Профессиональный журналист Сергей Телевной вошел в литературу в начале 90-х годов прошлого столетия очень уверенными шагами. Его талант сразу оценили, в частности, сопредседатель правления Союза писателей России Николай Иванов, секретарь той же творческой организации Игорь Тюленев, главный редактор журнала «Дарьял» Руслан Тотров, который, собственно говоря, и «нашел», по словам Николая Иванова, «одаренного, с ярко выраженной человеческой и творческой позицией прозаика». Свою первую книгу он презентует после того, как успел опубликоваться в московских литературно-художественных изданиях «Юность», «Искатель», «Литературная Россия», «День литературы», региональных «Сибирских огнях», «Южной звезде», «Дарьяле» и даже в австрийском «Венском литераторе» и казахстанском «Книголюбе».
«Ветер противоречий» – в книге с таким названием собраны лучшие образцы прозы и поэзии, свидетельствующие в первую очередь о моздокском и пермском периодах жизни автора. Сергей Телевной одарен талантом видеть поэзию быта и прозу реальности. С одной стороны, его перо достаточно жестко выставляет напоказ все самые неприглядные моменты жизни. Но все создаваемые им картины достоверны и наглядны, каждый узнает в них и несостоявшегося ученого, и уставшего от жизни алкоголика, и привыкшего к чужой боли врача скорой помощи… В то же время попробуйте найти у кого-либо такое вот описание природного ненастья, «соучастника» темных делишек беспризорников: «Над заводскими окраинами города шел мерзкий осенний дождь. Солнце, тусклое, как старинная медаль «За покорение Ханства Кокандского», пыталось пробиться и растопить атмосферу. Но как всегда далеко от окраин – над центром города. А здесь какой-то злостный синоптик сидел в ворохе туч и надавливал бледным пальцем на слезные железы неба. Ветер тягостно пересказывал прогноз погоды». Войдите же в положение подростков, оказавшихся никому не нужными, прочитав рассказ «Я пацан из подвала, или медаль за покорение Ханства Кокандского». А как вам покажется дорожная история, в которой судьба сама предоставляет шанс женщине, лишившейся ребенка, «позаимствовать» его у непутевой мамаши (рассказ «Украсть для себя… дочь»)?! Такое ни в коем случае нельзя оправдать, но почему же героиня не вызывает такого уж беспощадного осуждения? Да потому что тепло ее души распространяется даже на читателя.
А пробовал ли кто-нибудь из нас взглянуть на нашу же жизнь через сферическое выпуклое зеркало на перекрестке? Это вовсе не «кривое зеркало», все гораздо сложнее, в чем убеждает сюжет рассказа «Выпуклое зеркало на взбалмошной улице». В другом произведении – «Утренняя дурь толстолобика» – заевший всех быт можно увидеть и в «кривом зеркале»: в тюрьму можно сесть за чужое преступление, чтобы перезимовать в «хороших» условиях.
Отдельно можно выделить произведения «Четверо в лифте, не считая мяса» и «Человек поднимающийся», отмеченные, соответственно, на международном литературном конкурсе «Литературная Вена-2008» и всероссийском конкурсе «Живые истории-2011». В первом из этих рассказов нестандартный взгляд на обыденное позволяет автору отразить чаяния современного «маленького человека» с его неустроенностью и неустойчивой жизненной позицией, во втором – ошарашить читателя пронзительной безысходностью. Глубокий психологизм в данном случае заключается в кратком, но емком описании судьбы беженца, которому не «посчастливилось» даже погибнуть под колесами машины.
Парадокс в том, что отображенная в прозе мрачная реальность в итоге ведет читателя к жизнеутверждающему началу. А именно – к многообразной поэзии, также представленной в книге наряду с небольшой повестью «Фундамент для дома на взгорке». Дойти до сути, докопаться до деталей – вот к чему призывает «Ветер противоречий» в исполнении Сергея Телевного…