Для Куртатинского ущелья характерны несколько форм культовых памятников:
1. Здания. В основной своей массе они небольшие, прямоугольной формы (в среднем 3 х 4 м) и высотой несколько выше человеческого роста (ок. 2 м). Крыша таких сооружений была сланцевой с небольшим двойным скатом. Входной проем расположен обычно в боковой стене.
2. Кубические камерные строения. Размеры ок. 1,5 х 1,5 х 1,5. Сверху имеющие сланцевое перекрытие.
3. Столпообразные капища. Размеры ок. 1 х 1 х 1,5 м. С нищей в одной из сторон.
4. Башни. Родовые башни считались местом обитания духа – покровителя фамилии и поэтому почитались святынями.
5. Деревья и кустарники. Обычно такими деревьями являются одиночные дубы, иногда объектами почитания являются целые рощи.
6. Пещеры. Они считались местом обитания духов и располагались в отвесных скалах.
7. Поляны, луга, пашни и валуны. Места, где когда либо видели духа.
Однако представленная классификация не дает объективного представления о роли святилищ в культовой жизни общества. Это является следствием того, что в процентном отношении число различного вида святилищ (капищ, деревьев и местностей) достаточно велико, в то время как их роль в духовной жизни общества незначительна. Поэтому, на наш взгляд, целесообразнее проводить классификацию по рангам почитания, что дает возможность выделить основные культовые памятники, проследить генезис архитектурных форм и установить их датировку.
В зависимости от степени почитания куртатинские святилища подразделяются на несколько рангов, характерных для всей Осетии: дзуары обществ (ущелий), гражданских общин, поселений, родственных групп, частных лиц, особняком располагаются дзуары перевалов.
1) Святилища обществ. Тремя самыми почитаемыми из них считаются дзуары Дзивгис, Тбау Уацилла и Дзири, им поклоняются все жители ущелья, причем первые два имеют статус общественных святилищ. Наиболее крупное и известное – Дзивгисы дзуар в честь Уастырджы располагается у въезда Куртатинскую котловину. Благодаря его легкодоступности, в последние годы стал местом поломничества почитателей со всей Осетии, хотя и утратил, к сожалению, после довольно малограмотных, с религиозной точки зрения, реставраций архаичные черты аланского православного храма, каковым он и являлся с момента возведения и до ХIV в.
Следующее место по степени поклонения отводится святилищу в честь Тбау Уацилла, располагающемуся высоко в горах на вершине Тбау хох между Куртатинским и Тагаурским ущельями. Поскольку само святилище традиционно относят к Тагаурскому, а не к Куртатинскому ущелью, его описание мы не приводим. По причине труднодоступности дзуара празднества в честь Тбау Уацилла устраиваются куртатинцами в своеобразных «филиалах» внизу, у подножия хребта, над центральной трассой ущелья. Причем для женщин празднества происходят отдельно от мужчин в местечке возле с. Уалласых на противоположной стороне от мужского места празднества, расположенного над с. Даллагкау.
Святилище Дзири также находится в труднодоступном месте, на уступе горы, над с. Хидикус, в центре Куртатинской котловины. Благодаря своему выгодному месту расположения, его видно практически из любого села ущелья, что, вероятно, и послужило причиной возвышения дзуара Цимитинской общины, каким и являлось Дзири, до ранга общеущельного святилища. Название его, по словам местных жителей, происходит от осетинского названия Осетии – Ир. Не исключена связь и с грузинским названием креста gvari. П.С. Уварова, говоря об этом святилище, называет его «Дзуар-Дзиро или святилище Христа» (Уварова П.С. Могильники Северного Кавказа. МАК VIII. М., 1900. с.163). Здание в плане прямоугольной формы (в среднем 4,5 х 3,1 м) с высотой по центру 1,75 м и по краям 1,51 м. На расстоянии в среднем 1 м сооружение огорожено невысоким забором из камней шириной 0,5 м.
Анализ общеущельных святилищ позволяет сделать ряд обобщений. Так, они сооружались в местах, равнодоступных для всех жителей ущелья, и постоянно находились в их поле зрения. Форма и размеры могли быть самыми разнообразными – от храма до пещеры. Присутствие в дзуары бон (праздничный день святилища) на святилище было необязательно.
2) Святилища общин. К ним относятся святые места, почитаемые и посещаемые в дзуары бон жителями окрестных сел, составлявших одну общину. К ХIХ в. куртатинское общество представляло собой военно-политический союз самостоятельных гражданских общин (Бзаров Р.С. Три осетинских общества в середине ХIХ в. Орджоникидзе, 1988. с. 41). Крупных общин было две: Куртатинская, в которую входили селения Уалласых, Дзуарыкау, Даллагкау, Барзикау, Ацонага, Фардыгдон, Дзивгис и Гули, и Цымытинская с селениями Цымыти, Кадат, Урыкау, Хидыкус (Бзаров Р.С. Три осетинских общества в середине ХIХ в. Орджоникидзе, 1988. с.34). Независимость от Цымытинской общины сохраняли объединение Хилак (с. Харисджын, Цазиу, Гутиатыкау, Андиатыку, Бугултыкау, Калотыкау) и села Лац и Кора (Бзаров Р.С. Три осетинских общества в середине ХIХ в. Орджоникидзе, 1988, с. 40)
Центральным святилищем Цымытинской общины был дзуар Дзири. Поскольку на территории Куртатинской общины имеются два крупных святилища – Дзивгис и Тбау Уацилла, попытаемся разобраться в причине этого. Как свидетельствуют этногенетические предания, жители Куртатинской общины были пришлым населением и центром их распространения (или первоначальным местом поселения) было селение Уалласых, в окрестностях которого и располагаются места поклонения Тбау Уацилла, указывающие на то, что на раннем этапе именно этот святой имел для куртатинцев первостепенное значение. Впоследствии, когда в объединение входит с. Дзивгис, на территории которого имелся древний аланский храм, главным дзуаром Куртатинской общины становится Дзивгисы дзуар, поскольку, как отмечалось выше, собственного святилища Тбау Уацилла в Куртатинском ущелье не было.
В Хилакском объединении также имелось два крупных святилища – Заринон и Мады Майрамы (или Уалламасыджы дзуар). Это объясняется двойственной структурой данного объединения, состоявшего из одного крупного селения – Харисджын с дзуаром Мады Майрам (как свидетельствует надпись на камне возле святилища, оно было восстановлено как церковь в 1900 г. на месте древнего святилища Уалламасыджы дзуар, имевшего аналогичную форму, что видно по рисунку В.Ф. Миллера 1886 г.) и ряда небольших фамильных поселений, образованных выселившимися из Харисджына родами, для которых основным было святилище Заринон. А.Дз. Цагаева приводит и другое ecn название – Зариноных или Ноных (Цагаева А. Дз. Топонимия Северной Осетии, т. II. Орджоникидзе, 1975, С.114). В силу своего географического положения эти села считаются изолированными от основной части Куртатинского ущелья, кроме того, не характерна для куртатинцев и подобная монофамильнолсть поселений, закрепившаяся и в их названиях (сс. Гутиатыкау, Андиатыкау, Бугултыкау, Калотыкау). Дзуар Заринон, расположенный в центре Хилака (с. Андиатыкау), продолжают ежегодно посещать на дзуары бон и по сей день; несмотря на то, что все эти села уже несколько десятилетий считаются нежилыми. Особенностью ритуального застолья на этом святилище являлось обязательное присутствие на столе рыбного блюда. (Информатор Андиев Казбек, 1958 года рождения, с. Андиатакау, 2001 г.).
Оба Хилакских дзуара представляют собой четырехугольные в плане строения: Мады Майрам – 5,75 х 4,10 х 2,8 м, Заринон – 3,50 х 2,80 х 3,00 м (Тменов В.Х. Средневековые историко-архитектурные памятники Северной Осетии. Орджоникидзе, 1984. с.60,68) с четырехугольным входным проемом в фасадной стене, одним продолговатым оконцем в торцевой и двухскатной кровлей, увенчанной железным крестом.
Сохранившие относительную самостоятельность села Лац, Кора и Гули также имели крупные и почитаемые святилища, однако они не выходят за рамки сельских святилищ.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что Дзуары общин могли возвысится до статуса общеущельных благодаря большой численности населения этих обществ, как произошло с Дзивгисом и Дзири, в то время как святилища небольших и изолированных общин (Мады Майрам и Заринон) так и не поднялись до этого ранга. Все строения, как правило, небольшие, каменные, прямоугольной формы (в среднем 4,5 х 3 м и высотой 2 м) со сланцевой крышей (исключение составляет Дзивгиский храм). Святилища обнесены небольшими прямоугольными каменными оградами, за пределами которых располагаются места для ритуального застолья (стол и скамья) без укрытия на случай непогоды.
3) Общесельские святилища. Практически все села Куртатинского ущелья имеют общесельские святилища. Как правило, такой дзуар в селе один, реже их бывает два. Это небольшие, прямоугольные в плане каменные сооружения с невысокими каменными оградами различной формы. Эти святилища располагаются либо на окраине села, либо вблизи него. В осетинской культовой практике существует разграничение понятий: дзуар – dzwar (dziwara) – собственно святилище и кувандон – kuvandon (kovandon) – «место для молитвы» (Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. М.-Л., т.1.1958. с. 401-402, 603-604), т.е. место для ритуального застолья, которое является основным компонентом религиозной церемонии. Эти два сооружения могут располагаться в разных местах, поскольку в отличие от святилища кувандон мог сооружаться в любом удобном для посещения месте. (Сама идея «филиала» святилища в виде кувандона на удалении от дзуара – относительно позднего происхождения, вероятно, не ранее второй половины ХVIII в). Учитывая подобную двухфункциональность культовых мест, а также их размеры и форму, определяющие содержание религиозной церемонии, данную группу памятников целесообразнее рассматривать по типам.
а) Небольшие строения, предназначенные исключительно для ритуальных церемоний, доступ в которые, как правило, разрешен только служителю культа – дзуарлагу, и то лишь в день празднества – дзуары бон. Внутри хранились подношения (мысайнагта). Для ритуального застолья рядом строилось помещение или навес со столами и скамьями. Этот тип культового сооружения представляется наиболее архаичным, поскольку сохранился с аланского времени, когда строения возводились в качестве православных церквей.
Христианская атрибутика продолжает присутствовать в них и по сей день, в отличие от остальных видов святилищ. Примечательно, что практически все эти сооружения воздвигнуты в честь основных фигур осетинского пантеона, чьи имена тесно связаны с христианством Хуцау (Бог) – с. Лац, Уастырджи (св. Георгий) – с. Дзивгис и Лац, Мады Майрам (Мать Мария – Богородица) – с. Цазиу, Дзири (христос) – с. Цымыти.
Все здания в плане прямоугольные, высотой чуть больше человеческого роста. Исключение представляет Кастарты дзуар (дослов. «святилище младших») в с. Барзикау – единственное в Осетии круглоплановое культовое здание. Помимо этого оно имеет и другие особенности: располагается в центре села, для чего специально был возведен холм – согласно легенде, каждый житель села принес сюда горсть земли.
У большинства зданий вход расположен в дальних углах боковых стен (исключение составляют два дзуара с. Лац, у которых вход с фасада), а в верхней части фасада выложены узкие стрельчатые или прямоугольные окна. Все строения снаружи и изнутри оштукатурены. В виду того, что прежние сланцевые крыши, отличающиеся хрупкостью, давно разрушились, все здания подвергались в ХХ в. реставрациям и имеют следы перестроек. Этот вид дзуаров пользуется у населения наибольшим уважением. Из этого типа святилищ выделяется небольшой подтип, отличающийся функциональным назначением. Это строения несколько больших размеров для совмещения культовой церемонии с ритуальным застольем, рассчитанные на всех участников празднества. Поэтому обязательны в интерьере помещения столы со скамьями. Это нововведение получает распространение только в последнее время, поэтому наряду с сооружениями новых строений (Уастырджы дзуар и Хъауызад в с. Хидыкус) наметилась тенденция вноса столов внутрь святилища (Гули – дзуар в с. Гули, Реком в с. Дзуарикау). Подобное имеет место в селениях, где утрачен смысл культовых зданий, поскольку застолье в святилище не совместимо с нормами Осетинской религии.
Статус таких святилищ, как правило, никогда не выходит за рамки сельских, строятся они обычно на окраинах села и возводятся в честь ангела – хранителя села. Гули дзуар в с. Гули – самое древнее и почитаемое из сооружений этого вида. Другие дзуары носят имя Уастырджы (с. Хидыкус) и даже Реком (с. Дзуарикау) [по словам местных жителей было три Рекома, имеющиеся и по сей день – в Алагирском ущелье (с. Цей) в Куртатинском (с. Дзуарикау) и в Тагаурском (с. Саниба)].
Все святилища в плане прямоугольные, зачастую не имеют ограды и возведены из камня. В стенах имеются ниши для жертвоприношений – мысайнагта (обычно мелкие монеты только из белого сплава), ритуальные трехгранные шампуры, иногда рога жертвенных животных.
б) Маленькие прямоугольные или квадратные строения, не предназначенные для проведения внутри религиозных церемоний. Подобный тип возникает, вероятно, из трансформации аланских церквей (тип а), когда утрачивается традиция проведения внутри здания культовых ритуалов, однако сохраняется каноническая форма святилища при уменьшении его размеров. Обычно такие дзуары располагаются на небольшом удалении от села (приблизительно около 2 км.), выше по склону. Примечательно отсутствие мест для ритуальной трапезы (столов), хотя она имеет место.
Самый известный из этих святилищ – дзуар Тхоста в с. Цымыти, другие воздвигнуты в честь Мады Майрам (с. Цымыти) и Рыныбардуаг (с. Харисджын). Все строения прямоугольные, сложены из камня и имеют плоскую сланцевую крышу. Фасад имеет входной проем, а внутри здания может поместиться, согнувшись, только один человек. Таким образом, эти строения выступают как хранилища жертвоприношений.
в) Столпообразные святилища выступают как дальнейшее развитие предыдущего типа, когда сокращение площади дзуара за ненадобностью приводит к строительству цельнокаменных столбов с нишами для жертвоприношений, которые иногда даже закрываются деревянными створками. Как правило, они возводятся на каменном постаменте.
Эти небольшие святилища возводятся в честь второстепенных божеств осетинского пантеона. Самый почитаемый из них – Авзандаджы дзуар в с. В. Кора, располагающийся возле громадного валуна, имеющего тоже культовое значение. С ним связана и легенда: когда-то святилище располагалось в пещере внутри камня. Однажды на праздник туда зашли несколько женщин – несмотря на запрет посещать женщинам дзуар. Вход в пещеру закрылся, навсегда погребя их внутри, и до сих пор на камне имеются очертания громадной двери. Поскольку все подобные святилища располагаются в небольших, давно заброшенных селах (Кадат, Н. Кора, Гутиатыкау, Бугултыкау), нам не удалось установить их названия кроме – Рекома в с. Н. Кора. Столпообразный дзуар (Ахсаби дзуар) был недавно воздвигнут в поселке Фиагдон на территории больницы – умирающей перед смертью было видение, что на этом месте нужно построить святилище.
Дзуары подобного типа располагаются чаще рядом с селом либо на его окраине. Их размеры в среднем 1,5 м в высоту и около 1 х 1 м у основания.
г) Святые места. На святилище могли и не располагаться какие-либо постройки или места для застолья. Самым известным из дзуаров является Сырх Аларды в с. Дзуарикау – ровное место на поле без каких-либо указаний на его религиозное значение. Дзуары такого вида редкость, обычно отдельные местности лишь носят имя святого – Уациллайы уыгарданта (луга Уацилла) в с. Ацонага, пашня Фалвара (с. Барзикау), Саргъауы дзуар – запретная ольховая роща в честь Уастырджи и Дзуары рагъ (хребет святилища) в с. Лац, Дзуары хъад и Уациллайы уалварта в с. Кора.
4) Родовые святилища. Многие фамилии Куртатинского ущелья имели свои святые места, которым поклонялись только члены данного рода. В селах, где проживала только одна фамилия, это было общесельское святилище, как у Андиевых из с. Андиатыкау, Бугуловых из с. Бугултыкау, Гутиевых из с. Гутиатыкау, Хадарцевых из с. Ацонага и т.п. (Строго говоря, в этих селах проживали и другие фамилии, но их влияние было незначительным). В случае, когда многие фамилии покидали село и в нем оставался лишь один род, он мог монополизировать права на дзуар, как это случилось со святилищем в районе сс. Верхний и Нижний Кора где древние культовые сооружения Авзандаджы дзуар, Реком и др. теперь называются не иначе как Томайты дзуардтта – святилище Томаевых.
В принципе же, фамильные дзуары не строились – это обычные места, считающимися священными только для членов одного рода, где раз в год устраивались празднества. Так у фамилии Тохтиевых (с. Барзикау) дзуаром считалась родовая башня (именно фамильная башня в прошлом считалась у осетин родовым святилищем, т.е. местом обитания духа, покровителя рода). Это положение зафиксировано и в Южной Осетии (Ванеев З. Н. Родовой строй в Осетии. Избранные работы по истории Осетинского народа. Т. II. Цхинвал, 1990, с.12-13)), у Елкановых (с. Дзивгис) большой валун (Сау фарс дзуар) и пещера (Касагом дзуар), у Кцоевых (с. Гули) – роща, возле которой они хоронили своих усопших. Именно последняя имеет наибольшую известность и почитается многими другими родами ущелья.
Примечательно, что наибольшее распространение фамильные святилища получают в местах, где общесельские дзуары либо отсутствуют (с. Даллагкау), либо наоборот, имеется очень крупное (общеущельное) культовое сооружение (с. Дзивгис).
5) Святилища частных лиц. Это места, которым поклоняется один человек. Подробнее на этой группе мы останавливаться не будем, но поскольку они имеют место, скажем лишь, что отношение окружающих к такому дзуару зависит от личности поклоняющегося ему человека.
6) Дорожные святилища. Они составляют отдельную группу. Коренное их отличие от остальных дзуаров в том, что они не имеют строго фиксированного дня празднования и проводить ритуальное застолье разрешается в любой день, что объясняется их узкой специализацией. Как правило, они располагаются в труднодоступных местах – на горных перевалах, в лесных чащах, пещерах, на высокогорных альпийских лугах и т.п., их может только изредка и неурочно посещать ограниченный круг людей в силу своей специальности.
Дорожные святилища носят имя Уастырджы – покровителя путников и воинов, представляют собой, как правило, небольшие столпообразные каменные выкладки без раствора и располагаются на перевалах (на Архонском – Уастырджы дзуар, на Сау хохе – Заронд Уастырджы, на Дзуарикауском – Афсаджы дзуар или на выезде из ущелья (Урс дуры Уастырджы за с. Дзивгис). Подношения такому дзуару несколько отличаются от обычных, как правило, это оружие (стрелы или патроны), подковы и рога жертвенных животных. Однако если подобных вещей у путника не оказывалось, он мог оставить на дзуаре любую вещь в качестве своеобразной платы за проход через святилище.
В последнее время получает распространение практика переноса кувандона близлежащих святилищ к трассе, чтобы проезжающие могли помолиться за удачную дорогу в любое удобное для них время (Дзивгисы дзуар в с. Дзивгис, Урс дуры Уастырджы в Кадарговане, Уастырджы дзуар в с. Карца).
Среди культовых сооружений следует отметить здания церквей ХIХ века: Христа Спасителя в с. Лац, Иоана Предтечи в с. Харисджын и др., разрушенных после революции 1917 г. С того времени они не восстанавливались и не имеют у местных жителей какого-либо религиозного почитания.
В заключении следует отметить наиболее характерные черты куртатинских дзуаров (характерные, впрочем, и для остальной Осетии). Святилище всегда располагается выше населенного пункта (даже если на окраине села – оно находится на верхней стороне, если в центре поселения – для него насыпается холм, как в с. Барзикау). Этим демострировалось, что дзуар обитает выше окружающих людей, видит всех их и покровительствует им (осетинское выражение «дзуары бын» – «под святилищем»), а с другой стороны показывалась большая его близость к Богу.
Верх некоторых святилищ украшен вертикально поставленными белыми камнями (Заринон – с. Андиатыкау, Ахсаби дзуар – п. Фиагдон), а почти все крупные дзуары снаружи побелены (Кастарты дзуар – с. Барзикау, Хуцауы дзуар и Уастырджы дзуар – с. Лац, Дзири – с. Цымыти, Мады Майрам – с. Цазиу, Заринон – с. Андиатыкау), что, по мнению местных жителей, символизирует возвышенность и чистоту (помимо этого значения, распространенного у всех народов арийской культуры, белый цвет обозначает в трехфункциональной модели мира религиозный культ и его служителей). Вероятно, это и послужило причиной наложения табу на посещение женщинами, как существами «нечистыми и греховными по своей сути», дзуаров. Исключение составляют женские и детские святилища Мады Майрам и Аларды. Отличительной особенностью осетинских культовых сооружений является то, что, несмотря на наличие дверей, они не имеют запоров, что и послужило причиной расхищения за последние полтора века всех жертвоприношений. Установка замков начинает распространяться лишь в последнее время на отремонтированных с размахом строениях – Хуцау дзуар в с. Лац, Хъау зад в с. Хидикус. Отсутствуют и специальные служители культа, лишь за состоянием крупных святилищ присматривают так называемые дзуарлаги (дословно мужчина святилища) из местных жителей. Им пожизненно избирается наиболее уважаемый и сведущий в традициях сельчанин.
Многообразие форм осетинских святилищ, на наш взгляд, дает основание для их хронологической периодизации. Хорошо прослеживается верхняя граница их строительства. Так, при переселении осетин на равнину в первой половине ХIХ в. в равнинных селах святилища уже не возникали, появлялись лишь кувандоны дзуаров (в виде одиноких деревьев и курганов), оставшихся в горах, наподобие Дзириты кувандон возле с. Хаталдон или кувандоны къуылдым в с. Дзуарикау (Цагаева А.Дз. Топонимия Северной Осетии. Орджоникидзе, 1975. Т. 2.). В предгорных селах, основанных чуть раньше – во второй половине ХVIII в., святилища устраивались (с. Карца), но без возведения культового сооружения, т.е. к этому времени может относиться практика появления святых мест. В селениях, которые по этногенетическим преданиям возникли в Куртатинском ущелье позже других (сс. Калотыкау, Бугултыкау, Гутиатыкау, Кадат и Урыкау) святилища представлены столпообразными капищами, которые практически отсутствуют в остальных селениях. Таким образом, исходя из положения, что эти поселения появляются где-то в ХVII – нач. ХVIII в., на что указывают особенности башенной архитектуры, этими веками можно датировать и строительство столпообразных святилищ. С подобной датировкой согласуются и сходные культовые памятники вдоль Военно-Грузинской Дороги, возникшие во второй половине ХVIII в. Как отмечалось выше, подобному типу предшествуют дзуары в форме небольших домиков, но их крайняя немногочисленность свидетельствует о сравнительно небольшом временном отрезке их строительства (менее века) и переходном характере этого вида. Наконец, наиболее древними представляются святилища в виде зданий, форма которых говорит об их предназначении для христианской культовой практики и которые могут широко датироваться аланским временем (VIII-ХV вв.). Они, по большей части, не вписываются в рамки позднесредневековых куртатинских общин и явно более раннего происхождения. Ввиду неоднократных перестроек и ремонтов сооружений, не представляется возможным проследить их периодизацию, а без археологического исследования этих объектов, даже приблизительные датировки бесполезны.
Наиболее почитаемые куртатинские святилища
Дзивгисы дзуар (с. Дзивгис)
Гули дзуар (с. Гули)
Кастарты дзуар (с. Барзикау)
Реком (с. Дзуарикау)
Дзири (с. Цымыти)
Тхост (с. Цымыти)
Хуцау дзуар (с. Лац)
Уастырджыйы дзуар (с. Лац)
Авзандаджы дзуар (с. В. Кора)
Мады Майрам (с. Цазиу)
Заринон (с. Андиатыкау)
Святые покровители дзуаров
1. Уастырджы – в сс. Дзивгис, Ацонага, Лац (2), Кадат, Хидикус, Н. Кора, В. Кора, Цымыти, Кадаргаван, Карца, Гуысыра.
2. Уацилла – в сс. Дзивгис (2), Ацонага, Даллагкау, Гули (2), Уалласых, Дзуарикау, В. Кора, Карца, Гусыра.
3. Мады Майрам – в сс. Дзивгис, Гули, Цымыти, Хидикус, Цазиу.
4. Аларды – в сс. Дзуарикау, Лац, В. Кора, Харисджын.
5. Хуцау – в сс. Лац, Гули.
6. Фалвара – в с. Барзикау.
7. Тхост – в сс. Цымыти, Гули.
8. Реком – в сс. Дзуарикау, Н. Кора.
9. Рыныбардуаг – в сс. Дзуарикау, Харисджын.
Дзири – в с. Цымыти.
Басты хицау – в с. Дзуарикау.
Дауджыта – в сс. Лац, Кадат.
Авзандаг – в с. В. Кора.
Заринон – в с. Андиатыкау.
Гули зад – в с. Гули.
Кастарты дзуар – в с. Барзикау.
Сау фарс дзуар – в с. Дзивгис.
Хоска – в с. Ацонага.
Назыты кувандон – в с. Хидикус.
Ног зад – в с. Хидикус.
Хиддзи – в с. Хидикус.
Уалламасыджы дзуар – в с. Цазиу.
Хъариуы дзуартта – в сс. Цымыти, В. Кора, Карца.
Цахарджын – в с. Карца.
Афсаджы дзуар – в с. Дзуарикау.
Бурадз – в с. Карца.
Ахсаби дзуар – в с. Фиагдон.
Свод святилищ Куртатинского ущелья
с. Дзивгис
1. Дзивгисы дзуар (Дзивгисы Уастырджы). Христианский храм ХIII-ХV вв. к ЮЗ от села.
2. Къасагом, Елканаты дзуар (в честь св. Ильи). Пещера на горе над селом с С.
3. Сау фарс дзуар (Елканаты кувандон). Большой белый камень на горе над селом с С.
4. Уацилла (фамилии Цоколаевых). Родовое святилище Цоколаевых на горе над селом с С.
5. Майрам*. Уже не существует.
6. Урс дуры Уастырджы. Белый валун над селом.
7. Кадаргаваны дзуар («святой куст»). Овраг с четырьмя соснами. (По Ф.С. Гребенцу).
с. Гули
1. Гули дзуар (Гули хъаузад). Прямоугольное здание выше села к З. В прежние времена внутри имелись фресковые росписи.
2. Кцойты дзуар. Священная роща к З от села.
3. Майрам*. Капище.
4. Найфат* (в честь св. Ильи). Капище на пастбище выше села.
5. Хуцау дзуар*.
6. Тхост*. Возможно, речь идет о святилище с. Цымыти.
7. Уацилла*.
с. Ацонага
1. Дзуары рагъы кувандон* (в честь Уастырджы).
2. Хоска*.
3. Уациллайы уыгарданта*. Луга со святилищем в форме капища.
с. Даллагкау
1.Уациллайы кувандон. Площадка для ритуального застолья над селом с В.
с. Барзикау
1. Кастарты дзуар (Алардыйы кастар, Уастырджы занг, Хастаг дзуар*, Уастырджыйы лаппуйы кувандон*, Барзихъауы хъаузад). Кругоплановое здание в центре села на холме.
2. Фалвара*. Пашня.
с. Уалласых
1. Уалласыхы авд Уациллайы (Уалласыхы Уациллайы дзуар). Площадка для ритуального застолья на ЮВ окраине села.
с. Дзуарикау
1. Реком. Прямоугольное строение на северной окраине села.
2. Тбау Уациллайы кувандон. Деревянный домик для ритуального застолья напротив села с Ю.
3. Сырх Аларды. Поле на противоположной селу стороне ущелья.
4. Кудзиаты дзуар. Фамильное святилище.
5. Басты хицау* (фамилии Цопановых). Маленькое строение в центре села.
6. Рыныбардуаг*.
7. Афсаджы дзуар. Святилище на перевале в Тагаурию.
п. Фиагдон
1. Ахсаби дзуар. Капище во дворе больницы.
с. Лац
1. Хуыцау дзуар. Прямоугольное здание на южной окраине села.
2. Уастырджыйы дзуар. Прямоугольное здание над селом с В.
3. Дауджыта*. Уже не существует.
4. Аларды на Зиллакк сапп*.
5. Саргъауы дзуар*. Запретная ольховая роща в честь Уастырджы
или одинокое дерево на пашне.
6. Дзуары рагъ* (Хребет Ангелов). Покосный и пастбищный участок
возле села, где по повериям ночью летают ангелы.
7. Авд дзуар. Абстрактное понятие местности вокруг села.
с. Цымыти
1. Дзири (Уаллаг Дзирита, Дзирийы Уастырджы, Святилище Христа, Иры дзуар). Прямоугольное здание на вершине горы над селением Хидикус.
2. Тхост. Камерная постройка с оградой к С от села.
3. Мады Майрам. Камерная постройка с оградой к З от села.
4. Габысаты дзуар. Филиал святилища Дзири. Камерная постройка
над отселком Халагон к СЗ.
5. Хъариуы дзуартта*.
6. Фыры дзуар. Уже не существует. Капище в виде головы барана к QB от села.
с. Кадат
1. Уастырджыйы дзуар. Капище к ЮВ от села.
2. Дауджыта*.
с. Хидикус.
1. Уастырджыйы дзуар. Здание возле башни на левом берегу р.
Фиагдон напротив села.
2. Хъау зад. Новое кирпичное здание в центре села.
3. Касуты дзуар* (в честь Богоматери). Детское святилище.
4. Мады Майрамы кувандон*.
5. Назыты кувандон*.
6. Ног зад*.
7. Хиддзы (Хиццы) дзуар*. Капище возле огромной пещеры.
8. Дзуары рагъ*. Развалины святилища на хребте в окрестностях села.
с. Н. Кора
1. Реком. Столпообразное капище к З над селом.
2. Лазараты дзуар. Столпообразное капище возле башни Лазаровых.
3. Уастырджыйы дзуар (Томайты дзуар). Куча камней огороженная
оградой из колючей проволоки к С от села.
с. В. Кора
1. Авзандаджы дзуар (Авзандаджы Уастырджы, Томайты дзуар).
Столпообразное капище и огромный валун к З над селом.
2. Кариудзуартта.
3. Дзуары хъад*. Священный лес.
4. Уациллайы уалвазта*. Священные пастбища над селом.
5. Уастырджыйы дзуар. Капище на перевале в Алагирское ущелье к
З от села.
6. Алардыйы дзуар. Капище на перевале в Алагирское ущелье к СЗ
от села.
с. Харисджын
1. Уалгъад Ныр бардуаг Аларды (Рыныбардуаг*). Камерное строение
над селом с ЮЗ.
2. Назыты кувандон*. Святилище в сосновом лесу в окрестностях
села.
с. Цазиу
1. Уалламасыджы дзуар. Местность возле башни и сама башня
Уалламасыг.
2. Мады Майрам. Церковь 1900 г. на месте древнего святилища
аналогичной формы.
с. Гутиатыкау
1. Гутиаты дзуар. Столпообразное капище на правом берегу р.
Фиагдон напротив села.
2. Священная пихтовая роща на правом берегу реки напротив села
(по И. Бларамбергу).
с. Андиатыкау
1. Заринон (Ноных*). Здание на правом берегу р. Фиагдон
напротив села.
с. Бугултыкау
1. Бугулты дзуар. Капище к СЗ от села.
с. Карца
1. Уастырджыйы дзуар. Камень и кувандон к В от села.
2. Бурадз*.
3. Бураты дзуар* (в честь св. Ильи). Громадный валун. Праздник
отмечался в дни Джиоргоба.
4. Хохы сары Уастырджы. Святилище на вершине горы в
окрестностях села.
5. Хъариуы дзуартта (дзортта)*. Отмечался в праздник Троицы.
6. Цахарджын*.
с. Гусыра
1. Уастырджыйы дзуар*.
2. Уациллайы дзуар*.
* Святилища и их названия, зафиксированные А.Дз. Цагаевой, но не функционирующие в настоящее время.