III КОНКУРС ШКОЛЬНИКОВ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ-АЛАНИИ

СТИХИ. РАССКАЗЫ. СКАЗКИ

Учредители конкурса: Региональный общественный

благотворительный фонд «Успение» (Лариса Цуккиева), Северо-

Осетинская организация «Общества любителей книги» (Лариса

Гетоева) и редакция литературно-художественного журнала

«Дарьял».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Номинация «Поэзия»:

I место разделили Зарина Качмазова (шк. №2, ст. Архонская), Владимир Грушевский (шк. №38, Владикавказ) и Саида Шоева (шк. №11, Владикавказ).

II местоИрина Бугакова (шк. №38, Владикавказ), Луиза Санникова (шк. №1, Беслан), Алишер Ларин (РФМЛИ, Владикавказ).

III местоУльяна Умрихина (шк. №2, ст. Архонская).

Номинация «Проза»:

I местоГеоргий Кертанов (шк. № 3, Алагир).

II место разделили Грета Свинаидзе (с. Ольгинское) и Алан Хадаев (шк. № 46, Владикавказ).

III местоВалерия Льянова (шк. № 2, ст.
Архонская).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКЕ

Номинация «Поэзия»:

I местоДзерасса Асламурзаева (шк. № 46, Владикавказ).

II местоМадина Басиева (шк. № 50, Владикавказ.

III местоРоксана Бокоева (шк. № 38, Владикавказ).

Номинация «Проза»:

I местоГеоргий Кертанов (шк. № 3, Алагир).

II местоАрина Дулаева (шк. № 18, Владикавказ).

III место – не присуждается.

Отмечены грамотами за участие:

Виктория Кондратенко, Валерия Малышева, Диана Арисланова, Ангелина Прокофьева, Анна Исупова, Айза Хамикоева – все шк. № 2, ст. Архонская; Софья Хабалова, Александра Хацаюк – шк. № 38, Карина Бацазова – шк. № 11, Владикавказ; Сослан Секинаев – г. Моздок, 11 кл.

Эссе Дзерассы Асламурзаевой «Человек XXI века» опубликовано в «Дарьяле»5’2012. Ранее, в «Дарьяле» 4’2012 напечатан рассказ «Быть человеком» участницы II конкурса Залины Хамикоевой. Надеемся, что они станут постоянными авторами «Дарьяла».

В успехах консультантов несомненна заслуга их учителей – Ирхи С.В., Малышевой И.Н., Метревели Н.Ш., Бясовой Л.П., Крутоголовой Ю.В., Кесаевой В.М., Томаевой Р.А., Дзарахоховой Р.С., Дзагоевой З.Г., Едзоевой А.А.

Благодарим всех конкурсантов и их наставников. Желаем больших творческих успехов.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Зарина Качмазова

школа № 2, ст. Архонская

* * *

Одинокая женщина одинока во всем,

Ведь она одинока и ночью, и днем.

Одинок ее дом, одинока постель,

Одинокая жизнь, одинокая тень.

Она одинока в каждой секунде,

В каждом часу и в каждой минуте.

Одинокие мысли, одиноки слова,

Одинокая слабость, одинока слеза.

Одинокое горе, одинокая радость…

Одинокая вера, одинока усталость.

Одинок ее кофе, одинок ее завтрак,

Одинок и обед, и ужин, и ланч…

Одинок ее голос, одинок ее плач.

Одинокая вера, одинокая правда,

Одинокая ложь, одинокая жажда.

Одиноко вино, такова сигарета,

Одиноко живет, одиноко одета.

Одиноко заснет, одиноко проснется.

Одиноко уйдет, одиноко вернется.

И такой она будет – одинока одна,

Одиноко жива, одиноко мертва.

Владимир Грушевский

школа № 38, 3 «б» кл., г. Владикавказ

ТЯФА и ГНОМ. ДРУЗЬЯ

Тяфа и Гном

Жили вдвоæм,

В прятки играли,

Грибы собирали.

Забрæл к ним котОк

По кличке Пушок,

Любил он играть:

Клубок по дому гонять.

Однажды Тяфа заболела,

Как овечка побелела!

Пришæл доктор Айболит,

Нашей Тяфе говорит:

«Здесь нужно лекарство «Неболей»!»

Только стоит оно сто рублей!

Гном сейчас же деньги взял

И в аптеку побежал.

Там лекарство он купил,

К больной Тяфе поспешил.

Чтоб не скучала Тяфочка,

Пушок пел песню про Русалочку.

Вскоре Гномик прибежал,

Нужное лекарство дал…

Тут же Тяфа подскочила,

И здоровой сразу стала,

Друзей своих благодарила,

Им чечæтку станцевала!

Саида ШОЕВА

школа № 11, 8 кл., г. Владикавказ

МАМЕ

Солнечный лучик, как маленький зайчик,

Тихо скользит по стене.

Это, наверное, милая мама,

Ты улыбаешься мне.

Зайчик пушистый прыгнул на руку,

Весело к сердцу прильнул.

Вместе с тобою в раннее детство

Я через годы шагну.

Старое фото, нет уголочка

(кто-то его оторвал).

Мама лукаво смотрит в окошко.

Вижу знакомый овал.

Как ты умеешь нежно и мягко

Тронуть меня за плечо.

Кто научил тебя, милая мама,

Так нас любить горячо?

Солнечный зайчик, маленький зайчик,

Ты меня в детство увел.

Что это? Это, конечно же, значит

Нежное сердце твое…

Георгий КЕРТАНОВ

школа №3, 7 кл., г. Алагир

ШКОЛА БУДУЩЕГО

Сегодня 23 сентября 3007 года… Мне кажется, обычный, ничем не примечательный день. Я проснулся в 07:13. Идти в школу, конечно, мне не хотелось. Но если бы я не пошæл, то пришлось бы надевать на голову аппарат Гольмггера, который в течение двух часов закачивает в мозг информацию – программу сегодняшнего дня. Это безболезненная, но очень неприятная процедура, во время которой кажется, что в мозгу появились миллионы муравьæв, которые начинают активно двигаться. Очень похоже на лæгкий заряд тока.

Проснулся я от снующих мимо глайдеров (летающих машин 29 века). Звук их мотора похож на пролетающий в воздухе снаряд, спектр звука которого постоянно меняется. Я встал и по привычке надел новостные очки «News C&E», которые, кстати, ничем не уступают «News F 17» – простым новостным очкам 24 века. Это очки со встроенными спутниковым чипом и микровидеокартой, они ловят сигнал от мозга – соединительный импульс и, автоматически включаясь, выдают на линзы картинки. Теперь можно просматривать все каналы новостей в этой галактической системе. Каналы переключаются сильным морганием глаз.

Я смотрю на канал точного времени и понимаю, что опаздываю в школу на целых 5 минут! Я дотрагиваюсь до сенсорной двери, и она вмиг переносит меня на улицу. Встав на одну из остановочек (одноместных мини-вышек – так безопаснее), начал дожидаться глайдера, следующего со станции NASA, через улицу «Miden street» и до школы №3. Но, наверное, водитель дядя Рэмунул проспал и немного опаздывает. На его глайдере я мог бы добраться до школы за 0,000001 секунды – со скоростью света.

Тут мне пришлось прибегнуть к последнему средству… межпространственному мини-порталу «КУБ 7». Этот «шарик», по размеру напоминающий теннисный, способен переносить человека в любое нужное для него место нашей Вселенной! Правда, он оказывает не очень благоприятное влияние на состояние здоровья, но зато это весьма диковинная вещь. Пользоваться им разрешено далеко не каждому. На этой штуке есть маленький сенсорный экран с микро- микрофоном. Сначала нужно сильно нажать на экран, чтобы компьютер определил по отпечатку пальца состояние здоровья и выдал ответ. Если звучит ответ «нет», то для этого человека доступ ко всей сети этого устройства блокируется навсегда. Если же звучит ответ «да», то вы произносите в микрофон четко широту и долготу пункта назначения и название планеты. И если вновь нажать на уже оставленный отпечаток пальца, устройство сделает свою работу.

Я так и сделал. Это очень крутое ощущение! Появляется белый свет, закладывает уши, и вот уже паришь в воздухе – все это происходит в течение одной минуты. К сожалению, этот аппарат рассчитан на два применения: туда и обратно. Это очень расточительное удовольствие, думаю, что мама меня вечером поругает.

Итак, я в школе, точнее в биомонтантном состоянии: вокруг меня ничего нет, кроме пустоты. Я должен произнести лишь название предмета и своæ имя, и меня сразу же перенесет в класс.

Половина нашей школы инопланетяне. Больше всего здесь На“аваагцев с планеты На“авааг, что в переводе с их языка означает «кругом вода» – планета Воды или же водная планета. Они просто не могут жить без воды, и поэтому у них на шее имеются микровакуумы – наполненные водой æмкости. На“аваагцы меня немного нервируют: они издают раздражающие звуки, всегда как-то странно одеты и весьма неуклюжи.

В классе меня заставили надеть аппарат Гольмггера, чтобы вобрать материал за опоздание в пять с половиной минут! И зачем еще ходить в школу, если есть такие уникальные электрические шляпы?! Вот наш учитель, мудрец с планеты Вандджар, отвечает на этот вопрос так: «В школу надо ходить для того, чтобы осваиваться в обществе и завести друзей» Может, он и прав.

Устав сидеть в помещении с образцами настоящих атомов солнечного излучения, некоторые даже пытаются сбежать с урока, но это по-настоящему НЕВОЗМОЖНО!!! Существуют некоторые препятствия.

Препятствие 1-е:

Мы всегда интересовались, что это за браслет у нашего учителя крепится на запястье левой руки. Оказалось, что это прибор для «замыкания хулиганов»: ученик в течение урока выйдет за красный круг своей парты – браслет начнет вибрировать, и учитель предпримет меры.

Препятствие 2-е:

Даже если представить, что ты супермен и смог проскользнуть через круг, выбраться из класса тебе все-таки не удастся. Стены построены из самрата – сложного вещества, грунта с одноименной планеты, который отличается особой прочностью.

3-е препятствие:

Допустим, ты пробил эту стену и уже уверен в своей победе (хотя ты уже догадываешься о последствиях), но знай, что вещество мантанта, из которого состоит эта пустота, перестроит время назад и сотрæт твою память с этого момента на десять минут.

Кстати, у нас сегодня в классе новичок с планеты Елестр (в переводе с елестрского «зелень» – зелæная планета или планета зелени). Это статный, большеглазый, трæхметровый «зелæный гигант» со странными наростами на спине, похожими на тонкие листья. Его зовут О`Курр Бьйолайрио, от великого 30-тысячелетнего рода Байолайр, который процветает до сих пор. Ему 707 лет. Начинают они учиться в возрасте 700 лет, а до этого их учат жизни на родной планете. Да, не завидую я ему, учиться целое тысячелетие! Если бы я был его другом с момента рождения до конца жизни, то мы бы были друзьями всего 1/70-ю его жизни. Да, обычный человек жил бы 100 лет, но сейчас существует средство, способное увеличить продолжительность жизни человека в семь раз!

Что ж, подходит к концу пятый, на сегодня последний, урок. Мы с Курром болтаем о том, о сæм. Так как мы в школе проходим елестерский, на“аваагский и пандорский языки, а мне лучше даæтся елестерский, то мы с Курром здорово подружились!

Учебное время подошло к концу, и сигнализацию с нас сняли вместе со звонком. Учитель попрощался с нами, сжал что-то в руке, и класс начал как бы складываться вместе с учениками.

Всæ ушло. Я вновь оказался в биомонтантном пространстве. Вдруг вокруг меня мир начал строиться. Сначала появилось ощущение, что я на улице: запахи, прикосновение ветра. Потом выстроилось все: здания, машины, люди, биосфера, земля, небо, и, наконец, появился звук.

Я подошел к аппарату, который возвращает учеников домой, нашæл своæ имя, нажал рядом кнопку «пуск» и приставил ладонь к сенсорному экрану (идентичному сенсору на «КУБе 7»), и через три секунды оказался около своего дома.

Посмотрел в узкое отверстие, напоминающее продолговатый глазок; тонкий луч лазера просканировал сетчатку глаза и зрачок, определил мои данные и впустил меня.

Оказавшись дома, я опять по привычке надел новостные очки и в них же заснул. А они, в свою очередь, больше не улавливая соединительный импульс, автоматически отключились. Я был спокоен. Домашнее задание здесь с 2716 года не задают, так как в мире найдется более миллиарда механизмов, изображений 30-го века, которые выполнят за тебя работу.

Что ж, мне необходимо отдохнуть, ведь завтра меня ждет новый день, уверен, еще интереснее этого!

Ирина БУГАКОВА

школа № 38, 6 кл., г. Владикавказ

БАЛ В ЛЕСУ

Ранним утром стрекоза

Лапкой вытерла глаза,

Платье красное надела,

Кудри воском навертела

И красавицей такой

Полетела в лес густой.

А в лесу на пень большой

Подлетал народ честной.

Бабочки, жуки и мошки

Принесли цветные плошки,

А кузнечик и комар

Принесли свой самовар.

Разодеты все во фраки!

Дамский веер из бумаги

Кавалеры достают,

Дамам ловко подают.

В танце кружатся букашки,

На столах сверкают чашки.

Что за чудо этот бал!

Им уже пенæчек мал!

Танцевала, танцевала

До упаду мошкара,

Пила, ела, веселилась

И резвилась до утра.

Утром солнышко встаæт,

Стрекозу домой зовæт:

«Отдохнуть тебе пора,

Надвигается жара!»

И сказала стрекоза,

Лапкой вытерев глаза:

«Не хотелось расходиться,

Но придæтся потрудиться.

Ото пня мы оторвæмся,

Завтра снова соберæмся!»

5 марта 2012 г.

Алишер ЛАРИН

9 «а» кл., РФМЛИ, г. Владикавказ

ЗЕРКАЛО

Когда стоим у зеркала

И смотрим на себя,

Насколько вырастает

В нас собственное Я?

Насколько самомнение

Из нас наружу прет,

А гордость вдохновенье

Поэту подает?

И снова мы о славе

Мечтаем каждый миг,

И вот опять стихами

Язык наш говорит.

О гордость, гордость, гордость!

Надменна и тверда!

И ты, дрянная подлость,

Берешь нас в плен всегда.

А отраженье наше

Тебе, как верный раб,

Приносит в жертву даже

И душу, и талант.

Так я стоял у зеркала

И на себя глядел,

И надоела гордость,

Извечный мой удел!

На тысячи осколков

То черное стекло

Разбил, его осколком

Мне сердце порвало.

И он застрял навечно…

Попробуй-ка, достань!

Так в сердце человечьем

С тех пор живет обман.

Так в сердце человечьем

Живут осколки «Я»,

И пожирают душу,

Как черная змея!

Луиза Санникова

школа № 1, г. Беслан

* * *

Пускай тернист и труден путь

К вершинам жизни новой,

С собою взять не позабудь

Приветливое слово.

Вот идеалы: совесть, честь,

Наукой увлеченье.

Ты человек, и в этом есть

Твое предназначенье.

Грета СВИНАИДЗЕ

6 «б» кл., с. Ольгинское

ПРИЗ В СТУДИЮ!

Живу я в селе с бабушкой. Бабушка моя любит вязать. Одной знакомой она связала носки, и она в благодарность подарила бабушке сиамского котенка. Мы назвали его Призом, то есть приз за носки.

Котик быстро освоился где ему спать, где питаться. Рос очень забавным и умным. Гулял свободно. Чужим в руки не давался. Любил катать бабушкины клубочки ниток. Мог стоять на задних лапках, и тогда мы с ним играли в ладошки. Когда я бывала занята, Приз сидел рядом и смотрел на меня своими голубыми глазками. Спросишь его: «Спать хочешь?», он глаза закрывает, или «Есть хочешь?» – облизывается. Когда пора была его кормить, то я в шутку говорила «Приз в студию!» – и котик со всех ног бежал на мой голос. Было очень забавно.

Однажды он спал на веранде. Я включила телевизор, шла передача «Поле чудес», и когда Якубович крикнул «Приз в студию!» – котик примчался на голос. Остановился, огляделся по сторонам, развернулся и пошел опять спать. И больше никогда мой Приз на голос Якубовича не прибегал.

Алан ХАДАЕВ

школа № 46, 11 «а» кл., г. Владикавказ

НОЧНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Однажды тихой звездной ночью мне в голову одна за другой стали забредать довольно необычные, и даже более того, странные мысли для человека столь юного и в некоторой степени легкомысленного. Дело в том, что именно этой ночью я едва ли не впервые задумался о смысле жизни, о том, для чего она дарована человеку?

До сего момента я не особенно ценил время, тратил его с завидным расточительством на интересные, но совершенно бессмысленные вещи. Подумать страшно, сколько лет моей жизни я потратил впустую, не занимая свою голову ничем более-менее полезным и правильным.

Меня, как, к сожалению, многих других, порой даже не молодых, а уже довольно зрелых людей, поглотила городская суета, в которой годы имеют удивительное свойство пролетать быстро и незаметно. Люди бывают обмануты временем, быстро стареют и умирают, так ничего и не добившись в жизни. Лишь единицы выбираются в высшие слои общества, в так называемую «Элиту», но основное население так и остается «серой посредственностью». Какие впечатления от жизни у таких людей? Было бы, на мой взгляд, нелепо предполагать, что они остались ею хотя бы частично довольны.

Если рассуждать здраво, не прибегая к религиозным версиям о всевозможных возрождениях души в других телах, то жизнь человеку дана всего один раз и на очень непродолжительное время. Так на что человек тратит свою жизнь? Ответ, разумеется, очень неоднозначен, ибо все тратят ее на что-то свое. Однако я воспользуюсь тем, что это все же мои размышления, и позволю себе поделить людей на три категории:

К первой категории относятся люди материально обеспеченные. Они имеют большие кошельки и обладают властью, могут позволить себе приобрести почти любую вещь, выложив за нее достаточно большую сумму. Но деловые люди бывают всегда заняты, и времени на семью у них остается мало. Вполне возможно, что это лишает их внутренней гармонии и духовного роста, у них узкий кругозор и полностью отсутствует парение мысли.

К другой категории относится средний класс. Это люди, которые мало чего добились в жизни, в которой скучная работа приносит небольшой заработок. Единственной радостью и отрадой для них является семья, приносящая душевное спокойствие. Я склонен полагать, что эти люди любят поразмышлять, очень хорошо видят себя со стороны, и в этом их сила и основное отличие от других.

О третьей категории мне даже трудно писать. Сердце разрывается от боли при виде бродяг, среди которых немалое количество детей. Да, третья категория состоит из малообеспеченных людей. Для них-то жизнь и лишена всякого смысла. Они попрошайничают, вынуждены скитаться по улицам и подворотням, вынуждены терпеть злые насмешки окружающих. Однако эти люди обладают хорошими внутренними качествами: они справедливы, добры и великодушны.

Как стало ясно, я разбил эти категории по материальной обеспеченности и социальному статусу. Кто-то вполне имеет право считать мои категории ошибочными, а выводы смехотворными, и я не стану чинить им в этом их стремлении препятствий, прекрасно понимая, что каждый человек имеет право думать по-своему, не соглашаясь с мнениями других.

Но значит ли это, что человек бедный прожил свою жизнь зря? Категорически нет! Ведь жизнь – это не только деньги и роскошь. Я стараюсь судить человека по внутренним качествам, по духовному величию, стремлению стать лучше, стремлению к максимально возможному самоконтролю, доброте и человеколюбию…

Стрелка часов перевалила за два часа ночи, и меня тянет ко сну, но прежде чем я позволю своему сознанию провалиться в это прекрасное и красочное состояние, мне хотелось бы закончить свои нудные размышления следующим образом:

Человек должен жить честно, наслаждаться каждой прожитой минутой, тратить время только на действительно необходимые вещи и упорно идти к достижению своей мечты, какой бы трудной и невыполнимой она ни казалась.

Ульяна УМРИХИНА

школа № 2, 8 «а» кл., ст. Архонская

В ДЕДА МОРОЗА Я НЕ ВЕРЮ!

Мне 14, я в Деда Мороза не верю.

Но зимой, когда в двери стучит Новый год,

Я мечтаю о чуде, о сладостях, ели

И о том, что удачу он мне принесæт.

Говорят, что мечты очень часто сбываются,

Только верить в них надо, надеяться, ждать.

И опять Дед Мороз у двери появляется,

С Новым годом поздравить, добра пожелать.

И от слов Дед Мороза становится легче,

И теплей, и светлей на душе у меня.

Похвалил, подбодрил и внушил, что сумею

Одолеть все преграды грядущего дня.

Знаю точно, сосед это наш – дядя Гриша!

Но в костюме c искусственною бородой

Он похож на волшебного Деда Мороза,

И так честен и искренен был он со мной.

Я уверена, сбудутся все пожеланья!

Ведь они были сказаны под Новый год!

Мне 14, не верю я в Деда Мороза,

Но мечтаю: пусть он и в 15 придæт!

Валерия ЛЬЯНОВА

школа № 2, ст. Архонская

ЛЯГУШКА И СОРОКА

Прилетела сорока на новое болото. Увидела лягушку и говорит: «Эй, лягушка, перебирайся на мое болото жить. Мое болото лучше твоего, на моем болоте кочки большие, берега крутые, мошки сами в рот залетают». Поверила лягушка сороке и отправилась на ее болото жить. Скачет, скачет – на дороге заяц стоит и спрашивает:

– Куда, лягушка, скачешь?

– Скачу к сороке на болото жить. Ее болото лучше моего, на ее болоте кочки большие, берега крутые, мошки сами в рот залетают.

– Да обманула она тебя, возвращайся к себе на болото.

Не послушала его лягушка и дальше отправилась в путь. Но тут она встретила ворону.

– Куда скачешь, лягушка?

– Скачу к сороке на болото жить. Ее болото лучше моего, на ее болоте кочки большие, берега крутые, мошки сами в рот залетают.

– Да обманула она тебя, возвращайся к себе на болото.

Не послушала ее лягушка и дальше отправилась в путь. Много кого она на пути повидала, и улитку, и лису, и муравья, но не поверила никому.

Наконец прискакала к сороке на болото, поглядела кругом: кочки маленькие, берега невысокие, мошки не летают. Прыгнула в воду и в трясине увязла. Еле-еле выбралась, и пришлось ей обратно скакать на свое родное болото.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКЕ

Аслæмырзаты Дзерассæ

Дзæуджыхъæуы 46-æм скъола,

11 «б» кълас

Æз æмæ ды

Æз æнæ дæу ницы дæн,

Ды æнæ мæн ницы дæ.

Уарзт æрбацыди фæлмæн

Рагон заманы, кæддæр.

Уды рыст ныхъхъус, фæци,

Уарзты равзæрди уынæр.

Махау амондджын кæм и?

Махæй чи уарзы фылдæр?

Дымгæ ’рбахаста дæ худт,

Хуры хуызæн фæлмæн, хъарм.

Ды мæ амонд дæ, мæ уд,

Ды мæ зæрдæ дæ, мæ фарн.

Хъуызгæ къахдзæфтæй, фæлмæн

Рæстæг рацыди, уæддæр

Æз æнæ дæу ницы дæн,

Ды æнæ мæн ницы дæ.

Ды зон

Мæ цард æнæ дæу ницы у,

Мæ хъуыдытæ дæуыл.

Ды зон: мæ зæрдæ риссы,

Æрмæст рæстæг цæуы.

Мæ бон, мæ райсом, ме ’хсæв

Дæуæн, æрмæст дæуæн.

Макуы мæ цардæй фесæф,

Макуы-иу ныууадз мæн.

Ды зон, мæ уд куыд уарзы,

Ды зон, тырны дæумæ.

Ды зон, æмæ дæ разы

Ничи бахъæудзæн мæн.

КЕРТАНТЫ Георги

Æлæгиры 3-æм скъола, 7-æм кълас

Кавказы зæрдæ – Цъæй

Сæумæрайсом. Арвыл ма стъалытæ ирдæй рухс кодтой, афтæмæй райхъал дæн. Мæ зæрдыл æрбалæууыд, абон мæ фыды æмбал Солтанимæ Цъæймæ кæй цæудзыстæм, уый. Уыйымæ цалдæр боны æмгъуыдæй. Цæрдзыстæм хъæды, зæронд цуанон Тотырбеджы хæдзары. Æз æцæг цуанон лæджы хæстæгмæ никуы ма федтон æмæ тынг æнхъæлмæ кастæн ацы фембæлдмæ.

Араст стæм тынг раджы. Цыдыстæм къæдз-мæдзытæ фæндагыл уæлæмæ хохы фахсыл. Нырма уыд талынг, фæлæ куыд уæлдæр – афтæ арв рухсæй-рухсдæр кодта. Хæхты цъуппытæ цæхæр калын райдыдтой хуры фыццаг тынты рухсæй. Арв зынд тынг сыгъдæгæй. Уалынмæ æвиппайды æрбарухс. Хæхтæй-иу радымдта уазалгомау дымгæ, фæлæ мæнæн уазал нæ уыд.

Æз фыццаг хатт федтон хохы хурыскаст æмæ æнцад бадын нæ фæрæзтон: алырдæм ракæс-бакæс кодтон. Хурыскастимæ уæлдæф фæхъармдæр. Афтæмæй схæццæ стæм Тотырбеджы хæдзармæ. Æз кастæн зæронд цуанонмæ æмæ дис кодтон. Æз æй куыд нæртон хъæбатыр æнхъæлдтон, ахæмæй йæм ницы уыд: хуымæтæг лæг, хурсыгъд цæсгом, худгæ цæстытæ.

Уыцы бон никуыдæм ацыдыстæм. Æрмæст æз æрзылдтæн хъæдын хæдзары алыварс. Федтон донгуырæн – æхсæрдзæн.

Дыккаг бон райсомай раджы араст стæм Тотырбегимæ хъæды арфмæ. Зæронд цуанон йемæ айста хуымæтæгарæзт дыууææхстон топп. Цыдыстæм Солтанимæ Тотырбеджы фæстæ æмæ йын хъуыстам йæ уæзбын ныхасмæ.

Æмæ та æз ногæй стыр дисы бацыдтæн. Афтæ мæм каст, цыма цуанон лæг хъæдмæ куы бахизы, уæд æхсын райдайы алы сырд, алы маргъ: йæ размæ цыдæриддæр фæвæййы, уыдон.

Тотырбег та дзырдта: «Хъæды хæцæнгарз суæлæнгай кæнынмæ тагъд кæнын нæ хъæуы. Бирæ цуанонтæ æнæхъуаджы цæгъдынц цæрæгойты æмæ уымæй халынц хъæды цардыуаг. Зæгъæм, бирæгъ. Бирæгъты цæгъдын хъæуы?» – афарста мæн. Æз фæрæвдз дæн: «Ау, уæдæ?..»

Тотырбег æрлæууыд: «Бирæгъ хъæд хъахъхъæны рынчын сырдтæй. Уый æрцахсы лæмæгъ лыстæг сырдты, тæрхъусты. Æнæниз сæрæн тæрхъус зын æрцахсæн у. Бирæгъ кæй бахæры, уыдон та фылдæр низджын сырдтæ вæййынц æмæ афтæмæй низ иннæтыл нал апырх вæййы. Бирæгъ у хъæды дохтыр».

Бирæ цымыдисаг цаутæ нын радзырдта Тотырбег сырдты цардæй.

Тотырбеджы бафарстон, йæ хæдзары астæу зæххыл цы стыр арсы царм тыд ис, уымæй. Арф ныуулæфгæйæ, загъта: «Уый мадæл арс уыд. Æнæрхъуыдыйæ йын йæ хуыггоммæ хæстæг бацыдтæн. Æмæ йæ лæппынтæн тæрсгæйæ мæнмæ ралæбурдта. Йæ быны мæ акодта æмæ йын æнæ амаргæ нал уыд». Мæнмæ афтæ фæкаст, цыма Тотырбег ацы сырд кæй амардта, ууыл тынг фæсмон кæны æмæ йæ бафæрсын нал бауæндыдтæн, йæ лæппынтæ та цы фесты, зæгъгæ, уымæй.

Афтæ ныхæстæгæнгæ схæццæ стæм кувæндæтты бынатмæ: Мады Майрæмы кувæндон æмæ Рекоммæ. Тотырбег мæ-иу истæмæй куы афарста æмæ-иу ын дзуапп раттын мæ бон куы уыд, уæд-иу мæхицæй хуымæтæджы хъал уыдтæн! Ныр Рекомы раз лæугæйæ æз мæхæдæг фæраздæр дæн, цы таурæгъ зыдтон ацы кувæндоны тыххæй, уый радзурынмæ: «Хуыцау Нарты Батрадзыл йæ амæлæты фæстæ цы æртæ цæссыджы æрæппæрста, уыдонæй равзæрдысты кувæндæттæ: Реком, Мыкалгабыр æмæ Таранджелос. Равзæрдысты Батрадзы номыл, цæмæй зæххыл ахæм нæртон хъæбатыры ном макуы фесæфа». Тотырбег тынг фæбузныг мæнай.

Зæронд цуанонай ма базыдтам, хъæубæстæ адæмы ’хсæн куыд æвзæрстой дзуарылæг; æмæ-иу цы æгъдау хъуамæ æвæрдтаид уый кувæндоны. Куыд-иу хъахъхъæдта кувæндон æвзæрдзинадæй.

Æз мæхæдæг бирæ таурæгътæ зонын. Фæлæ-иу Тотырбег исты куы райдыдта дзурын, уæд æм хъусынæй нæ фæлладтæн. Бынтон æндæр хуызы мæм хъардтой таурæгътæ. Раст цыма мæхæдæг уыдтæн архайæг, афтæ мæм каст.

Цъæйы фæдæн къуыри, æмæ дзы иу бон иннæйы хуызæн нæ уыд. Тотырбегимæ цы бынæттыл æрзылдыстæм, уыдон уыдысты аргъæутты бæстæйы хуызæн: донгуырæнтæ, цъититæ, лæгъз бынæттæ, хъæды арфытæ. Æз æнхъæл никуы уыдтæн, æмæ Цъæйы комы уыйбæрц æрдзон диссæгтæ уыдзæн.

Нæхимæ куы рацыдыстæм, уæд фæндаг цыди, Æфсати бадгæйæ кæцæй фæлгæсы, ууылты. Дурæй арæзт уæздан сырдты бардуаг мæм фæкаст зæронд цуанон Тотырбеджы хуызæн: Кавказы зæрдæ Цъæйы фарн æмæ æрдзы рæсугъддзинад хъахъхъæнæг.

Баситы Мæдинæ

Дзæуджыхъæуы 50-æм скъола,

7 «б» кълас

Анымайæм иумæ

Иу – карчы бынæй ракаст цъиу.

Дыууæ – хæцынц быдыры фыртæ.

Æртæ – фидæны аразæг ды дæ!

Цыппар – хуымгæнды нæмыг ныппар.

Фондз – галæн уæззау у æфсондз.

Æхсæз – Ирæн аккаг хъæбул æз!

Авд – алы хæрзтæм уæд дæ хъавд.

Аст – ма кæн хорздзинадыл маст.

Фараст – саби цардвæндагыл араст.

Дæс – ацы нымадмæ-иу кæс!

Дулаты Аринæ

Дзæуджыхъæуы 18-æм скъола,

7-æм кълас

Хæдзардзин къæбыла

Иу бон скъолайы фæстæ нæхимæ куы ’рбацыдтæн, уæд нæ дуары рæбын бадгæ баййæфтон чысыл къæбыла. Бурбын цармыл ранæй-рæтты – урс тæппытæ, цыбыр къæхтæ, цыбырхъус. Раст къорийау æмдымбыл зынд.

Къæхты хъæрмæ йæ хъустæ фæхъил кодта æмæ мæм уыцы-иу тахт ракодта. Тæхгæ нæ, раст цыма тулгæ кодта. Мæ размæ цæхгæр фæлæууыд. Кæсы мæм хæрдмæ. Урс æрфгуыты бынæй мæм зындысты бур, цæппузырты хуызæн цæстытæ. Йæ риуыл дæр бынмæ цыд урс тæлм. Йæхи мыл рахаф-бахаф систа, цыма мæ цыдæр агуырдта.

– Кæй гыццыл гæбыла дæ? – фæрсын æй.

Ноджы зæрдиагдæр цинтæ уыдысты йæ дзуапп.

Уалынмæ мæм нæ сыхаг Аланы дзурын райхъуыст:

– Æз та йæ уæдæй ардæм алы къуымты агурын. Куыдæй федде дæ, дæ хорзæхæй, – дзуры къæбылайырдæм. Йæ хъæбысмæ йæ фелвæста æмæ йыл цинтæ кæнын райдыдта. Къæбыла дæр ын тагъд-тагъд йæ цæсгом сдæрынтæ систа.

– Йæ ном дын цы хуийны, – бафарстон Аланы.

– Йæ ном йæ уæлæ. Бури.

Къæбылайы хæлæгмæ æз арæхдæр цæуын райдыдтон нæ сыхæгтæм. Буриимæ-иу куы ахъазыдтæн, уæд мæм-иу цард ноджы хуызджындæр каст. Мæ уроктæ дæр-иу тагъддæр акодтон уый фæстæ.

Бури дæр-иу иу ран нал лæууыд. Куы-иу нæ цурмæ искæй дзабыр æрбадавта, куы та-иу Аланы стъолæй, бандонмæ сгæпгæнгæйæ, йæ къахæй исты расæрфтаид æмæ-иу æй йæ дзыхы æрбадавтаид, цыма-иу афтæ зæгъынмæ хъавыд, ахуыр дæр уæ рох ма уæд, зæгъгæ.

Арæх-иу мæ фæдыл махмæ дæр æрбацыд. Йе здыхт къæдзил тилгæ-иу къуымты ратæх-батæх систа, алцæмæ смыста, уæлдайдæр-та дуаргæрон бинонты дзабыртæм, цыма дзы алкæцыйы тæф дæр хицæнæй бахъуыды кæныныл архайдта.

Мах Аланимæ арæх æфснайдтам нæ иумæйаг бацæуæнтæ æмæ асинтæ æртыккаг уæладзыгæй дæлæмæ. Ахæм рæстæг-иу Бурийы цинæн кæрон нæ уыди. Суанг фæндзæм уæладзыгæй фыццæгæмы онг дыууæрдæм дугъ кодта.

Фæлæ дын знон иу цыбыр рæстæг цыдæр куы æрбауаид. Мах æм, ма нæ хъыгдара, зæгъгæ, нæ сидтыстæм. Уалынмæ нæм уæлейæ бынмæ æртахт. Къæдзил уæлдай рæвдздæр тылдта, цингæнгæ куы Аланмæ каст, куы мæнмæ. Раст цыма афтæ дзырдта, æз дæр бынтон дзæгъæлы нæ бадтæн, зæгъгæ.

Алчи нæ йæ хæдзармæ бацыд. Æз æрбадтæн мæ уроктæ кæныныл. Уалынмæ мæм мæ нанайы дзурын æрбайхъуыст: «Мæ дзабыртæ мын Хуыцау йæхимæ фæхаста æви цы фесты?».

Мæнмæ уайтагъд мæ зæрдæ фæкъæпп кодта: Бури сæ ма ахæссæд?

Нæ сыхæгтæм бауадтæн. Кæсын, æмæ æрмæст нанайы фæлмæн дзабыртæ нæ, фæлæ ма мæ фыды егъау батинкæтæ дæр Аланы уаты рæбинаг къуымы лæууынц.

– Бури, адон ды ’рбахастай? – худгæйæ дзурын къæбыламæ.

Уый уыцы-иу тахт ракодта æмæ сыл цæхгæрмæ ахуыссыд.

– Тынг хæдзардзин дæ, уый бæрæг у, фæлæ сæ фæразгæ та куыд æрбакодтай? – дзурын та йæм. Бури цалдæр рæйды скодта, цыма мын афтæ дзырдта, хæдзармæ уæз нæй, зæгъгæ.

Рахастон къахыдарæс нæхимæ, нанайæн дæр радзырдтон хабар, фæхудтыстæм ыл. Бафæндыд мæ мæ рагон бæллиц нанайæн схъæр кæнын.

– Нана, мæн дæр ахæм гыццыл къæбыла хъæуы, – зæгъын ын лæгъстæгæнæгау.

– Æмæ йыл, мыййаг, æхца фидын хъæуы, уынгты дзæгъæл къæбылатæй фылдæр цы ис? – дзуапп мын дæтты нана.

Æз мæ фырцинæй хæрдмæ фесхъиудтон. Уайтагъд мæ дзаумæттæ акодтон æмæ – уынгмæ. Амæй размæ къæбылаты хъис-хъис цы хæдзары пъадвалæй цыд, уырдæм – дугъ. Чысыл рудзынггондæй мидæмæ сидын:

– Тузик, Тузик, ратæхут ма мæм.

Чысыл фæстæдæр мæ разы февзæрд дыууæ чысыл мæллæггомау къæбылайы. Æххормаг сын кæй уыд, уый бæрæг уыд. Куы сæм æргуыбыр кодтон, уæд мын ме ’нгуылдзтæ сæ дзыхы кæнын райдыдтой.

Уалынмæ нæ размæ æрбацыд ацы хæдзары цæрæг сылгоймаг.

– Мæгуыр сæ бон. Сæ мады сын æрæджы куыйтæ ныттыдтой æмæ æххормагæй мæлынц.

Æз сæ мæ хъæбысмæ систон, æрбалхъывтон сæ мæхимæ.

– Ныр сын тас нал у. Абонæй фæстæмæ æфсæст æмæ хъарм уыдзысты.

Цыдтæн нæхимæ, фæлæ тарстæн: афтæмæй мын дыууæ къæбылайы куы нæ бауадзой. Тыхстæн.

Бакодтон дуар. Æрлæууыдтæн дуаргæрон.

– Цы фæдæ, цы? Мидæмæ куынæ зыныс? – хъуысы мæм нанайы дзурын.

– Нана, æхца фидын сыл нæ хъуыдис æмæ…

– Æмæ дзы дыууæ æрбахастай, нæ? Уайтагъддæр æй зыдтон, – дзуапп мын дæтты нана. Йæ хъæлæсы йын банкъардтон фæлмæн, рæвдаугæ зæлтæ. Рæвдзгомау æм бауадтæн æд къæбылатæ, мæхи йæм балхъывтон.

– Дæу хуызæн нана никæмæн ис а зæххыл! – дзурын æз цингæнгæ.

– Цæй, цæй! Фæлтау сын бынæттæ кæныныл батыхс. Стæй сын нæмттæ дæр æрхъуыды кæн.

Кæм ма уыд мæнæй амондджындæр!

Бокоты Роксанæ

Дзæуджыхъæуы 38-æм скъола,

6-æм «д» кълас

Уалдзæг

Урс цъити хохæй

Калы тæмæнтæ.

Комы нарæгæй

Згъорынц дæттæ.

Хуры тын хъазгæ

Зæххы рæвдауы.

Хъæугæрон хъазтæм

Хин рувас хъавы.

Уалдзæг æрцыдис

Махмæ йæ рады.

Донбыл цъæх хæрис

Й’ амондæй райы.