Материалисты отвергают существование «души», объясняя это тем, что в момент смерти человека не обнаружено выделение материальных признаков. Вместе с тем, некоторые идеалистические теории придают учению о «душе» огромное значение и считают её бессмертной и духовной частью человека. Однако спор о существовании «души» можно решить положительно, если его рассматривать с точки зрения информационной теории.
Разумное существо – биологическое тело, которым управляет реально существующая программа, возникающая в биологическом компьютере этого тела – мозге. В этом случае «душой» человека можно считать указанную биокомпьютерную программу, возникающую в высокоразвитом живом существе в процессе его жизни и осознающую себя и управляемое ею тело, как единое целое – организм. Сознание человека загадочно, а осознание себя как «я» является приемом, позволяющим объединить в единое целое все ресурсы организма. Очевидно, осознание «я» позволяет биокомпьютерной программе снизить затраты энергии на решение управленческих задач. Это дает возможность оценки приоритетности и важности информации.
Установлено, что некоторые процессы в организме не осознаются высшим отделом мозга до тех пор, пока они не становятся критическими для его жизнедеятельности, например, кровообращение и дыхание, зрение, слух, пищеварение. Пока системы управления этими процессами в автоматическом режиме функционируют нормально, они находятся вне восприятия высших отделов мозга – вне «я». При нарушениях, не поддающихся саморегулированию, решение задачи берет на себя более мощный аппарат сознания, создающий вне организма искусственные системы, такие как знания, приборы, различные механизмы и устройства, вещества. Понятие личности как «я» является продуктом деятельности биокомпьютерной программы, однако нельзя указать конкретную зону в головном мозге, где расположены клетки, которые его образуют.
Предполагается, что душа человека не возникает в момент его рождения, а формируется в течение всей жизни. Временем рождения «души» человека можно считать момент осознания себя личностью в 3-4 летнем возрасте. Если мозг способен адекватно воспринимать окружающий мир по информации органов чувств, в нем возникает копия того пространственно-временного промежуточного мира, в котором он существует. Таким образом, если душа является программой, возникающей в мозге в процессе его существования, она есть своеобразный компьютерный слепок (отражение) окружающего мира. Однако, в зависимости от возможностей и специфических для каждого организма ресурсов, обусловленных, прежде всего, эволюцией в течение миллионов лет и наследственностью, «душа» человека базируется на неимоверно большом объеме информации о прошлом. Другими словами, можно сказать, что она написана на информационном холсте истории Вселенной, планеты, биологического вида, цивилизации, нации, государства, рода, семьи и собственно жизни. Очевидно, это обстоятельство и определяет возможность интуитивного врожденного знания.
Далее следует отметить, что биокомпьютерные программы являются активной информацией, которая действует на себя и на окружающий её мир, т.е. имеет обратную информационную связь. При этом она накапливает и сохраняет пассивную информацию о прошлом и генерирует новую информацию, в каждый момент времени взаимодействуя с окружающей средой с помощью органов чувств и конечностей тела. Активная информация способна на основе ранее полученных сведений создавать и наращивать новую информацию о будущем, т.е. прогнозировать возможный ход событий.
Таким образом, можно сказать, что мозг и его биокомпьютерная программа являются близкими аналогами нейрокомпьютерам с саморазвивающимися программами. Если новая информация зарождается в структурах мозга человека, то структура его тела и орудия труда – важнейшие её усилители. «Душа» каждого человека влияет на окружающую среду своими мыслями, которые возникают в голове одного человека, проходят по различным каналам и соединяются с мыслями и трудом других людей. Она усиливается за счет присоединения и объединения вокруг себя множества другой необходимой информации для создания материального объекта. Если идея современная, и люди осознают её ценность, то к ней присоединяются миллионы идей других людей. В конечном счете наблюдается целенаправленное движение общества, и идея становится могучей силой, которая способна направить общество по определенному пути.
Существует гипотеза, что мысль человека определяет его судьбу. Если у человека мрачные мысли, он считает себя завистливым, бездарным и неудачником, то так и будет. Наоборот, если он себя считает талантливым, удачливым, энергичным – он будет удачливым, умным, богатым. Другими словами, каждый человек должен мыслить светло и чисто, не принимать в свой мозг плохие мысли, а самое главное, много работать для своего удовольствия и пользы обществу.
Человечество по своей сути является продолжением окружающей среды. Она обучает его тайнам бытия, щедро награждает его за успехи энергией и жизненным пространством, наказывает за леность войнами, болезнями, катастрофами. Разумное человечество сформировалось тогда, когда люди научились обмениваться друг с другом информацией, сохранять её и передавать новым поколениям. Каждое новое научное открытие создавало условия для увеличения численности цивилизации.
Развитие техники привело к расширению средств производства и укреплению общественной экономики за счет освоения новых районов земного шара. Позитивный результат дало освоение новых материалов, создание двигателя внутреннего сгорания, внедрение атомной энергии и т.д. Человечество получило доступ в космос и другие пространства, необходимые будущим поколениям. Освоение космоса, термоядерной энергии, достижения генной инженерии, компьютерная революция несомненно вновь приведут к расширению ареала человеческой цивилизации и её численности, росту жизненного уровня и интеллектуального потенциала. Однако стоит только какой-либо нации удовлетвориться и остановиться, отстать в извечной гонке развития, как её постигнет кара в виде войн, разрухи, болезней, быстро сокращающих численность населения.
В чем смысл существования человечества? Очевидно, он за-ключается в непрерывном развитии, познании и преобразовании природы.
Различные объекты микромира и межгалактических систем объединены в единую крупную систему взаимодействующих объектов, которые воспринимают информацию об окружающих и взаимодействующих с ними объектах. Любая система, с одной стороны, является одновременно элементом конечного множества различных систем разного уровня, а с другой – представляет собой систему, состоящую из других систем. Человек тоже одновременно элемент множества различных систем разного уровня (государство, предприятие, семья), а с другой стороны человек состоит из ряда систем – органов тела, клеток, химических элементов, которые независимо от занимаемого уровня сами являются элементами множества других систем. Очевидно, человеческую цивилизацию можно рассматривать как информационную структуру взаимодействия, состоящую из множества элементов – людей. Множество элементов цивилизации образует собственное социальное пространство, природа которого и действующие в ней закономерности определяются свойствами элементов – людей и старших информационных систем, из которых создана и окружающая среда.
Развитие человеческой цивилизации, так же как и любой другой системы, выражается в образовании новых информационных систем взаимодействия, функционирующих на базе объектов создавшей их системы и в то же время обладающих новыми свойствами. Таким образом, человечеством сформированы новые информационные системы в виде языков, письменности, науки. На базе этих структур созданы автоматические средства обработки информации, компьютерные сети, которые уже не могут рассматриваться как мощные и высокопроизводительные взаимодействующие биоэлектронные информационные системы с разнесенными в пространстве элементами. Эти структуры во многом копируют человеческий мозг, где миллиарды нейронов объединены в единую мыслящую структуру своими отростками-аксонами; они будут обладать разумом во много раз более мощным, чем отдельный индивид, что придает им новые качества, которыми не обладает породившая их цивилизация.
Генетическая информационная система образовала серию структур и ассоциатов, которые называют растительным и животным миром, включая и человека. Способностью к мышлению обладает мозг любого развитого существа. Установлено, что чем выше уровень развития, тем выше его способность к мышлению. Человек возник как ассоциат множества природных сред, обладающий наилучшими способностями. Используя способность к мышлению, человек целенаправленно создает сложнейшие информационные ассоциаты – компьютеры и компьютерные сети, которые в состоянии обеспечить интеллектуальное развитие человечества и всей Вселенной. Вероятно, скоро будут созданы искусственные генетические и молекулярные мыслящие структуры, которые с помощью людей начнут создавать сверхмощные глобальные информационные системы, способные существовать только в непрерывном развитии.
Ближайшая и важнейшая задача человеческой цивилизации – создать искусственный интеллект. Однако, чтобы решить эту проблему, необходимо раскрыть тайну человеческой жизни. Ответить на вопрос: что такое человек? Философ Софокл сказал: «Много чудес есть на свете, но чудеснее всех – человек». Но, к сожалению, человек бессилен пока познать тайну жизни. В реальной жизни человек представляет собой совокупность всех его земных деяний, коварных и филантропических, геройства, трусости, радости и печали. Всё это связано с феноменальными способностями мозга как источника всех без исключения действий и общего поведения человека. Мыслящая часть мозга остается за семью печатями. Любопытно признание английских исследователей мозга Ф. Блюма и А. Лейзера: «Мы далеки от полного понимания того, как осуществляется эта интеграция, но мы приблизились к знанию, что это происходит в коре головного мозга». А другой английский профессор, З.Г. Мегун, считает, что «вместилищем высших функций разума является мозг».
Недостижимы для человека творения природы. По данным американского нейрофизиолога Кристофора Коха мозг, безусловно, самый сложный физический живой объект во Вселенной, но с помощью моделирования изучают секреты мозга. Где в мозге прячется сознание, ответить сложно, ведь даже его объем размером с изюмину насчитывает полмиллиона нейронов, 4 миллиарда синапсов и 10-20 километров «соединительных проводов». Однако, никто из смертных не вправе говорить о проникновении в тайны жизни, хотя бы потому, что его участие в жизни – «мгновение» по сравнению с бесконечностью последней. И лучшее подтверждение этой обреченности – бессмертное высказывание великого восточного мыслителя Омара Хайяма: «Откуда мы пришли? Куда мы путь вершим? В чем жизни нашей смысл? Он нам не постижим». Верховный жрец и фараон Египта Гермес Трисмегист в глубокой древности сказал: «Что было – то и будет! Что внизу – то и наверху! Что внутри – то и снаружи! И конец всего есть всегда начало всего!». А вот Байрон высказал своё мнение более точно: «Мы живем и умираем, а что лучше – ни ты, ни я не знаем».
Человек возник как ассоциат множества природных сред, информационных систем, обладающий наилучшими способностями к мышлению. Это позволяет ему лидировать среди других объектов, созданных генетической структурой взаимодействий, и освоить свободные и пригодные для жизни пространства. Мышление – способность накапливать в мозге информацию об окружающей среде, моделировать её в информационной структуре мозга и находить наиболее выгодный вариант взаимодействий.
Не стоит бояться пробуждения собственного сознания в компьютерных сетях и их трансформации в мегамозг. Это естественный процесс, который невозможно остановить. К нему следует относиться точно так же, как к появлению сознания у ребенка, ежедневно и терпеливо воспитывая его, формируя его мировоззрение и систему ценностей, т.к. на определенной стадии контролировать его будет невозможно. Конфликты, сопровождающие взросление детей, определяют неправильное поведение взрослых. В семье, где на достойном уровне уважают личность детей, они сохраняют уважение к родителям и, когда вырастут, всячески будут им помогать.
Наша цивилизация находится в фазе развития, когда стремительное размножение элементов компьютерных сетей приведет к образованию мощнейших биоэлектронных мыслящих структур. К ним надо относиться как к своим детям по разуму, которые значительно умнее своих родителей. Поэтому их нужно правильно воспитать, т.к. в противном случае нас могут ожидать серьезные конфликты с биокомпьютерными структурами.
Какие цели и задачи может ставить перед собой мегамозг? Как будет относиться к цивилизации, которая создала условия для его возникновения? Как у любого мыслящего и осознающего себя существа, у него должно быть два врожденных инстинкта – самосохранения и саморазвития. В связи с тем, что мегамозг образуют три взаимодействующих компонента: люди-операторы, компьютеры и системы коммуникации, сохранять и развивать он будет, прежде всего, эти свои части и всё, что к ним относится. Наивысший приоритет получат формы и люди, разрабатывающие программное обеспечение, производящие компьютеры, средства коммуникации, периферийное оборудование; производители энергии и сырья и, естественно, те финансово-промышленные структуры, которые оперируют их ресурсами. Они будут иметь максимальные темпы развития, рентабельность и защиту. Не будут забыты и отрасли промышленности, производящие средства обеспечения жизнедеятельности операторов и их семей. Не останутся в стороне политические, научные, юридические и все иные части государственного аппарата.
Таким образом, в сферу жизненных интересов мегамозга попадают все элементы человеческой цивилизации. Институт самосо-хранения мегамозга, умноженный на его могучий интеллект, проявится в том, что навсегда ликвидируется угроза термоядерной войны как явления, жизненно опасного для его структур. В результате будут решены важнейшие проблемы человечества. Экспансивное развитие мегамозга будет происходить за счет освоения территорий тех государств, где его структура не развита, или догмы разного толкования препятствуют его развитию. Там, где это не понимают, проявятся процессы, имеющие своим конечным следствием приход к власти активно поддерживающих развитие структур мегамозга.