Юрий Побережный – один из ведущих российских графиков. Долгое время после окончания Ставропольского художественного училища в 1976 году он занимался дизайном, а потом вернулся в родной город Моздок и по совету друга, Василия Прилепы (иллюстратор журнала «Кукумбер»), начал писать тушью. С тех пор основной техникой Ю. Побережного стали тушь и перо. Тогда же Юрий Петрович начинает преподавать в художественной школе Моздока. А потом, позднее, он признается, что его кредо: «Жить с детьми».
«Я всю жизнь хотел писать», – говорит художник. Сейчас Юрий Побережный занимается станковой графикой и живописью, работает в педагогическом институте г. Владикавказа (оформляет учебники для начальной школы). Работы этого мастера находятся в частных коллекциях России, Украины, Германии. Например, лист «Холодный август» – в Германии, две работы – в НАТО.
Так как Ю. Побережный работает с детьми, то для него очень важны в творчестве образы детства. А какое же детство без сказки?! Сказка присутствует и в названиях его работ: «Грустная сказка», «Как в сказке», «Наш Пушкин», «Сорванная ветка жасмина», «Ждет-пождет с утра до ночи», «Время менять сказки», «Воротился старик ко старухе». Небольшие по размеру композиции наполнены образами-воспоминаниями, сожалениями, удачно выполненными соотношениями черного и белого.
Работа «Как в сказке» заставляет зрителя вспомнить А.С. Пушкина: «И днем и ночью кот ученый». Тонко написанный узор цепи, огромный дуб, а на нем – волшебный кот. Сам дуб тоже необычный, он украшен легким узором, а его ствол дополняют колокольчики с лентами. Кот смотрит на зрителя загадочно, чуть прищурив глаза и изящно изогнув шикарный хвост. Такой дуб художник увидел в Моздоке, дуб – ровесник самого города.
Одна из первых его серий – «Сны старого города» – посвящена Моздоку. А работа «Грустная сказка» из этой серии вызывает похожие ассоциации как у детей, так и у взрослых. На переднем плане изображена детская лошадка на колесиках – одна из любимых игрушек детства. Детство для художника осталось в прошлом, но воспоминание о нем предстает как что-то чистое, светлое, не лишенное, однако, и доли грусти.
Еще один сказочный образ появляется на листе «Время менять сказки». Необыкновенной красоты лицо девушки и огромные крылья, павлиний хвост придают картине загадочность. Кто же она такая? Все птицы покидают волшебный лес, устремляясь в «тридевятое царство», а она сидит неподвижно на ветке, молчаливо грустя в одиночестве, словно понимая, что ее сказка подошла к концу.
Многие произведения Побережный посвятил своему сыну. Например, он создал цикл «Картинки для Данилки», где опять же появляются образы кота, дракона. Для художника очень важен образ кота как чего-то сказочного, тихого, мягкого, таинственного. В сказках кот предстает как проводник человека в потусторонний мир, а в колыбельных песнях мамы обычно зовут кота, чтобы он убаюкал ребенка.
В работах Побережного сказочны не только люди, животные, но и архитектурные сооружения. В серии «Сны старого города» здания Моздока овеяны таинственным сумраком ночи. На листе «Ждет-пождет с утра до ночи» перед нами возникает замок, окруженный высокими деревьями. И только на самом верхнем этаже горит свет в окошке и открыта дверь на балкон, а там, наверняка, в светлице сидит красна девица и ждет своего богатыря. Вообще, как и в любой сказке, для Побережного главной является тема любви. На следующем листе «Воротился старик ко старухе» мы видим вроде бы известный сюжет из «Сказки о золотой рыбке» – старик со старухой встретились возле своего дома. Но у художника старуха не ругает старика, не ждет от него исполнения желаний, она просто искренне радуется его возвращению. На картине мы видим, как она трогательно обнимает старика. С его появлением восстанавливается нарушенная гармония, и сказка приобретает счастливый конец.
Тема любви проявляется и в следующей работе – «Сорванная ветка жасмина». Сочетание темного фона ночи, светлых цветов жасмина, легкой занавески и черного кота создает некую таинственность. В центре картины – фигуры влюбленных. Сорванная ветка в руке девушки смотрится как символ прощания с родительским домом, детством. Молодой месяц, чтобы не мешать свиданию влюбленных, будто бы прячется за куст жасмина, а его ветки скрывают фигуры влюбленных. Природа помогает им, все отступает на второй план рядом с великим чувством любви.
Привлекает внимание серия работ «Аграфена-купальница». Длинноволосые обнаженные девушки на фоне пруда, речки, деревьев заставляют вспомнить языческую древнюю Русь и провести параллель с образом современной женщины. На картине «Ивушка плакучая» перед нами возникает образ русской красавицы на фоне ивушки. Дерево склоняется от ветра, причудливо изгибаясь, а девушка будто пытается спрятаться за ним, ее длинные волосы развеваются на ветру, придавая ей черты хрупкости, беззащитности, невинности. Как и на других работах художника, образ русской женщины неразрывно связан с природой. Все у Побережного – каждая травинка, листик, легкий платок, вода в речке – помогают созданию этого образа.
Сказочный мир для Побережного – это не только проникновение в мир детства, но и особое состояние души. В прошлом году Юрий Побережный начал работу над серией, посвященной еще одним сказочным персонажам – гномам. Мир гномов художник раскрывает и делает его понятным, близким как детям, так и взрослым. Гномы выступают как фантастические существа, посланные на землю, чтобы принести людям добро, тепло и, конечно же, любовь.
Мир сказки Побережного манит простым, незатейливым сюжетом и в то же время богатой символикой. Сказочные образы неразрывно связаны между собой, они несут во взрослый мир магию света, а детям – сказку. Образ девушки перекликается с образом ивушки плакучей, а образ кота – с многими сюжетами русских сказок, песен. В творчестве Побережный старается не навязывать свое мнение, а оставляет право за зрителем – додумать, разгадать по-своему символику, таящуюся в его работах.
P.S. Ежегодно ученики Юрия Петровича участвуют в разных всероссийских и республиканских конкурсах. Пять работ его учеников находятся в детском фонде Русского музея. А недавно ученики Ю. Побережного принимали участие в международном проекте «Сказочная быль». Теперь их работы отправятся из Санкт-Петербурга в страны Балтии и Финляндии.