Вреж АТАБЕКЯН. Архетипы первопредка-патриарха у армян и иранцев: Хайк и Хаошйанга

Этногенетические предания относятся к первичным мифологемам народов древнего мира, на которые настраиваются-нанизываются другие фундаментальные представления этноса, в частности, о сакральном пространстве, времени, генеалогических истоках и межклановых связях.

Ключевым персонажем в армянской традиции этногенеза является Хайк1 , наапет-патриарх армян. Предание о Хайке дошло до нас благодаря «Истории Великой Армении» Мовсеса Хоренаци2, а также трудам более поздних армянских и грузинских историков – Себеоса, Иоаннеса Драсханакертци, Мовсеса Каланкатуаци, Леонтия Мровели, Степаноса Орбеляна и других. Образ Хайка также получил яркое отражение в устных преданиях армянского народа; сохранилось множество мифов, легенд, сказаний о Хайке и его потомках.

Несмотря на обилие источников, в преданиях сохранилась обрывочная информация о Хайке. Известно, что он был потомком богов-дицов3, имел божественное происхождение, что, среди прочего, засвидетельствовано эпитетом Дюцазун4. Предание гласит, что Хайк был одним из строителей Вавилона5, затем восстал против месопотамского тирана Бэла6, и вернулся на родину предков – в Харк7 где построил Хайкашен, своего рода идеальный город армянского миропорядка. Согласно средневековому ученому Анании Ширакаци8, месяцы традиционного армянского летосчисления9 названы в честь сыновей и дочерей Хайка. Названия ряда сакральных географических объектов Армянского Нагорья (вышеупомянутая волость Харк, волость Айоц-Дзор, священная крепость Айкаберд, горы Великий Арарат, Арагац, Араилер, священный город и первая столица Армении – Армавир и др.) произошли от Хайка или его потомков. Таким образом, Хайк упорядочил время и сакральное пространство армянского мира.

После того, как войско титана Бэла вторглось в Великую Армению, Хайк вместе со своими сыновьями и домочадцами воевал против месопотамских завоевателей и победил, сразив Бэла стрелой с трехгранным наконечником10. Согласно преданиям, наконечник этой стрелы был сделан из железа11, в то время как латы Бэла были из меди; сама эта история часто интерпретируется как символическое начало железного века на Армянском нагорье.

Любопытны параллели, проведенные некоторыми исследователями12 между противостоянием Хайка и Бэла и индоевропейской мифологемой борьбы бога грозы (в ипостаси Индры и др.) с драконом или демоном Валом. При этом стоит обратить внимание на то, что семитский эпоним Бэл (Баал/Ваал) созвучен индоевропейскому Вал.

Обеспечив независимость страны, Хайк основал первую династию правителей и будущих царей Великой Армении – род Хайказуни13. Многие царские и великокняжеские роды Армении (Сюни, Бзнуни, Хорхоруни, Слкуни, Вахевуни, Ордуни, Варажнуни, Арраншахики-Вахтангяны, по некоторым версиям и Багратуни и Арцруни) также произошли от Хайка Наапета или его потомков14. Поскольку Хайк был отпрыском богов, посредством родства с его потомками, вышеупомянутые великокняжеские роды также декларировали божественное происхождение. Подобная божественная родословная (часто nonqpedqrbnb`mm`) также характерна для мифологем многих древних народов и аристократических родов мира. Так, японский императорский род возводит свое происхождение к Дзимму Тенно – праправнуку богини солнца Аматэрасу Оо-миками15; в имени основателя первой царской династии древнего Китая – Хуан-ди, иероглиф «ди» обозначает не только «императора», но и «божество», и соотносится с божественным желтым драконом16; в Европе княжеский и королевский род Лузиньян ведет свое легендарное происхождение от божественной феи Мелузины.

Таким образом, в эпической традиции Хайк выступает в качестве божественного этногенетического культурного героя, породившего армянский народ, выступающего в роли демоноборца – борца против зла, упорядочившего сакральное пространство и время армянского миропорядка.

В иранской традиции в качестве одного из этногенетических культурных героев выступает Хаошйанга (в авестийской передаче); он же Хушанг в пехлевийских источниках и в средневековой персид-ской поэзии17. При ближайшем рассмотрении обнаруживаются удивительные параллели в образах армянского Хайка и иранского Хаошйанга.

Согласно Бундахишну, Хаошйанга является родоначальником иранцев18 , хотя его имя оказывается то в начале, то в конце списка легендарных царей19. Так же, как и Хайк, Хаошйанга строил Вавилон20. Он также выступает в качестве культурного героя, упорядочившего раннеиранское общество, давшего законы, открывшего огонь, железо и обучившего людей земледелию.

Другой ключевой страницей в легендарной биографии Хаошйанги является его война против демонов-дэвов21 (в частности, черного дэва) 22. Благодаря своим деяниям, Хаошйанга получил от богов символ царской власти – хварно23, и дал начало роду Парадата24, ставшей легендарной царской династией Ирана.

Если подытожить образы армянского Хайка и иранского Хаошйанги, то можно выделить следующие устойчивые параллели:

Перечислив вышеизложенные параллели, можно было бы ограничиться констатацией типовых корреляций в архетипах культурных героев-первопредков – Хайка и Хаошйанги, если бы не дополнительные любопытные обстоятельства.

Изучая образ Хаошйанги, некоторые исследователи высказывали вполне обоснованное предположение о его возможном иноземном происхождении25. В частности, отмечалось, что образ Хаошйанги получил особое распространение на западной окраине иранской ойкумены. В то же время большинство исследователей не ставит под сомнение автохтонность образа Хайка для армянского этногенетической традиции. Эти обстоятельства, вместе с наличием очевидных параллелей в образах, дают основание выдвинуть предположение о том, что в действительности образ Хаошйанги мог быть экстраполяцией образа Хайка, патриарха армян, на иранскую мифологическую почву.

Дополнительным аргументом в пользу выдвинутой гипотезы служит лингвистический анализ имени Хаошйанги. Лингвисты считают, что это авестийское имя происходит от древнеиранского Hauљyahah, где корневое hau (ср. с армянским hay/Hayk) обозначает «хороший», «хорошо».

Дальнейшие исследования, включая изучение возможной связи между мифологизированным образом потомка Хайка – Хайкака и упомянутого в хеттском договоре хайасского царя-вождя Хукканаса26 могли бы пролить дополнительный свет на корреляции между армянским Хайком и иранским Хаошйангой.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В латинской транскрипции – Hayk. Ввиду придыхательного h, по-русски имя также часто передается как Айк или Гайк.

2 Именно Хоренаци пользовался первоисточником, содержавшим раннюю родословную армян – трудом ассирийского историка Мар Абаса Катины, о чем пишет сам автор.

3 Армянское слово dic обозначает языческих богов и в корне своем имеет индоевропейское diaus, т.е. бог.

4 От древнеармянского diwc и azn, т.е. “отпрыск богов”.

5 Вероятнее всего, данное обстоятельство является результатом влияния библейской традиции.

6 В образе Бэла персонифицируются владыки Ассирии и Месопотамии, с которыми враждовали протоармянские индоевропейские племена Армянского нагорья.

7 Харк (Hayq – дословно “земля отцов”) – волость в исторической армянской провинции Тауруберан (Туруберан), в Великой Армении (современная восточная Турция).

8 Анания Ширакаци. Космография. Ереван, 1962.

9 Bown Thwakan Hayoc – Собственно Армянское
Летосчисление.

10 Историки Гевонд Алишан и Микаел Чамчян
упоминают дату этого эпического сражения – 11 августа 2492 г. до н.э..

11 Армянское слово yerkath (железо) буквально
означает “небесная капля” (метеорит).

12 См. например Петросян, Армен. Армянский эпос и мифология. Ереван, 2002.

13 См. Эмин Н. О.. Династический список Хайкидов
в истории Моисея Хоренского. Москва 1884.

14 См. Мовсес Хоренаци. История Армении. Книга
Первая: Родословие Великой Армении. Ереван, 1990. Также см. Мовсэс Каланкатуаци. История страны Алунак. Ереван, 1984.

15 Кодзики, свиток 2. См. также Синицын, А. Ю..
Рыцари страны восходящего солнца. Санкт-Петербург, 2001, с. 8.

16 См. Лисевич, И. С.. Древние мифы о Хуан-ди и
гипотеза о космических пришельцах. Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. Москва, 1974. с. 40-42.

17 В частности, авестийской традиции, в “Шахнамэ” и в других источниках.

18 Бундахишн 15, 28, 103. См. также Чунакова, О. М.. Пехлевийский словарь. Москва, 2004.

19 Яшт XIII 130-138.

20 Также города Сузы и Дамган, что бесспорно
является поздним добавлением, ввиду того, что эти города значительно моложе Вавилона.

21 Стоит отметить, что изначально ирано-арийское
слово daeva (дайва) обозначало светлых божеств арийского пантеона. Негативные интерпретации в отношении дэвов возникли лишь в результате религиозной реформы Заратуштры.

22 Яшт XVII 23-26, Яшт XIX 25-26, “Суждения Духа
разума” (XXVII 19-20). См. также Заратуштра. Учение огня. Гаты и молитвы. Москва, 2006, с. 44.

23 Фарр, аналог армянского pharrq (дословно
“слава”, “божественное благословление”).

24 Род Парадата, позже превратившийся в
пехлевийский Пешдадит – “поставленные впереди”.

25 См. в частности Л. А. Лелеков, Мифологический
словарь, Москва, 1990.

26 В договоре между Хеттским царством
(Суппилулиумаса I) и Хайасой, Хукканас упомянут как царь Хайасы
в 1370-х — 1340-х гг. до н. э. См. История Древнего Востока. Кн. 1. Ч. 2. Москва, 1988. С. 145-146