Хотите знать, кто такой Марат Цогоев? Если коротко: белый мужчина 22 лет, был актером Русского театра во Владикавказе, сейчас – верстальщик глянцевого журнала.
Он любит мультфильмы и ирландскую культуру, шугейз и пост-хардкор, эмо и нойз-поп, минимализм и дадаизм. Он не пьет и не курит: он стрэйтэджер, даже бывший веган. Он рисует и делает коллажи. Давайте побеседуем с ним!
Джонни: Ты учился рисовать?
Марат: Нет, практически нет.
Джонни: Почему у тебя в основном коллажи?
Марат: Даже не знаю. Когда-то мне понравился этот жанр. Свой первый коллаж я сделал девять лет назад, но он был не компьютерный. Это была тетрадочка с интересностями, со всякими вырезками из газет. Помню даже мучным клеем их проклеевал.
Джонни: То есть, коллажами ты занимаешься не от слабой техники?
Марат: Вполне возможно, что именно из-за нее… Но может быть, и вовсе не из-за нее.
Джонни: Ты говоришь, что тебя привлек жанр. Чьи это были работы?
Марат: А черт его знает. Это была реклама, по-моему Nuts, где паренек клеил. Я попробовал. Потом идейка моего коллажа обрастала мясом. Позже я понял, что можно, если хорошо развить технику эту, делать что-то вроде сказочных моментов.
Джонни: Тогда ты уже понимал, что такое поп-арт, постмодернизм и т.д.?
Марат: Нет, конечно. Это случилось позже, когда я со своими работами попал к Сане Коробову.
Джонни: А что это за «сказочные моменты», о которых ты говоришь?
Марат: Моменты необычности. Моменты, когда какие-то фантазии могут проявиться. Как в сказке… то, чего так не хватает в жизни. Как будто ты спишь. А во сне все, как в сказке, даже моменты, когда тебя убивают.
Джонни: Главным было создать что-то необычное? А о выражении каких-то идей ты не думал?
Марат: Думал… иногда я вкладывал в картинки конкретную мысль… Но это было редко. В основном все делалось на эмоциональном уровне.
Джонни: Это больше личные переживания или глобальные проблемы? Я заметил у тебя, например, экологизм и даже социальность.
Марат: Они, может быть, и глобальные, но для меня это все мои личные переживания.
Джонни: Когда ты пересел за компьютер? Какими программами пользуешься?
Марат: Я не долго работал с клеем и ножницами – где-то год всего. Использую Photoshop, иногда Corel Draw. Второе редко. А с Photoshop давно общаюсь. Не так хорошо, конечно, его знаю, но настолько, насколько мне нужно, вроде бы пока освоил.
Джонни: Откуда берешь исходные кадры для коллажей?
Марат: Кое-что сам когда-то фотографировал, а в основном – это клипарт, состоящий из ретрофотографий.
Джонни: Достаешь в сети?
Марат: Нет. Давно попала коллекция, вот до сих пор с ней. Пора менять.
Джонни: Почему ретро?
Марат: Мне нравится ретро, старые фотографии, они сентиментальнее что ли – смотришь на них, и какая-то ностальгия просыпается.
Джонни: Я слышал, что ты любишь киберпанк. Как это вяжется с ретро?
Марат: У меня немного иное представление о киберпанке. Для меня киберпанк – это не компьютеры и всякая техногенность. Для меня кибер – это абстрактность. Нереальность происходящего.
Джонни: То есть, любая альтернативная реальность?
Марат: Не совсем. (Пауза). Хотя, да.
Джонни: А как ты относишься к стимпанку?
Марат: Ну, как тебе сказать. Хорошее, конечно, кинцо Wild Wild West – атмосфера хорошая. Но что-то не то. Немного не мое.
Джонни: Почему я завел речь о стимпанке. Потому, что киберпанк основан на футуристической эстетике, в то время как стим – на этстетике ретро. Твои коллажи выглядят довольно современно, но в то же время ты используешь ретрофото в основе. Какая ностальгия, Марат? У тебя фото 30-х годов, а тебе лишь 22.
Марат: Ностальгия – понятие не локальное, в моем случае – глобальное. И даже смотря на фото времен, когда и моего папы еще не было… смотришь… и как-то тепло на душе, а вместе с тем тоскливо и грустно.
Джонни: То есть, главным было передать грусть?
Марат: Нет. Я пытался передать статику – когда нет времени. К тому же мне интересны контрасты. А что может быть контрастнее, чем ч/б фотография и цветной объект?
Джонни: А современные объекты тебя не привлекают?
Марат: Они еще не проверены временем. Они – как новое знакомство – не знаешь чего ждать.
Джонни: Понятно. Кроме коллажей, у тебя есть, так называемый, электропэйнт. Что это?
Марат: Картинки, рисованные мышкой, как кистью. Электроживопись.
Джонни: Электропись. Туда ты уже не вставляешь чужого?
Марат: Нет, практически нет. В основном рисую сам.
Джонни: А что для тебя дадаизм?
Марат: Эксперимент. Один большой эксперимент. А еще броски в сторону общества. Дада – это творчество. Я занимаюсь творчеством, а не искусством.
Джонни: А в чем разница?
Марат: Творчеством могут заниматься все. А искусство – это признанное творчество, проверенное и эстетически наполненное творчество.
Джонни: Но ведь дадаисты отказались творить. Они только разрушали. А ты этого не делаешь.
Марат: Разрушать – это уничтожать, при этом ничего не творя. А они творили. И этим разрушали. Это было новое. Но новое строится не на старых канонах, а на новых. Т.е., фактически появляясь, оно отрицает старое. Новый паренек, пришедший в банду только-только – еще не банда… но он уже диктует свои правила. Он пока что для банды антитело. Но я не дадаист. Мне они просто нравятся.
Джонни: А ты чувствуешь себя этим новым пареньком?
Марат: Я ж не новатор и не авангардист. Хотя иногда хочется им быть.
Джонни: А что для тебя важнее: коллажи или электропэйнт?
Марат: Не знаю, для меня важнее творчество. Садиться и phqnb`r| – это самое главное.
Джонни: Я вижу. Скажи, а зеленый цвет ты любишь из-за своего увлечения ирландской культурой?
Марат: Нет. Зеленый – это цвет травы и деревьев, природный цвет. Я, скорее, Ирландию люблю, потому что она зеленая.
Джонни: А на твои работы влияют другие виды искусства: музыка, литература?
Марат: Музыка, возможно. Она придает эмоциям более острые черты.
Джонни: У тебя есть работа под названием Animal Collective. Она как-то связана с одноименной группой?
Марат: Она была нарисована тогда, когда в наушниках играли Анималы. Это мое уважение к ним. Но я не показал работу самой группе, хотя можно было бы.
Джонни: А ты хотел бы прославиться, получать деньги за свое творчество?
Марат: Если честно – да. Я из тех людей, которые мечтают заниматься только тем, чем им нравится, и чтобы это приносило им какую-то «пользу». А все остальные работы чересчур сложные, а работодатели чересчур многого требуют. Когда-то у меня хотел купить картинку дядька. Я сказал, что могу просто подарить ее, – дядька пропал.
Джонни: Больше так не делай. Пока. Спасибо за ответы.