Данные фотографии Ясшага (венгерская Алания) начала XX века являются частью моей коллекции. Она собиралась по крупицам в течение многих лет в антикварных магазинах Европы. В настоящей подборке представлены виды ясских и частично ясских городов и селений: какими они были около 100 лет тому назад. Фото публикуются впервые.
Проникновение ираноязычных племен скифов и сарматов на территорию современной Венгрии началось еще с VI–III вв. до н.э. А в середине I века н.э. в междуречье Дуная и Тисы поселилось сарматское племя языгов. Восточными соседями языгов были даки, которые, в свою очередь, на востоке граничили еще с одним сарматским племенем роксоланов, поселившихся в Северо-Западном Причерноморье в начале II века н.э. Связь языгов и роксоланов была очень тесной, о чем свидетельствуют археологические раскопки сарматских захоронений на территории Венгрии.
На протяжении еще нескольких столетий сарматы заселяли территорию современной Венгрии. Особенно массовые волны мигрантов были в IX, XII и XIII веках. Последняя волна переселенцев пришла с Северного Кавказа. Ими были аланы, которые, смешавшись с родственными им сарматами, проживавшими на территории Венгрии, стали предками современных венгерских ясов.
В XIII веке аланы в количестве около 10 000 человек компактной группой поселились на территории Центральной Венгрии вместе с половцами, потерпевшими поражение от монголов в Астраханских степях в 1232 году. Их потомков стали называть соответственно ясами (венгерское и древнерусское название аланов) и кунами.
Изначально ясы исповедовали православие, но со временем под давлением венгров были вынуждены принять католическую веру. Обращением ясов в новую религию в 1472 году по благословению папы римского занимался Орден францисканцев. Во время Реформации, проходившей в XVI веке, значительная часть венгров перешла в протестантизм, но большинство ясов остались верными католической вере.
За время проживания в Венгрии ясы стали отдельной этнической группой венгерского народа. Со временем они окрепли и начали играть заметную роль в стране. В 1492 году король Владислав II издал грамоту, в которой говорилось, что ясов может судить только ясский судья, также он освободил ясов от уплаты пошлин.
В то время, когда к концу XVI – началу XVII вв. было завершено феодальное закрепощение венгерских крестьян, ясы продолжали оставаться свободными. Поэтому, когда 11 января 1702 года Ясшаг был продан Тевтонскому ордену, начались массовые волнения. Национально-освободительная борьба ясов с иноземцами в 1711 году в итоге закончилась поражением. Начался нелегкий период в истории Ясшага.
Желая обрести былую свободу и потерянные права, ясы вместе с кунами собрали огромную сумму денег. В 1745 году произошло событие, не имеющее аналогов в мировой истории: ясы и куны выкупили свои земли у королевы Марии Терезии, став свободными людьми.
Золотой страницей в истории ясов является создание в XVIII веке яскунского гусарского полка, в который ясы и куны поставляли около 1000 воинов. Причем на командные должности назначали только ясов. Штаб полка, просуществовавший до окончания первой мировой войны, располагался в центре Ясберени.
Яскунский гусарский полк прославился не только своими ратными подвигами, но и своей исключительно красивой формой, в основу которой лег венгерский национальный костюм (у ясов он был зеленого цвета) и кивер – ясская цилиндрическая шапка. В XIX веке ясский кивер, став гусарским головным убором, получил широкое распространение по всей Европе, в том числе и в России.
Интересна легенда происхождения самого венгерского народа. В ней говорится о том, как когда-то двое братьев, Хунор и Могор, охотились на оленя возле болот Азовского моря. Преследуя зверя, они вдруг оказались на плодородных землях, богатых дичью и рыбой. Там они и поселились, взяв себе в жены двух дочерей аланского князя Дула. От этого союза и пошел весь венгерский народ.
Главной реликвией ясов является рог Лехеля, датируемый IX–X вв. н.э. С ним связана широко известная среди ясов легенда об их предводителе Лехеле.
В 955 году Лехель и Булчу, вожди, возглавлявшие венгерские войска, потерпели поражение под баварским городом Регенсбургом и попали в плен к немецкому князю Конраду. Стоя перед немцами, венгерские вожди были приговорены к смерти. Лехель высказал пожелание перед казнью в последний раз протрубить в свой рог. Князь дал согласие, и Лехель, застав врагов врасплох, своим костяным рогом нанес сокрушительный удар по лбу германского предводителя Конрада. «Ты пойдешь передо мной, чтобы стать моим слугой на том свете», – сказал яс. Немец скончался на месте.
Этот обряд был хорошо известен в древней Осетии. Убив перед собственной смертью врага, Лехель, по религиозным верованиям, сделал его своим слугой в загробном мире.
После этого события рог Лехеля стал самой почитаемой святыней и символом Ясшага. Он изображен почти на всех ясских гербах, знаменах и печатях.
Этническую связь венгерских ясов с осетинами ряд ученых заметил еще в конце XIX века, но окончательно это стало очевидно только в 1957 г. после обнаружения ясского словника-глоссария 1422 г., содержащего около 40 ясских слов. Все они хорошо переводятся с осетинского языка. А это означает, что венгерские ясы говорили на языке кавказских аланов.
В XVI веке ясы еще общались на аланском языке. Сохранению родного языка способствовали несколько факторов, главными из которых было отсутствие на территории Венгрии в то время единого государственного языка. Но после оккупации Венгрии турками они постепенно утратили свой родной язык, полностью перейдя на венгерский в XVII веке.
В настоящее время ясов в Венгрии насчитывается около 200 тыс. человек. Основная часть населения сконцентрирована на территории Ясшага, входящего в состав области Яс-Надькун-Сольнок региона Северный Альфёльд, в городах Будапешт и Сольнок. Также ясы компактными группами проживают в соседних регионах Венгрии, куда переселились из-за нехватки земель в Ясшаге после освобождения от турецкого ига в XVIII веке. Столицей Ясшага считается Ясберень. К 2014 году его население составляло 26 622 чел. Второй по величине город – Ясапати (на 2014 г. – 8 692 чел.).