В конце XIX – начале XX вв. Владикавказ испытывает строительный бум. Интенсивно застраивается центральная часть города, наиболее активно – Александровский проспект и прилегающие к нему улицы, где преобладают престижные, богатые по архитектурному облику здания. В этот период во Владикавказе появляется стиль модерн, как наиболее современное и модное архитектурное веяние. Имеются и отголоски классики вместе с эклектикой. Здания не поражают большими масштабами, изысканными архитектурными формами, а привлекают гармонией, органичностью со сложившейся застройкой, состоявшейся ансамблевостью, особенно в центральной части города – Александровском проспекте.
Долгое время интерьеры исторических зданий не были объектами специальных исследований. Лишь недавно удалось выявить особенности художественных приемов, используемых в интерьерах памятников. Обнаружено достаточно большое количество интересных, ярких по художественному содержанию элементов. Некоторые интерьеры имеют высокую архитектурно-художественную ценность и даже в какой-то степени уникальны.
Интерьерная живопись представлена на плафонах, карнизных частях, а где-то и на стенах исторических зданий. К сожалению, большая часть интерьерной монументальной живописи утрачена: например, утрачены великолепные настенные росписи бывшего кинотеатра «Гигант», настенные и потолочные росписи интерьеров бывшей гостиницы «Париж», утрачены плафонные росписи некоторых особняков города.
Наиболее ярко в художественном образе интерьеров представлен дом Оганова, достаточно хорошо сохранившийся в своей интерьерной части. По заказу богатейшего городского купца Оганова талантливый владикавказский архитектор И. В. Рябикин разработал проект этого дома. Много выдумок и художественного вкуса он проявил при оформлении интерьеров. Интересно решен зимний сад с витражами из цветных стекол и фонтанчиком. Непосредственным исполнителем росписей интерьеров был известный местный художник Генрих Клузачек. В композиции интерьеров особняка получили свое воплощение различные архитектурные тенденции. Здесь можно обнаружить элементы, характерные для традиционной восточной архитектуры, барочные и классические мотивы, декоративные детали, свойственные модерну. Основным достоинством интерьеров является их исключительное разнообразие при единстве художественного замысла. Проектируя каждую новую композицию, архитектор как бы стремится выдержать ее в едином художественном принципе.
В интерьерах многих памятников сохранен и лепной декор: карнизная лепка, на плафонах, скульптурные композиции в виде кариатид, женских головок и т.д.
Обращают на себя внимание и кованые ограждения лестничных маршей, выполненные на очень высоком художественном уровне. Кое-где сохранились и витражи.
К сожалению, многое утрачено: старинная мебель, люстры, плафоны, торшеры и т.д. Кое-где сохранились и выполненные на высоком художественном уровне филенчатые двери, дверные ручки, фурнитура оконных переплетов и т.п.
Представленный в экспозиции материал демонстрирует высокий уровень художников, кузнецов, скульпторов, архитекторов дореволюционного периода. Этот пласт высокого искусства должен стать объектом специальных исследований, должен быть сохранен, отреставрирован или воссоздан заново в случаях утрат. Этот материал должен быть использован в оформлении современных интерьеров, как позволяющий интерпретировать искусство оформления в современном городе, а некоторые приемы могут быть донесены в первозданном виде, когда интерьер выполнен в стиле ретро.
Представленные в экспозиции исторические интерьеры и их фрагменты должны стать объектами охраны Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия РСО-Алания.