судостроение» – А.В. Кадилову
6. Губернатору ЯНАО – Д.Н. Кобылкину
7. Главе РСО – Алания – Т.Д. Мамсурову
8. Главе РСО – Алания – Т.К. Агузарову
9. Главе РСО – Алания – В.З. Битарову
10. Председателю Парламента РСО – Алания – А.В. Мачневу
11. Руководителям северных краев и областей
Основой всех наших просьб мы считали – содействие увековечению памяти Юрия Кучиева путем названия его именем одного из современных атомоходов. Нет смысла перечислять огромное количество ответов-отписок. Хотя два-три ответа заслуживают пристального внимания. Например, ответ Руководителя Департамента государственной политики в области речного и морского транспорта А.В. Козлова. Вот отрывок из его обнадеживающего письма. «…В соответствии с Положением о порядке присвоения названий морским судам, утвержденным приказом Минтранса России от 29 августа 2009 года №141, название судну присваивается собственником. Атомный ледокол-лидер, мощностью 120 МВт, разрабатывается в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие гражданской морской техники», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2008 г №103. Государственным заказчиком-координатором указанной программы является Минпромторг РФ. После постройки указанное судно предполагается передать ВГУП «Атомфлот», которое входит в структуру Госкорпорации по атомной энергии «Росатом». ДЕПАРТАМЕНТ ВОЗРАЖЕНИЙ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ НАЗВАНИЮ СУДНА НЕ ИМЕЕТ! А.В. Козлов.
В начале нынешнего года мы получили письмо-ответ от заместителя губернатора ЯНАО А.В. Мажарова, с сообщением о том, что Правительство Ямала обратилось к руководству компании ОАО «НОВАТЭК», чтобы оно поддержало идею и одобрило кандидатуру Юрия Кучиева для возможности наименования одного из танкеров-перевозчиков конденсата. Кроме того направлено предложение в ПАО «ГАЗПРОМ» – рассмотреть вопрос о присвоении имени Юрия Сергеевича одной из ледостойких стационарных платформ месторождения газа Каменномысское – море, в акватории Обской и Тазовской губ, с вводом в первом квартале 2017 года.
По нашему мнению, пусть этот процесс идет своим чередом. Но для увековечения светлой памяти Юрия Сергеевича Кучиева – этого мало. Мы будем добиваться главной цели, к которой упорно пробиваемся, не щадя своих старческих сил – вот уже третий год! Приводим заключительную часть нашего второго письма, адресованного Главе РСО-Алания – В.З. Битарову.
…Уважаемый Вячеслав Зелимханович! Мы уже изрядно подустали (одному – за 90, а другому – под 90 лет) от того, что нас с нашим предложением – по увековечению памяти Юрия Сергеевича Кучиева, уже два года гоняют по многочисленным инстанциям (в том числе – местным), а результат почти нулевой. И пока не выдохлись окончательно, у нас есть конкретное предложение: из двух строящихся на Балтийском заводе атомоходов нового поколения – «Урал» и «Сибирь», первый переименовать и дать ему имя Юрия Кучиева. И ЭТО РЕШЕНИЕ – ВО ВЛАСТИ ПРЕМЬЕРА Д.А. МЕДВЕДЕВА! Если же мы опоздали, и этот вариант не проходит, тогда остается предложенный А.В. Козловым вариант, о котором говорилось выше, т.е. проектируемый атомный ледокол-лидер, мощностью – 120 МВт. Но это пока – «журавль в небе». Короче – решение любого из предложенных выше вариантов остается за Д.А. Медведевым! Поэтому нам нужна Ваша неоценимая помощь, уважаемый Вячеслав Зелимханович. А если письмо, адресованное Д. Медведеву, подпишет еще Председатель Парламента А.В. Мачнев (к нему мы обратились со своей просьбой отдельным письмом), то появляется уверенность, что письмо с двумя вашими подписями непременно попадет к Д.А. Медведеву – не затеряется в лабиринтах правительственной канцелярии. Мы ведь ничего материального не просим. Нам нужна моральная поддержка. И мы хотим дожить до момента торжества справедливости, когда воздадут должное незаслуженно забытому своим Отечеством отважному арктическому первопроходцу. УВЕРЕНЫ, ЧТО ОДНАЖДЫ НА ВСЕМИРНОЙ «ДОСКЕ ПОЧЕТА» КУЧИЕВ ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЗАЙМЕТ ПОДОБАЮЩЕЕ ЕМУ МЕСТО! ДА БУДЕТ ТАК!
ПАМЯТНИК ЮРИЮ КУЧИЕВУ ВО ВЛАДИКАВКАЗЕ
Как сообщила газета «Пульс Осетии», «Во Владикавказе, на набережной Терека, торжественно заложили первый камень будущего памятника легендарному сыну Осетии, капитану атомохода “Арктика”, Герою Социалистического Труда Юрию Кучиеву». Казалось бы, «лед тронулся», Арсен Фадзаев держит слово; компетентное жюри, где семеро, при одном воздержавшемся, выбрали проект Юрия Злоти, и теперь – дело за исполнителем. Однако неожиданно в главной республиканской газете «Северная Осетия» (от 16.11.2016 г.) опубликована разгромная статья «Конкурс задачи не решил». 22 ноября 2016 г. в газете «Пульс Осетии» появляется ответная статья «Надгробие на могилу совести». И тут… «процесс пошел». 6 декабря 2016 года газета «Северная Осетия» отдает целую полосу этому «бурному процессу». Rsr и «Зависть, порожденная лицемерием», и «Кучиевы, не усмотревшие капитана», и алагирцы в лице Р. Хатаговой, задающиеся вопросом: «Свои скульпторы перевелись?» и т.д.
Нам, близко знавшим Юрия Сергеевича – небезразлично созерцать эти ожесточенные споры, рассуждения о достоинствах и недостатках окончательного варианта памятника. И нам четверым – С. Арсагову, М. Алкацеву, А. Зураеву, Г. Епхиеву – тоже как-то обидно, что нами выбранный макет памятника – не победил. Однако всем спорщикам и обиженным мы полгода назад напоминали: «Приближается День 40-летия триумфального похода на макушку планеты, когда атомоход “Арктика”, ведомый Юрием Кучиевым, проложил первую в мире борозду к белоснежной вершине Земли, вспоров миллионы лет нетронутый ледяной панцирь Северного Полюса!». Мы тогда еще призывали всех: и согласных с выбором модели памятника, и не согласных с этим – и несогласных с месторасположением памятника – низко поклониться Арсену Фадзаеву, не имеющему никакого отношения ко всем этим дрязгам. И первыми это делаем мы – как инициаторы сооружения памятника, как друзья-современники Юрия Кучиева. Мы никогда никому не льстим – это противно закаленной нашей старческой натуре. Но то, что делает Арсен, радует душу и дает надежду на то, что не все еще потеряно в нашей сумбурной, суматошной жизни.
И памятник Юрию Кучиеву – БУДЕТ! Пусть не к Юбилейному – 17 августа, но в обозримом ближайшем будущем. Подробнее об этом – ниже. А пока…
Возвращаясь к теме справедливости, мы не можем забыть события 40-летней давности, когда капитану легендарного атомохода «Арктика» Юрию Кучиеву, главному инженеру-механику Олегу Пашину и старшему мастеру атомной паропроизводящей установки Федусу Асхадуллину присвоили звание Героя Социалистического Труда, а Т. Гуженко, ни за что практически не отвечавшему, присвоили звание Героя Советского Союза. О какой справедливости можно говорить?
Надо признать: это было вялотекущее время, когда бездарность индивидууму легче прощали, чем талант. Когда наказывали невиновных, а награждали непричастных, когда бездари и дилетанты рвались во власть, а потом старались как можно дольше удержаться во власти.
К великому сожалению – и сегодня мало что изменилось в нашей многострадальной стране. Если в том недалеком прошлом подавляющее большинство народа жило бедно и не очень комфортно, да и чиновники вместе с депутатами не очень шиковали, то сегодня произошло страшное расслоение общества. Если сохранилось хрестоматийное понятие: «депутат – слуга народа», то почему «слуга» живет во сто крат лучше своего господина? Нет ответа на этот мучительный вопрос. Слишком много «почему?» – к руководству страны, депутатам Госдумы (к единнороссовскому ее большинству), к президенту, в том числе, – возникает у общества. На жгучие вопросы – ответов нет?!
Нам, нынешним старикам, запомнилось то, относительно застойное время, когда генсек наш «сиськи-масиськи» навешивал на свою грудь гирлянду золотых звезд (одних и других). Да и ближайших соратников не забывал. Им же, Брежневым, был издан Указ, согласно которому ни атомным подлодкам, ни мирным атомоходам не разрешалось давать чьи-либо имена. Исключение сделали для Ленина. Кстати, после смерти генсека его соратники-подхалимы поспешили переименовать «Арктику» в «Леонида Брежнева» (с 1982 по 1986 г.). Во-первых, старые советские догмы, поросшие мхом – давно похерены новой властью. Во-вторых, если старые маразматики сделали исключение для Ленина, а позднее и для самого Брежнева, то почему нынешняя власть не может сделать исключение для Кучиева? Ведь величие коллективного подвига, совершенного экипажем «Арктики» в августе 1977 года под командованием Юрия Кучиева – трудно переоценить!
Юрий Сергеевич около пяти лет хранил урну с прахом жены в своем сейфе. И просил соратников своих после смерти захоронить две урны (его и Нинель Константиновны), если не на Северном полюсе, то хотя бы в Ледовитом океане, на меридиане, где расположен Диксон. Долго рассказывать, с какими трудностями столкнулся экипаж атомохода «Ямал», сам капитан А.И. Лембрик – уже на Северном полюсе. Дело в том, что керамические урны в воде не тонут, чтобы опустить их на многокилометровую глубину. Поэтому умельцы из экипажа прикрепили к днищам урн свинцовые башмаки. Иностранные туристы на борту атомохода были огорчены, узнав о том, что захоронение состоялось и их не было на траурной церемонии.
Что касается бурной волны, поднятой вокруг памятника, месторасположения его, компетентности конкурсной комиссии, ее выводов, то здесь просматривается элементарная зависть, уязвленное самолюбие и личные амбиции. А теперь представим на минуту, что одна из пяти моделей, представленных на конкурс заслуженным художником, оказалась вдруг победителем. Уверены: и комиссия оказалась бы сверхкомпетентной, и место для памятника оказалось бы удачным, и на продолжении конкурса никто бы не настаивал, и фамильный совет, молчавший больше года, вдруг исполнил бы хвалебную оду – в честь победителя и т.д.
Выше мы говорили о приближающемся 40-летии триумфального похода атомохода «Арктика», ведомого нашим славным земляком Юрием Кучиевым – к вершине Земли. Надеялись, что несмотря на все дрязги, инициированные фактически одним человеком, памятник к 17 августа будет установлен. Однако прошло полгода со дня закладки камня, а к сооружению памятника никто не приступал. Почему? Мы считаем, что место для памятника городские власти выбрали удачно. Во всяком случае удачнее, чем предыдущее. А разговоры о перенасыщенности центра города памятниками – это от лукавого. Ни в одном, даже заштатном городишке, не говоря о столичных городах, не ставят памятники на окраинах. Нас просто удивил уважаемый нами Георгий Сабеев, назвавший более предпочтительным крохотный пятачок на пересечении Проспекта Коста, с интенсивным автомобильным движением, и ул. Зои Космодемьянской – с деревьями в два ряда. Считаем своим долгом ответить на риторический вопрос: «Свои скульпторы перевелись?» – Р. Хатаговой, заслуженному работнику образования РСО-Алания, отличнику народного образования РФ. В конце своей короткой заметки она сказала: «Почему и я, и мои соседи, прочитавшие статью “Конкурс задачи не решил” в газете “СО”, от всей души благодарны Михаилу Дзбоеву, заслуженному художнику РФ, лауреату Государственной премии им. К.Л. Хетагурова, за стойкость». Отвечаем – есть такие скульпторы! И одного из них вы сами назвали, самого известного – Михаила Дзбоева. И теперь возьмите на себя инициативу, г-жа Хатагова, подключите горожан-алагирцев, соседей. Соберите нужную сумму и закажите самый величественный памятник, выбрав один из шедевров Михаила Дзбоева. А если не хватит средств, обратитесь к фамильному совету Кучиевых (их там 17 человек). Надеемся, вы общими усилиями соберете необходимые средства, создадите в центре Алагира архитектурный ансамбль, о котором говорил архитектор З. Губаев. И утрете нос инициаторам, исполнителям-скульпторам владикавказского памятника. Желаем удачи!
В заключение хотим отметить: вышеизложенные материалы полгода назад были переданы главному редактору «СО» А. Касаеву. Он мог бы донести наши соображения и предложения до всех. Однако он этого не сделал, и… все заглохло. Молчит и Арсен Фадзаев, всегда решительный, волевой человек. И Глава города – Борис Албегов, присутствовавший при закладке «камня», никак не отреагировал. А жаль. Возникает кардинальный вопрос: что дальше?? Мы же приложим остатки своих старческих сил, чтобы восторжествовала справедливость в нашем отечестве! Чтобы на всемирном пьедестале почета Юрий Кучиев занял подобающее место! Будем добиваться, чтобы самый мощный атомоход был назван именем Юрия Кучиева! Надеемся, что и на Ямале воздадут должное подвигу арктического первопроходца.