…время продолжает свой ход.
Я шествую между двумя вечностями.
Дени Дидро
Мир так прекрасен, так многогранен, так таинственен… Что писать, как писать? Я долго искала тему дипломной работы, была в полном смятении. Как-то шла, задумавшись, и взор мой стремился ввысь. Там расстилалось голубое небо, по нему плыли необыкновенной красоты облака, которые приобретали то форму церковных куполов, то очертания человеческих фигур… Что это? – подумалось мне. – Может, это и есть души покинувших землю? С кем они делятся, кому исповедуются? Это та тайна, которую не суждено постигнуть человеку, это то вечное, недосягаемое, таинственное… Эти мысли и навеяли на меня сюжет картины.
Два образа по двум сторонам Древа Познания ведут диалог о бренности земного бытия, о вечности. Два существа, занятых своими мыслями, рождают в картине атмосферу покоя, тишины и в то же время необъяснимой тревоги.
Ощущения, настроения, улавливаемые здесь, принадлежат исключительно сфере эстетического переживания, которому трудно найти словесное определение. Невольно начинаешь с отрицания обычных ассоциаций: это не игра с религиозными мотивами, не театрализация действия и так далее. Это перенесенные в иную, сотканную из ассоциаций эстетическую сферу, впечатления чистого взгляда на мир.
Атмосферу картины я хотела передать минимальными художественными средствами. Вспомним, как у Б. Окуджавы: «Красный камзол, башмаки золотые, белый парик, рукава в кружевах», – и образ Моцарта, и образ времени в том измерении, в котором нужно поэту, завершен. Поэтому композиция данного полотна проста и прозрачна, но при этом метафорична. Фигуры двух ангелов объединены деревом, которое является одним из самых универсальных символов духовной культуры человечества. Оно символизирует центральную ось мира, соединяющую Небо и Землю, человека и его путь к духовным высотам, циклы жизни, смерти и возрождения, Вселенную и ее процессы вечного обновления, сокровенную мудрость и таинственные законы бытия.
Мой замысел не противоречит духовной традиции, в моем понимании Древо Познания – центр Вселенной, стержень, вокруг которого происходит видимая и невидимая жизнь Космоса.
Образы человеческих душ, воплощенные в ликах ангелов, задумчивы и устремлены к яблоку. Яблоко – противоречивый символ в истории культуры. В русской традиции – это символ плодородия, здоровья, любви, в христианстве – грехопадения, раздора, а, например, в Китае – символ мира.
Настроение картины передает немой вопрос, застывший на устах ангелов: чем станет это яблоко для людей – символом раздора или мира?
Цветовая гамма картины – сине-голубая, с акцентами белого и вкраплениями розового – выбрана не случайно. Синий цвет – символ мечты и чаяний, добра и творчества. Это цвет неба, которое связывают с духовным возвышением человека, его чистотой. Кандинскому принадлежат слова: «Синий цвет… зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхъестественному. Синий – это типично небесный цвет… Он как бесконечное углубление в серьезное, где нет и не может быть конца». Синий цвет является предпосылкой способности проникновения, эстетических переживаний и глубокомысленных размышлений.
Голубой цвет – цвет мудрости, великодушия, щедрости, веры, славы и истины. У разных народов голубой цвет отождествляется с бесконечностью и Богом.
Картина полна загадок, в ней есть элементы игры, которые выражены в представлении о вечности с одной стороны и постоянном движении и обновлении жизни с другой.
Заканчивая работу над картиной, я осознала, что ответ на немой вопрос ангелов находится в душе каждого человека, а на ум пришли слова Булата Окуджавы: «Все, что было моим – стало вашим».
Июнь 2007 г.