по материалам выставки произведений художников Осетии,
посвященной 70-летию Победы
Выставка «Достойная память» из произведений художников Осетии, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, сформирована из музейных фондов и является данью благодарности павшим и живым, всем героям, принесшим миру Победу.
Все, что пережили, испытали свидетели войны, заново переосмысляется в живописных полотнах, скульптурных композициях, графических листах.
В годы Великой Отечественной войны художники активно участвуют своим творчеством в общенародной борьбе против фашизма. Произведения, созданные А.-Г. Хоховым, являются живыми документами истории Осетии. Графическая серия «Гизельская трагедия» создана им в годы Великой Отечественной войны. Сам автор был свидетелем событий, поэтому эти произведения стали своеобразной хроникой войны. Точно кинокадры проходят драматические картины: выжженная земля, разрушенные дома, дым пожаров, выраженные скупым лаконичным языком «Бой с немецким танком», «Селение после ухода немцев», «Жертвы фашистских зверств», в которых мрачный силуэт обгоревшего черного дерева символизирует разрушительную силу войны. Люди, бредущие по дорогам войны, горящие села – все это находит отражение в своеобразной художественной летописи трудных лет борьбы с фашизмом, которые создает художник.
В армейской жизни, в ожесточенных сражениях у художников-фронтовиков накопился большой запас впечатлений, их рисунки бесценны как документы и как произведения искусства – «Фронтовая сестра» Н.Е. Кочетова, «Оборона дома Павлова в Сталинграде» В.П. Глушкова. Тема войны стала одной из главных и в скульптуре Осетии. Глубокое проникновение в суть суровой эпохи, стремление не только передать, а осмыслить героический путь народа, в работах художников-очевидцев, участников войны: С.Д. Тавасиева «Вперед, победа за нами», Б. Шанаева «Наказ отца», Ч. Дзанагова «Связист», «После боя».
В скульптуре даже в мелкой пластике – художники предстают столь же глубокими, волнующими и разнообразными.
Переживания военных лет не оставляли художников и в последующие годы. О женской нелегкой доле, о духовной силе женщины рассказывает произведение С. Санакоева «Ожидание», в котором форма рождается в результате смелой, энергичной лепки, а пластическое напряжение достигается не с помощью экспрессии, а как бы за счет внутренней динамики образов. Каждый из образов здесь индивидуален. Три образа, три матери, три степени страдания, объединенные чувством тревоги, беспокойного ожидания. Это образы большого материнского горя, которое пришлось пережить многим в годы войны.
Глубокие драматические образы в произведениях художников, сформировавшихся в 80-е: «Память» С. Тавасиева, «Прощание» З. Дзанагова. Исполнено высокого драматизма материнское горе в работе С. Тавасиева «Память». Разве может не взволновать образ матери, скорбящей над телом убитого сына в произведении З. Дзанагова «Прощание». Весь трагизм сосредоточен в фигуре безжизненного тела и склоненной, скорбно затихшей над телом погибшего пожилой женщины и обступивших их людей. Авторы стремятся к ясной, логически осмысленной композиции, к строгой и сдержанной художественной форме. Их отличает умение уловить, передать главное. И не прошедшие дорогами войны могут по-своему говорить о ней.
Военная тема – не только достояние очевидцев, смысл ее гораздо шире, она жизнеспособна по всем моральным и этическим параметрам. Умение тонко и проникновенно передать чувства героев, увиденных в гуще солдатской жизни, отличает работы Б. Тотиева «На дорогах войны», М. Дзбоева «Доброволец», Д. Цораева «Не вернулся».
Многолика и сложна история Великой Отечественной войны. Мы не должны забывать тех, кто героически сражался за нашу Родину. Совершенно естественно обращение художников Осетии к портрету генерала Плиева. Их привлекает многогранность и глубина этого героя, и каждый стремится донести до зрителя своеобразие его характера и благородство духа (А. Хохов, Н. Кочетов, С. Санакоев, Э. Саккаев).
В композиции «Битва за Одессу» Э.А. Саккаева раскрывается одна из ярких страниц периода Великой Отечественной войны. Создавая образ легендарного героя Иссы Плиева, художник сумел воссоздать живую достоверность происходящего, убедительно передать историческую обстановку. Полотно Саккаева соединяет в себе рассказ о человеке, его делах и его времени. Волевое лицо героя, вся его фигура, выражающая концентрацию напряжения и сосредоточенности перед началом боя, приковывает внимание с первого взгляда. Саккаев – художник, умеющий раскрыть глубокое психологическое состояние человеческой личности, сохраняя портретную достоверность и подлинность в передаче деталей. Отсюда зрелищность произведения, динамика его образов.
Стремление найти новые приемы изображения, рассказать о героических личностях старых солдат, выразилось в цветовом и пластическом решении портретов, проникнутых размышлениями о прошлом, настоящем и будущем.
В работах Батра Калманова, Казбека Хетагурова, Валана Харебова, Иры Зарон изобразительный язык сдержан и ясен. Немногословно рисуют художники образы солдат. Акцентируя внимание на лице людей – художники передают глубину переживаемых чувств. Они утверждает красоту и величие духа человека. Общее в моделях – отношение к ним авторов. Герои их произведений – люди сильных характеров, интересных и различных судеб, возрастов, жизнь и дела которых, неприметные на первый взгляд – стали отправной точкой сегодняшнего настоящего – каждый со своими достоинствами, надеждами, обидами, разочарованиями, верой и смелостью.
Значительна памятная галерея портретов героев и участников Великой Отечественной войны, созданная живописцами: «портрет генерал-майора И.Н.Дзусова» Н. Кочетова, «портрет генерал-полковника Х. Д. Мамсурова» Б. Калманов, «портрет ветерана войны М.К. Абаева» Ю. Дзантиева, «портрет контр-адмирала П.К. Цаллагова» В. Биджелова. Широк диапазон творческих манер, индивидуальных почерков художников, образный строй произведений. Но главное – это пристальное вглядывание в человека, глубокое познание натуры, стремление не только к типизации образа, но и поиску его ярких, индивидуальных черт.
В портрете Ю. Дзантиева ветеран войны М. Абаев изображен в кресле, в парадной одежде. Все внимание концентрируется на сидящей модели. Автору удалось точно передать его характер: в его движении, в выразительном взгляде чувствуется простота и естественность. Введенный художником интерьер, вступая в ритмическое взаимодействие с человеческой фигурой, помогает выявить основную идею творческого замысла. В работе привлекает не только портретное сходство, но и глубина, масштабность характеристики образа. В. Биджелов в портрете контр-адмирала Цаллагова избегает стандартного подхода, когда необходимым условием в изображении является парадная одежда. Прибегнув к эффекту бокового света, живописец рельефно моделирует форму, усиливая тем самых психологическую характеристику портретируемого. Спокойное, мужественное лицо хранит в себе память о героическом прошлом, которое художник ненавязчиво вводит в портрет.
Воплощением самых глубоких чувств в искусстве стал образ матери. В картине Б. Калманова «Мать семерых» – художник поведал о святой жертвенности матери, чьи сыновья погибли во имя победы и счастья будущих поколений. Психологически точно передав сложную гамму чувств скорбящей матери, художник поднялся в своем произведении до уровня глубокого обобщения, создал прекрасный в своей человечности образ. Пришли на землю мир и тишина, но безутешно горе матерей, не дождавшихся с войны своих сыновей. Жизнь идет, но навеки в памяти живущих сохранится подвиг бессмертия и слава погибших бойцов.
Глубокая горечь утрат, трагедия смерти и разрушения, принесенные на нашу мирную землю темными силами фашизма, возвышенная скорбь по павшим в годы войны нашли выражение в работах Л. Байцаевой «Поминальная молитва», З.П. Абоева «Журавли», «Всадник не вернулся», Д. Цораева «Не вернулся», М. Джикаева «Песня о героях», Ю. Бигаева «Две матери».
Стремится бережно донести до потомков священную память о павших детях и мирных жителях, заклеймить войну как самое чудовищное преступление против человечества Ю. Бигаев в работе «Война» – как красноречивый знак протеста против фашизма – кукла, оставленная на колючих черных ежах, одежду которой рвет беспощадный порывистый ветер.
Глубоким драматизмом проникнут натюрморт Е. Шугаева «Сирень». В полутемной комнате свет лампы выхватывает из сумрака отдельные детали окружения: букеты сирени, фотографии, солдатские письма. Драматический накал колорита, стремительная диагональ композиции передает трагическое настроение, выявляя материальную выразительность предметов. Как к части собственной судьбы прикоснулся Е. Шугаев к пожелтевшим листам и фотографиям, которые стали «героями» его композиции.
Бережно воспроизводит в своем произведении «Памяти отца» М. Келехсаев живые предметы времени: символические знаки бессмертной памяти о пропавшем без вести отце: планшет, солдатское письмо, два кинжала, часы, фотографии – делая их смысловым и композиционным центром. Цветовое решение как бы аккомпанирует образам – строгим, сдержанным и внутренне напряженным. Контрастное сочетание «пронзительного» зеленого выражает суровую обстановку той далекой поры. Образы молодых людей, расположенных по обе стороны от стола приобретают особую хрупкость – возведенные художником в статус символа, некоего идеала современности, для которых подвиг, преданность, вера, отвага остались высшими критериями нравственных и гражданских качеств. Строгость линий, их мерный ритм, законченность в деталях, торжественное предстояние фигур – все органично и целостно в картине и воспринимается как реквием о погибшем, как памятник человеческому подвигу.
Ярко выраженная индивидуальность выделяет иллюстрации Б. Дзиова к повести Г. Бицоева «Тепло очага» и В. Цагараева к поэме Ирины Гуржибековой «Горы помнят», и станковую серию офортов «Великая Отечественная война» М. Джикаева.
Суровое, мужественное, полное драматизма и героики время нашло свое воплощение с различной степенью приближенности к историческим событиям и их героям в искусстве мастеров различных поколений и разных творческих индивидуальностей.