ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ

Весной 2011 г. состоялся II-й Республиканский литературный конкурс среди школьников.

Организаторами конкурса, как и в прошлом году, выступили Региональный общественный благотворительный фонд «Успение» (Лариса Цуккиева), Северо-Осетинская организация «Общество любителей книги» (Лариса Гетоева) и редакция литературно-художественного журнала «Дарьял».

Следует отметить возросшее число участников II конкурса (почти 130 человек), а также более высокое, по сравнению с прошлогодним, качество представленных работ. В этом, несомненно, большая заслуга школьных преподавателей – О.А. Едзоевой (шк. № 38), С.В. Ирхи (ст. Архонская, шк. № 2), И.Н. Малышевой (шк. №38), Р.А. Томаевой (шк. № 50), Р.А. Кцоевой (шк. № 13) и многих других.

Заметим также, что значительное количество произведений было представлено на осетинском языке.

Перед жюри конкурса стояла непростая задача: во многих случаях трудно было отдать предпочтение кому-либо, и потому призовые места делились между двумя, а то и тремя авторами.

В номинации «Проза» I место разделили Зарина Каллагова (гимназия № 5) и Наталья Костарнова (ст. Архонская, шк. № 2). Повесть Зарины Каллаговой «Не бойся темноты» публикуется отдельно, в рубрике «Литературный дебют». II место: Сабина Джиджоева (с. Иран), Ксения Козловская (шк. № 39), Алан Хадаев (шк. № 46). III место: Кристина Апокатаниди (гимназия № 5), Ирина Бугакова (шк. № 38), Грета Свинаидзе (с. Ольгинское).

В номинации «Поэзия»:

I место: Дзерасса Асламурзаева (шк. № 46), Азамат Кисиев (шк. № 30), Наталья Костарнова (ст. Архонская, шк. № 2). II место: Ангелина Лукашева (шк. № 8), Софья Хабалова (шк. № 38).

За произведения, написанные на осетинском языке, I премию получил Вильям Салагаев (шк. № 38), II премию – Мадина Басиева (шк. № 50), III премию – Алан Джагаев (шк. № 13).

Специальные призы присуждены Дзерассе Бесоловой (г. Беслан, шк. № 2) – за художественный перевод с осетинского; Алане Бибоевой (г. Беслан, шк. № 1) – за стихотворение о трагедии Беслана; Анне Сурковой (шк. № 25) – за повесть «Феерия Ванессы».

Многим юным авторам были присуждены поощрительные премии (их произведения также публикуются в этом номере).

Остается пожелать нашим авторам дальнейших творческих успехов.

Азамат КИСИЕВ

школа № 30 г. Владикавказа

* * *

Запах ночи, запах сладкий,

Запах терпкий. Бархат, дым…

Вьётся запах звёзд украдкой –

Ветра запахом гоним.

Слышит небо запах лунный –

Запах крыльев режет слух.

Сонный запах лжёт безумно;

Запах движет дерзкий дух.

Взмах в полёте – запах пепла,

Запах золотой золы.

В чёрном запахе окрепла

Вечность с запахом стрелы.

Запах грёз, на взгляды падкий,

Горьким запахом томим…

Запах ночи, запах сладкий,

Запах терпкий. Бархат, дым…

Наталья КОСТАРНОВА

школа № 2 ст. Архонской

РАНЕННЫЙ ГОРОД

Раненый город скрежетом боли

Полз по тугим путям.

Вдоль иссеченный эхом неволи,

Город спасался сам.

Плен был стодневен, был ежечасен –

Беспрецедентный плен.

Духом покинут, кровию – красен,

Грязным оскалом стен

Город смеялся в лица похожим,

Верящим городам.

Брошенный всуе Смелым Прохожим,

Город

Спасался

Сам.

Городу, верно, снилось предплечье

И ледяной оскал.

С раной в три пальца, по-человечьи

Город Его искал.

Метр за метром, правдою Госта

Город сходил на нет.

Не доставало городу роста,

Эха чужих планет.

Сколько в нем было? Вера на вере –

Верою скреплена.

Брошенный город в брошенном сквере,

Всех посылая на

Путь избавленья, рельсой железной

Бился о вой колес;

Бешеный город в шаге над бездной

Духом Его волос

Каялся: «Боже, только б добраться!

Только б Его найти!»

Маленький город, стройностью плаца

Вышагивая пути,

Руки стирая – в локоть, в запястье,

Преданейше искал

Профиль желанный, именем Счастье,

Цветом тугих скал.

Жадно старался челюстью клацать

Город немых бед –

Маленький город – всего-то семнадцать

Жалких девичьих лет.

Дзерасса АСЛАМУРЗАЕВА

школа № 46 г. Владикавказа

ПРОБЛЕМЫ НАЦИИ

Вы слышите, я ненавижу вас,

за то, что вы решили, что мы хуже,

что вам не нужен Северный Кавказ,

что мы несем с собой печаль и ужас.

Вы слышите, как ненавижу я?

Всем сердцем и душою всей своей,

за то, что вы сказали, не тая,

что мы ответственны за множество смертей.

За то, что мне бывает очень грустно,

за то, что я не сплю опять ночей.

Вы говорите, что Россия лишь для русских,

и что Москва – она для москвичей.

Я ненавижу вас и презираю,

вы выше ставите бессмысленность вражды.

И ничего собой не представляя,

вы все равно свои открыли рты.

И я есть юность нации своей,

и я равна вам, как равны все люди.

И среди сотни тысяч новых дней

другого никогда уже не будет.

Я эту ненависть навеки сохранила

за ваших предрассудков каждый час.

Вы мою веру в родину разбили,

и я за это ненавижу вас.

Сабина ДЖИДЖОЕВА

школа с. Иран, Кировского района

СКАЗКА-БЫЛЬ «РОДНИК»

Каждый раз, когда мы едем на Юг, мы пребываем в праздничном настроении. Собираемся долго, потому что моей маме кажется, что она недостаточно набрала подарков родным, а особенно своей маме, то есть моей бабушке.

Даже когда я была совсем маленькая, дорога меня никогда не усыпляла. Наоборот, я всегда с интересом наблюдала, как менялся пейзаж за окном, и я ощущала себя героиней сказки, где горы– великаны были жилищем сказочных существ. Меня возвращал в реальность голос мамы, который был полон гордости и восторга, когда мы равнялись с памятником Коста Хетагуров в селении Нар. Она встает и выказывает почтение великому сыну осетинского народа. У меня всегда ощущение, что он тоже нас приветствует, и я мысленно с ним здороваюсь.

Когда мы приезжаем, моя бабушка от радости начинает танцевать. Вообще она удивительная женщина. Ей семьдесят пять лет, но я никогда не видела её грустной, уставшей. Раньше мне казалось, что она никогда не спит, потому, что она встаёт раньше всех и ложится позже всех. А ещё у неё есть любимое слово, которое она всегда употребляет при всяком удобном случае. Это слово «отчаянный». Мы её также называем «отчаянная бабушка». Иногда она поступает именно так. В этом году мы приехали поздно. Остатки тутовника на ветках манили меня, но мама зорко следила за мной, чтобы я не залезла на дерево. Бабушка, увидев меня, пообещала сорвать мне их. Утром мама искала бабушку, а мы с сестрой сидели под орехом.

– Попробуй, найди бабушку,– подшучивали мы.

Когда она устала искать, мы попросили её посмотреть на высокое дерево, где бабушка срывала тутовник. Ситуация была анекдотичная: мы, молодые, сидели и ждали, когда бабушка нарвёт нам ягод. Часто я смотрела на неё и думала о том, что у неё есть волшебное зелье, которое ей придаёт сил. А в этом году я узнала, где находится это зелье. Бабушка попросила нас принести из родника воду. Не уточнив, откуда именно, мы набрали воду из близлежащего источника, а их в селе несколько. Выпив воду, бабушка сразу поняла нашу хитрость и сказала, что ей нужна была вода из живого родника.

– Ба, а вода в этом роднике тоже живая, как в сказке?– спросила я.

– Конечно, живая! – с уверенностью отвечала она. – Раньше в селе все пили из этого родника и были здоровее и бодрее. Вода тоже имеет память, и наш родник помнит всех моих родственников: моего отца, который нашёл его, мою мать, которая носила оттуда воду, всех моих братьев и сестёр. Он придаёт нам сил, и мы должны не забывать об этом.

– Если я буду пить из этого источника, я тоже буду сильной и здоровой? – не унималась я.

– Да, и никогда не будешь болеть. Завтра мы вместе пойдём к роднику, и ты посмотришь, что родник даже умеет разговаривать!

На следующий день мы с бабушкой пошли к роднику. Когда мы сели, бабушка сказала:

– Прислушайся, он тебя приветствует!

Я сначала ничего не могла понять, но потом не только услышала, но и увидела много интересного. Кто-то погладил меня по голове и сказал:

– Мы тебя приветствуем, девочка, и каждый год ждем вас. Мы надеемся, что вы не забудете эту землю, этот родник, вас будет тянуть всегда сюда. Посмотри, мы все живы благодаря вашей памяти. Пока вы помните о нас, пользуетесь этой водой и ходите по этой земле, мы не исчезаем в этом мире.

Я правда увидела своих родных, я в этом была уверена, они смотрели на меня с надеждой в глазах, а со мной разговаривал мой дедушка. Перед моими глазами прошли их нелёгкие судьбы, но они не оставили свою землю, сохранили её для нас, потомков. Земля давала бодрость духа, вода наполняла силой мою бабушку. Весь секрет её крылся в памяти о предках, которой она дорожила. Она открыла свой секрет и хотела, чтобы мы следовали ему.

Вскоре настало время отъезда. Опять мы собирались долго: теперь бабушке казалось, что она нам недостаточно положила гостинцев. И я поняла, насколько они похожи с мамой. И ещё я поняла, как дорога мне это земля, где я каждый год набираюсь сил. Я также была уверена, что мы скоро вернёмся, потому что здесь нас ждёт не только бабушка, но земля, вода и мои предки.

Ксения КОЗЛОВСКАЯ

11 «а» класс, школа № 39 г. Владикавказа

РАССКАЗ О РАССКАЗЕ

Каждая человеческая деятельность таит в себе огромное число нюансов, особенностей и трудностей. Не исключение и творческая деятельность. Трудность творчества заключается, на мой взгляд, в начинании. Любой творческий человек не знает с чего начать, у него масса идей, но все они вмиг улетучиваются, стоит человеку изъявить желание излить свои творческие порывы ничего не подозревающему миру.

Возьмем, к примеру, начинающего писателя Х. У него есть идея, которая вполне сгодится, чтобы написать рассказ/повесть/роман. И вот писатель садится за стол, полный готовности явить миру новый шедевр, как он думает. И начинает писать. Только как начать? Здесь и возникают первая проблема.

Начало

Писатель Х в замешательстве. У него есть идея, однако он не может начать. Слова выходят какие-то сухие, безжизненные. Первый скомканный лист бумаги летит в корзину. Как правило, не попадает.

По сути, идея – это лишь корж в торте «Произведение», который нужно намазать кремом. Не поставишь же на стол голый коржик. Поэтому начало, которым надо «намазать» идею, требует тщательного подхода и может затянуться. Начало – самое опасное в рассказе/повести/романе: в зависимости от того, как писатель начнет свою работу, читатель решит для себя читать дальше или выбросить вообще эту книгу. Опасность начала также заключается в том, что оно может отбить всякое желание писать, творить, мыслить. Писатель в порыве ярости готов сломать все пишущие предметы в доме, сжечь всю бумагу и готов поклясться, что в жизни больше никогда не сядет что-то писать.

Но в какой-то момент, может через неделю, а может и через месяц после красноречивых клятв, к писателю Х приходят нужные слова. Приходят всегда не вовремя, зачастую, ночью. И перед писателем возникает проблема: встать и писать или наплевать и спать дальше. Тут и открывается, какой перед нами писатель: хороший или плохой.

Хороший писатель встанет и начнет писать, несмотря на сон, усталость и на то, что он разбудил всех домашних.

Плохой же писатель продолжит спать, и вся его писательская деятельность на этом закончится.

Пусть наш писатель Х будет хорошим. И он под сонные проклятия домочадцев садится за рукопись. Начало будущего шедевра, который перевернет всю мировую и отечественную литературу, положено. Занавес, аплодисменты.

Теперь надо как-то связать начало с основным действием, подготовить читателя к последующим эпизодам, которые окажут существенное влияние на героя/героиню/ героев. Здесь все зависит от словарного запаса писателя. Переход может быть одним предложением, а может и целым абзацем. Тут важно не перегнуть палку, так как предложение может выразить все то, что не выразит абзац.

В принципе, можно резко перейти к основным действиям, «рубануть сплеча», но так делают писатели-оригиналы, которых знают не только их близкие друзья-идиоты и их бабушки.

Таким образом, писатель подходит к основному действию, где главный герой/героиня/герои рассказа/повести/романа узнает тайну своего рождения/ попадает в критическую ситуацию/оказывается главным злодеем. Последнее особенно «радует» читателей, потому что дальше неясно, кому сопереживать и сопереживать ли кому-то вообще.

Ядро произведения, по сути, является маленьким рассказиком, требующим начало, сюжет, конец.

Раздумывать над началом особенно не стоит, ведь его можно завернуть так, что все предыдущие действия окажутся прямыми противопоставлениями начинающимся.

Вся беда заключается в кульминации работы. Наш несчастный писатель запирается в своей комнате на неделю, на месяц и в творческих поисках ходит кругами по комнате, бормоча что-то себе под нос или выкрикивая какие-то фразы, чем периодически приводит в ужас своих домашних, которые, в свою очередь, решают, что их бедный родственник совсем рехнулся на творческой почве. Для придания особенного трагизма надо отказаться от еды и разбросать по комнате листы бумаги, вызывая тем самым проклятия на свою голову жены или мамы. Наконец, к нему приходит вдохновение и писатель, счастливый, небритый и лохматый, садится за перо и бумагу и строчит так, что дым идет. Процесс занимает от 1 дня до 1 года. Не больше.

Конец

Конец не легче начала или кульминации. Многие произведения не написаны по той простой причине, что их авторы не смогли их закончить. Конец может затянуться на годы. В конце должен раскрыться смысл всей работы, и от степени садизма автора зависит, осознает ли свои ошибки, начнет ли новую жизнь, родит ли ребенка, женится или выйдет замуж, умрет ли, успеет ли на самолет, доедет ли до пункта назначения герой/героиня/герои.

И вот после мучительных родов главной сути произведения писатель борется за конец. Снова наступает период творческих мук, снова наш мученик, к великому сожалению своих домашних, запирается в комнате, снова оттуда доносятся какие-то выкрики, снова его родственники готовы вызвать скорую психиатрическую помощь, снова раб искусства не ест, не пьет, не бреется, пока идеальное сочетание слов обрушивается в самый неподходящий момент на голову писателя, словно небесная благодать.

В порыве вдохновения писатель выходит на финишную прямую. И тут главное не упустить мысль, потому что если она уйдет, то писатель получит нервный срыв, что оторвет его от литераторства в целом. И мир не увидит шедевра.

Но конец написан, рукопись сложена в стопку, и наш мученик счастлив так, что в русском языке нет стольких эпитетов, оборотов и метафор, чтобы описать его счастье.

Что касается текста, то в идеале он должен быть тем, что через 50 лет явится сценарием для оскароносного фильма. Также идеально было бы, чтобы произведение было не признано вначале. Это добавит трагизма в биографию писателя и позволит ему утверждать, что, мол, это не он бездарность, а общество не готово к столь андеграудному произведению.

Ко всему вышесказанному хотелось бы добавить, что написание рассказа/повести/романа иногда затягивается на несколько лет, и в большинстве случаев добрая половина этого времени отводится многочисленным творческим кризисам, большая часть которых в народе называется очень емким и точным словом «лень». Этот недостаток писатели или поэты списывают на отсутствие музы, которая только и ждет, когда эти бездельники наконец сядут за работу, и будь их воля, они с пистолетом у виска стояли бы и следили за процессом.

Остальную половину автор тратит на само написание, собирание воедино и напечатание.

Софья ХАБАЛОВА

6 «б» класс, школа № 38 г. Владикавказа

Журавли

Подождите меня, журавли,

Еще день на юга не летите.

До сих пор вы остаться могли,

Так еще хоть чуть-чуть не летите.

Пусть уже начались холода,

Вы вдвоем оторвались от стаи.

С журавлихой случилась беда,

Но журавль ее не оставит.

Жаль, но в жизни так не всегда,

Что у птицы душа человечья.

Чаще сердце людское из льда,

Чтобы легче сносить увечья.

Журавлиха! Счастливая ты,

Тебе есть на кого опереться.

А меня от моей беды

Не спасут, не позволят согреться.

Алан ХАДАЕВ

10 «а» класс, школа №46 г. Владикавказа

Не жизни жаль, с томительным дыханьем,

Что жизнь и смерть?.. Но жаль того огня,

Что просиял над вечным мирозданьем,

И вдаль идет, и плачет, уходя…

А. Фет

Что происходит с человеком после смерти?

Люди часто задумываются над этим и пытаются найти ответ.

Но, к сожалению, никто не может точно ответить на этот вопрос. Все теряются в догадках, однако никому не удалось даже приблизиться к разгадке.

Существует множество версий и гипотез:

Верующие активно поддерживают версию о Рае и Аде. Они ни на минуту не задумываются, что эта версия может быть ошибочна, так как всем сердцем верят в Высшие Силы, в Бога.

Большинство предпочитает верить, что человек продолжает существовать даже после смерти. Кто-то думает, что человек становится духом или призраком, который не могут видеть живущие люди.

Есть те, кто относятся к этому скептически. Они убеждены, что смерть – это покой, подобный сну. Человека, который умер, больше ничто и никто не тревожит. В основном так считают люди пожилые, которым довелось много в жизни повидать, которые набрались опыта и не испытывают больше страха перед смертью.

Это были самые распространенные версии, существуют и мало кому известные:

Так, например, некоторые люди склоны думать, что человек после смерти становится звездой. Они смотрят ночью в небо и, оценивая яркость и красоту звезды, думают, какой это был человек: хороший или плохой…

Раньше предполагали, что душа человека переселяется во что-нибудь другое. Не имело значения, одушевленное или неодушевленное. Люди боялись раздавить какое-нибудь насекомое, думая, что этим насекомым мог оказаться их предок.

Но все это лишь догадки. Они не дают человеку точных знаний, поэтому каждый склонен выбирать для себя ту теорию, которая наиболее ему по душе. Многие люди боятся смерти. Они везде осторожны, подозрительно относятся ко всему окружающему. Возможно, так они проживут дольше, но ведь вечно жить все равно не получится, здесь вопрос заключается в том, когда наступит смерть.

Поэтому я считаю, что нет смысла бояться смерти, нужно веселее к этому относиться. Тогда вам будет легче её встретить.

Не надо жить, думая, что эта жизнь когда-то закончится. Ведь она дана для того, чтобы человек добился чего-то в жизни, завел семью, вырастил детей.

И только тогда, когда человек перестает думать о смерти, он начинает жить счастливо!

Анжелика ГАЛУСТЯН

школа № 7 г. Владикавказа

ЛЕТНИМ ДНЕМ

Однажды жарким летним днем

Играли сестры в куклы вдвоем.

И все у них было почти по два:

Два Кена, две Ванны и два кота,

Но кукла Настюша была лишь одна.

– Моя это кукла!

– Нет, кукла моя! –

Тянули то Юля, то Оля пища…

Сначала сломались рука и нога,

Порвалось платье, упала туфля.

– Отдай, Юля, куклу, чинить буду я!

– Нет, Оля, не будешь, ведь кукла моя!

От визга к сестренкам сбежался весь двор,

Но было уж поздно вести разговор.

Сломалась кукла напополам,

А Оля кричит: – Половинку не дам!..

Однажды жарким летним днем

Играли сестры в куклы вдвоем.

И все у них было по два:

Две кофты, и платья два,

И множество рюшек…

И две половинки Настюши.

Ирина БУГАКОВА

5 «г» класс, школа №38 г. Владикавказа

«ЖИВЫЕ ИГРУШКИ»

Сказка

У Миши было много игрушек. Так много, что он не знал им счета. Они валялись по всей комнате: зайчик с рваным ухом, машинка без колеса, порванный мяч, паровоз без трубы.

Не повезло и маленькому плюшевому медвежонку. Миша кидал его, пинал и топтал до тех пор, пока не оторвал ему лапу. Потом он стал рассматривать картинки в журнале и не заметил, как уснул.

Спит Миша и видит сон. Все его игрушки собрались вокруг бедного медвежонка, жалеют его и приговаривают:

– Сколько можно это терпеть?

– Нам не повезло с хозяином!

– Что нам делать?

– Как нам быть?

Вдруг откуда-то появилось огромное, мохнатое чудовище. Оно было гораздо больше Миши. Это соседский кот, вытягиваясь и сверкая злющими глазами, стал подбираться к мальчику.

Он протягивал свои страшные когти и все время норовил схватить Мишу за штаны.

«Все, это конец! – подумал Миша. – Кот сейчас меня просто съест. Ведь я его так часто обижал».

Но тут случилось невероятное. Игрушки выстроились перед чудовищем сплошной стеной. Стрелы, шарики и пружинки полетели в кота. Дротики вонзились ему в бока, а порванный мяч раздул свои щеки и ударил кота по лбу.

Кот испугался, поджал хвост и убежал.

Миша проснулся. Все было по-прежнему. Зайчик с рваным ухом, машинка без колеса, порванный мяч, паровоз без трубы валялись повсюду.

Мальчик собрал их вместе, обнял и сказал: «Спасибо вам, мои дорогие! Вы спасли меня от страшного чудовища. Больше никогда вас не буду обижать!»

Кристина АПОКАТАНИДИ

7 «а» класс, гимназия №5 г. Владикавказа

МОИ ДОЖДИ

Не знаю почему, но я люблю дождь. Удивительное, чудесное, необычное время, не так ли? Но почему-то многие не разделяют мою точку зрения, считают, что дождь ужасен. Некоторые люди, как я заметила, в это время становятся злыми, раздражительными, какими-то несговорчивыми. Кому-то такая погода рушит, наверное, самые важные планы, и хотя бы поэтому они терпеть не могут мой дождь. Им бы только солнце, солнце, солнце! А мне все равно нравится! Я даже больше скажу: мы похожи с ним.

Давайте вспомним точное толкование этого слова и причины рождения дождя. Когда в облаках бывает слишком много влаги, они начинают «плакать». Интересно, не правда ли? И я не просто так говорю о своем сходстве с дождем, хотя я очень позитивная, веселая, жизнерадостная…

Казалось бы, что может связывать нас? Наверно, какая-то скрытая энергетика… Не знаю…

Тут даже истинный ненавистник этого явления не устоит. Ты дышишь свежестью! Не грязью, не пылью, не бензином, а чем-то чистым, даже вкусным: запахом мокрой травы, листвы, коры деревьев.

А как меняются краски после дождя! Ведь многие художники-пейзажисты изображали именно дождь. А почему? Да потому что после него все цвета оживают, начинают светиться, играть на полотне, а если рисует настоящий творец, то получается шедевр. Начинаешь смотреть на всё глазами Фёдора Васильева и Исаака Левитана.

Я знаю: дождь смывает все плохое, оставляя все хорошее в душе, в природе и в сердце. И это, наверное, совсем не страшно, когда природа чуть-чуть поплачет… Согласны?

Алана БИБОЕВА

школа №1 г. Беслана

«ДАЙТЕ ГЛОТОЧЕК ВОДЫ» –

ТИХО МАЛЫШ ПРОШЕПТАЛ,

РУКУ СВОЮ ПРОТЯНУВ,

ОН ТЕРРОРИСТУ СКАЗАЛ:

«НА, ВОТ МОНЕТУ ВОЗЬМИ,

МАМУ МОЮ ОТПУСТИ».

«ТИМОЧКА, ТИМА, ТИМУР…» –

ДОЛГО МОЛИТВУ ЧИТАЛ.

ГОСПОДИ, НАМ ПОМОГИ!

БОЖЕНЬКА, НАС ТЫ СПАСИ!

МАМОЧКА, МАМА МОЯ!

ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ Я ТЕБЯ!

КАК ЖЕ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ

БУДЕШЬ ТЫ ЖИТЬ БЕЗ МЕНЯ!

МИЛЫЙ МОЙ, ТИХИЙ БЕСЛАН

ГОЛОВУ ВНИЗ ОПУСТИЛ.

ГОРОД, ОСЛЕПШИЙ ОТ РАН,

ДАЖЕ И БОГ ПОЗАБЫЛ.

НАДО ОПЯТЬ В ВЫСОТУ,

ЛЮДИ, ДЕТЕЙ ПОДНИМАТЬ,

СНОВА, МЕЧТУ ПРИХВАТИВ,

В НОВЫЕ ШКОЛЫ БЕЖАТЬ.

ХВАТИТ ТЕРРОРА И ВОЙН!

ХВАТИТ ДЕТЕЙ НАМ ТЕРЯТЬ!

ДОЛЖЕН УСЛЫШАТЬ ВЕСЬ МИР,

КАК НЕЛЕГКО УМИРАТЬ!

НАДО НА МИР ВЕСЬ КРИЧАТЬ!

ЖИТЬ ТАК НАМ БОЛЬШЕ НЕЛЬЗЯ!

АНГЕЛОВ ГОРОД ОДИН,

ХВАТИТ ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ!

03.23.2004

Артур ГУСАЛОВ

школа №4 г. Беслана

О ЧЕМ РАССКАЗАЛ МНЕ РУЧЕЙ

Рассказ

Когда прошлым летом я отдыхал в горном лагере, мы с отрядом отправились высоко в горы, где живут огромные седые ледники.

Меня поразила их красота и величие. Они гордо возвышались над нами, и мы чувствовали себя рядом с ними совсем маленькими и беспомощными.

У подножия ледников ютились озера, а от них кое-где тонкими ниточками разбегались в стороны крохотные ручьи.

Водичка в ручьях была ледяная, но чистая-чистая, как слеза. Я заглянул в ручеек и увидел в нем свое отражение – ну, прямо как в зеркале. Мне захотелось поговорить с ручьем.

– Расскажи о себе, – попросил я его, и мне показалось, что я даже услышал ответ:

– Я маленький горный ручеек, и родился я высоко в горах от величественного и гордого ледника. У меня много сестер – небольших речушек – и братьев, и растеклись они по всей земле.

Я беру начало в горах, я бегу, пока не попаду в небольшую речушку, оттуда – в реку, из реки – в море, а из моря – уже в огромный океан.

Мне нравится весело бежать по земле, потому что она очень красивая.

Я пою людей чистой и прохладной водой, даю жизнь всему живому. Потому я счастливый ручеек.

Но иногда я грущу и даже плачу, когда ко мне приходят недобрые люди. Сначала они радуются моему звонкому пению, потом восхищаются моей вкусной, чистой водой, а когда утоляют жажду, забывают о моей доброте.

А я страдаю от обиды, потому что люди не хотят понять, что я такое же живое существо, как они, что я так же могу смеяться или грустить. Мне не нравится, когда в меня бросают бумажки, консервные банки, пакеты с мусором. И я несу всю эту грязь дальше, против своей воли засоряя речушки, реки и моря, где заканчивается мой длинный путь.

И я хочу, чтобы люди знали об этом и умели отвечать на мое добро добром. А я всегда буду стараться поить их целебной природной водой, чтобы они никогда не болели и были счастливы…

Я заглянул в добрые голубые глаза ручейка и поверил ему. И мне захотелось сказать людям, которые были рядом:

– Посмотрите, как прекрасен этот маленький горный ручей, какая добрая у него душа. Давайте поможем ему быть счастливым.

Анна ТАРАСОВА

школа №2 ст. Архонской

КОСМОС

Космос… Что это такое?

Это звезды, небо, море,

И планеты, и Луна.

Космос – это космонавты.

Космос – это астронавты.

Те, кто открывают нам

Путь к загадочным мирам.

Пусть сегодня знаем много

О Земле и про погоду,

Но в дальнейшем все равно

Знать хотим мы всё про всё!

Гретта Свинаидзе

5 «Б» класс сел. Ольгинское

С МУСЬКОЙ – ХОТЬ В РАЗВЕДКУ!

Моя кошка Муська стала мамой впервые и очень заботилась о своих котятах. Никого не подпускала к коробке с малышами. Доверяла она только мне, и когда я садилась на стул, Муська сразу бежала к своей миске. Съев все быстро, возвращалась и давала понять, что мое дежурство возле котят закончилось.

У подружки была собака Тузик – пес, похожий на болонку. Вся его доброжелательность исчезала, как только дело касалось еды. К нему близко не подходи, облает, а то и кинется, даже на меня.

В то утро я собиралась в школу и прошла мимо Тузика, который охранял какую-то косточку. Песик с лаем прыгнул в мою сторону. Я испугалась и, споткнувшись, упала в малину. И тут откуда-то вылетела Муська. Подскочила к Тузику и, встав на задние лапы, вцепилась в его морду, трепала его из стороны в сторону. Тузик завыл от боли и ужаса, а Муся, защитив меня, важно ушла к котятам. Тузик забежал в конуру и весь день никто не мог выманить его оттуда.

«Да, с такой кошкой – Муськой – можно и в разведку», – сказали мне подруги, когда бабушка рассказала им про Муськин подвиг.

Ирина МАРЗОЕВА

гимназия №5 г. Владикавказа

ВСЕ БИЛЕТЫ РАСПРОДАНЫ

Все билеты распроданы. Очень жалко, что я не посмотрю. Так хотелось. Думала, мне станет

легче. Теперь придется идти домой – в маленькую квартирку, где всегда слышны завывания

ветра. Захотелось пнуть мусорное ведро, но я подумала, что женщина, которая каждое утро убирает мусор на этой улице, расстроится. Я решила этого не делать. Потом я встретила старого знакомого. Он был вполне приветлив, но мне не понравился. Я слишком расстроилась из-за билетов. Когда я шла через мост, я увидела кошку, которая сидела на дереве и мяукала. Как жалко, что не получилось купить билеты. Мне было бы так интересно. Продавщица пончиков смотрела на меня из ларька – как же ей надоели все эти люди – ходят, ходят мимо. А мне-то как надоела эта продавщица, сидит и сидит.

Билетов не было – вот и все.

Залина Хамикоева

школа №39 г. Владикавказа

ТАК УМИРАЕТ МОРЕ

На Тампико надвигался вечер, на дорогах увеличилось движение, в окнах домов загорались огни, мексиканцы спешили домой, к своим семьям и вкусному теплому ужину.

Луис сидел на берегу и смотрел на воды залива. Волны медленно накатывали на пляж, теплый соленый ветер дул в лицо, развевая волосы. На коленях пятнадцатилетний мексиканец держал тетрадку с сочинением, которое пока что состояло только из слов: «Нашу планету нужно защищать». Хотя на эту тему мыслей у него было предостаточно, облечь их в слова казалось просто невозможным.

Парень поднял глаза на мерцающие в вечернем свете волны. С момента взрыва буровой станции прошло больше года, и вода стала значительно чище, чем в августе, но люди всё еще побаивались купаться в заливе.

В тот день, 12 августа 1979 года, Луис вместе с друзьями отправился на пляж прогуляться, и то, что они увидели, повергло их в шок.

Нефть бурой пленкой покрывала воду в нескольких метрах от побережья. Разбиваясь о берег, волны выбрасывали на песок густую темную массу, которая, будто болезнь, медленно убивала воды столь родного Луису Мексиканского залива. Несколько мертвых птиц выбросило на берег. Нефть полностью покрыла их тела, лишив шансов на спасение.

Взяв ручку, Луис начал писать. Он записывал свои мысли и чувства, которые испытал, увидев на воде пленку, в лучах солнца похожую на кровь – кровь его планеты. Он вспоминал мертвых птиц на берегу, рыб, абсолютно черных от облепившей их нефти. Он помнил все: и спасателей, расчищавших берег, и туристов, желавших сфотографировать нефтяное пятно, и простых горожан, решивших помочь.

Час спустя, когда совсем стемнело, Луис положил ручку в карман, встал, отряхнул штаны и отправился домой, довольный тем, что, наконец, закончил писать.

На следующей неделе учительница попросила Луиса прочитать свое сочинение перед классом. Откашлявшись, парень глубоко вздохнул и стал читать:

– Прошлым летом я видел, как умирал Мексиканский залив…

При взрыве буровой станции произошел огромный выброс нефти. Из-за человеческой ошибки залив и все его обитатели оказались в опасности.

К тому моменту, как приехали спасатели, берег был черным от вынесенной волнами нефти. И в этой густой жиже трепыхались, пытаясь взлететь, птицы — целая стая оказалась в центре нефтяного пятна. Они били крыльями и кричали, и в унисон с ними кричал Мексиканский залив, ставший так же, как эти несчастные птицы, жертвой человека.

Глядя на все это, я спрашивал себя: «Почему люди начинают думать о сохранности природы, только когда становится слишком поздно?» Ведь эту катастрофу можно было предотвратить, но люди, видимо, понадеялись на удачу… опять.

Человеку почему-то всегда кажется, что он один ничем не может помочь своей планете. Но ведь если хотя бы один сделает что-нибудь на благо природы, его примеру последуют и другие, которые тоже когда-то считали, что слишком «малы», чтобы самим сделать первый шаг. За ним пойдут, его поймут. Стоит лишь сделать шаг!.. Но он не делает ничего… Каждый день он встает, готовит себе кофе, едет на работу и не делает ничего для планеты!

Земля в опасности! Она умирает… Каждый день она все слабее… И если мы ее не спасем, не спасет никто.

Алишер ЛАРИН

8 «а» класс, РФМЛИ

ПРИХОД ВЕСНЫ

Весна! Как много в этом звуке…

Е. А. Баратынский

Вот и первое марта. Первый день весны. Близится пора воскрешения всего живого. Но зима не хочет уступать: метёт метель, засыпая всё последним снегом. Но весна всё равно придёт, и наступит чудо.

Улетят на север хмурые, злые тучи, и на небосводе выглянет яркое солнце, лучами согревая землю и растапливая лёд. Потекут ручьи, журча и звеня. Этот звук так приятен слуху, что хочется вырваться поскорее на улицу, выбраться на природу, чтобы, слившись с нею, вторить пению птиц, славящих весну, призвавшую их на родину из южных стран. Пожалуй, никогда природа не бывает такой прекрасной, как этой порой возрождения всего живого.

На деревьях появляются почки, жадно впитывающие солнечный свет и влагу, чтобы родить молодые побеги и листья. Следом за деревьями возрождаются травы, пахучие и медоносные, лекарственные и съедобные или простые, радующие глаз своей весёлостью, жизнелюбием, умением подарить сердцам надежду на светлое будущее. Распускаются листья, распускаются цветы, пробуждаются после спячки звери и насекомые – разве это не прекрасно? И речушки, стекаясь в большое русло, несут свои воды великой горной реке – Тереку. И он, богатея с каждой каплей влаги, ширится и углубляется, рокочет всё громче и громче…

Ущелья покрываются зелёной шёлковой травкой, в небе веет лёгкий ветерок – добрый дедушка-сеятель. Расцветают сады абрикосом и черешней, вишней и сливой и многими другими ягодами, распространяя дивные ароматы, и воздушные волны несут их к Казбеку. Его ледник, именуемый шапкой, начинает сиять, «как грань алмаза», излучая ни с чем не сравнимый свет, и по каплям ледник тает, стекая ручейками вниз, окаймляя седые горы – так начинаются великие воды Терека.

И люди, вслед за дедушкой-сеятелем, начинают возделывать землю, пашут в апреле, засеивая яровые. И так прекрасно проходит весна, переходящая в жаркое лето.

Но сейчас пока холодно, и чудесная весна впереди, она ещё не прилетела из тёплых стран, не раскрыла свои объятья. Но все её ждут с нетерпением, желая возрождения природы. И она придёт, творя дива дивные.

Владимир ГРУШЕВСКИЙ

школа №38 г. Владикавказа

СКАЗКА О БОГАТЫРЕ ЕРЁМЕ

Жил-был богатырь по имени Ерёма. Служил он у царя по имени Иван. Управлялся Ерёма с приказами ловко, он мог быка в упряжку запрячь. Невзлюбила Ерёму Баба-Яга, так как с царём воевала она. Послала Яга, чтобы Ерёму убить, тридцать три чёрта. И сказала она чертям: «Я вам оружие дам!» Дала она им мечи, копья, щиты, всё, что было, отдала. Узнал царь об этом, Ерёму позвал и сказал: «На нас нападает Баба-Яга, тридцать три чёрта послала она. Дала им мечи и копья. Только ты сможешь помочь! Армию чертей разгроми и от меня награды ты жди!» Услышав такое, Ерёма сразу поспешил в дорогу. Как только нашёл Ерёма место, где черти его ждали, так сразу черти на Ерёму напали. Хоть чертей было много, не унывал наш Ерёма. Он бил своим мечом, бил и, в конце концов победил!!! Вернулся Ерёма к царю со шкурой чёрта на плечах. Увидев это, царь дал Ерёме награду обещанную – коня в золотой уздечке. Но царь строго сказал: «Иди в далёкий путь, и магию злой старухи своим мечом победи!» И пообещал царь, если Ерёма Ягу победит, то он за Ерёму дочку отдаст. Отправился Ерёма в путь на своём коне. А конь был серый в белый горошек. Узнав, Баба-Яга послала к Ерёме трёх заколдованных быков. Когда Ерёма двух быков победил, третий побежал, а Ерёма на коне за ним. И привёл бык богатыря к Бабе-Яге. Уж готова была Баба-Яга, и начался жестокий бой. Баба-Яга магией стреляет, но почему-то сама в себя попадает. Это у Ерёмы меч отражает магию обратно к Бабе-Яге. Но на Ерёму Баба-Яга сильное заклятье навела – превращение в жабу! А Ерёма мечом магию отбил, и Ягу он в жабу превратил, и в болото её отпустил. Едет Ерёма довольный на своём коне к царю. Услышав от Ерёмы, как он победил Бабу-Ягу, царь и объявил свадьбу дочери Елены и богатыря Ерёмы.

Юлия Шаталова

школа № 2 ст. Архонской

ПРИСТАВКИ ПРИ-, ПРЕ-

Лингвистическая сказка

Однажды орфография выстроила все приставки. Первыми стояли те, которые имели в своем

составе четыре буквы, потом – три, а затем – две. Самой первой оказалась пере-, которая очень гордилась своим положением.

– Я среди вас главная, захочу и всех заставлю все пере– делать! – заявила она остальным. Услыхал ее король Словообразование и сказал:

– Не место красит приставку, а ее значение. Ты, пере-, придаешь словам их всего два: «Слишком» и «Выполнить еще раз». А вот твоя близкая родственница приставка при-, хоть и меньше тебя на букву, имеет 4 значения. Приставка пере-, задумалась. Очень уж не хотелось ей отставать от приставки при-. И вот когда Графика по просьбе Орфографии переписывала все слова на букву «п», пере– бросилась на камни перед королем:

– О, мудрый король! Я, как приставка при-, хочу быть многозначительной, то есть многозначной. Переквалифицироваться хочу.

– Хорошо, – подумав, ответил король. – Но за то, что ты такая завистливая, мы сократим тебя на одну букву. Теперь ты станешь приставкой пре-, будешь употребляться в значении пере – и в значении, близкой к слову «очень».

Так в русском языке появилась приставка пре-. Встречается она сравнительно редко, и все старается по примеру своей матушки пере– навредить скромной при-. Давайте же, ребята будем очень внимательными, когда надо писать слово с приставкой при-.

Алан Шаповалов

5 «а» класс, школа №50 г. Владикавказа

СЛОН И ЛЯГУШКА

Встретились как-то раз в горах слон и лягушка. Поздоровались, пообщались.

– Как тебя зовут? – спросил слон лягушку.

– Меня зовут Лягушка, а тебя? – ответила лягушка.

– А меня Слон.

– А у тебя есть дом? – спросила лягушка.

– Да, дом на ослиных ножках, а где ты живёшь?

А я на болоте, это близко отсюда, хочешь посмотреть? – спросила лягушка.

– Да нет, я вообще-то рыбачить собрался.

– А, ну так я могу с тобой сходить!

Они пришли, но на речке появилась надпись: «Рыбы не осталось, все уехали на курорт в Сочи».

– Везёт же некоторым! – с досадой сказал слон.

– Слушай, а у тебя есть машина? – спросила лягушка.

– Да, «Ламборджини Галлардо», а у тебя?

– А у меня «Форд Мустанг GT».

В конце концов они подружились. Наступила осень, и слон уехал на каникулы к родителям в Африку. Лягушка грустила без слона. Ведь у неё не было из друзей никого… разумеется, кроме слона. Наступила зима. Лягушка погрузилась в глубокую зимнюю спячку. Пришла тёплая весна. Лягушка и слон встретились в аэропорту и оба зажили в новом доме.

Александра ХАЦАЮК

школа №38 г. Владикавказа

НЛО

Шёл мальчик по улице ночной.

Вдруг увидел он свет голубой.

То был свет от фар машины,

Но не было у неё ни одной шины

Мальчик подошёл немножко,

Увидел: за рулём кошка.

Он подошёл поближе

Увидел, что руль она лижет.

Вдруг внезапно машина вверх взмыла

И мальчика чуть не сбила.

Он не понял ничего,

А это было

НЛО.

Анна Суркова

7 «б» класс, школа №25 г. Владикавказа

* * *

Что такое толерантность?

Это счастье, радость, смех.

Что такое толерантность?

Это помощь ближним всем!

И, хотя бывают ссоры

В нашей жизни иногда,

Одолеть должны раздоры

Мы с тобою навсегда!

И пускай порою даже

Не воспримут нас всерьез,

Мы должны так постараться,

Чтоб не жили семьи врозь!

Чтобы предок седовласый

Был любовью окружен,

Чтоб ребенок из детдома

Мамочку себе нашел.

Ну, а если к нам ненастье

Ранним утром постучит,

Не спеши его бояться,

Продолжай добро вершить!

Анатолий Епишев

6 «а» класс, школа №25 г. Владикавказа

* * *

Она меня любила,

и я ее любил.

Она меня пленила,

и я ее пленил.

В тот день ее я встретил,

и я счастливый был.

Она меня любила,

и я ее любил.

Ангелина Лукашова

9 «а» класс, школа № 8 г. Владикавказа

* * *

Я давно живу в сказке

И живу не по правилам.

Я добавила краски,

Черно-белый оставила.

Моя жизнь цвета радуги

В ванильных мечтах.

Поднялась снова на ноги

С блеском в карих глазах.

Я расправила крылья,

Научилась летать.

Стала жизнь моя Жизнью.

Буду дальше мечтать…

Виктория ГАГЛОЕВА

гимназия №5 г. Владикавказа

СКАЗАНИЕ О ЛЕТАЮЩИХ ЛЮДЯХ

Когда-то, давным-давно, на вершинах Кавказских гор жили удивительные существа, созданные дыханием ветра и поцелуем свободы, благословленные горным потоком и сияющим небом. Бог подарил им бессмертие и прекрасные крылья, чтобы они могли беспрепятственно парить в заоблачных высях.

Волшебный народ жил счастливо, летая по небу и наслаждаясь свободой, поднимаясь все выше и выше, пока сила окончательно не вскружила им голову и они не покусились на Божественную обитель. Возгордившись, они захотели попасть в покои Божьи, за что сильно поплатились.

Владыка жестоко покарал их. Он отобрал у них крылья и приковал к горам, вынуждая вечно смотреть на землю, не позволяя достичь неба. Тогда взмолились волшебные существа. Попросили они Бога избавить детей их от такой участи. Долго думал Властитель, но решил смилостивиться. Дети были невиновны в прегрешениях своих родителей. Он отпустил их и позволил вновь летать по ясному небу. Но милость его была отдана обратно.

Встав перед ним на колени, взмолились дети: «Не нужны нам крылья и свобода, если родители наши будет закованы в цепи страданий. Позволь нам взять часть грехов их на себя!» Тронут был Владыка этим поступком и согласился исполнить просьбу. Забрал он их крылья и бессмертие, сделав простыми смертными, и сказал: «Даю я время вам, чтобы смыть пятно позора с ваших падших родителей. Благими делами сможете вы освободить их, ценой больших жертв и огромных лишений».

Стали дети волшебного народа жить на Земле. Из поколения в поколение вынуждены они расплачиваться за тяжкий грех своих родителей. Но говорят, что если забраться высоко в горы, можно увидеть в вышине неясные силуэты диковинных существ, парящих на самых недосягаемых высотах.

Неужели теперь они свободны?..

ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАПИСАННЫЕ НА ОСЕТИНСКОМ ЯЗЫКЕ

САЛÆГАТЫ Вильям

5 «Б» кълас 38-æм скъола

КУЫДЗ ÆМÆ ФЫС

Чысыл дамкъа Куыдз æмæ Фыс сæмбæлдысты къахвæндагыл.

– Фæндаг мын ратт, Фыс!

– Фæндаг мын ратт, Куыдз!

– Иуварс, Фыс! Æцæг дæр фыс куы дæ, фыс!

– Ды та – куыдз!

– Ды та – фыс!

Зæронд Хæрæг сæм иуварсæй хъуыста, стæй афтæ зæгъы:

– Рæстытæ дзурут. Ды Фыс дæ. Ды та – Куыдз. Æз та, кæд уæ мæ зонын фæнды, уæд – Хæрæг. Мæнæ кæуылты цæут, уый та – къахвæндаг. Æмæ уый не ’ппæты фаг дæр у. Фыс бакаст Куыдзмæ. Куыдз бакаст фысмæ. Худинаг сæм æркаст.

– Рахиз, дæ хорзæхæй, Куыдз.

– Бузныг. Дæхæдæг рахиз, Фыс.

ФÆЗЗÆГ

Хур куы фæкæсы фæззыгон,

Уæд куыд рæсугъд вæййы æрдз.

Раст цыма бæстыл зæрин дон

Бапырх кодта исчи бæрц.

Бæлæстæн сæ сыфтæр сивта.

Хъулон-мулон ’сси нæ хъæд.

Фæззæгæн йæ бæркадæй та –

Хайджын алчидæр фæуæд.

Бур кæрдотæй, сырх фæткъуытæй

Тасынц дыргъбæлæстæ раст.

Сæнæфсирæй, алы дыргътæй –

Мæхæн фæззæгмæ нæ каст.

Марадз, сабитæ, æзмæлут,

Рамбырд кæнут дыргътæ тагъд!

Зæрæдтæм уæ къух фæдарут,

Уый уыдзæн сымахæн кад.

ДЫМГÆ

Хæххон дымгæ, цы уазал дæ?

Дымыс æмæ дымыс.

Нæ зоныс ды тæригъæд дæр,

Дæ удæй арт цæгъдыс.

Æркæс ма уæртæ сабимæ,

Уый уазалы ныцъцъæх.

Дæ дымын ’мæ дæ футтимæ

Бæллæх куы дæ, бæллæх.

Габанты Зæринæ

6 «в» кълас 38-æм скъола

МÆ РАЙГУЫРÆН БÆСТÆ

Кæмфæнды куы вæййын: нæ горæты, хъæуы –

Мæ райгуырæн бæстæ мæ зæрдыл фæлæууы.

Йæ хъæдтæ, йæ дæттæ,

йæ цъæхнæуу дæлвæзтæ –

Мæ уарзондзинадæн дзы алчи фæхъæстæ.

Сæрыстыр уыдзынæн мæ фыдæлты зæххæй,

Йæ урс æхсæрдзæнæй,

йæ айнæг къæдзæхæй…

Мæ фыдызæххыл-иу æрхъула сты мигътæ,

Фæндыд-иу фыдгулы ныккæнын уый дихтæ,

Фæлæ-иу йæ фæндтæ фæсыкк ысты, цард-иу

Ысфидыдта раздæрау амондджын зардæй.

Нæй басæттæн никуы мæ райгуырæн бæстæн!

Цæрæнбонты фиддзынæн уымæн йæ хæрзтæ.

Чъерджиаты Мæдинæ

8 кълас 38-æм скъола

УАЛДЗÆГ БИРГÆГЪЗÆНДЖЫ

Нал базыдтон Бирæгъзæнджы! –

Мысгæ нывтæй нæу:

Дыргъбæлæсты дидинæджы

Аныгъуылд мæ хъæу.

Зæрдæ райы ахæм бонтæй –

Хурмæ ’рттивы хох,

Арвæрдыны ахорæнтæй

Никæцы у рох.

Уый æцæг у, бауырнæд уæ,

Мысгæ нывтæй нæу:

Хуры рухс æнауæрдонæй

Сбуц кодта мæ хъæу.

Æмæ уый дыргъдидинæджы

Аныгъуылд бынтон…

Нал базыдтон Бирæгъзæнджы

Иу уалдзыгон бон!

Накуысаты Беллæ

11-æм къласы ахуыргæнинаг

Архонкæйы 2-æм скъола.

АХУЫРГÆНÆГ-ХЪОМЫЛГÆНÆГ

Эссе

Ахуыргæнæг… Куыд диссаджы дзырд у – ахуыргæнæг! Цас æмæ цас æнкъарæнтæ фæзыны адæймаджы зæрдæйы ацы дзырд фехъусгæйæ. Иутæ мын загътой: «Ахуыргæнæг хъуамæ зонындзинæдтæ дæтта». Иннæтæ дзуапп раттой: «Сывæллæтты хъомыл кæна». Цыма цæ чи у растдæр?

…Сабийы бонтæй хъуыды кæнын мæхи. Кæмдæр-иу ссардтон æвзалыйы къæртт, æмæ мæ хæдзары фæстаг къулыл фыстон: «Хæдзармæ куыст», «Фæлтæрæн» æмæ аф.д. Мæ фыды хойы чызг иу куы æрбацыд, уæд æй нал уæгъд кодтон, «скъолатæй ахъазæм», зæгъгæ.

Фесты сабийы бонтæ, фæлæ мæ уарзон хъазт нæ ферох кодтон. Ныр дæн иуæндæсæмкъласон. Фæстаг мæйтæ ахуыр кæнын скъолайы. Гъама, кæдæм цæуон, куыд кæнон, цавæр дæсныйад равзæрон? Хъуыды кодтон мæ дарддæры ахуырыл. Гъе ам мæ зæрдыл æрлæууыдысты мæ хъæлдзæг сабийы бонтæ. Куыд цымыдисаг мæм каст мæ уарзон «скъолатæй» хъазт. Куыд амыдтон урочытæ мæ куклатæн. Куыд тынг мæ фæндыд искæй ахуыр кæнын. Уынаффæ рахастон – уыдзынæн ахуыргæнæг.

…Мæ хъуыдыйы та февзæрынц фæрстытæ: «Цы у ахуыргæнæджы куыст?», «Цы у вазыгджындæр: зонындзинæдтæ раттын, æви хъомыл кæнын?». Мæ цæстыты раз фесты нæ къласы разамонæг. Уый нын дзырдта фæндзæм къласæй гъенырмæ: «Цы фæнды æвзæр скъоладзауæй, гæнæн ис, рацæуа ахæм куырыхон лæг, адæм фæрсынмæ кæмæ цæудзысты, æрмæст ын йæ сыгъдæг зæрдæ ма скъах». Уæд мæм йæ ныхæстæ хæстæг нæ хъардтой, дзæбæх сæ не ’мбæрстон. Хъуыды кодтон: «Ахуыргæнæг хъуамæ сахуыр кæна сабийы фыссын, кæсын, нымайын æмæ йæ алыварс дунейы цæрын». Ныр цыл арæхдæр фæхъуыды кæнын, сæ мидис сын хуыздæр æнкъарын.

Кæсын мæ алыварс, мæ сыхæгтæм, мæ хиуæттæм, æмæ дзы цас тæригъæддаг сабиты уынын! Куыд алыхуызон бинонты æхсæн хъомыл кæнынц! Ай куыд ахуыр кæна, кæд æмæ йæ фыд нуазы, мад та бон-изæрмæ иу куыстæй иннæмæ ралидз-балидз кæны, «мæ сывæллæты цæмæй дарон» – зæгъгæ. Кæнæ, ныййарджытæ сæ иунæг буц хъæбулæн «ма кæн, раст нæ дæ» дæр никуы зæгъынц. Чи хъомыл кæны ахæм сабиты, цы цæ хъуамæ рауайа?

Ахæм рæстæг сывæллонæн вæййы иу æххуысгæнæг– ахуыр-гæнæг. Уый хъуамæ зона йæ алы скъоладзауы уавæр. Хъуамæ хата сывæллоны рыст. Йæ фæтыхст рæстæджы йæм байхъусын, æрсабыр кæнын, фæтæригъæд кæнын дæр хъæуы. Фæлмæн ныхасæй кæй барæвдауын, кæмæн та зонд бацамонын. Бамбарын кæнын сабийæн, уæлдай йын кæй нæу, уый, æндæр гæнæн нæй! Кæннод дын никуы уал раргом кæндзæн йæ зæрдæ. Уый ссардзæн æндæр «ахуыргæнджыты», æмæ йын бацамондзысты куыд цæрын хъæуы, уый.

Мæнмæ гæсгæ скъола, уæлдайдæр та ахуыргæнæджы куыст, ахсджиаг бынат ахсы сывæллоны царды мидæг. «Бæлас талайæ тасы», – дзурынц нæ хистæртæ. Уый тынг раст у. Скъоламæ мах æрбацæуæм гыццыл талатæй, æмæ кæцырдæм атасдзæн тала, уый аразгæ у афтид ныййарджытæй нæ, фæлæ ма ахуыргæнджытæй дæр. Æмæ кæд искуы ахуыргæнæг суон, уæд фыццаджыдæр уыдзынæн хъомылгæнæг, стæй та ахуыргæнæг.

Баситы Мæдинæ

6 «Б» къласы ахуырдзау, 50-æм скъола

ДИССÆГТÆ-ЦЫМЫДИСÆГТÆ

Ай диссаг нæу, æрвылбон мын мæ ныййарджытæ дзурынц: «Ахуыр кæн, æнахуыр адæймаг къуымых у». Бæргæ архайын, фæлæ иу бон урочы цыма æндæр бæсты фæкуыси дæн, уыйау мæ цæстытыл алыхуызон нывтæ ауадысты. Иу цъæх-цъæхид бæстæйы фæцæуын, мæ размæ рагæпп кодта тæрхъус скейтыл, йæ цæстытыл кæсæнцæстытæ. Куы адард, уæд та æрвгъуыз рувас йæ къуди тилгæ урс къабайы Пьер Карденæй, афтæмæй фæцæуы. Йæ цæст мæм фæныкъуылдта æмæ дзуры: «Аив нæ дæн, фыдрæсугъд?»

Дард кæцæйдæр мæм æрбайхъуыст денджызы сæр-сæр. Иу гуыбыр уызын мæ размæ фæци æмæ мæ йæ фæдыл хоны. Æз дæр цæуын æмæ хъуыды кæнын: «Цымæ дзы цы фендзынæн?»… Бахæццæ стæм денджызмæ. Ай та цы диссаг у. Денджыз уыд сырх-сырхид. Маймули мын мæ цымыдисаг хуыз куы ауыдта, уæд æрбахæстæг æмæ мын æмбарын кæны, хуры тынтæ, дам, æй сахуырстой. А ныр мæхи денджызы анайон, зæгъгæ, куы загътон, уæд мæ хъустыл ауад ахуыргæнæджы тызмæг хъæлæс: «Цæй, кæм та тезгъо кæныс, æнхъæлмæ дæм кæсæм…» Æвиппайды мæхимæ æрцыдтæн æмæ бамбæрстон, мæ хъуыдытæ та мæ дард кæдæмдæр ахастой. Кæсын ме ’мбалмæ, уый мæм йæ кæсæнцæстыты бынæй æдзынæг кæсы. Зæринæйыл ауыдтон урс къаба Пьер Карденæй. Зауыр, фыдуаг Зауыр, раст уызыны хуызæн дæ. Ме стъолыл ауыдтон æмбисонды чиныг. Мæ мидбылты бахудтæн æмæ ахъуыды кодтон: «Райсом дæр та уыцы диссæгты бæстæмæ фæраст уыдзынæн…»

Бедойты Маргаритæ

Михайловскы астæуккаг скъолайы

8-æм къласы ахуыргæнинаг

ЗЫМÆГОН АРГЪАУ

Цардысты æмæ уыдысты цыппар æфсымæры, афæдзы 4 афоны. Уыдон кæрæдзи афтæ тынг уарзтой, зæхх куы фæзынд, уæдæй фæстæмæ, æмæ йын зæгъæн дæр нæй цыфæнды зондджын, цыфæнды сызгъæрин ныхæстæй дæр. Уæлдай буцдæр дарынц уыдон сæ кæстæры – Зымæджы. Иннæ æфсымæртæ уæхскуæзæй фæкусынц, цæмæй сæ буц кæстæр мацæуыл батыхса, йæ рæстæг хъæлдзæгæй, æнæмæтæй æрвита.

…Æмæ та мæнæ буцхаст Зымæг уыцы хъалæй футтытæгæнгæ æрзылд хæхтæ æмæ быдыртыл, хъæдтæ æмæ къуылдымтыл. Йæ зæрдæ цинæйдзаг уыд Зымæгæн. Æрфæндыдис æй ахъазын хъæды сырдтимæ, мæргътимæ. Райдыдта хъазын сурынтæй тæрхъустимæ, рувæстимæ, бирæгътимæ. Сæ хъæлдзæг худтмæ арс йæ хуыккомæй йæ сæр радардта, æрфæндыдис æй семæ ахъазын, фæлæ йыл фынæй фæтых, æмæ та йæ хуыр-хуыр ссыд.

Бирæ фæхъазыд Зымæг хъæды сырдтимæ. Стæй сфæнд кодта срæсугъд кæнын йæ зæххытæ. Æхсæвы арвæй кæрæдзи фæдыл хауын райдыдтой миты гæлæбутæ. Хъæлдзæг зылдтытæ-иу æркодтой уæлдæфы æмæ-иу уыцы фæлмæн æрбадтысты бæлæстыл, хæхтыл, зæххыл.

Райсомæй Зымæг райхъал, йæхи айвæзтытæ кодта æмæ æддæмæ ракаст. Æрдзы рæсугъддзинадмæ йæхæдæг фыццаг фæджих, стæй хъæлдзæг худт ныккодта. Йæ худт азæлыд бæрзонд митджын хохы цъуппытыл, æгæрон уæлвæзтыл, къуыппытыл. Сыр-сыргæнаг æхсыргъуыз æхсæрдзæны алыварс цы сычъи-тæ, дзæбидыртæ хуыссыдысты, уыдон сæ хъустæ фæхъил кодтой æмæ фæйнæрдæм апырх сты, арвы тыгъдады цæргæстæ сæ зилдух фæуагътой æмæ айнæг къæдзæхы сæрыл абадты-сты. Бæстæ æмызмæлд сси. Зымæг арвыста халæтты алырдæм хонджытæ: «Ахсæв хонын алкæй дæр хъазтизæрмæ, мачи фæзивæг кæнæд».

Æмæ райдыдтой сæхи цæттæ кæнын сырдæй, маргъæй хъазтизæрмæ.

Æхсæрсæтджытæ кæрæдзи мидæг атæрхон кодтой: «Ау, зымæгон хъæлдзæгдзинад куыд фидауы æнæ фæлыст наз бæласæй». Февнæлдтой, æмæ уайтагъд хъæды тæккæ бæрзонддæр наз цæхæртæ скалдта алыхуызон хъазæнтæй, гуыркъотæй. Æрцауыгътой йыл æхсæртæ. Уызынтæ нæ февгъау кодтой зокъотæ, халæттæ æрбадавтой се ’вæрæнтæй алыхуызон æрттиваг æвгтæ.

Зымæг æрæвæрдта нæртон фынг.

Æмæ райдыдта хъазтизæр. Уазджытæ скодтой сæ хуыздæр уæлæдарæс. Иууылдæр уыдысты хъæлдзæг. Хъазтизæр байгом кодта Зымæг йæхæдæг. Азæлыд хъæды рæсугъд ирон цагъд. Зымæг рахуыдта кафынмæ хъæды фидауц – уæздан сычъийы. æрæмдзæгъд сын кодтой бæлæстæ, хæххон суадæттæ сæ сыр-сыр фæуагътой, дымгæ йæ къуыс-къуысæй фенцад. Ирон уæздан кафт раивта нæртон симд. Бирæгъæй, тæрхъусæй, рувасæй, арсæй, дзæбидырæй, уызынæй, иу ныхасæй – иууылдæр нæртон симды бацыдысты. Фыр цинææй-иу Зымæг базарыд. Стæй рабадтысты бæркадджын фынгтыл.

…Тынг хъæлдзæг рæстæг арвыстой уыцы ’хсæв Зымæг æмæ йе ’мбæлттæ. Абон дæр ма йæ зæрдæхъæлдзæгæй æрымысынц.

Баситы Данæ

6 къласы 13-æм скъола

МÆ УАРЗОН ХЪÆД – МÆ РАЙГУЫРÆН БÆСТÆ

Раджы-ма, раджы иу обауы фарсмæ хъæдрæбын сæ сидзæры бонтæ æрвыстой дыууæ тæрхъусы, Такко æмæ Бибо. Бон сæ хур йæ фæлмæн тынтæй рæвдыдта, æхсæв та адджын фынтæ уыдтой. Иу æхсæв Таккойыл хуыссæджы цъыртт нал æрхæцыд. Сфæнд кодта йæ цæрæнбынат аивын. Райсомæй йæ фæнд схъæр кодта Бибойæн.

– Уæдæма, Бибо, цом æмæ горæты æрцæрæм.

Бибо джихæй лæууыд.

– Уый та куыд зæгъыс? Нæ райгуырæн бæстæ куыд хъуамæ ныууадзæм.

– Горæты цæрын хуыздæр у. Ам дæхæдæг рацу-бацу кæн, хæринаг агур, зæгъгæ, дзырдта Такко. Бибо не сразы, нæ акуымдта йæ бынатæй. Такко алыгъдис горæтмæ. Бибо ма йæ фæстæ бæргæ хъæр кодта: «Дæ райгуырæн бæстæ афтæ тагъд куыд рох кæныс? Райгуырæн бæстæ мадау адджын у, зæгъгæ, æмбисондæн куы баззад. Уæд ды куыд сивтай дæ зæрдæ?» Фæлæ дзуапп нæ фехъуыста. Æнкъардæй йæ цæссыгтæ калгæ лæууыд.

Такко æрцыди горæтмæ. Кæсы, сырдтæ дзы нæй. Цыдæр адæм рацу-бацу кæнынц. Иу лæппу та йæ æрцахсынмæ хъавыд. Хæринаг дæр ын ничи радта. Нæ фæцыдис горæт йæ зæрдæмæ. Æххормагæй, фæлладæй æрæздæхт хъæдмæ. Сæргуыбырæй, æфсæрмхуызæй æрбалæууыд Бибойы цур.

Тынг фæцин кодтой кæрæдзийыл.

Такко бамбæрста, стыр рæдыд кæй фæкодта, уый. Уæдæй фæстæмæ тынг аргъ кодта йæ райгуырæн хъæдæн æмæ йæ цæрджытæн дæр.

Джагайты Алан

6 къласы 13-æм скъола

АБЫРÆГ ÆМÆ ГИБЫЦ

Цардысты æмæ уыдысты дыууæ къæбылайы, Абырæг æмæ Гибыц. Уыдон цардысты тынг хæларæй. Хæдзары хицау сын дзырдта, иунæгæй макуыдæм цæут, зæгъгæ. Фæлæ уыдон нæ байхъуыстой æмæ уæддæр ацыдысты. Стыр уыгæрдæнмæ. Уым бирæ фæхъазыдысты. Абырæг хъæды кой арæх хъуыста, фæлæ дзы никуы уыд. Сфæнд кодтой хъæд дæр абæрæг кæнын. Ацыдысты, уæдæ цы.

Цымыдисæй кастысты хъæды рæсугъддзинадмæ. Арфæй арфдæр цыдысты. Сæ къах сæ фæстæмæ нал хаста. Хъазыдысты, цъиуты зæрдиаг цымыдисаг зардмæ хъуыстой. Æвæццæгæн, сæ ферох, сæ хæдзармæ сæ цæуын хъæуы, уый. Иуафон тынг сæххормаг сты. Сæ хицауы фæдзæхст сæ зæрдыл æрлæууыд. Сфæнд кодтой хъæумæ сæ хæдзармæ ацæуын.

Цыдысты, цыдысты, фæлæ кæдæм цыдысты, уый нал æмбæрстой. Фæфæсмон кодтой, хистæры фæдзæхст кæй ферох кодтой, ууыл. Хистæрмæ хъусын хъæуы, зæгъгæ, дзырдта тыхстæй Гибыц. Кæцырдæм ацыдысты, уый сæхæдæг дæр нал зыдтой. Бынтон ныдздзæгъæл сты тар хъæды. Сæ амондæн цуанон Тузар сæ размæ фæци. Ам цы агурут? Кæй стут? Чи у уæ хицау, зæгъгæ, фарста цуанон. Абырæг ныфсджын хуыз уыд, фæлæ Гибыц хъæрæй скуыдта. Æфсæрмхуызæй радзырдтой сæ хабар. Тузар дæр сын бауайдзæф кодта. Хивæнд стыр æвзæр миниуæг кæй у, уый сын бамбарын кодта. Гибыц кæугæйæ загъта: «Хистæрæн йæ фындз асæрф æмæ йæ зондæй бафæрс…» Цуанон къæбылаты сæ хæдзармæ æркодта.

Уыцы рæстæг хæдзары хицау Азæмæт дæр æнкъардæй хæдзар-мæ æрбахызт. Йæ къæбылаты дзæбæхæй куы федта, уæд йæ цинæн кæрон нал уыд. Раарфæ кодта Тузарæн. Абырæг æмæ Гибыц сæргуыбырæй, æнкъардæй кастысты сæ хицаумæ. Æххормаг сын уыд, уый дæр ма сæ æрбайрох фыр цин æмæ æфсæрмæй. Азæмæтыл ныттыхстысты. Хатыр дзы ракуырдтой. Дзырд радтой, хистæртæм кæй хъусдзысты коммæгæсæй.