В творчестве молодого осетинского художника Аркадия Абаева проявляется особая наблюдательность к процессам в сфере искусства, происходящим как у нас в республике, так и далеко за ее пределами. Он обладает не слишком распространенной способностью выбирать из многообразия художественных явлений наиболее актуальные и любопытные частности, в неожиданном, собственном ракурсе использует их в своих работах.
Аркадий Абаев родился в 1975 г. в городе Беслане. Получил добротное художественное образование, окончив Владикавказское художественное училище (мастерскую Асланбека Саккаева), а затем, в 1999 г., факультет искусств СОГУ. Аркадию посчастливилось быть в числе первой группы выпускников мастерской Ахсара Есенова, так что недостатка внимания со стороны наставника он явно не испытывал. Следует отметить, что педагогический и творческий энтузиазм Ахсара Есенова сыграл одну из определяющих ролей в становлении Абаева как профессионального художника.
По-настоящему и окончательно «заболеть» живописью Аркадию удалось во время учебы в университете, сразу же после окончания училища. Скорее всего, это объясняется возрастом – зрелостью студента. Как правило, именно в вузе большинство молодых людей начинает осознавать всю значимость процесса обучения, приобретения профессиональных навыков, понимая, что именно вуз – последняя веха на пути к самостоятельной творческой жизни.
Возможно, были и другие причины, но уже на первом курсе талантливый и добросовестный Аркадий отличался погруженностью в постоянный поиск своей собственной манеры, пластического характера образов. Уже к третьему курсу у художника начали намечаться очень интересные пластические и стилистические решения, развитию которых он посвящал все свободное, а то и несвободное время. По признанию самого Абаева, потребность в творчестве часто вынуждала его ограничивать свое внимание к общеобразовательным, не имеющим отношения к искусству, предметам. Нынешний Аркадий не вполне одобряет свойственную ему тогда избирательность в учебе. И озвучивает, в общем-то, известную аксиому: «Художник обязан быть эрудитом!»
При анализе творчества Абаева следует упомянуть, что одна из заповедей мира изобразительного искусства заключается в способности художника развиваться поэтапно, эволюционно. Так считает и Аркадий. Он не приемлет никаких творческих «взрывов». Абаеву, как и большинству художников, свойственна некоторая дерзость на ранних этапах художественного развития, что само по себе абсолютно естественно. По его собственному выражению, тогда он мог себе многое позволить. Сейчас же с ироничной улыбкой смотрит на некоторые свои ранние работы. В свое время, как и многие формирующиеся художники, он был подвержен влиянию Пикассо, Дали, что ясно прослеживается в определенных работах, таких как, например, «Игра в древность», «Жертвоприношение», «Натюрморт». Однако увлечение это было не слишком затяжным. Немалое влияние на нынешнего Аркадия оказали такие непохожие классики, как испанские мастера 17 века: Эль Греко, Сурбаран, Мурильо. С их помощью художник искал колористические решения. Нельзя не отметить роли великих нидерландцев, Брейгеля и Босха, в творческом формировании личности Абаева. Довольно мудро выбраны и отечественные «источники» вдохновения. Это произведения, помимо упомянутого А. Есенова, и питерского художника Олега Целкова, и «наших» Едзиева, Бедоева, Келехсаева, Абисалова. Такое количество осетинских «учителей» не может не говорить об идейных и сюжетных предпочтениях Аркадия Абаева. На любом холсте видно трепетное отношение художника к национальной самобытности осетин. Очевиден огромный интерес к народной тематике. Причем, весьма интересны именно источники, из которых Аркадий берет это неимоверное количество сюжетов, сценок, эпизодов. Он читает мифологию и самостоятельно анализирует огромное количество получаемой информации. В процессе творческого осмысления всплывают эпизоды детства, слышанные когда-то сказки. Всплывают расплывчато, какими-то эмоциональными вспышками, образами. Вот и работает художник над тем, чтобы найти, почувствовать свою тему. И, в конечном счете, воплотить ее с помощью современных пластических решений и образов, не попадая при этом в разряд иллюстраторов.
Профессионал обязан понимать главенствующую роль композиционных и цветовых задач, какую бы идею он не воплощал на холсте.
Бесспорно, его работы отличает выразительный колорит, сложные, подчас неожиданные композиции. Богатая выдумка, острый юмор, и все это на фоне высокого технического мастерства.
Заинтересованность автора историей своего народа не могла не проявиться и в оригинальных символических решениях. Окружности (олицетворяющие бесконечность), солярные знаки, вороны (птица, как известно, символизирует связь земного и небесного, божественного) присутствуют практически в каждой работе, добавляя в его и без того достаточно емкие по содержанию картины еще большую глубину.
Не умаляя достоинств его художественных находок, следует сказать, что Аркадий Абаев – художник, находящийся только в самом начале своего творческого пути, и у него, естественно, имеются определенные частности, требующие совершенствования. Так, в последних произведениях все-таки прослеживается заметное влияние Целкова и Абисалова. Имеет место чрезмерная схожесть типажей (одинаковые мужчины, женщины, животные). Повторяющаяся пластическая трактовка персонажей, выпуклые, гипертрофированные, стилизованные формы носов, пальцев, щек). Наверное, художник должен стремиться вести пластическую игру по всему полотну, а не только в определенных его частях. В любом случае, можно полагать, что решение этих задач для Аркадия – лишь вопрос времени и работы. Можно быть в этом уверенным, зная о редкой работоспособности художника, которую отмечали еще его преподаватели на факультете искусств. О ней говорит и количество работ, показанных на персональной выставке, прошедшей недавно в музее искусств им. Туганова. 42 полотна.
Заслуживают внимания его размышления по поводу грядущей участи искусства. Абаев здесь проводит аналогию с кинематографом, который, по его мнению, как таковой медленно умирает, так как все процессы, являвшиеся ранее неотъемлемой его частью (например, нарезание, склеивание пленки, монтаж) выполняются с помощью цифровых технологий. Он называет постепенно сдающее позиции станковое искусство формой протеста. И, как язык и фольклор, начиная теряться, сразу вызывают интерес, так и искусство, в классическом понимании, частично исчезнув, вызовет ажиотаж и востребованность у людей. И, конечно же, в этом «возрождении» одну из определяющих ролей должны будут сыграть именно выдающиеся представители искусства. И у Аркадия Абаева есть все возможности и данные, чтобы проецировать себя на роль одного из этих возродителей.