ПРОИЗВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ
Весной 2010 года в Северной Осетии был объявлен литературный конкурс среди школьников. Организаторами конкурса выступили Региональный общественный благотворительный фонд «Успение», Северо-Осетинская организация «Общество любителей книги» и литературно-художественный журнал «Дарьял».
Конкурс проводился по следующим номинациям: «Поэзия» и «Проза» (с подразделениями «Рассказ» и «Сказка»).
Результаты конкурса превзошли ожидания организаторов: так, в номинации «Поэзия» жюри присудило, вопреки существующей традиции, три первых премии, доставшиеся ученицам школы № 38 г. Владикавказа – Мадине Басиевой (6 класс), Зарине Залеевой (7 класс) и Диане Фокиной (5 класс).
Вторая премия присуждена ученице 3 класса школы № 2 ст. Архонской Анне Тарасовой; третья – ученице 6 класса школы № 4 г. Беслана Диане Сакиевой.
В номинации «Рассказ» первую премию получила Грета Свинаидзе, ученица 4 класса из с. Ольгинского; вторую – Мадина Елоева (8 класс, школа № 38 г. Владикавказа) и третью – Сослан Дулаев (7 класс, сел. Веселое).
В номинации «Сказка» первая премия у Кристины Клевцовой, ученицы 6 класса школы № 8 г. Беслана; вторая – у Елизаветы Циноевой, шестиклассницы из сел. Веселого; третья – у Ксении Кучеренко (12 лет, ст. Луковская).
Поощрительные премии были присуждены Марату Алботову (6 класс, сел. Веселое), Дарье Кирштейн (8 класс, ст. Луковская), Никите Кухужеву (13 лет, ст. Луковская), Алишеру Ларину (7 класс, физико-математический лицей, г. Владикавказ), Александре Хацаюк (5 класс, шк. № 38, г. Владикавказ) и Анастасии Цыцуре (6 класс, ст. Луковская).
Итак, победители определены, произведения их опубликованы, история Конкурса-2010 подошла к концу. Впереди Конкурс-2011.
Таймураз САЛАМОВ
Редакция журнала «Дарьял» благодарит за помощь учительницу школы № 38 Олану Едзоеву и главного редактора газеты «Моздокский вестник» Сергея Телевного.
Мадина БАСИЕВА
6 «д» класс, школа № 38 г. Владикавказа
* * *
Спустился вечер. К небу полетели
Заката розовые птицы,
Запели ветром вековые ели,
Утихли бойкие синицы.
Забил зари малиновый фонтан,
Окрасив нежным светом горы,
Земным дыханьем пролился туман,
Вечерним сном укрыв просторы.
Заныл протяжно легкий ветер,
Запел под вечер в высоте,
Гоня небесные кареты
На темно-синем полотне.
Блеснула в небе первая звезда,
Приветствуя начало ночи,
За ней царица – ясная Луна –
Зажгла снежинки тысячами точек.
Погасли розовые краски,
На лес спустился темно-синий мрак,
Легко ночной поддавшись власти,
Ветра утихли. Больше не шумят.
Зарина ЗАЛЕЕВА
7 «б» класс, школа № 38 г. Владикавказа
* * *
Который год мы по болотам
Под жарким солнцем, под дождем
Все ищем русскую пехоту,
Кинжальным сбитую огнем…
Она лежит в песках, на пашнях,
На переправах, вдоль реки.
Ей не подняться в рукопашный
И не встречать врага в штыки…
Туман садится на вершины.
Опасным выдался маршрут –
Противотанковые мины
Покой погибших стерегут…
На нас глядят в недоуменье –
Мол, не на месте голова.
У нас другие измеренья,
Цена другая на слова.
Не надо славы и оркестров.
Войну закончит наш отряд,
Когда последний неизвестный
Из мрака смерти будет взят.
Диана ФОКИНА
5 «д» класс, школа № 38 г. Владикавказа
Я НЕ ЛЮБЛЮ…
Я не люблю, когда меня ругают
И обвиняют неизвестно в чем.
Я не люблю, когда мне жить мешают
И душу жгут железом, бьют бичом.
Я не люблю дотошных глупых правил,
Что запрещают мыслить и творить.
Я не люблю все то, что отбирает
Святое право – Человеком быть.
Анна ТАРАСОВА
3 «б» класс, школа № 2 ст. Архонской
СЕМЬЯ
Дома вся моя семья:
Деда, баба, мама, я.
И дружны мы, и верны.
Лучше нет моей семьи.
Мы всегда, везде и
всюду
Только вместе.
Вот так чудо!
Диана САКИЕВА
6 класс, школа № 4 г. Беслана
СВЕЧА
Стемнело в доме, свет погас.
Как тихо, тихо в этот час.
Как нежно тает на столе
Свеча, дрожащая во тьме.
И вьется яркий язычок,
Взлетая вверх, точно смычок.
И кажется: свеча поет,
В ней есть душа, она живет…
Так держит инструмент скрипач,
Играет грустно – так, хоть плачь.
Смычок взмывает ввысь, дрожит,
Играя музыку любви…
И от свечи не отойти…
Гляжу, любуюсь на нее:
Ведь нет прекрасней ничего.
Но вот кончается игра:
Свеча стекла… и… умерла…
Грета СВИНАИДЗЕ
4 «б» класс, школа с. Ольгинского
ГУСЬ ПОД ТАЗОМ
Я живу в селе. В хозяйстве у нас один гусь, много кур, два петуха и три бычка. Один петух был грозный, не подпускал к себе никого. Гусь тоже был грозный, он бросался на людей, но только на чужих, а хозяев не трогал.
Однажды ночью, когда гусь еще не спал, на него набросился петух. Гусь не мог с ним драться. Он хотел спать, потому что устал, и еле убежал от петуха. Он больше не вернулся в свое гнездо, которое мы сделали для него.
На следующий день мы услышали какой-то шорох. Выйдя во двор, мы увидели таз, который двигался. Мы боялись подходить к нему, но я решилась и дошла до таза, подняла его. Оттуда выпрыгнул гусь. Мы очень обрадовались ему. Вот как гусь спрятался от петуха.
Но с тех пор дружба гуся с петухом пошла врозь.
ЗАЙЧИХА И ЕЕ МАЛЫШИ
Это было в конце лета. Я с подругами вышла погулять. Вижу, со стороны нашего огорода идет зайчиха, а за ней в линеечку, один за другим трое маленьких зайчат. Зайчиха постоянно поворачивалась и что-то по-своему говорила зайчатам, как будто просила их не отставать. Это было так трогательно.
Я позвала подруг, и мы наблюдали вместе. Жаль, не было с собой мобильного телефона, чтобы сфотографировать эту чудную картину.
Зайчиха увела зайчат в густой малинник. Но минут через пятнадцать-двадцать зайчиха вышла из кустов и направилась в ту сторону, откуда пришла с зайчатами. «Почему зайчиха бросила своих деток?» – подумала я. Однако зайчиха вскоре показалась на тропинке, неся большую морковку. Эту морковку она несла маленьким пушистым зайчатам, которые весело встретили свою маму-зайчиху.
Я часто стала навещать зайчат и приносила им капусту, морковку. Смотреть на них одно удовольствие, особенно утром, когда зайчата выходят погулять.
Мадина ЕЛОЕВА
8 «в» класс, школа №38 г. Владикавказа
* * *
Жара… Солнце так и печет… Даже асфальт плавится… Душно… Нечем дышать…
Кап! Капелька сверкнула на солнце и… ударилась о листик, рассыпавшись на множество маленьких бриллиантовых брызг.
Кап! Вторая капля… Кап! Еще одна… Кап! Кап! И уже отовсюду слышны эти звуки.
Пошел дождь. Но солнце не стало прятаться за тучи.
Как хорошо!
Дождь идет, а ты все стоишь… И купаешься в потоке капель, позволяя дождевым струям омыть твое лицо… И греешься под ласковым солнцем.
Дождик кончился так же внезапно, как и начался. Воздух так чист, так прозрачен и свеж. На небе вырисовывается яркая радуга. А тебе хочется обнять весь мир!
Дулаты СОСЛАН
7-æм кълас, Веселæйы скъола
МÆ БИНОНТÆ
Арын дзы мæ дада Дулаты Гагуыдз æмæ
Дулаты Олычкæйы ном.
«Мæ дада хæсты ветеран,
Йæ ном у хъуыстгонд Ирыл.
Кæм нæ хæцыд, уæдæ цы ран?
Фæци йын хæст Берлины».
Мæ фыд мын арæх фæдзуры: «Ма рох кæн, мæ лæппу, хæсты чи хæцыд, уыдоны». Уыдонимæ уыд мæ дада дæр, хæсты æмæ фæллойы ветеран Дулаты Гагуыдз. Мæ фыды ныхæстæй зонын æз мæ дадайы, æмæ дзы мæ сæр бæрзонд хæссын.
Нудæс азы куы цыд мæ дадайыл, уæд ацыд Финляндийы хæстмæ. Стæй райдыдта Фыдыбæстæйы Стыр хæст. Уым хъæбатырæй хæцыд знаджы ныхмæ. Бахауд уацары. Уырдыгæй йе ’мбалимæ куыддæртæй алыгъдысты. Беларусаг хъæуы сæ, Белая Церковь, зæгъгæ, иу ус бамбæхста. Радта сын стыр дзул æмæ цыхт, æмæ сæ афтæмæй рарвыста. Хæцæг æфсадимæ баиу сты. Фæстæдæр ногæй æрбацыдысты уыцы хъæумæ. Балæвар кодтой сæ ирвæзынгæнæгæн хъуг æмæ род. Мæ фыды ныхасмæ гæсгæ, сылгоймагæн мæ дада никуы ферох кодта уыцы хорздзинад.
Йæ мад, Коцойты Залихан, ницы бæрæг зыдта йæ фырты тыххæй. Хæдзармæ дыууæ хатты ссыди «сау гæххæттытæ». Фæкодтой йын хистытæ. Сæвæрдтой цырт. Хæдзары бинонтæ тынг фæхъыг кодтой.
Рæстæг цыдис, маргъау тахтис, фарн йемæ хаста. 1946-æм азы дада уæлахизимæ ссыд хæстæй. Йæ фæндаг ракодта уæлмæрдтыл. Раппæрста йæ цырт. Бинонты цинæн ма кæрон кæм уыд. Уæлдай тынгдæр та цин кодта ныййарæг мад Залихан.
Æрхаста бинойнаг, Ирыхъæуæй æрлидзæг Токты Олычкæйы. Бирæ азты дæргъы мæ дада æмæ нана фæкуыстой колхоз «Красная Осетия»-йы. Бирæ майдантæ уыдис лæвæрд мæ зынаргъ дада æмæ нанайæн, уыдонимæ сæ хорз куысты тыххæй дæр. Ныртæккæ мæ дадайы ном фыст ис, æрæджы Веселæйы хъæуы цы мемориалон цырт байгом кодтой хæсты архайæг адæмæн, ууыл.
Арæх радзуры нана дæр, æрыгон чызгæй-иу куыд быдтой хъарм цъындатæ фронтмæ æрвитынмæ. Æхсæвыгæтты-иу куыд бадтысты, æнæрынцойæ куыд куыстой. Уæдæ уыйбæрц та куыд фæрæзтой! Уæлахизмæ æнхъæлмæ кастысты!
Дада нал ис. Æз æй нал æрæййæфтон, фæлæ мæ нанайæн та Стыр уæлахизы, 65 азы бонмæ радтой юбилейон майдан. Тынг æхсызгон уыд уыцы хабар мæ бинонтæн. Æмæ мæнæн та?! Бынтон диссаг!
Ныр мæ нана зæронд у, фæлæ йæ æз бирæ уарзын. Мæ сæр дзы бæрзонд хæссын. Æз тынг бæллын, цæмæй кæддæриддæр бæстыл уа сабырдзинад. Макуал бавзарæд дуне хæсты цæхæр!
Кристина КЛЕВЦОВА
6 класс, школа №8 г. Беслана
СТАРЫЙ РОЯЛ
Сказка-быль
Рояль попал в музыкальную школу еще в прошлом веке. Он переехал в новое здание вместе с другими инструментами: баянами, гармошками и фортепьяно.
Рояль поставили в зале на сцене. Во время академических экзаменов дети, волнуясь, дрожащими пальчиками извлекали робкие, неуверенные звуки пьесок, ансамблей, этюдов. Большой рояль любил такие часы.
– Я первый в их жизни концертный рояль, и кто знает, может, это играет будущий Рахманинов или Рихтер.
Но любимым воспоминанием старого инструмента был концерт молодого, но очень известного и талантливого пианиста.
– Как он играл, как играл! – восхищался рояль. – Он заставлял lem радоваться и тосковать, думать о любви, о жизни, о смерти. Никто и никогда не раскрывал мою душу так, как этот юноша. А цветы, которые ему дарили, он складывал на крышке, словно делясь со мной своим успехом. Я был тогда по-настоящему счастлив.
Так прошли годы. На юбилей детской музыкальной школы приехал именитый музыкант из столицы. Он сел к роялю, быстро проиграл какую-то мелодию и сказал:
– Это не рояль, а корыто.
Струны инструмента вздрогнули от обиды и горечи:
– Я столько работал, старался, жил музыкой и детьми. Разве корыто способно на такое?
Музыкант подарил школе новое пианино, современное, электрическое. Оно само выбирало ритм, темп, тембр. Словом, заменяло собой целый оркестр.
Старый рояль убрали в темный, холодный класс. Лишь изредка, когда в школе все затихало, приходила дочка уборщицы. Она вытирала пыль с крышки, клавиш, пюпитра старого, всеми забытого рояля. Играть она не умела, но иногда дотрагивалась тоненькими пальчиками до клавиш, и старый рояль отзывался глухим, хрипловатым голосом. И в звуках этих слышались грусть, любовь и благодарность.
Елизавета Циноева
6 класс, школа с. Веселое, Моздокского района
ЧИСТАЯ РЕКА
Жил в лесу маленький Олененок. Захотелось ему пить. И побежал он искать воду. Видит, стоит Цветочек. И спрашивает у него Олененок:
– Цветочек, ты не знаешь, где можно воды попить?
– Нет, не знаю. Я сам пить хочу, но воды нет, – ответил ему Цветочек.
И пошел Олененок дальше. Видит, на ветке березы сидит Птичка. И спрашивает ее Олененок:
– Птичка, ты не знаешь, где можно водички попить?
– Знаю, на речке, только злые люди за-грязнили ее, и водичке никак не пробиться наружу. А без воды всем плохо, некоторые даже умирают.
Задумался Олененок: «Как убрать зло и выручить всех?» И он придумал. Олененок позвал своих друзей. Побежали они на речку и очистили ее от грязи.
Водичка ожила, весело побежала и напоила всех!
Недаром говорится: «Один и камень не сдвинет, а вместе и гору поднимешь!».
Ксения КУЧЕРЕНКО
школа ст. Луковской Моздокского района
ПОЧЕМУЧКИ
«Почему северные медведи белые?»
Наверное, мало кто задумывался, почему северные медведи белого цвета. Давайте рассуждать. На севере холодно, снег, иней. Тогда почему же белые медведи должны быть другого цвета? Половина белых ledbedei белые, потому что их шерсть облепил снег и иней. А другая часть белых медведей белые, потому что они уважают Северный полюс и не хотят, чтобы их шерсть была другого цвета.
«Почему осенью листья на деревьях желтеют и опадают?»
Потому что летом листья набрали солнечный свет, и когда наступает осень, и солнце уже не греет, как летом, они выпускают этот свет наружу, чтобы порадовать людей и еще немного погреть Землю. А опадают они, потому что уже давно мечтали улететь с птицами на юг зимовать. Может быть, когда-нибудь у них это получится.
«Почему у глобуса белая шапка»?
Некоторые дети интересуются таким вопросом: «Почему у глобуса белая шапка?». Так я вам отвечу. Просто глобус знаменитый модник и любит надевать всякие там шляпки. А почему белое? Просто белое сейчас в моде!
«Почему зебра в полоску?»
Очень просто, у них вся жизнь такая. Сначала что-то произойдет хорошее – это белая полоса. Потом что-то случится плохое – это черная полоса. И так всю жизнь.
Марат АЛБОТОВ
6 класс, с. Веселое Моздокского района
* * *
Раз весеннею порой
Шел однажды я домой.
Вдруг навстречу мне явился
Черт, лохматый и босой.
И спросил нечистый громко,
Испугать меня стремясь.
Ты куда шагать собрался?
Я ответил, не боясь:
Сгинь, нечистый, окаянный,
Я домой иду к себе.
Дома ждут меня к обеду,
Я дойду назло тебе.
Дарья КИРШТЕЙН
8 класс, школа ст. Луковской Моздокского района
* * *
Котенок бездомный в подъезде сидел,
Он в щелку двери чьей-то грустно глядел.
Несчастный, замерзший в углу, в темноте,
Он слышал урчанье в своем животе.
Смотрел на людей, проходящих порой,
Которые шли, все в заботах, домой.
Он взгляд свой тускнеющий к ним устремлял,
От них он сочувствия, помощи ждал.
Глазами просил у людей: «Помогите,
Возьмите меня, у себя приютите,
Не дайте мне с голоду здесь умереть,
Я муки такие не в силах терпеть».
А люди, сочувствия не проявляя,
Шли мимо, котеночка не замечая…
Вдруг теплые руки прижали, лаская,
И сердце забилось, о доме мечтая!
Алишер ЛАРИН
7 класс, физико-математический лицей
г. Владикавказа
ЗИМНЕЕ УТРО
В тумане вечном и холодном
Стоят деревья поутру,
Свободны от зеленой кроны,
Приятны нашему нутру.
И белый, будто снежный, иней
На их сияющих ветвях
Прохладой блещет ярко-синей,
Хотя не в солнечных лучах.
И на траве, еще зеленой,
Ложатся льдинки, словно пух,
Дыхание зимы холодной
Воспламенит стихами дух!
Никита КУЖУЕВ
13 лет, школа ст. Луковской Моздокского района
ЛИМЕРИКИ
Жил старичок под горою.
И гонялся весь день за лисою.
Но в десятом часу
Догнал он лису
И в глаз получил под горою.
По лесу бродил медведь,
Он умел ужасно петь.
Пел в берлоге, на лугу,
Дал концерт в глухом лесу.
И решил медведь тогда:
Он теперь «суперзвезда»
У лисы кривые ножки.
До чего ж обидно крошке:
Конкурс красоты идет.
Лиска, видно, не пройдет.
Целлюлитом обросла –
Физкультура ей нужна.
Александра ХАЦАЮК
5 «б» класс, школа № 38 г. Владикавказа
8 МАРТА
В день восьмого марта
Каждый мальчуган
Должен подарить
Девочке тюльпан,
Или же колечко,
Или же браслет,
Или же открытку,
Или же букет.
В день восьмого марта
Девочка должна
Быть сияющей, красивой,
Не зевать с утра!
И, конечно же, быть милой,
И веселой, и счастливой
И не быть сухой, унылой
В этот день, друзья!
Анастасия ЦЫЦУРА
6 класс, школа ст. Луковской Моздокского района
Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ, ПЛАНЕТА
Я сегодня утром встала,
Потянулась и сказала:
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое,
И зеленая трава, и веселые дома!
Люди все спешат куда-то,
Все в заботах, на бегу.
И у меня забот немало,
Я забыть их не могу:
Родничок почистить нужно,
Что журчит между камней.
Посадить березку в поле
И ухаживать за ней.
Нужно сделать домик птичкам,
Хлебных крошек дать синичкам,
Чай налить для папы в кружку
И сестренке дать игрушку.
Хорошо, что есть все это!
Я люблю тебя, планета!