Апрель 1970 г. На американском космическом корабле «Аполлон–13» с тремя астронавтами на борту, который направлялся к Луне с целью высадки на ее поверхность и возврата на Землю, произошла авария. Ранее посадку на Луну и возврат на Землю успешно завершили «Аполлоны – 11 и 12». В результате взрыва кислородных баков, расположенных вне кабины космонавтов (с тем, чтобы сохранять кислород в жидком состоянии), посадка «Аполлона-13» на Луне стала невозможной, а астронавтам необходимо было срочно возвращаться на Землю. Специалисты наземного пункта управления полетами начали поиск траектории для благополучного возврата корабля на Землю. Вычислительные машины «отвергали» предлагаемые варианты один за другим, так как все они заканчивались гибелью астронавтов вследствие нехватки кислорода для дыхания до момента приводнения корабля.
Тогда один из работников НАСА (Национальное Управление по аэронавтике и исследованию космического пространства) вспомнил, что в библиотеке Конгресса США есть экземпляр книги Кондратюка Ю.В. «Завоевание межпланетных пространств», изданной в Новосибирске в 1929 г., в которой описаны варианты траекторий полета к Луне и возвращения корабля на Землю. Когда необходимые для расчета данные из книги Кондратюка, были введены в ЭВМ, то последняя выдала оптимальные параметры траектории возврата корабля, позволяющие астронавтам вернуться на Землю живыми. И, действительно, когда корабль приводнился, то в нем кислорода для дыхания оставалось примерно еще на 2 –3 минуты.
Известно, что американские корабли, в отличие от наших, в большинстве случаев приводняются, что существенно проще. Следует также отметить, что все наши космодромы: Байконур (совместный с Казахстаном), Капустин Яр (Астраханская обл.), Плесецк (Архангельская область) и другие расположены севернее американских. Дело в том, что чем ближе расположен космодром к экватору Земли, тем меньше расход энергии для запуска ракет за счет большей окружной скорости вращения Земли на данной широте.
Американцами было реализовано 6 удачных космических полетов с высадкой астронавтов на Луну в период с 10.07.1969 г. по 12.12.1972 г. Это были корабли серии «Аполлон» №№ 11 – 17. Лишь полет «Аполлона-13», как было отмечено выше, оказался неудачным. «Аполлоны» выходили на лунную орбиту, после чего от корабля отделялся лунный модуль-челнок с двумя астронавтами на борту, а третий астронавт в это время оставался на корабле для того, чтобы принять на борт взлетевший с поверхности Луны челнок после завершения им заданной программы. В итоге Луну «топтали» 12 астронавтов, а 6 в это время находились на орбите и довольствовались созерцанием лунной поверхности с близкого расстояния.
Автору этих строк посчастливилось не только видеть американский лунник в Смитсоновском музее астронавтики и аэронавтики в Вашингтоне, но и трогать его руками.
Что же явилось причиной проведения столь впечатляющей демонстрации Америкой своих технических возможностей, на подготовку и реализацию которой они потратили свыше 30 миллиардов долларов? В принципе ведь достаточно было сделать один или два полета на Луну, как они впоследствии сами признали, и свернуть программу.
Для такой демонстрации технических возможностей США необходим был чрезвычайно мощный раздражитель. Таким раздражителем оказались успехи СССР в освоении космоса.
Вот некоторые из этих достижений.
Впервые в мире были осуществлены следующие космические полеты советских аппаратов:
–искусственный спутник Земли (4.10.1957);
–искусственный спутник Солнца (2.01.1959 г.);
–доставка на поверхность Луны советского вымпела (12.09.1959);
–фотографирование обратной стороны Луны (7.10.1959 г.);
–Облёт Венеры (12.02.1961);
–полёт в космос первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (12.04.1961);
–мягкая посадка на Луну и телевизионная передача лунной панорамы на Землю (3.02.1966);
–достижение поверхности Венеры автоматическим аппаратом (1.03.1966);
–мягкая посадка на Луну в автоматическом режиме, взятие с помощью буровой установки лунного грунта и возвращение на Землю (12.09.1970).
Следует отметить, что наши лунные вездеходы были изготовлены из сплава на основе бериллия, плотность которого составляет всего 1850 кг/м3, что меньше плотности алюминия в 1,5 раза, а стали в 4,2 раза. Впервые на луноходе для поддержания в приборном отсеке заданной температуры была использована атомная «печка» на основе радиоактивного изотопа полония (элемента № 84 в таблице Менделеева). Дело в том, что полоний-210, который сравнительно легко может быть получен облучением висмута (соседа по таблице) нейтронами, является источником альфа-частиц. При этом удельная мощность излучения настолько велика (1,2 кВт/см3), что полоний-210 саморасплавляется (температура плавления 254 оС). Для того, чтобы металл оставался твердым, использовали его сплав со свинцом (температура плавления сплава 650 оС, что выше температур плавления как полония, так и свинца). Полоний нагревал нейтральный газ-теплоноситель в «печке» и в случае необходимости автоматически подавал его в приборный отсек с целью поддержания в нем необходимой температуры;
–доставка на поверхность Марса капсулы с вымпелом (27.11.1970);
–мягкая посадка на поверхность Венеры (15.12.1970). При этом получены очень важные сведения, включая температуру и давление венерианской атмосферы (t = 475 ± 20 оС и P = 90 ± 15 ат.);
–создание постоянно действующей орбитальной станции «Мир», на которой был установлен ряд мировых достижений в области изучения космоса и медицинских исследований (20.02.1986);
–свидание с кометой Галлея (март 1986 г.), приближающейся к Земле один раз в 76 лет (следующее приближение кометы Галлея должно состояться в 2064 г). Был реализован беспрецедентный по своей сложности проект под названием «Вега» (Венера + Галлея), в результате которого один из космических аппаратов серии «Венера», произведя комплекс исследований атмосферы Венеры путем отделения от корабля воздушных шаров с научной аппаратурой, был направлен навстречу комете Галлея с целью фотографирования и исследования ее вещественного состава. При этом скорость сближения аппарата и кометы составляла 78 км/с, а расстояние от места события до Земли – 170 млн. км. Время для исследования кометы в «апогее» составляло всего лишь 1/16 долю секунды. Эксперимент прошел блестяще. Более того, наш космический аппарат выполнил еще одну функцию, он послужил лоцманом для аппаратов «Джотто» европейского космического агентства и «Планета-А» (Япония). Следует отметить, что в создании космического аппарата «Вега» принимал самое активное участие наш земляк (уроженец сел. Ногир) лауреат Государственной премии СССР Руслан Комаев:
–уничтожение баллистической ракеты другой ракетой (за двадцать лет до того как это удалось сделать американцам);
–российские космические корабли и по настоящее время являются самыми мощными и грузоподъемными в мире;
Когда накал страстей в США, по причине оскорбленного национального достоинства, достиг максимальной величины, Президент Дж. Ф. Кеннеди (1961-1963 г.г.) сделал публичное заявление, смысл которого заключался в следующем:
«Русские бросили нам вызов в области образования и освоения космоса. Мы принимаем вызов», что можно было квалифицировать как открытое признание превосходства СССР над США в этих областях деятельности. После этого заявления в США была принята 10-летняя программа по ликвидации отставания в указанных областях. В результате выполнения этой амбициозной и, вместе с тем, внушительной программы, американцам удалось добиться значительных успехов в освоении космоса. Прежде всего, это относится к программе «Аполлон» и программе по изучению дальнего космоса в пределах солнечной системы.
При формировании программы «Аполлон» в НАСА разгорелся принципиальный спор между Вернером фон Брауном, бывшим гитлеровским ученым, создателем ракет серии «Фау», которыми Германия во время второй мировой войны обстреливала Англию, и американским ученым Джоном Хуболтом. Браун предлагал в течение всей программы использовать один цельный корабль, Хуболт же настаивал на выведении корабля на окололунную орбиту с последующим отделением отсека, который бы доставил людей на Луну, а затем, взлетев с Луны и состыковавшись с основным кораблем, вернулся на Землю. В итоге был принят вариант Хуболта, который, по его словам, разработал проект сам, но позднее с изумлением узнал, что 40 лет тому назад, в 1929 г., подобный проект разработал Кондратюк. Позднее Хуболт напишет (журнал «Лайф» от 31 марта 1969 г.): «Когда ранним мартовским утром 1968 года с взволнованно бьющимся сердцем я следил с мыса Кеннеди за стартом ракеты, уносившей «Аполлон-9» с целью облета Луны, я подумал в это время о русском инженере Кондратюке, разработавшем ту самую трассу, по которой придется лететь трем нашим космонавтам …».
К сожалению, в великолепно изданной в 2010 г. книге НАСА: полная иллюстрированная история высказывание Джона Хуболта о Ю. Кондратюке не отражено.
КОНДРАТЮК Юрий Васильевич
(ШАРГЕЙ Александр Игнатьевич)
(1897 – 1941 (1942 ?))
Итак, кто же такой Кондратюк Ю.В., благодаря научным трудам которого были спасены жизни трёх американских астронавтов?
Юрий Васильевич Кондратюк, он же Александр Игнатьевич Шаргей родился 9 июня 1897 г. в Полтаве. Еще до поступления в гимназию Александр Шаргей зачитывался книгами из домашней библиотеки деда. Особенно его потрясли книги К. Фламмариона «Живописная астрономия» h Б. Келлермана «Туннель». В гимназию его приняли сразу в третий класс как одаренного ребенка. Окончил он ее с серебряной медалью в самый разгар первой мировой войны в 1916 г. После окончания гимназии Александр поехал в Петербург, где легко сдал экзамены в политехнический институт. Научной деятельностью Шаргей занялся еще будучи гимназистом. Однако спустя два месяца после поступления в институт ему вручили повестку о призыве в армию и послали учиться в школу прапорщиков. Еще через два месяца его отправили на кавказский фронт воевать с турками. Рукопись своего научного труда он оставил у второй жены отца в Петербурге, которая вскоре переехала в Киев.
После свершения в России октябрьской революции 1917 г. и подписания Брестского мира солдаты и офицеры в массовом порядке стали возвращаться домой. Вернулся в Полтаву и Александр Шаргей. Здесь впервые в одном из популярных журналов он прочел изложение одной из статей Э. Циолковского и с разочарованием узнал, что кто-то другой опубликовал его идеи раньше него. Александр тут же поехал в Киев к мачехе, у которой хранилась его рукопись. После тщательного анализа своих математических выкладок и идей он немного успокоился, увидев, что не так всё плохо. Позднее подробное знакомство со всеми трудами Э. Циолковского успокоило его. При одинаковой конечной цели, к которой они оба стремились, решения, предложенные Кондратюком, оказались оптимальными.
Однако вернемся к жизни и деятельности Юрия Васильевича Кондратюка. В Полтаве, после возвращения с кавказского фронта, деникинцы пытались призвать его в свою армию. Спас его знакомый доктор, вручив Александру документы умершего от тифа солдата по фамилии Кондратюк. Так Шаргей Александр Игнатьевич стал Кондратюком Юрием Васильевичем. После того, как Красная Армия изгнала деникинцев из Украины, у Кондратюка возникла уже другая проблема – на него могли донести в ЧК, что он служил в белой армии и носит чужую фамилию. Поэтому он вынужден был уехать из Полтавы. В результате он начал работать механиком элеватора (зернохранилища башенного типа) на Кубани в станице Крылатовской, а затем в Северной Осетии, на строительстве элеватора в селе Эльхотово в 1926-1927 годах. Начальником строительства там был Калцыко Дзгоев, внук которого (Мурат) окончил Северо-Кавказский Горно-металлургический институт. Калцыко искренне обрадовался приезду Кондратюка и вскоре подружился с ним.
Вот что написал о работе Кондратюка в Эльхотово писатель Алешкин А.А.: «Жил он в доме Тасолтана Рубаева (тогда на ул. Мира, 162). В этой простой осетинской гостеприимной семье Юрий Васильевич чувствовал себя как в родном доме. Хозяева не садились за стол без своего постояльца ни в будни, ни в праздники… Когда он при свете керосиновой лампы садился и углублялся в расчеты, в доме устанавливалась благоговейная тишина: видать, очень ученый человек их жилец».
Эльхотовский период жизни Кондратюка был наиболее значимым в научном отношении. В спокойной обстановке он рукопись подверг полной научной правке, готовой к публикации. Это обстоятельство позволяет считать его также одним из представителей Осетии в науке о покорении космоса. Свою рукопись Кондратюк послал в Москву в одно из научных печатных издательств и она, к счастью для него, попала на рецензию к известному ученому Ветчинкину В.П., ближайшему ученику Н. Е. Жуковского (основоположника современной аэро- и гидродинамики). Ветчинкин дал прекрасный отзыв о работе Кондратюка и рекомендовал ее к немедленной публикации для сохранения приоритета СССР в теории и практике космонавтики. Далее Ветчинкин в своем отзыве написал: « … Кроме напечатания работы тов. Кондратюка, самого его следует (в случае его согласия) перевести на службу в Москву, ближе к научным центрам; здесь его таланты могут быть использованы во много раз лучше, чем на хлебном элеваторе». Вследствие бюрократической волокиты рукопись не была опубликована, но о Кондратюке научный мир узнал через В.П. Ветчинкина.
Но прежде чем проследим за дальнейшей судьбой Кондратюка, отметим одно очень важное событие: в 10 километрах от Эльхотова в селении Ставд-Дурта жил в то же время другой человек, Токати Григорий Александрович, ставший впоследствии выдающимся ученым, специалистом в области космонавтики и аэронавтики.
Следующим местом работы Кондратюка оказался Новосибирск. В этом городе Юрию Васильевичу наконец удалось опубликовать свою книгу «Завоевание межпланетных пространств» в количестве 2000 экз. С 1934 по 1941 г. Кондратюк работал в проектно-экспериментальной конторе ветроэлектрических станций. Сергей Павлович Королев, будущий Главный Конструктор советских космических кораблей, узнав о том, что Кондратюк находится в Москве, пригласил его через Ветчинкина посетить их фирму. Сергей Павлович тут же предложил Кондратюку место главного теоретика, вместо скончавшегося в то время Ф.А. Цандера. И Кондратюк … отказался принять предложение Королева, чем сильно огорчил его. Возможно, что Кондратюк просто испугался заполнения новых анкет, проверки его предыдущего трудового стажа, вопросов о том, почему он живет под чужой фамилией и т.д. До этого Кондратюку удавалось миновать подобные проверки. Он был настолько незаменимым специалистом, что его брали на работу по рекомендациям видных руководящих специалистов и начальников высокого ранга, включая Серго Орджоникидзе, наркома тяжелой промышленности СССР. Работа Кондратюка в группе Королева, несомненно, позволила бы ускорить развитие ракетной техники и освоение космоса в стране.
В 1941 г., вскоре после начала Великой Отечественной Войны, Кондратюк вместе с сотрудниками своего учреждения ушел на фронт, где погиб 3 октября 1941 г. По другим данным, он погиб в 1942 г.
Научные разработки в области космонавтики, сделанные Кондратюком, в техническом, технологическом и экономическом отношениях в большинстве случаев представляли собой шаг вперед по сравнению с разработками таких корифеев космонавтики, как Э.К. Циолковский и Ф.А. Цандер.
Вот некоторые из них:
– создание космической базы для межпланетных полетов вне Земли, например, на Луне;
– использование многоступенчатой ракеты, ступени которой отделяются от корабля по мере выгорания топлива;
– оптимальная траектория полета космического корабля к Луне с посадкой на нее отделяемого модуля с космонавтами и возвращение на Землю в обратном порядке. Предложенные Кондратюком траектории были использованы как нашими, так и американскими специалистами;
– торможение корабля за счет сопротивления атмосферы, с использованием тепловой защиты;
– использование в качестве топлива, либо добавок к топливу, металлов с большой теплотой сгорания (алюминий, бериллий и др.) либо их соединений, например, гидриды бора и бериллия;
– разгон, торможение и коррекция траектории корабля без расходования топлива путем использования гравитационных полей планет (так называемый пертурбационный маневр). Американцы успешно использовали его при исследовании наиболее удаленных планет солнечной системы.
Отмеченные здесь разработки являются лишь частью того, что было предложено и сделано Кондратюком. Именем Кодратюка назван кратер на Луне, улицы и площади в Москве, Новосибирске, Киеве, Полтаве.
ТОКАТИ Григорий Ахматович
(Токаты Ахматы фырт Гогки (осет.)
Grigory A. Tokaty (англ.))
(1909 – 2003)
доктор математики и технических
наук, специалист в области
проектирования и производства ракет
дальнего действия, подполковник
Жизнь Токаева Г.А. условно можно разделить на два периода: I – (1909 – 1947) и II – (1947 – 2003), где 1947 г является датой, когда Токати Г.А. перешёл из советского сектора Берлина в британский.
I – период (1909 – 1947 гг.)
Родился в селе Новый Урух (Осетия). Детство и юношество провёл в селе Ставд Дурта. В общеобразовательной школе не учился. Работал в колхозе трактористом. В 1928 г за активную работу направлен в Ленинград на учёбу в рабфаке (рабочий факультет), где показал большие способности к обучению, особенно в области математики. Затем стал студентом Ленинградской Горной Академии, которую окончил в 1932 г. Далее служба в рядах Красной Армии. Оттуда военное командование направило его на учёбу в широко известную Военно-воздушную Академию им. Жуковского. Государственная комиссия после выпускных экзаменов приняла решение оставить его работать в лаборатории аэродинамики Академии. В 1941 году защитил кандидатскую диссертацию в области технических наук. Участник Великой Отечественной Войны. Награждён орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Германией». В 1947 году ему присвоено звание подполковника, в то же время он назначен одним из ведущих специалистов в области авиационных и ракетных разработок. В этом же году отправлен в командировку в Восточный Берлин, в качестве члена экспертной комиссии с целью ознакомления с захваченными фашистскими секретными архивами в области ракетостроения.
II – период (1947 – 2003 гг.)
В 1947 г. 3 ноября 38-летний успешный инженер-подполковник, член партии, сотрудник секретных институтов в Москве, идеолог развития ракетного оружия дальнего радиуса действия, имевший доступ к закрытым документам и участник тайных операций советской разведки в послевоенной Германии перешел в британский сектор Берлина и попросил политического убежища. Вскоре он получил британский паспорт.
По приговору военного трибунала Советской военной администрации в Германии от 26 января 1949 года Токаев Георгий Александрович (Токаев Гогки Ахметович) инженер-подполковник, старший офицер военного управления Советской военной администрации по совокупности преступлений лишён (совместно с супругой) свободы заочно на 25 лет с отбыванием в ИТЛ, с поражением в правах сроком на 5 лет и с конфискацией всего имущества. В 1993 году с Г. Токаева снято обвинение в измене Родине.
В чём же заключается причина побега на Запад такого успешного ученого, конструктора, которого, к тому же, поддерживал сам И.В. Сталин? Одни его называют государственным изменником, другие – жертвой преследований МВД. В этой проблеме больше вопросов, чем ответов. Значительную часть вопросов снял писатель и журналист Дамир Дауров в своей честной и корректной документальной повести «Портрет осетина на Луне».
И всё же, что вынудило Токати покинуть Родину, по которой он до конца дней своих тосковал? Полагаю, что главную роль сыграла здесь боязнь за супругу и дочь, когда он узнал от одного из товарищей по телефону, что его срочно вызывают в Москву для того, чтобы подвергнуть лишению свободы, и что связь его, по приказу Берия и Зверева, заблокирована даже со Сталиным.
До сих пор в Интернете не утихают споры – являлся ли Токати учёным или нет. При этом в качестве главного довода приводят то, что у него, как будто, не было научных публикаций. Конечно же, эти утверждения не соответствуют действительности. Токати Г. А. был учёным высокого уровня (доктор математических и технических наук).
Дамир Дауров в своей книге пишет, что Григорий Токати показал ему фотографию, снятую в 1945 году на перроне одного из Московских вокзалов, с которого Токати отбывал в Германию. На фотографии впереди идут Григорий с супругой Азой, а за ними Келдыш Мстислав Всеволодович и Королёв Сергей Павлович. Напомним, что Келдыш – будущий президент Академии наук СССР, а Королёв – главный конструктор. Токати и Келдыш (одногодки) – оба были специалистами в области математики и теории создания космических аппаратов.
В 1960-ых годах Токати был приглашен в США для оказания помощи в лунной программе Аполло. Впоследствии им написано 7 книг в области проектирования ракет и космических кораблей, а также несколько учебников.
Его книга под названием «A History and Philosophy of Fluid Mechanics. G.A. Tokaty. Emeritus Professor of Aeronautics and Space Technology. The City University, London. Dover Publication, Inc. New York (История и философия механики текучих сред. Пер. с англ. Владикавказ: Северо-Осетинский научный центр. 1999. – 296 с)». является не только блестящей монографией, но и учебником, в котором автор высокопрофессиональным языком рассказывает об очень сложных физических процессах. И не просто рассказывает, а попутно производит научный анализ процессов, внося существенные коррективы.
Например, Токати доказал, что уравнение Даниила Бернулли (основное уравнение гидродинамики), вошедшее в учебники физики, является не чем иным как интегралом Лагранжа Эйлеровых уравнений движения жидкости. Попросту говоря, физический смысл уравнения Бернулли заключается в следующем: в трубопроводе, имеющем по длине участки разного диаметра, скорее всего лопнет участок с большим диаметром, так как в нем скорость жидкости меньше, а давление больше.
В указанной книге Токати аналитически рассмотрел труды 260 учёных. Одной этой книги хватило бы для того, чтобы понять, что автор книги является учёным высокого класса. Особое место в книге занимает глава «Русская школа научной мысли», в которой автор отдаёт дань высокому уровню науки в нашей стране.
В предисловии к русскому изданию монографии Г. Токати отметил следующее: «Инициатива русского издания Истории и Философии Флюид-Механики целиком принадлежит владикавказскому профессору математики, автору ряда книг и статей по функциональному анализу и соавтору значительного труда «Нестандартные методы анализа», которому выражаю свою признательность издалека».
Этим человеком является доктор физико-математических наук, руководитель Владикавказского научного центра, профессор Кусраев Анатолий Георгиевич.
Вот что Г. Токати, в разделе Русская школа научной мысли, пишет с гордостью о высоком уровне русских учёных в области теории: «Один из крупнейших деятелей в истории механики текучих сред в России и в СССР – покойный профессор Владимир Петрович Ветчинкин, автор знаменитой книги о механике полёта и большого числа оригинальных работ, сказал однажды нам, его студентам: «Англичанин может позволить себе строить; русские могут позволить себе только иметь теории. Француз может позволить себе проверять свои теории на опыте; русские не могут выйти за пределы своих теорий и самодельных моделей. Поэтому Россия и стала преимущественно страной теорий, а не теории и практики…»
«… Когда в 1826 году ещё мало кому известный русский математик Михаил Васильевич Остроградский явился перед ученой аудиторией Парижской академии наук чтобы доложить работу о теплопроводности, то кто-то высказался: «Русский? О теплопроводности? Что же он может знать о таком нерусском предмете?». Но в конце доклада кто-то другой произнёс горячую речь, сказав, что Фурье начал эту тему, Коши и Навье продолжили работу над ней, а Остроградский её завершил».
Далее автор перечисляет список выдающихся русских ученых, имена которых до сих пор известны в учёном мире. Это: Ф.А. Слудский, П.Л. Чебышев, А.М. Ляпунов, И.А. Вышнеградский, С.В. Ковалевская, Н.Е. Жуковский, В.А. Стеклов, В.Я. Цингер, Н.И. Лобачевский, И.В. Мещерский и многие другие. Мещерского он назвал отцом аналитической динамики ракет, и что он развил теоретическую механику тел переменной массы.
Вот его послужной список за рубежом: глава Департамента аэронавтики и космической технологии Лондонского университета, действительный член королевского общества аэронавтики Великобритании, член Королевского института математики и её приложений, член Американского общества аэронавтики и астронавтики, член Высшей аттестационной комиссии Великобритании. Один из ведущих учёных, работавших над известными проектами «Меркурий» и «Аполлон», один из создателей самолёта «Конкорд».
КАСАЕВ Казбек Соломонович
(Родился в 1936 г. в г.Владикавказе)
(1936 – 2009)
Доктор технических наук, профессор, действительный член Российской Академии космонавтики, Академик Российской Академии естественных наук, лауреат 5-ти Государственных премий, что представляет собой своеобразный рекорд. Под его руководством вышли 24 тома уникальной энциклопедии под названием «Новые наукоёмкие технологии в технике». Касаев К.С. является автором 450 научных работ, включая 62 монографии и 100 изобретений. Особый интерес в научном мире вызвали его «капиллярные технологии», позволившие понять физический смысл массопереноса в капиллярах. Его младший брат и соавтор в отдельных публикациях Георгий Касаев длительное время был деканом строительного факультета Северо-Кавказского Горно-металлургического института (Государственного Технологического Университета).
Академик Привалов В.А. сказал о Казбеке Соломоновиче, что другого такого замечательного учёного и специалиста в области космонавтики у нас пока нет.
К.С. Касаев скончался 13 декабря 2009 г. Похоронен в г. Владикавказе.
КОМАЕВ Руслан Вдадимироваич
(Родился в 1947 г. в сел. Ногир, Осетия)
В 1967 г. Руслан Владимирович окончил с золотой медалью Ногирскую среднюю школу и в том же году поступил учиться в Северо-Кавказский горно-металлургический институт на металлургический факультет.
После успешного окончания трёх курсов учёбы в СКГМИ Руслан Владимирович добился перевода в Московский авиационный институт на факультет проектирования космических летательных аппаратов. После защиты дипломного проекта в 1974 г. распределён в НПО им. С.А. Лавочкина. Таким образом, он реализовал свою школьную мечту стать конструктором космических аппаратов. Более 50 лет Руслан Владимирович работает в НПО имени С.А. Лавочкина. Под его руководством изготовлено, испытано и запущено более 120 космических аппаратов, включая аппараты Венера-13-16, Марс-96, Вега и другие. Является лауреатом Государственной премии СССР (1983).
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Космонавтика. Энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1985.
2. Алешкин А.М. Эльхотовский «небожитель» и другие. Орджоникидзе, «Ир», 1989.
3. Гаркуша А.Т. Стрела летящая. М.: Моск. Рабочий, 1992.
4. Марков Ю. Корабли уходят к планетам. М.: Машиностроение, 1986.
5. Справочник необходимых знаний. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.
6. Краткая химическая энциклопедия. М.: «Советская Энциклопедия», Т.2, 1963.
7. Токати Г.А. История и философия механики текучих сред. Владикавказ: Северо-Осетинский научный центр. 1999. 296 с.
8. Дауров Д. Портрет осетина на Луне. Иристон. 2003.
9. Хозиев Б.Р. Земля. Космос. Человек. Владикавказ: Проект-Пресс. 2008.
10. Е. Коваленко. Газета «Северная Осетия», 2002.
11. Журнал «Новости космонавтики» (о Токати) 29.12. 2009.
12. Горн М. НАСА. Полная иллюстрированная история / Майкл Горн; [пер. с англ.] – М.: Эксмо. 2010.
13. Советский Энциклопедический Словарь. М.: Советская Энциклопедия. 1989.
14. Фильм Акима Салбиева «Англия. Лондон. Токати».