Мировая культура лишилась лучшей танцовщицы мира, балерины от Бога. Ушла из жизни Майя Михайловна Плисецкая, народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии, солистка Большого театра СССР.
Так случилось, что, попав в Москву на учебу, я приобщился в большому искусству. Самыми любимыми театрами для меня стали театр им. Вахтангова и Большой академический театр СССР. А в Большом театре меня завораживал балет. Репертуар вахтанговского театра 1965-1967 годов полностью был мной просмотрен. В Большом театре я просмотрел такие спектакли, как «Золушка» (музыка С.С. Прокофьева), «Асель» (спектакль осуществлен заслуженным артистом РСФСР А. Жюрайтисом и балетмейстером-постановщиком О.Виноградовым), «Бахчисарайский фонтан» (балетмейстер-постановщик Р.В. Захаров), «Жизель» (восстановлен в 1944 году профессором Л.М. Лавровским, а поставили Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа). Я смотрел этот балет 26 февраля 1966 года в связи с 60-летием творческой деятельности и 50-летием работы в Большом театре народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР Юрия Федоровича Файера. А спектакль «Лебединое озеро» я смотрел четыре раза. Первый раз 16 апреля 1962 года, будучи делегатом XIV съезда комсомола. Затем уже 11 сентября 1965 года, 13 ноября 1965 года. Но то, что я увидел 20 октября 1965 года, осталось во мне навсегда. Мне стало известно, что в этот день будет идти юбилейный, тысячный спектакль «Лебединое озеро». Это было ровно 50 лет назад. Я поставил перед собой цель во что бы то ни стало достать билет. Это было сделать невозможно. Как правило, билеты на спектакли в Большой театр раскупали мгновенно. Причем немалое количество зрителей были иностранцы. Это дипломаты, сотрудники посольств и представительств различных стран, гости нашего правительства; имели льготы на приобретение билетов депутаты различных уровней. Но если учесть, что шел юбилейный спектакль, и главную роль будет исполнять сама Майя Плисецкая, то вы хорошо можете представить себе, что творилось у касс, которые были закрыты с надписью «Билеты проданы». Я решил не искушать судьбу и направился прямо в театр. Зашел к администратору и изложил свою просьбу, добавив, что не смогу уйти без билета. Он выслушал меня спокойно, а затем спросил: «Кто Вы?!» Я достал удостоверение слушателя Высшей партийной школы при ЦК КПСС. Он открыл папку, и я увидел один билет. Он протянул его мне и сказал, что другого ничего нет. Денег он не взял. Этот билет я храню до сих пор.
Моя тетя, проживавшая в Москве, как-то заметила: «Сережа, ты что-то рано увлекся балетом». Я вначале не понял, что она имела в виду, но факт остается фактом: в течение пяти лет учебы в Москве я просмотрел немало балетных спектаклей. «Виной» этому явилось то, что мне сразу по приезде в Москву удалось с величайшим трудом достать билет на юбилейный, тысячный спектакль «Лебединое озеро». Я рассудил так: если юбилейный, значит, должно быть что-то необычное, грандиозное. Конечно, место мое было, мягко говоря, не совсем удобным – балкон четвертого яруса, ряд 5, место 43, под потолком, цена билета 60 копеек, но зато Большой театр Союза ССР, и танцевала великая балерина Майя Плисецкая. Когда я вышел из метро перед Большим театром, увидел тысячи людей, любителей балета, часть из них имела билеты, а другая, большая часть, не имела. Настойчиво звучала фраза: «Нет ли лишнего билетика?». Я был горд, что у меня есть какой-никакой билет, но еще не мог себе представить, какое волшебство ждало меня впереди.
Несколько слов об истории постановки балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Впервые этот спектакль был поставлен в Большом театре в 1877 году, и с тех пор эта постановка находится в репертуаре театра. Балет был заказан П. Чайковскому весной 1875 года дирекцией Московского Большого театра. Это была первая работа великого композитора, взявшегося за создание балетной партитуры. Несмотря на трудности, весной 1876 года балет был полностью инструментован. Премьера состоялась 20 февраля 1877 года на сцене Большого театра. Это история о колдовстве, превращающем девушку в птицу, о верной любви и самоотверженном подвиге, преодолевающих злые чары. Роль Одетты-Одиллии – сокровенная мечта каждой балерины, и в то же время пробный камень ее мастерства и таланта. Она требует от танцовщицы особого актерского дарования и танцевального искусства. Первой Одеттой «Лебединого озера» на премьере балета в 1877 году была знаменитая балерина Карпакова. На моем веку выступали лучшие балерины мира Семенова, Уланова, Плисецкая, Стручкова и многие другие. Я неоднократно смотрел «Лебединое озеро» и с участием солистки Миланского театра Ла Скала Лилиан Кози, М. Бо гомоловой, Н. Чистовой, смотрел другие спектакли с участием выдаю щихся балерин, но то, что я увидел 20 октября 1965 года, мне запомнилось на всю жизнь. Итак, действующие лица и исполнители: Одетта-Одиллия – народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии М.М. Плисецкая; Принц – народный артист РСФСР Н.Б. Фадеечев; Злой гений – народный артист РСФСР В.А. Левашев. В спектакле танцевали впоследствии ставшие ведущими солистами Н.И. Бессмертнова, В.А. Кошелев, Р.К. Карельская, М.Н. Самохвалова, Н.Д. Касаткина, А.Г. Богуславская. Да разве всех перечислишь! Каждый из них – личность в большой культуре. Балет был поставлен А.А. Горским и А.М. Мессерером – выдающимися балетмейстерами мирового уровня. Спектакль-балет блестяще был оформлен народным художником РСФСР и Грузинской ССР, лауреатом Государственной премии СССР С.Б. Вирсаладзе. Этот спектакль также готовил балетмейстер-репетитор, народный художник Кабардино-Балкарии, заслуженный деятель искусств (что очень приятно было мне) Северо-Осетинской АССР, заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР С.Г. Корень. Дирижировал оркестром в тот день талантливый музыкант, проработавший не один десяток лет в Большом театре Альгирис Жюрайтис. Приведу дословно, что я записал в своем дневнике сразу после просмотра первого в своей жизни балета: «Неповторимое исполнение, зал десятки раз вызывал Майю Плисецкую на бис, вся сцена была усыпана цветами. Со всех ярусов летели букеты, что запрещено было делать в театре. Величайшее духовное удовлетворение получил каждый, кто присутствовал на этом балете. Казалось, рухнет Большой театр от горячих оваций зрителей». Я смотрел и думал: «Что же нужно еще для счастья человека?» Я был околдован божественным исполнением М. Плисецкой партии Одетты-Одиллии. Какие руки! Какие движения! И это все может человек. Да, действительно, Человек – это звучит гордо! А как чудесно смотреть балет сверху, с «галерки». Я шел пешком и добрался в общежитие поздно. Под настроение написал письмо Майе Михайловне Плисецкой.
Я видел на сцене прославленного Большого театра Союза ССР и свою землячку – Светлану Адырхаеву. Увидел ее впервые 16 апреля 1962 года. Она тогда еще только делала первые «па» на сцене великого театра. Светлана Адырхаева была заслуженной артисткой Северо-Осетинской АССР и танцевала «Па де труа» в первом действии. Второй раз я ее увидел уже в качестве народной артистки Северо-Осетинской АССР и вновь в «Лебедином озере» в той же роли. В третий раз я увидел ее на сцене Большого театра СССР 5 декабря 1984 года. У меня не было программы этого представления, и я не знал названия спектакля. В театре мы купили программу, из которой я узнал, что на сцене будут показаны три спектакля: «Шопениана», «Гибель Розы» и «Кармен-Сюита». Я ликовал, что попал на такое представление. Ба, а кто танцует!.. Началось представление с балета на музыку Фридерика Шопена «Шопениана», балета в одном действии. В этом спектакле выступали самые известные балерины всех времен — и русские, и советские: О. Преображенская, М. Кшесинская, О. Спесивцева и другие. Неизменно в этом балете танцевала выдающаяся исполнительница «Шопенианы» Галина Уланова. И вот теперь я увидел на сцене Большого театра уже народную артистку Советского Союза Светлану Адырхаеву в спектакле-балете «Шопениана». И это не случайно, что она стала наследницей великой балерины Галины Улановой. Именно Галина Уланова увидела в Светлане одаренную танцовщицу, и именно она, дважды Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий, будучи балетмейстером-репетитором готовила этот спектакль. Я был горд, что на сцене Большого театра СССР солирует моя землячка из Хумалага, тем более из моего родного Правобережного района. Мне хотелось крикнуть на весь театр: «Светлана! Мы гордимся тобой!» А гордиться было чем. Светлана Адырхаева покорила всех зрителей лиризмом, одухотворенностью и искренностью исполнения. Только большой мастер, владеющий богатством балетной техники, простотой, изяществом, может в таком, очень трудном спектакле уверенно исполнить то, что выражено в музыке. Светлану Адырхаеву, как мне показалось, выгодно отличает музыкальность, легкость танца и очарование. Я думаю, не случайно в тот день, 5 декабря 1984 года, на сцене Большого театра СССР танцевали в первом отделении народная артистка СССР Светлана Адырхаева, а во втором и в третьем – на родная артистка СССР, лауреат Ленинской премии Майя Плисецкая.
В тот день шел 121 спектакль со дня первого представления балета «Кармен-Сюита» в Большом театре. Он был поставлен в 1967 году.
Немного о необычной истории создания этого удивительного балета в одном действии. Послушаем самих авторов балета. Вот как об этом вспоминала М. Плисецкая: «У каждой артистки есть своя мечта. Иногда несбыточная. Вот такой долгожданной мечтой для меня все годы моей творческой деятельности был образ «Кармен», но обязательно связанный с музыкой Жоржа Бизе. Нужно сказать, что сюжет «Кармен» привлекал внимание хореографов с самых давних пор.
В 1846 году – через год после опубликования Проспера Мериме – молодой Мариус Петипа, работавший тогда в балетной труппе Мадрида артистом и хореографом, поставил на мадридской сцене одноактный балет «Кармен и тореадор», прошедший с огромным успехом. Это было за 29 лет до премьеры знаменитой оперы Жоржа Бизе «Кармен». Как-то я оказалась на концерте Кубинского балета, гастролировавшего в Москве, и увидела танцевальные номера, поставленные Альберто Алонсо. В антракте я подошла к нему и спросила, не думал ли он о «Кармен» на балетной сцене. Он сразу загорелся, почувствовав свою тему.
Вскоре Альберто Алонсо приехал в Москву с уже сочиненным либ ретто балета, и начались репетиции, наконец сбылась мечта всей моей артистической деятельности – Кармен! Я дождалась своего балета. Не каждая балерина может сказать такое, это редкое артистическое счастье!» А вот что вспоминает балетмейстер-постановщик, главный балетмейстер Национального балета Кубы Алонсо: «Меня привлекла мысль Майи Плисецкой хореографическим языком рассказать историю цы ганки Кармен. Не переложить на танец гениальную оперу Жоржа Бизе и новеллу Проспера Мериме, нет, а создать балет на эту страстную, тем пераментную музыку, весь решить его сквозь образ Кармен, один из величайших в мировой музыкально-литературной классике». Перед со здателями балета стоял вопрос о том, как «переложить» оперную музы ку Жоржа Бизе на балет? Вот что об этом пишет композитор и муж М. Плисецкой Родион Щедрин: «Так пришла мысль о транскрипции. Когда-то этот, почти забытый сегодня, жанр музыкального искусства был одним из самых распространенных. Выбрав жанр, надо было выбрать инструментарий. Надо было решить, какие инструменты симфонического оркестра смогут достаточно убедительно компенсировать отсутствие человеческих голосов, какие из них ярче всего подчеркнут очевидную хореографичность музыки Бизе. Так сложился состав оркестра – струнные и ударные. Партитура «Кармен» – одна из самых совершенных в истории музыки. Именно эта идеальная оперность партитуры была еще одним доводом за «транскрипцию». Опера и балет – виды искусства, бесспорно, братские, но каждый из них требует своей закономерности. Да простят мне сравнение, что «жестикуляция» музыки в балете должна быть гораздо резче и заметнее. Я с искренней увлеченностью работал над партитурой балета. Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим. Хотелось использовать все виртуозные возможности выбранного соста ва. Как это удалось – судить нашему зрителю и слушателю».
Я один из зрителей и слушателей этой гениальной постановки. Одно только имя Кармен, и возникает образ красивой, гордой, неза висимой девушки-мечты. Кармен хочет взять от жизни все, что в ней есть. Если условием жизни является игра со смертью, она принимает и это. Образно об этом написал Альберто Алонсо: «Жизнь Кармен пред ставляется мне как бы ареной, где она ведет каждодневную борьбу за свою свободу со всеми, кто посягает на нее. Судьба Кармен, как судь ба тореро и быка, всегда на грани жизни и смерти». Как танцевала Майя Плисецкая (Кармен), трудно передать словами, трудно найти сравнение, подобрать какие-то изысканные эпитеты. Мне, не театральному критику, а простому зрителю, хотелось воскликнуть: «Гениально!» А лучше, конечно, один раз увидеть, чем красиво написать. Bcпoминаю появление Кармен (Плисецкой) на сцене. Это не было обычным выходом балерины для исполнения какого-нибудь танца. Представьте себе, когда М. Плисецкая «вырвалась» (другого слова я не нахожу) на сцену, зал встретил ее бурей оваций, встал и продолжительно аплодировал великой балерине. Редкое явление в Большом театре. Зрелище было необычным. Во-первых, балерина сразу дала понять, какой образ Кармен ею создан! Высокая, стройная, один только поворот головы или взгляд чего стоит – уничтожающий, насмешливый, независимый. А какой прекрасный костюм был создан художником для Кармен – контрастное сочетание ярко-красного с черным.
Дирижировал в этом спектакле заслуженный деятель искусств РСФСР и Узбекской ССР, лауреат Государственной премии Узбекской ССР А.А. Копылов.
Хочу привести интервью М.Плисецкой, данное ею газете «Комсомольская правда». В свой 85-летний юбилей балерина рассказала «Комсомольской правде» о самом сокровенном. Почти пять лет назад, 20 ноября 2010 года корреспондент «КП» побывал в Мюнхене в гостях у великой балерины и ее мужа, композитора Родиона Щедрина…
– А когда Вы в последний раз танцевали?
– Новый 2010 год мы встречали в Петербурге дома у Валерия Гергиева. Я станцевала там осетинский танец, а жена Гергиева подыграла мне на аккордеоне.
– Где ж Вы научились?
– Там же, на вечере: сестра Гергиева, Лариса, показала мне стиль танца, а я стиль схватываю моментально. Все плакали от восторга! А Щедрин был просто поражен.
Не стало Майи Михайловны, но ее гений, ее танец войдет в сердце каждого, кому посчастливилось соприкоснуться с ее творчеством.