К 225-ЛЕТИЮ ВЛАДИКАВКАЗА
«Его светлости Высокоповелительному господину Генерал-фельдмаршалу военной коллегии… князю Григорию Александровичу ПОТЕМКИНУ…
Отряженные войска к горам выступили из Екатеринограда сего месяца 24 дня. При входе гор предписал я основать крепость на назначенном по обозрению моему месте под именем Владикавказ».
Такой рапорт, датированный 25 апреля 1784 года (6 мая по новому стилю), отправил больше двух веков назад командующий Кавказской линией, генерал-поручик П.С. Потемкин своему знаменитому близкому родственнику – видному деятелю российской истории XVIII столетия, «екатерининскому орлу» Г.А. Потемкину-Таврическому.
Эта дата и считается официальным «днем рождения» крепости Владикавказ.
Так начался отсчет яркой и славной истории города Владикавказа – заложенного как крепость, которая заняла ключевую позицию на пути из России в Закавказье, позднее ставшего главным городом Терской области и важным промышленным и культурным центром юга страны, а впоследствии – столицей Республики Северная Осетия-Алания. Истории одного из интереснейших городов, имеющего богатую событиями историю, веками сложившиеся культурные традиции; город, интересный с геополитической, этнографической и, в том числе, архитектурно-художественной точек зрения.
Крепость, возникшая вблизи осетинского селения Дзауджикау на пути сообщения России с Закавказьем (заложена 6 мая 1784 года), Владикавказ с середины XIX века приобретает значение торгового, промышленного и культурного центра Юга России, одновременно являясь южным форпостом России и своеобразным перевалочным пунктом между Европой и Азией. Дорога, идущая от Моздока в Закавказье и пересекающая Главный Кавказский хребет, приобрела тогда важное стратегическое и экономическое значение. Эти обстоятельства нашли отражение в историческом наследии города. Особенности географического положения обусловили этническую пестроту Владикавказа. Забегая вперед, скажем, что, к примеру, в 1861 году в городе проживали представители 59 национальностей, из них: русские – 57,7%, осетины – 12,8%, армяне – 10,4%, грузины – 6,6%, персы – 2,3%, греки – 1,9%, евреи – 1,6%, поляки – 1,4%, украинцы – 1,2%, татары – 0,8%, немцы – 0,7%, ингуши – 0,7%, ассирийцы, литовцы, латыши, кумыки, итальянцы, мордвины, турки, эстонцы, чехи, сербы, кабардинцы, цыгане, французы, чеченцы и некоторые другие народы и народности – всего 1,9%. Изначальное этническое многообразие и многоконфессиональность, став одной из характерных черт Владикавказа, сказались на многом: на развитии производства, социально-культурном уровне жителей, самом духе города и, в частности, на его архитектурном облике.
К концу 60-х годов XIX века Владикавказ превращается не только в административный, но также в экономический и культурный центр Терской области, приобретя в 1861 году статус города. Приступает к исполнению своих обязанностей городской архитектор, составляется первый план города Владикавказа. Уникальное месторасположение – в окружении великолепной панорамы гор, у входа в знаменитое своей красотой Дарьяльское ущелье, по обеим сторонам Терека, поражающего воображение путешественников своей мощью и диким нравом – придало Владикавказу характер города-курорта, подобного всемирно знаменитым курортам Швейцарии («…кто видел Кавказ в грозу и ведро, тот может умереть, не завидуя Швейцарии», – А.А. Бестужев-Марлинский).
А вот как описывает первое знакомство с Владикавказом Петр Ильич Чайковский: «Погода великолепная. Горы видны ясно… Казбек красуется во всем своем величии – вид изумительно чудный. Ходил один на шоссе по направлению к горам… Нанял фаэтон и поехал по шоссе к маленькому укреплению у впадения речки в Терек. Симпатичный извозчик-саратовец рассказал мне много интересных вещей относительно здешней этнографии, или, как он выражается, “про разных религиев”. (20) Сохранились записи воспоминаний, сделанные декабристом А. Беляевым о пребывании его во Владикавказе: «Тут была прекрасная каменная гостиница, в которой был зал благородного собрания, где собиралось большое общество, и были оживленные танцы. Площадь обстроена большими домами красивой архитектуры с большими окнами и балконами, откуда открывались во все стороны самые прелестные виды». (11).
История развития города (с точки зрения архитектурного строительства) насчитывает четыре этапа: 1784 – 1840, 1841 – 1860, 1861 – 1917, 1917 – по настоящее время. Общественно-политические события, происходившие во Владикавказе (а город, несмотря на периферийное расположение, в силу своего географического и военно-политического статуса, всегда был в центре общероссийских культурно-просветительских и революционных событий и движений), люди, которых «занесли» сюда «ветры истории», – все это сказалось и на самом городе, и, в том числе, на его архитектурном облике.
Он обусловлен строительством крепости – опорного пункта царской России на подступах к Закавказью. Долгие годы жизнь крепости, а впоследствии и города, была подчинена сложной военной обстановке на Кавказе. Поэтому рост населения и расширение границ Владикавказа происходили за счет новых военных поселений.
Он характеризуется появлением военного поселения на левом берегу Терека и развитием застройки вокруг крепости. Военное поселение было построено в 1840 году и занимало территорию между теперешними улицами Генерала Плиева, Карла Маркса, Нальчикской и Пашковского. В 1852 году старая крепость и окружающие ее поселения были обнесены каменной стеной – так возникла новая крепость. В ней было 909 домов, 3653 жителя, 4 деревянные церкви. К тому времени сформировалась планировочная структура города. Она почти сохранилась до наших дней. Будущий город был запроектирован по классической схеме градостроительства XIX века (знаменитый Екатерининский план): главные улицы шли параллельно реке Терек с севера на юг, второстепенные улицы и переулки закладывались перпендикулярно главным. Ориентируя главные улицы с севера на юг, зодчие прошлого раскрыли городское пространство на горы (к сожалению, в современной планировке этот принцип утрачен, а ведь именно он стал одним из важнейших среди множества художественных средств, позволяющих индивидуализировать городскую среду).
При застройке особая роль была отведена культовым зданиям. Рассредоточенные по всей территории и возвышающиеся над рядовой застройкой, объемы культовых зданий надолго закрепили свое доминирующее значение.
Со временем, в процессе реализации генерального плана города, деревянные культовые сооружения заменялись каменными, и их градостроительная роль соответственно возрастала.
Характеризуется интенсивным развитием города, особенно начиная с 1863 года, когда, в связи с образованием Терской области, Владикавказ становится ее административным и торговым центром. К 1864 году основное население города составляют «90 семей купцов и I и II гильдий и 159 семейств мещан». Развивается мелкая промышленность кустарного и полукустарного типов. Это повышает авторитет города и существенно укрепляет его возможности. Открывающиеся перспективы стимулируют повышение интереса предпринимателей к «освоению» владикавказского рынка, развитию промышленности, строительству учреждений социально-культурной сферы. Здесь поселяется «множество торгующего и промышленного люда», строившего дома «красивой архитектуры». (9) Классик русской литературы А.Н. Островский, посетивший город примерно в этот период, описывал гостеприимство горожан и окружающие виды: «В 3 часа 33 минуты приехали во Владикавказ, остановились в доме начальника Терской области, где и ночуем. Отличный обед с фазанами и форелями. При доме сад с цветами, окружен пирамидальными тополями. Луна. Над нами висят горы. Шум Терека и лай собак». (13)
Уже упоминавшиеся выше этническая пестрота и многоконфессиональность, снискавшие Владикавказу славу веротерпимого города, не могли не отразиться на его архитектурном облике. В 1813 году на территории осетинского селения Дзауджикау (находившегося вблизи крепости), на самом возвышенном месте освящается площадка, отведенная под строительство церкви Рождества Пресвятой Богородицы. А в 1814 году там возводится деревянная церковь, которая стала одним из первых православных храмов будущего Владикавказа. В 1862 году были завершены работы по перестройке армяно-григорианской церкви из деревянной в каменную, открылись лютеранская кирха, шиитская мечеть, польский католический костел. Архитектуру многих культовых зданий (а среди них, помимо упомянутых, было еще 19, со временем утраченных), – русских церквей и соборов, осетинской церкви, немецкой церкви, греческой церкви, еврейской синагоги, римско-католического костела, суннитской мечети) отличает логика композиции, выделение главной композиционной оси, достижение оптимальной выразительности.
Тогда же приступает к исполнению своих обязанностей городской архитектор Грозмани. Он составляет первый профессиональный план города Владикавказа, с принятием которого (в 1863 году) приходит конец анархии в застройке кварталов – вместо прежних, крытых соломой домиков, появляются капитальные постройки домов купцов и мещан (всего около тысячи), площади, бульвар, 25 улиц, протянувшихся ровными линиями вдоль Терека. В 1869 году корреспонденты местной прессы отмечали крупные изменения во внешнем виде города: «…где прежде были одни, часто лубком и соломой крытые, лачуги или оставались совершенно незастроенные участки, теперь красуются весьма ценные и видные здания». (1)
Шестидесятые годы XIX века можно считать началом регулярной, обусловленной генпланом города, застройки Владикавказа, формирования архитектуры улиц и кварталов в том виде, который сохранился до наших дней. Объемно-планировочное решение, декор фасадов и интерьеров жилых и общественных зданий города указывают на высокий художественный уровень мастеров прошлого. Архитектура города не поражает своими масштабами, роскошными формами и убранством, она привлекает гармонией, пространством и уравновешенностью объемов и линий.
К рубежу XIX-XX веков интенсивность строительства возрастает. К архитектуре зданий предъявляются иные требования. Появляется необходимость создавать проекты новых, не строившихся ранее типов зданий – доходных домов, банковских зданий, торговых домов, зрелищных учреждений, гостиниц и особняков. Наиболее престижные – по масштабу, планировке и отделке – здания сконцентрированы на Александровском проспекте и прилегающих к нему улицах. Решенные в разных архитектурных стилях и использующие различные строительные приемы, здания проспекта великолепно сочетаются друг с другом, создавая тем самым единый архитектурный ансамбль.
К концу XIX века в градостроительстве намечается социальное зонирование планировки города. Проспект и прилегающие к нему улицы формируются как район проживания наиболее зажиточной части населения, с сохранением функции торгового центра.
В восточной и северо-восточной частях города выделяется промышленная зона. Периферийные части города – зоны проживания рабочих, простолюдинов, чинов низкого сословия. Здесь нет особняков, нет зданий с высокими архитектурно-художественными достоинствами. Основоположник осетинской литературы, великий Коста Хетагуров, писал:
Итак, по воле провиденья
Заброшен я в Владикавказ,
И вам свои я впечатленья,
Друзья, поведаю сейчас.
Окрестность – дивные картины!
А город – новый Петербург.
Его лишь портят осетины
Кварталом горестных лачуг.
В начале ХХ века Владикавказ становится одним из центров революционного движения на Северном Кавказе. В годы гражданской войны город представляет собой арену боевых действий. Власть во Владикавказе переходит поочередно то к одной, то к другой враждующей стороне – здесь хозяйничают то войска Добровольческой армии генерала Деникина, то части Красной армии. В результате страдают многие архитектурные строения в городе. Так, варварски был уничтожен дар городу барона В.А. Штейнгеля – дворец, в котором располагалась городская дума и который считался одним из лучших думских зданий в России. По свидетельству очевидцев, здание поражало великолепием форм, богатой отделкой интерьеров.
Из Владикавказа были вынуждены бежать состоятельные люди. Вряд ли в летописи культуры Владикавказа есть более противоречивое время, чем 20-30 годы минувшего века. То была эпоха «очистки города от буржуазного элемента».
Крупные домовладения – особняки, здания банков, доходных домов – муниципализировались и передавались, в основном, под учреждения властных структур. Эти же годы отмечены яростной борьбой с религией. Культовые здания страдали в первую очередь. Началась кампания по изъятию колоколов и различных ценностей из церквей, закончившаяся сносом храмов и крушением храмовой культуры Владикавказа.
Девятнадцать православных храмов, среди которых Вознесенская, Покровская монастырская, Александро-Невская церкви, Тенгинский, Новый кафедральный соборы и многие другие, были утрачены, здание лютеранской кирхи передано государственной филармонии, польского костела – радиоцентру. Чудом уцелели осетинская, армянская, Ильинская церкви, суннитская и шиитская мечети, хотя многим из них в свое время тоже пришлось исполнять различные функции нерелигиозного характера.
По счастью, Александровскому проспекту, сменившему название на проспект Мира, практически удалось сохранить архитектурный ансамбль исторического центра Владикавказа в целости и сохранности.
В октябре 1976 года в России (тогда СССР) в действие был введен Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры». После чего в стране заметно активизировалась деятельность в этой области, возросло внимание к сохранению исторического и художественного облика городов, к созданию историко-культурных заповедников и заповедных территорий.
Архитектурно-планировочное наследие – это осуществленный опыт культуры народов, крупные вехи в его историческом развитии, которые помогают увидеть жизнь в движении, в пространственных и временных связях.
Согласно закону, необходима не только охрана исторических и культурных ценностей, но и сохранение их градоформирующего значения, включение их в современную жизнь путем использования и приспособления к сегодняшним нуждам.
В последние годы значительно повысился интерес к проблемам реконструкции и нового строительства в исторически сложившихся городах – с их неповторимой планировкой, благодаря которой сама городская застройка и архитектурные памятники воспринимаются совершенно по-особенному, в них ощущается атмосфера прошлого.
Владикавказ, отметивший свое 223-летие, имеющий статус исторического города, с его неповторимой по красоте архитектурной застройкой центра – двухэтажными особняками, решенными в разных стилях (чаще в стиле модерн) – с искусной лепкой, витиеватыми решетками, запоминающимися интерьерами, не имеет аналогов на Северном Кавказе.
Уникальные и своеобразные по конструктивным и стилевым решениям памятники архитектуры прошлого являются не только летописью нашего города, но и драгоценным вкладом его многонационального и трудолюбивого народа в сокровищницу мировой культуры.