Приходилось ли вам задумываться над вопросом, в какое время мы живем? В каком мире? В каком обществе? Почему?
«О времена, о нравы!» – цитата древнеримского философа, как нельзя лучше подходит к описанию нашего очень странного общества и времени, в котором мы живем. Общества и времени, когда на массово любимом музыкальном конкурсе побеждают необычные личности и это вызывает мощнейший общественный резонанс… рождает такие серьезные вопросы: «Как воспитать ребенка, когда он видит такие примеры?». Это главный вопрос, ответ на который будет дан чуть ниже.
Как вы, наверное, догадались – речь об итогах голосования «Евровидения 2014» и последующей общественной реакции. Последняя, мне представляется довольно интересной для рассмотрения сквозь призму социальной и поведенческой психологии.
Для начала еще раз подчеркнем некоторые нюансы времени и общества, в котором мы с вами живем. Все живем. Ну, в более-менее «цивилизованных» странах. Речь о таком времени и обществе, когда мы готовы экономить на своем (а иногда и домочадцев) питании, чтобы купить себе дизайнерскую одежду, автомобиль или последнюю модель смартфона.
«Мы ходим на работу, которую ненавидим, чтобы покупать вещи, которые нам не нужны, чтобы понравиться людям, которым не нужны мы», – говорится в цитате из чакпалниковского «Бойцовского Клуба», видимо перефразированной Уиллом Смитом. Я уже не говорю о том, что при всем этом нам хорошо известно – сколько вокруг голодающих и бездомных людей. Ладно, людей – детей! В век, когда мы легко миримся с коррупцией, говоря «ну, все воруют – это слабость человеческая». То есть, мы осуждаем, считаем это грешным, достойным наказания в рамках закона или вне него, но оправдываем, а значит и сами готовы практиковать, если удосужимся попасть в соответствующую ситуацию. Когда мы не обращаем внимания на увеличение количества маньяков и серийных убийц или на то, что, сплошь и рядом, одни люди уничтожают других, на войнах или во время гражданских столкновений, так как уже давно привыкли считать это нормой. Представляете, войны и убийства – норма для нас! Но при этом мы не готовы воспринимать в своем обществе не совсем обычных индивидуумов. Список подобных парадоксов, свойственных человеческой натуре, мне кажется, можно продолжать до бесконечности. Только, нет смысла. К сожалению, мы на протяжении веков не меняем своего поведения и не учимся на ошибках прошлого!
«Этот народ уж давно … все заботы забыл… и о двух лишь вещах беспокойно мечтает: Хлеба и зрелищ!» – так описывал римский поэт современников – людей I-II веков нашей эры. И сегодня все счастье плебса сводится к этому же лозунгу. И это, несмотря на все достижения современной науки и техники, а может и благодаря им! Еще один парадокс, не правда ли?
Олдос Хаксли (гению которого, кстати, принадлежит последняя парадоксальная мысль) в своем «дивном новом мире» описал общество, которое будет рабом всякого развлекалова. По Хаксли, главным распространителем развлекухи, а с ней и пропаганды, будет телевидение, реклама и гипнопедия. С помощью последней – голосовом воздействии, типа прослушивания радио во сне – прививается любовь и гордость к своей касте, презрение к низшей и преклонение пред высшей. Ничего не напоминает? Мне представляется, что заменив слово «каста» на «нация», мы могли бы получить рецепт возникновения современных патриотов, шовинистов, нацистов и фашистов.
Конечно, может показаться, что все еще не так плохо с нашим обществом, но разве нет среди нас постоянных зрителей «Дома-2» или «Мексиканских каникул». А как насчет любителей тысяч многоликих развлекательных шоу типа «Икс-фактора», «Голоса», «Экстрасенсов», «Хрензнаетчего со звездами»? Однако Бог с ними, с развлекательными передачами, когда даже новостные выпуски крупных каналов в погоне за рейтингом стараются показать покровавее, поскандальнее и поневероятней. И к чему все это приводит? Наши реальные эмоции, при их постоянном неестественном напряжении, притупляются суррогатными заменителями. Мы привыкаем к виду крови, к какому-то поверхностному пластмассовому сочувствию и переживаниям, таким же слезам; теряем искренность…
А вот «купи-купи-купи» – взывает к нам отовсюду реклама, прикрываясь красивыми слоганами типа «ты достоин лучшего». И ведь мы, на самом деле, без остановки покупаем и с текущими слюнками предвкушаем следующую брендовую модель/продукт/услугу. А что с последствиями в этом случае? Неудовлетворенность собой и своими возможностями. Пример: «общественное мнение» диктует девушкам параметры «90-60-90». И большинство из них, кто не обладает такими параметрами, испытывает неимоверное количество комплексов. Как следствие – вновь и вновь покупает все то, что «поможет» ей «быть в форме»: продукты, средства, консультации, диеты, услуги тренеров и инструкторов, а иногда и хирургические. Примеры со смартфонами, автомобилями, домами и другими обязательными атрибутами «красивой жизни» думаю, вам известны и без моих кэповских упоминаний. Заметьте, «красивой», но не факт, что счастливой…
Одним словом, картина низкокалорийным, сверхполезным, супернатуральным, наирастительнейшим маслом (Light)!
И после всего вышесказанного, мы признаем феноменальным и негодуем, что такой персонаж, как Вурст становится победителем такого конкурса, как Евровидение? Продюсеры скандальной Кончиты рассчитывали на любителей не менее скандальных «домов» и «каникул». Довольно простая маркетинговая стратегия принесла вполне логичный и закономерный, ожидаемый результат.
Итак, мы выявили тех, кто голосовал за скандальный образ. Но есть и другая группа людей, которые, смешивая или нет с остальными факторами, голосовали за музыкальную составляющую номера. Справедливости ради, нельзя не отметить, что Томас Нойвирт обладает, действительно, очень мощным и высокопрофессиональным вокалом.
Кроме того, существуют и другие немаловажные факторы, влияющие на восприятие публики, а соответственно, и результаты разнообразных конкурсов: личность участника, история личности и конкурсной работы, подтекст. Помните сербку Марию Шерифович – победительницу «Евровидения 2007» и ее песню «Молитва»? Как думаете – в ее победе присутствовали последние факторы? А в победе теперешнего победителя конкурса?
Я не буду цитировать Кончиту Вурст – вы и сами легко найдете материалы, связанные с мотивацией артиста. Но упомянуть о причинах психологических факторов, повлиявших на поддержку слушателей – стоит. Итак, некоторые люди голосовали из сочувствия принципам, лежащим в основе мотивации артиста. И, прежде чем голосовавших таким образом обвинять в потворстве содомии – давайте подумаем, чем именно они могли руководствоваться.
Констатируем факт – речь, действительно, идет о гее. Рассмотрим, как наиболее часто мы обзываем гомосексуализм: моральным уродством, расстройством психики, болезнью или даже патологией. Обобщенный смысл всех этих понятий связан со словом «здоровье». Сойдемся на том, что гомосексуалисты не очень здоровы. Но разве мы ненавидим больных гриппом, например? Нет – мы даже не боимся сами им заразиться, если применяем меры по защите, так?
Но, почему мы так ненавидим геев и выделяем их среди прочих «болезней» общества? Ведь геи, транс и всяческие другие негетеросексуалы, равно как и проститутки, насильники, педофилы, убийцы, маньяки, воры, взяточники и многие другие извечные «недуги» человечества есть не что иное, как порождение нашего, также извечно «нездорового» общества. Да-да, больные дети своего еще более больного родителя – нашего с вами общества, которое, чем более агрессивно – тем нездоровей. Почему? Отвечу посредством примера из жизни.
Недавно был в гостях. Пожилой глава консервативной семьи, который с ужасом наблюдал итог «Евровидения 2014», с матом и проклятиями через каждое слово делился своими впечатлениями об увиденном. Делал это при сыне и невестке – молодых родителях… Далее рассказал, как дворовые мальчишки матерят, на чем свет стоит, Кончиту. Давая мне понять, что даже дети понимают весь ужас события.
Проанализируем ситуацию с точки зрения социальной психологии, основанной на общечеловеческих ценностях. Поищем разумный подход в воспитании гуманного человечества, а соответственно – грядущих поколений.
Вернемся к дворовым мальчишкам, матерившим бородатое «не то сына, не то дочь». И к вопросу – понимают ли дети? Или «понимают», наученные взрослыми? Вернее, «наученные», напомню – матом и проклятиями через каждое слово. Логично предположить, что после подобной реакции своих «взрослых» воспитателей, дети, которым не объяснили, что собой представляет то или иное непонятное им явление, копируют поведение родителей. Формируется модель поведения – к непонятному объекту следует относиться с матом и проклятиями. А чем мат и проклятия являются? Элементами агрессии. Итак, родители своим агрессивным поведением «воспитали» дворовых мальчишек реагировать на непонятные им явления агрессивно. Что дальше?
Смоделируем следующую ситуацию – во дворе появился новый мальчишка. История знает кучу таких примеров: допустим, в кавказский дворик смуглых, чернооких и темноволосых дворовых детей приехал зеленоглазый светловолосый беленький паренек, да еще и носитель другого языка. Ну, или наоборот – с точностью до противоположности. Вообще, можно вместо предложенного мной примера представить любого необычного ребенка – шестипалого, хвостатого, одноглазого и т.д. И вот, дворовым ребятишкам приезжий кажется не таким, как они. Как будут вести себя «наученные» агрессии дворовые ребятишки? Логично предположить, что скорее всего начнут преследовать непохожего всем двором. Кем вырастет приезжий паренек? Хорошо, если просто кротким аутсайдером. Что он будет испытывать? Хорошо, если всего-навсего чувство обиды на «весь мир». Но ведь у такого ребенка есть все шансы стать скандально известным маньяком или серийным убийцей, террористом.
Я не показался вам убедительным? Думаете, драматизирую? Почитайте о таком явлении, как моббинг (явление травли из-за непохожести на «нормальных»). Или (а еще лучше «и») посмотрите фильм эстонского режиссёра Ильмара Раага «Класс», или российский сериал «Школа» Валерии Гай Германики. Обе нашумевшие работы посвящены проблеме детской жестокости, которая, поистине, является еще одним больным порождением неправильного воспитания. Эдакая первопричина из серии «что появилось первее – яйцо или курица»? То есть, «портящая наших детей» Кончита Вурст или дискриминация и моббинг Томаса Нойвирта, вследствие которых он и перевоплотился в ненавистный нам образ бородатой женщины?
Дискриминация и моббинг, как и любая другая агрессия, зачастую вызывают ответную реакцию. Реакция может быть в разы агрессивнее. Приведу пример из вышеприведенного фильма «Класс»: два подростка, жестоко преследуемые одноклассниками, расстреливают их в школьной столовой. Сюжет фильма навеян нашумевшими событиями «массового убийства в школе «Колумбайн», когда 2 старшеклассника ранили 37 человек, из которых 13 скончались. Страшно, не так ли? Особенно, если ты родитель школьника.
Так как же быть – как воспитать ребенка, чтобы он не стал таким же агрессивным, как в вышеописанном примере, и не провоцировал бы ответную агрессию, которая может привести к плачевным результатам?
Бытует мнение, что воспитывать надо не детей, а себя. Думаю, с ним можно согласиться. Ведь пока мы не потеряем авторитет в глазах своих детей – они берут пример с нас. Во всем! И, если мы хотим, чтобы наши дети были такими, как и мы – надо просто подавать им достойный пример для подражания. И наоборот – если мы будем проявлять элементы агрессии, дискриминации, идеи расовых, религиозных, гендерных или других превосходств – у нас все шансы вырастить агрессора. Конечно, мы не можем сами вмиг стать идеальными, чтобы быть наилучшим примером для ребенка, но работать над этим можем и должны! Если понимаем, что мы и себя-то не очень устраиваем и хотим, чтобы ребенок был лучше нас, при наличии финансовой возможности – нанимаем достойного воспитателя/учителя/няню, отдаем в спецшколу, на всякие разные курсы, музыку. Если такой возможности нет – ставим ребенку в пример других достойных литературных, мультипликационных или кинематографических героев; в зависимости от увлечений ребенка – спортсменов, певцов, художников и других подобающих культурных или общественных деятелей. Философия «я взрослый – мне можно, а тебе – нет» – не работает!
Ну, а для тех, кто считает, что как правильно ни учи ребенка, такие «примеры», как победитель «Евровидения 2014», ему портят психику – приведу следующие факты.
Первый известный случай, увековеченной в искусстве бородатой женщины датируется 1590 годом, принадлежит кисти Хуана Санчеса Котана и называется «Портрет Бригиды дель Рио»:
Следующий – «Портрет Магдалены Вентура с мужем [и сыном]» известный, также как «Портрет бородатой женщины», написан Хусупе Риберой (1629-1631).
Эти работы являются, далеко не последними. – К той же категории относят изображения диковинных уродцев и карликов цикла «Лос труанес» или шутов Веласкеса, Карреньо де Миранды, Антониса Мор и многих других. Эта традиция также нашла продолжение в цирке. Его неотъемлемой частью, до сих пор является «шоу уродцев» – людей с физиологическими особенностями: карликов, гигантов, сиамских близнецов, хвостатых и многих других. Перед моими глазами почему-то встает очередная жертва человеческой нечеловеческой жестокости – Квазимодо… А что вам известно про Юлию Пастрана или гипертрихоз? Может, вам знаком цикл «Discovery» «Моя ужасная история»? Нет? Предупреждаю сразу – зрелище не для слабонервных! Вот один из примеров, так называемый человек-дерево:
И как мы относимся к таким необычным людям? Боимся, шарахаемся в сторону, избегаем, а в некоторых прискорбных случаях – смеемся над ними или преследуем. Все это – признаки, позорной для наименования «Человек», дискриминации! Разве виноваты эти люди в том, что они такими родились или стали? Разве не заслуживают они, хотя бы, сострадания? Ведь таким людям живется в нашем обществе якобы нормальных людей, очень и очень непросто. Зачастую мы, в силу собственного эгоизма, даже не задумываемся о той внутренней трагедии и душевных переживаниях, которые испытывают подобные представители рода человеческого. Не осознаем всю силу мужества, необходимого им для того, чтобы просто жить рядом с нами! Я уже не говорю о творчестве; стремление к нему – достойно глубочайшего уважения! Так, имеем ли мы право проявлять агрессию в отношении к любым непохожим на нас? ЛЮБЫМ, НЕПОХОЖИМ НА НАС!!! Запрещать им радоваться простым человеческим радостям? Это вы считаете правильным? Это делает нас нормальными? Сомневаюсь!
А теперь, на мгновение, представьте – как могли бы развиваться события, если бы родители вышеупомянутых дворовых мальчишек учили состраданию и жалости, а также тому, чему на самом деле можно научиться у всех «уродов»… Родительский монолог мне представляется таким:
«Понимаешь, к сожалению, в нашем мире существует немало, на первый взгляд, страшных и опасных, других – непохожих на нас людей (показывая, например, людей из цикла «Discovery» «Моя ужасная история»). Их жалко, да? И человека, который победил на Евровидении, тоже очень жалко! Он стал таким из-за того, что другие – злые дети, не такие, как ты и твои друзья (поименно) обижали его в детстве и насмехались над ним. Ты же не будешь смеяться, если тебе попадется на улице слепой мальчик? Ты пожалеешь его? Я знаю это очень трудно – дружить с такими людьми, особенно, когда другие из-за этого могут перестать тебя понимать или даже дружить с тобой, но если ты сможешь – он будет одним из самых преданных и искренних твоих друзей! А еще ты сделаешь очень доброе и похвальное дело! А если ты еще и сможешь уговорить своих друзей (поименно) дружить с ним – цены вам не будет! Вот еще что – всем необычным людям живется еще труднее, чем нам. Из-за этого некоторые из них начинают ненавидеть других людей и творить страшные вещи. Прямо, как в фильмах про людей-икс – помнишь, там есть добрые мутанты и злые? Некоторые же из необычных, несмотря на огромное количество трудностей и страх, непонимание, а иногда и ненависть со стороны других людей, набираются терпения и с невероятной силой воли, на которую не способны другие, обычные и необычные, достигают невероятных успехов! Таких успехов, которые, даже многим обычным, кажутся невозможными. Люди, которые достигают невозможного – нам должны служить примерами и вдохновлять на собственные великие свершения!» И привел бы в пример параолимпийцев. Рассказал или почитал бы о нищенской жизни молодых Эминема, Джима Керри, Леонардо Ди Каприо или пресловутого Джастина Бибера. Ведь мы также склонны смеяться над бедными, плохо одетыми и не очень ухоженными людьми, а эти заслуженные артисты прошли через это. Наконец, поведал бы о героизме Ника Вуйчича.
Как считаете, смог бы ребенок, после всех вышеуказанных примеров, почерпнуть хороший пример из «нехорошего»?
Вам же «взрослым», «осознавшим» весь ужас от победы Кончиты Вурст, мне хочется напомнить не только о сострадании, но и, хотя бы, о древности мудрых, которые уважали даже врага и способны были учиться у него. Думаю, что у Томаса Нойвирта есть чему поучиться, так же, как и у Сократа, Элтона Джона, Оскара Уайлда, Александра Македонского, Фреди Меркури, Леонардо да Винчи, Чайковского и даже секс-символа для большинства женщин 60-70-х прошлого столетия – Жана Маре. А ведь все они были или есть – геи.
Другое дело, что выбирать объектом для примера и вдохновения – их гомосекусальность или другие достижения, подарившие человечеству великие философские идеи, шикарную музыку, интереснейших литературных персонажей, героическую отвагу или большую часть гениальнейших изобретений человечества!?
Руководствоваться чем? Ненавистью или любовью? Или хотя бы ставшим для многих ненавистным понятием – толерантностью?
«Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма» (Буддизм, Дхаммапада 3-5).
P.S. А вот и интересное наблюдение – читая текст перевода песни «Rise Like A Phoenix», я ловил себя на мысли, что он мог бы принадлежать и байроновскому падшему ангелу…