Светлана ХЕТАГУРОВА. Рябиновая роща

Одноактная пьеса

Место действия Прибалтика, научно-исследовательский институт. Как правило, в Прибалтике люди в разговоре между собой редко употребляют отчество. Директора института, академика, называют Игорем все сотрудники независимо от возраста и положения. В институте хорошая столовая, кафе, там есть кофеварка, вкусные кондитерские изделия, из большого окна столовой видна рябина. В 11 часов утра есть небольшой перерыв, так называемая «чашка кофе», днем – обед. В 17 часов многие сотрудники института также приходят на «чашку кофе». Время действия 80-е годы прошлого века. Действие разворачивается в течение дня.

Действующие лица:

Игорь – директор института, академик, 39 лет.

Люся – жена Игоря, 34 года.

Валдис – научный сотрудник, старинный друг Игоря, 35 лет.

Ирина – жена Валдиса, научный сотрудник, 30 лет.

Катрин – научный сотрудник, недавно появившаяся в институте, 30 лет.

Эрна – секретарь Игоря, 40 лет.

Сцена I

Утро, 11 часов, обычная «чашка кофе». За столом сидят Люся, Ирина, Эрна, Катрин.

Ирина. Люся, скажите, пожалуйста, Вы действительно спасли Игоря от смерти?

Люся. Я не знаю, что там говорили врачи – умирал он или не умирал, я только заставила его обедать.

Эрна. Люся, но все-таки, как вам удалось заставить его вас слушаться?

Люся. О, это было очень сложно. Мне девочки говорят – иди в библиотеку, бери его за шиворот и веди в столовую. У него есть деньги, он умеет ученую степень, имеет хорошую зарплату.

Ирина. А может, он собирал зарплату на что-то очень важное?

Люся. Ничего он не собирает, наоборот, раздает всем деньги в долг и целыми днями сидит, уткнувшись в книги. Девочки рассказали мне, как найти библиотеку на втором этаже института. Библиотечные девочки указали мне стол, за которым он сидит. Около него был свободный стул, я села и говорю; «Пойдемте обедать». Он ответил: «Не пойду». я повторяю: «Идемте обедать». он отвечает: «Не пойду». Я опять повторяю: «Идемте обедать». В зале зашикали: «Перестаньте, мы сейчас позовем служащих, вас выкинут». После этого он сказал: «Идемте». Так он пообедал со мной в первый раз. Я приходила в течение двенадцати дней, почти ежедневно. И однажды он мне говорит: «У меня большая квартира, в которой никого нет, кроме старой тетки. Давай поженимся, ты станешь жить у меня, и я буду обедать дома. Только у меня одно условие – ты не должна поступать ни на какую работу, ты должна быть дома при мне». И так пошли дни за днями. Появились дети, два мальчика и девочка. Выросли уже, взрослые. Сейчас учатся в институтах. Далеко, далеко. А в доме так много книг. Я же на них вначале смотрела, но читать не решалась. Не умела читать толстые книги. Понемногу начала просматривать начало и конец в каждой толстой книге. А потом начала читать все подряд. Так началось мое образование. Я читала, читала, читала, и понемногу начала писать сама. Довольно толстые книги. Фантастические романы, детективы. Вы, наверное, помните, что у Агаты Кристи есть знакомая в деревне, Миссис Марпл, к ней приезжают из Скотленд-Ярда крупные детективы за советом. И ко мне иногда приезжают известные люди с Петровки 38 за советом. Я, конечно, не пишу научно-фантастические романы, но недавно произошло событие, о котором я хочу сказать два слова.

Катрин. А я знаю, о чем вы сейчас будете говорить. Интересно!

Люся. Да ничего интересного. Муж подарил мне заголовок нового романа.

Катрин (ехидно). Рассказывайте, рассказывайте.

Ирина. А-А-А… Это такая хилая фантазия.

Люся. Как сказать, довольно оригинальное название – «Дремлющий ген».

Катрин. И ваша героиня оживит этот дремлющий ген?

Ирина. Заткнись! Это секретная ведущая тема целого института!

Люся. Да, это, кажется, тема давнишняя. И Игорь мне сказал: «Пусть героиня твоего романа работает над этой темой».

Катрин (взорвалась). Но ты же украла у мужа тему.

Люся. Не украла, он мне подарил.

Катрин. Украла! Украла!

СЦЕНА II

За столом Валдис и Люся.

Валдис. Что случилось? Почему ты ходишь такая взволнованная?

Люся. Я такое натворила.

Валдис. А что ты натворила?

Люся. Никак не могу понять, почему женщина не такая, как мужчина?

Валдис. Ты хочешь, чтобы я объяснил? Представь себе закрытую комнату, в которой сидит человек. В комнате стоит телефон, по которому можно позвонить и можно разговаривать с этим человеком.

Люся. Не поняла, на что ты намекаешь?

Валдис. Подумай, как следует. Это же известная вещь. С геном можно разговаривать, если знать его код. Он, как человек, который заперт в комнате.

Люся. Ну и что?

Валдис. А то, что произошло великое открытие, уровня Нобелевской премии. И это открытие совершил твой Игорь.

Люся. Я рада за него.

Валдис. Игорь подарил это открытие тебе, дабы ты включила это открытие в свой новый фантастический роман, названный также по его совету – «Дремлющий ген». Когда он дарил, что он тебе сказал?

Люся. Он сказал, чтобы я опубликовала роман после того, как в печати появится официальное утверждение его открытия. Но я уже опубликовала книгу. Я хотела, чтобы моя героиня была первой.

Валдис. А ты обманула мужа. Затеяла опасную игру.

Люся. Так, может, он мне дал эту тему, чтобы поддержать мое мнение о том, что мужчина и женщины одинаковы.

Валдис. Но ты же знаешь, что существует граница?

Люся. Это сказки! Мужчина и женщина одинаковы! Мужчина и женщина одинаковы!

Валдис. Дожили. Троих детей родила, а не знаешь разницы между мужчиной и женщиной? Хочешь, я тебе на примере спорта докажу, как природа создала границы? Итак, существует великолепная спортсменка, которая прыгает выше пяти метров. Кто с ней конкурирует? Увы, почти никто… Например, отобрали десять девушек, дали им хороших тренеров, девушки работали хорошо, тренеры работали хорошо. Что получилось? Ничего! Возможно, некоторые из девушек достигли четырех метров. И все! Природа, видимо, очень долго подходила к проблеме – имеет ли право женщина оставлять детей, мужа, хозяйство, дом, чтобы рядом с мужем заниматься наукой, стараясь изо всех сил обогнать, обскакать его. Да, женщина имеет право заниматься любой наукой, промышленностью, техникой, гуманитарными областями, но в пределах, не нарушающих ее прямых обязанностей – дети, муж, дом, хозяйство.

Люся. Ну, и что же, ну, что же мне теперь делать?

Валдис. Не знаю. Знаю только, что Игорь разговаривал с геном, и ген предупредил его о неприятностях. Итак, природа создала барьер, границу. Но, как и все границы в мире, они несовершенны.

СЦЕНА III

За столом сидят Игорь и Люся. Сначала довольно долгое молчание.

Игорь. Ты помнишь, какие мы были разные, когда познакомились, ничего друг в друге не понимали. А теперь мне кажется, ты и я – одно целое. И ты знаешь, я без тебя ни одного дня прожить не смогу.

Люся. А я без тебя тоже не проживу ни одного дня (молчание).

Игорь. Знаешь, я всю жизнь в кого-то был влюблен.

Люся. (Хотела что-то сказать, но промолчала).

Игорь. Какие разные мы были, а теперь – одно целое.

Люся. Ты разговаривал с геном?

Игорь. Он сказал, может быть неприятность

Люся. Да, это я виновата.

Игорь. Ген не сказал, что ты виновата. Ген сказал, что
будут неприятности.

СЦЕНА IV

Время обеда. За столом сидят Ирина, Эрна, Катрин и Валдис.

Катрин. Конечно, если Люся продаст мне то, что получила
в подарок, я заплачу ей большие деньги и не буду говорить, что она украла.

Валдис. И какую же сумму вы предлагаете Люсе?

Катрин. Большую, очень большую сумму! Десять долларов.

Ирина. Да вы представляете, что это такое? Это же
копейки!

Катрин. Да, да. Да! Совершенно верно, там еще много,
много нулей Но это же не моя специальность. Я же работала в охране на границе.

Эрна. А что же вы все-таки охраняете?

Катрин. Как только женщина подходит к границе, мы…

Ирина. А разве мы не одинаковые?

Катрин. Ха, ха, ха!

Валдис. Мне все ясно. Скажите, что вы хотите от нашего
института, от наших людей? Говорите!

Катрин. Что я хочу? Я хочу, чтобы ваши женщины, которые
хотят быть, как мужчины, были уничтожены!

Эрна. Вы что, их уничтожаете?

Катрин. Нет, я в охране. Вот, например, я узнала, что
героиня романа перешла барьер.

Валдис. Да это же научно-фантастический роман, она
ничего не перешла. Она же просто повторила открытие, которое совершил мужчина.

Катрин. Возможно, возможно. Но только к нам поступило
сообщение раньше, чем сообщение о мужчине. Теперь дело нужно передавать в судейскую инстанцию. Я устрою такой обед, она на всю жизнь запомнит.

Валдис. А что значит обед? Вы придете в столовую
обедать? Что значит обед?

Катрин. Обед будет там, где я приму решение. Я ей
отомщу за то, что она покоряет мужчин обедами.

Эрна. Каких мужчин? Какими обедами?

Катрин. Моя задача – разрушить их семью. Я уберу ее, а
вот Игоря оставлю, и он женится на мне, И тогда я буду человеком и буду по эту сторону барьера.

Валдис. Ну, уморила, уморила! Распорядительница земли!

Катрин. А вот увидишь. Все равно, их семья будет
разрушена.

Ирина и Эрна (хором). Не надо, не надо так
говорить.

Валдис. Увы, мы ничего не в силах изменить.

СЦЕНА V

Приемная Игоря. За столом сидит Эрна, входит Люся.

Люся. Эрна, вы мне звонили, чтобы я пришла. Что, Игорь
хочет, чтобы мы здесь пообедали?

Эрна. Я вам не звонила.

Люся. Но мне позвонили, сказали, чтобы я пришла.

Эрна. Но он уже обедает.

Люся. Ну, я пойду

Эрна. Не надо.

Люся приоткрывает дверь в кабинет и тут же захлопывает ее. Садится на стул.

Люся. Он обедает действительно с Катрин, Эрна. Я сейчас
уйду. Я не пойду вешаться, топиться. Потому что есть мои дети. Но я никогда сюда не вернусь. Я останусь на земле, но сюда я больше не вернусь никогда, я его больше не увижу никогда. И сюда я больше не вернусь.

СЦЕНА VI

Игорь сидит в кабинете, дверь в кабинет открыта. Нет никаких признаков обеда, пищевых запахов.

Игорь. Где моя Люся?

Эрна. Ушла.

Игорь. Но никакого обеда не было. Я сидел один в
кабинете.

Эрна. Она открыла дверь и увидела вас, обедающего с
Катрин.

Игорь. Но этого не было!

Эрна. Но она ушла. Где она, я не знаю.

Игорь. Эрна, откройте, пожалуйста, мой сейф.

Эрна. Не открою!

Игорь. Откройте!

Эрна. Не открою!

Игорь. В конце концов я ваш начальник, а не
подчиненный. Откройте сейф!

Эрна. Хорошо.

Эрна открывает сейф и отходит в сторону. Игорь достает из сейфа пистолет. Эрна вопит тоненьким голосом. Игорь садится в кресло и стреляет…

Москва. 2010 г.