Лев, служа Тамар-царице, держит меч её и щит,
мне ж, певцу, каким деяньем послужить ей надлежить?
Воспоем Тамар-царицу, почитаемую свято!
Дивно сложенные гимны посвящал я ей когда-то.
Шота Руставели
В 60-е годы прошлого века, во время учебы в художественном училище им. М.С. Туганова и работы в Госансамбле танца Южной Осетии «Симд» мне приходилось бывать в районах Картли, Имеретии, Абхазии, Мингрелии и Кахетии.
Особый интерес у меня вызывали оборонительные сооружения, храмы и их средневековые фресковые росписи, которыми богаты эти места.
В храмах имеются сотни надписей и изображений, выполненных самой разнообразной техникой. Многие из них выцвели, осыпались и записаны позднее. Все росписи выполнены по сухой штукатурке, в основном земляными красками. В качестве белил иногда использовался мел, известь. Художники пользовались также свинцовыми белилами и киноварью для того или иного цвета.
Знакомство и беседы о грузинско-осетинских взаимоотношениях с д.и.н. Георгием Тогошвили (он тогда возглавлял Институт истории, археологии, и этнографии ГССР) оказали на меня большое влияние. Я начал собирать материалы в том числе и для данной публикации.
…Между правящими династиями Византии, Грузии, Абхазии, православной Руси и Алании были дружественные взаимоотношения. Основной задачей этих отношений являлась совместная борьба против общих врагов-завоевателей. Заключались и династические браки. Греко-римские, армянские, грузинские письменные исторические источники содержат ценные сведения об этих связях. Так, царь Армении Арташес II был женат на осетинской царевне Сатеник.
Царь Грузии Георгий I был женат на осетинской царевне Альде, его сын Баграт IV женился на сестре Дургулеля Великого Борене (XI век). Одна из дочерей Давида Строителя была замужем за представителем царского рода Осетии. Георгий III, царь Грузии (XII век), женился на дочери осетинского царя, знаменитого Худана, Бурдухан, которая была матерью и воспитательницей будущей царицы Грузии, Тамары.
О Бурдухан, в своё время, грузинский летописец-историк Басили Езосмодзгвари, обращаясь к будущим поколениям, писал: «Воссела волею Божией Тамара, дочь царя царей Георгия, рождённая от жены Бурдухан, дочери осетинского царя, той, которая превосходила всех добродетельных женщин во всех отношениях, кроме того, что она была матерью Тамары. Другой ей подобной женщины в те времена не видела страна грузин – она достойна того, чтобы потомки чтили её и из поколения в поколение восхваляли».
Тамара и Сослан оставили значимый след в истории, грузинском и осетинском устном народном творчестве. Естественно, с течением времени (ведь прошло восемь столетий) стерлись из памяти многие из их деяний. Но творения поэтов, историков – Шавтели, Чахрухадзе, Басили, Шота Руставели – и, конечно, художников, посвящённые царственной чете, дошли до нас, как и их изображения. Портреты их хорошо изучены в грузинской искусствоведческой литературе. Мы не осмеливаемся вступать в рассуждения по искусствоведческим вопросам, и анализ росписей не входит в нашу задачу. В этой небольшой публикации мы постараемся познакомить читателей журнала «Дарьял» с подлинными портретными изображениями семьи Тамары и Сослана (Давида).
Итак, до нас дошли шесть фресковых портретов царицы Тамары, где она три раза изображена с царём и три раза с сыном Георгием Лаша («Блистательным»).
На трёхфигурных ктиторских композициях – в церкви Иоанна Крестителя в Давид-Гареджи и в церкви Вознесения возле кахетинского села Озаани – Тамара нарисована с её мужем Сосланом и сыном Георгием.
Хочется высказать соображения и относительно идентификации мужских фигур Кинцвисской и Бетанийской церквей – традиция изображения Тамары в кругу семьи, как утверждал профессор Г. Тогошвили, вполне закономерна и соответствует исторической действительности её эпохи.
Так на северной стене Вардзийской церкви Тамара нарисована в рост с отцом, Георгием III-им, в царском мужском одеянии (копия находится в Государственном музее искусств Грузии), а не в одеянии царицы. Анализ головного убора Тамары позволяет предположить, что она ещё не была замужем. К изображению имеется подпись: «Царь царей Георгий и дочь Георгия Тамар, которая долгоденствует». Изображения выполнены ещё при жизни отца, в 1180 год.
Несколько слов о Вардзиа. В южной части Грузии, в высоких скалистых горах, на левом берегу Куры можно увидеть пещерный город Вардзиа – это исторический памятник средневековой Грузии. В обрывистых скалах насчитывается более шестисот высеченных жилых комнат, хозяйственных помещений, церквей, которые образуют многоярусный комплекс высотой до 100 метров и протяжённостью 500 метров.
Время строительства города связано с эпохой, когда Грузия стала сильной феодальной монархией (1180-1210 гг). В состав страны входили значительные территории. Безусловно, этому способствовал удачный брак Тамары с осетинским царевичем Сосланом Царазоном (1188 год), который прославился тем, что, возглавив грузинское войско, не проиграл за всю свою жизнь ни одного сражения.
Один из лучших памятников зодчества времён Тамары в Бетани (недалеко от Тбилиси) – это купольный храм во имя Богородицы, вытянутый в направлении с востока на запад прямоугольник. На северной стене храма, направо от алтаря уцелел портрет царицы в группе. Высота группы до трёх метров, ширина – не меньше девяти.
По сторонам находятся изображения святых, лица которых сильно стёрты, затем следует портрет молодого человека без усов, на нём грузинская корона и национальная куртка (куладжа). На поясе сабля, стоит боком к Тамаре и указывает на неё. Исследователи предполагают, что это портрет Георгия Лаша, сына и наследника царицы; здесь Тамара представлена высокой красивой женщиной, в грузинской короне, унизанной жемчугом, в порфире из синего бархата, подбитой горностаем. Две большие косы висят по обеим сторонам лица, которое совершенно открыто, руки обращены на стоящего рядом, также порфире, с короной на голове, с бородой и усами, мужа её Сослана-Давида, который в одной руке держит жезлы, другой указывает на возле стоящего святого.
К сожалению, мы не можем дать копию со всей группы, только изображение царицы Тамары.
Грузинский филолог А. Цагарели и крупный знаток грузинских древностей С. Гогоберидзе на основе подписей на ктиторских onprper`u храма мужское изображение рядом с Тамарой относят к Сослану. Что касается портрета Георгия Лаша, изображенного после смерти отца, Сослана, это было в то время, когда мать – Тамара – разделила с ним престол, объявив сына царём в 1207 году. Корона и меч свидетельствуют, что совсем молодой царевич Лаша нарисован здесь коронованным.
В Кинцвисской церкви св.Николая в Карельском районе повторяется композиция Бетанийской церкви-храма. Здесь на нижней половине северной стены также изображены Тамара, Сослан и сын их Лаша. Существует мнение, что царица там со своим отцом и сыном – в Бетани и Кинцвиси. Изображения выполнены после смерти Сослана, но если учесть, каким огромным авторитетом пользовался в Грузии Сослан, то никаких разумных аргументов в пользу этой версии привести невозможно.
Витязь, который служил верой и правдой Грузии, которому историки и поэты посвящали восторженные похвалы, называя Сослана «царем царей», «великим осетином», «божеством грузин», «царём воссел в Грузии Давид осетин»; поэт Чахрухадзе (XII в.) в поэме «Тамариани», обращаясь к Тамаре, отмечает, что многие добивались её руки, «но… была другому суждена ты – князю львов, чьи славятся деянья». И далее: «При созерцании могучего Сослана-Давида подданные поражены, словно громом и молнией, а при виде тихой и нежной Тамары, обладательницы скипетра и порфира, смертные ощущают блаженство дыхания небесной силы!..»
Это эпитеты, которых удостаивали Сослана. Сослан-Давид с Тамарой не только создали мощную державу, но стали «крёстным отцом и матерью» грузинской культуры. Ни до, ни после Грузия не имела столь сильного государства. При них появились великие поэты, зодчие, богословы. При них авторитет грузин в глазах мирового общества поднялся на недосягаемую высоту. Чтобы достичь этого, Тамаре необходим был надёжный соратник. Такого соратника – верного ей, умного, сильного – она нашла в лице своего мужа, осетинского царевича Сослана, соединив свою жизнь с человеком, знакомым ей с раннего детства. Она с младенческих лет была влюблена в своего товарища по играм. Их брак оказался на редкость счастливым и конструктивным. Все самые громкие победы Тамары, все её великие дела связаны с именем Сослана-Давида.
Его имя чеканилось на монетах рядом с именем Тамары. Сослан подписывался на документах совместно с Тамарой. Они совместно и согласованно управляли государством. Таким образом, изображения на фресках Бетани, Кинцвиси и других церквей хорошо вписывались в общую картину взаимоотношений между царицей Тамарой и царевичем Сосланом Царазоном.
Тамара любила Осетию. После замужества с Сосланом часто ездила туда, научилась осетинскому языку, занималась благотворительностью. Стала популярной личностью в Осетии – и по сей день о ней рассказываются предания и легенды.
О преданности супругов говорят и те слова, которые произнёс Сослан у султана Саладина, когда со своей дружиной выехал в Палестину за древом креста: «Наша державная царица повелела сказать вам, что в ваших руках находится величайшая христианская святыня. Она может служить для мусульман только предметом поругания. Набожная душа царицы не будет иметь покоя до тех пор, пока вы не согласитесь отдать ей древо креста за самый большой выкуп, который вы назначите».
Сослан и привёз часть креста в Иверию. Притом, в 1192 году, когда он привёз в дар богатые пожертвования, храм Святого Креста в Иерусалиме был реставрирован. Таким образом, судьба Сослана была связана также и с историей этого монастыря.
О росписи Крестового храма Д. Бакрадзе пишет: «Ближайшая к алтарю суть: мужчина и женщина в царских облачениях, с диадемами на головах, держащие церковь с куполами, под церковью стоит малая фигура мальчика, тоже одетого по-царски и с диадемой на голове. Это, очевидно, возобновители храма. Можно утвердительно сказать, что это Тамара и Сослан-Давид с сыном, много славящие для этого монастыря».
Мы обратились к изображениям Тамары и Сослана потому, что каждый такой портрет – важный исторический и художественный памятник. Для изучения произведений искусства уже давно используется их фотографирование научно-техническими методами. Это даёт возможность увидеть многие важные особенности изображения, скрытые от невооружённого глаза. Этот метод можно применять при исследовании произведений станковой живописи и для изучения фресок. С его помощью удалось увидеть под верхним песочным слоем первоначальный набросок художника. Точно определить границы, тональность и цвета изображения.
Грузинские художники пишут портреты Тамары каждый по-своему. Не были свободны от этого «греха» и древние мастера (в шести портретах лицо Тамары также трактуется по-разному). На наш взгляд, самым достоверным, правдивым портретом царицы является фреска из Бетанийского храма. При обычном свете, в отраженном ультрафиолете его рентгеноэмиссиограмма говорит о том, что портрет подвергался исправлениям три раза (грубо, толстыми линиями сделана прорисовка носа, глаз, бровей, рта, а прорисовка лица кое-где идёт прямо по штукатурке и переходит границы первоначального рисунка).
В первоначальном варианте выявился другой облик Тамары: прямые, не выгнутые брови, небольшой нос, иной разрез глаз, более мягкий овал лица, а выражение глаз несколько задумчивое и даже чуть печальное. Видимо, портрет писали после смерти Сослана, которую она тяжело переживала. А черты лица говорят о том, что Тамара была дочерью Бурдухан, осетинки.
Таким образом, изображения на фресковых композициях в Бетанийском, Кинцивийском, Давид-Гареджийском, Крестовом храме Палестины и других церквях вполне вписываются в общую картину комплекса взаимоотношений царицы Тамары и Сослана-Давида и согласуются с показаниями как исторических, так и литературных и фольклорных источников.
P.S. В приписке к Гелатской грамоте 1202 г., сделанной рукой канцлера Грузии Антония Чкондидели, содержится молитва: «Возвеличи и установи, Боже, царей наших Давида, Тамару и сына их Георгия Лаша». Эту приписку утверждает своею подписью Сослан-Давид. И в приписке Анчской библии, выполненной по поручению архиепископа Анчского, содержится такая же приписка-молитва: «Возвеличи и установи, Боже, сильные и непобедимые Давида царя царей, богом коронованную Тамар царя царей и царицу и направь уарство их сына» (Хроника…Т.I. Стр. 293).
Просвещённый историк Тамары, автор «Истории и восхваления венценосцев», когда ему приходится упомянуть вместе с Тамарой Сослана-Давида, то первым называет Сослана, второй – Тамару, третьим – их сына Георгия (Картлис Цховреба, Т.I. Стр. 60, 63).
Все это исходит от лиц, хорошо знавших традиционную субординацию царского двора, которая должна была неукоснительно соблюдаться в историографии и фресковой настенной живописи.
1984-1992 гг.