«Я горд, что я осетин».
Эти слова сказал Вадим Тедеев – народный артист РСФСР, московский осетин, посвятивший всю свою жизнь балету. Только 64 года прожил он на этом свете, но к тому времени, к 2011 году, он успел встать в один ряд с самыми высокими звездами балета России. Туда, к высотам искусства, дорога началась в 1965 году после окончания Московского хореографического училища. В том же году его приняли в балетную группу Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Не всякого принимали туда солистом балета, такой чести удостаиваются только лучшие из лучших.
В детстве Вадим, конечно, об этом и не думал, он хотел стать пианистом. В пять лет научился играть на рояле. В школе занимался в танцевальном кружке. Неожиданно попав в училище, он встал на путь, предначертанный ему судьбой. На этот завидный путь наставляли сына, конечно же, родители, особенно, отец – талантливый оперный певец Сергей Тедеев.
Корифеи танца Московского хореографического училища, опытные педагоги сразу же определили, что Вадим одарен, талантлив. Его учителем был известный педагог Г.М. Евдокимов. Руководителем балетной группы Музыкального театра в то время был выдающийся советский хореограф В. Бурмейстер. Несомненно, эти два крупных специалиста оказали большое влияние на творческое становление молодого танцовщика. «Его творчеству были свойственны такие черты, как поэтичность, умение органично соединить в спектакле классические и народные, характерные танцы, стремление воплотить в балете тему современности, героики»,– писала в седьмом номере журнала «Театральная жизнь» за 1982 год искусствовед Г. Литвак о творчестве и мастерстве Вадима Тедеева.
Уместно сказать здесь и о том, что творческая жизнь Тедеева началась в то время, когда на нашей балетной сцене утверждался новый стиль мужского танца. Владимир Васильев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский – вот танцовщики, воплощавшие этот новый стиль. Его характеризовали мужественная, волевая пластическая интонация, размах и широта движений. Любителям балетного искусства пришелся по душе танец Гаврика из балета «Белеет парус одинокий» Ю. Александрова, Принца из «Золушки» С. Прокофьева, Армена из «Гаянэ» А. Хачатуряна в исполнении Вадима Тедеева.
Молодой танцор сразу же обнаружил свои актерские способно-сти, стремление жестом, мимикой, позой выразить суть ситуации – трагической или комической.
От спектакля к спектаклю совершенствовалось мастерство Тедеева. И вот ему доверяют исполнить партию принца Зигфрида из «Лебединого озера» П. Чайковского. Талант и мастерство особенно ярко высветились, когда руководителем балетной группы театра стал А. Чичинадзе. Он поверил в одаренность молодого танцора Тедеева и поручал ему главные партии в спектаклях. Зрители – любители балета восторгались техникой его танца, знаменитым прыжком-полетом, головокружительными вращениями и другими сложными элементами танцевального искусства.
«Стоит вспомнить исполнение Тедеевым роли Поэта в балете «Вариации» на музыку Ж. Бизе. Какой это яркий, глубокий, эмоционально насыщенный образ! Поэт весь погружен в творчество. Муза поэзии то появляется перед ним легким призраком, то исчезает… Буря чувств, душевное смятение, переходы от надежды к отчаянию и, наконец, радость вдохновения – вот та канва, по которой танцовщик ткет изящный пластический узор, создавая правдивый образ. Тедеев увидел в Поэте мужественный и сильный характер, близкий к творческой индивидуальности»,– эти строки тоже принадлежат перу Г. Литвак.
С поразительной самоотдачей исполнил он и главную мужскую партию горячего, озорного и страстного испанского юноши, доблестного защитника родины Пабло в балете «Лола». Даже попав в плен, Пабло Тедеева не утрачивает оптимизма, бодрости духа. И погибает этот настоящий герой с улыбкой на устах, бросая врагам дерзкий вызов.
Многие московские зрители до сих пор помнят Степана Разина Вадима Тедеева (балет «Степан Разин»), Бирбанто (балет «Корсар»), Дон-Жуана (балет «Дон-Жуан»), Душианта (балет «Шакунтала») и главных героев других балетов в исполнении народного артиста России, лауреата премии Московского комсомола, кавалера ордена «Знак почета».
В репертуаре Вадима Тедеева была и партия Базиля в балете «Дон-Кихот» Минкуса. Можно сказать, что эта партия была создана для Вадима. Вот что пишет об этом Галина Литвак в упомянутом ранее журнале: «Динамичная лиричность, яркая мажорность танца Тедеева, виртуозное, элегантное мастерство проявились здесь полно, законченно. Весь арсенал сложнейших комбинаций классической хореографии танцовщик сумел использовать для создания характера мужественного, ловкого, находчивого, который поистине становится центром, душой всего происходящего на сцене».
Творческую работу на сцене Вадим Тедеев совмещал с общественной деятельностью. В течение нескольких лет он был секретарем комсомольской организации театра, затем секретарем партийной организации коллектива балета. Рассказ о талантливом танцовщике не будет полным и правдивым, если не упомянуть о таких его качествах, как скромность, отзывчивость, требовательность к своему труду.
Вот что говорили мастера балетного искусства о Вадиме Тедееве:
Маргарита Дроздова – педагог-репетитор Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко:
– В Московском хореографическом училище Вадим Тедеев выпускался у Глеба Михайловича Евдокимова, известного танцовщика Большого театра и педагога, который работал с ним в нашем театре. Вместе они вносили много нового в те спектакли, которые уже давно шли и в которых накопились определенные штампы. Каждый спектакль Тедеева становился событием. Для него не было второстепенных партий. Принц в «Лебедином озере» или Бирбанто в «Корсаре» – все было значимо, жест, поворот головы, взгляд, я уже не говорю о феноменальной технике. Все оставалось в памяти, настолько он умел перевоплотиться в тот образ, который создавал. Он чувствовал каждую деталь, каждый, казалось бы, незаконченный штрих. Его танец жил, жил жизнью того героя, которого он воплощал.
…Когда Вадим Тедеев танцевал Степана Разина в одноименном балете, во всех кулуарах стояли артисты, рукоплескавшие ему вместе со зрительным залом. От него исходила мощь, сила, русская бескрайняя широта, которая поглощала окружающее пространство. Было понятно, почему за его героем пошел народ. Оставалось только удивляться, как ему все это удалось. А его совершенно чудный принц в «Золушке» был обаятельным, несколько неуверенным и трепетным. Говорить о его ролях можно бесконечно, это артист от Бога. Мне, как партнерше, было всегда с ним интересно, поскольку везде он выглядел разным, заряжал коллег своим азартом. Выступая с ним, я чувствовала себя настолько спокойно, что буквально растворялась в танце. Внимательный кавалер, Вадим Сергеевич, понимал меня буквально с полувзгляда. Хороший партнер – большая редкость. Мы вместе станцевали много спектаклей, создавали разные образы и всегда стремились в общем контексте найти исключительно свое: по взаимоотношениям, по едва уловимым жестам, по эмоциям, присущим только нам. Мы не хотели повторяться, и каждый раз все получалось заново. В дуэте с Тедеевым не было никакой рутины, а только огромная радость творчества. Я постоянно ощущала его поддержку, заботу и на сцене, и в жизни. Глубоко убеждена, что личностные качества раскрываются и видны у артиста на сцене. Вадим Сергеевич дарил и дарит людям тепло, и это тепло передается в зрительный зал. Я объездила с ним почти весь мир, и везде он вызывал восторг, публика подолгу не отпускала его со сцены. Сила его личности огромна.
С ним любили работать хореографы В. Бурмейстер, А. Чичинадзе, Т. Шиллинг, К. Сергеев, Д. Брянцев, В. Васильев. В их балетах он создал яркие и незабываемые образы. Его танец – это душа, а душа – танец, не знающий границ.
Генрих Майоров – профессор, художественный руководитель Московской академии хореографии:
– Оценивать таких больших художников, как Вадим Сергеевич Тедеев, очень непросто. Пожалуй, легче всего начать с того, что сам он прошел большую школу исполнительского искусства как ведущий танцовщик, работал с выдающимся педагогом Глебом Михайловичем Евдокимовым, и это говорит о многом. И Евдокимову, и другим учителям школы удалось пробудить в Вадиме Тедееве удивительно серьезное отношение к своему делу, потребность глубокого проникновения в зерно роли, в суть художественной задачи. Когда танцовщик с таким «багажом» приходит в Академию и начинает вести преподавательскую работу, он находит очень много точек опоры в подходе к каждому ученику, «выпукло» видит все проблемы.
Особо важно отметить то, что как ведущий солист, премьер, Тедеев прошел огромную школу общения с балериной, обрел огромный опыт в области классического дуэта. У Тедеева глубокое и продуманное отношение к музыкальному материалу; в его работе ничего не происходит спонтанно, все сливается воедино – хореографическая идея и музыкальная концепция каждого композитора. Его композиции отличаются тонкостью, продуманностью, поступательностью развития. В программе дуэтного классического танца школы огромный объем материала, который педагог Тедеев в работе со своими учениками превращает в совершенное и яркое наглядное пособие. На его уроках получаешь большое удовольствие от созерцания продуманного и методически выверенного подхода к преподавательской миссии.
Александр Бондаренко – профессор, заведующий кафедрой мужского классического танца Московской академии хореографии:
– Вадим Сергеевич Тедеев – великолепный мастер своего дела и по-настоящему хороший человек, товарищ в работе. Он знает все нюансы профессии. У него великолепный вкус, способность выстраивать чрезвычайно интересные композиции. Замечательно складываются его отношения с учениками, дети его любят. Человек, который сам все перетанцевал и сам всех «переносил», может не только помочь, может и научить, ему дано учить, он – большой практик.
Я с удовольствием вспоминаю прошлый наш выпуск, который мы готовили вместе с Вадимом Сергеевичем. У нас шла очень интересная работа. Урок Тедеева всегда выстроен по-особенному, очень артистично, на красивых позах, на великолепной подаче. Здесь Вадим Сергеевич просматривается как репетитор, видны его знания, мироощущение, богатый опыт. Жаль, что в Академии он выпустил только один курс по классическому танцу, надеемся, что он продолжит еще работать в этой ипостаси – преподавателем мужского классического танца. Конечно, если позволит время.
«Вадим Тедеев – танцовщик мужественный, темпераментный, одаренный актерски. Он очень эмоционален и вместе с тем сохраняет самоконтроль во время танца…» А эти слова о Вадиме принадлежат заслуженному артисту РСФСР, лауреату государственной премии СССР А. Мессереру.
В 1972 году Вадим Тедеев участвовал в Международном конкурсе артистов балета в Варне (Болгария) и занял второе место. В следующем году на подобном конкурсе в Москве артисту балета Вадиму Тедееву досталась третья премия. А через семь лет в 1980 году ему присваивается звание народного артиста Российской Федерации. Стать народным артистом за каких-то пятнадцать лет в советское время было очень трудно. Такого почетного звания удостаивали самых высоких звезд сцены. И Вадим Тедеев встал вровень с этими звездами. Его имя занесено в энциклопедию «Балет». Как отмечается в энциклопедии, «танец Тедеева благороден и мужественен, артист владеет виртуозной техникой, обладает ярким темпераментом, актерской убедительностью».
Многого достиг Вадим и в педагогической работе. В 1979-87 гг. преподавал в Московском хореографическом училище. в эти годы окончил Московский государственный институт театрального искусства имени Луначарского (ГИТИС). По его словам, в этот институт насильно затащил его известный педагог Ростислав Захаров. Получив специальность педагога-хореографа, Вадим Сергеевич год поработал в ГИТИС-е. в 1988-89 гг. работал педагогом-репетитором ансамбля «Гжель». С 1990 года – педагог-репетитор и танцовщик театра балета Кремлевского Дворца съездов. Через год Вадим Тедеев – педагог-репетитор музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Преподавал также в Московской академии хореографии.
В феврале 1984 года Вадим Тедеев женился на известной балерине, заслуженной артистке России Светлане Цой. В следующем году у счастливой семьи Тедеевых на свет появился сын Алексей, который пошел по стопам своих родителей. В 2003 году он окончил Московскую академию хореографии. И в том же году был принят в балетную труппу Большого театра.
В том же 2003 году известный журналист Игорь Дзантиев брал интервью у премьера, учителя с большой буквы. Оно было опубликовано в четвертом номере газеты «Столичная». На вопрос журналиста о том, когда он в последний раз был в Осетии, Вадим ответил: «Лет 20-25 назад. Это вопрос, который все время во мне сидит. От той давней поездки у меня остались самые восторженные воспоминания. Я все помню: как заезжал к отцу, как меня опекал мой дядя – артист Осетинского театра Алихан Тедеев, которого я, как и отца, очень люблю. И даже когда дяди рядом не было, само его имя открывало передо мной любые двери.
И сейчас мне нелегко: часть моего сердца навсегда в Осетии, а семья, любимая работа, ученики, которых надо вести по жизни – в Москве. И все расписано: то занятия в академии хореографии, то репетиции в театре, то спектакли. Даже отпускное время разное. Вот и получается, что вырваться во Владикавказ очень сложно».
К сожалению, не представилось больше возможности Вадиму Сергеевичу приехать в Осетию, взглянуть на белоснежные вершины высоких Кавказских гор. 20 июля 2011 года перестало биться его могучее беспокойное сердце, доброе сердце московского осетина. Как и подобает большому артисту, высокой звезде сцены, его похоронили с почестями в Москве.