Т.Б. КЕТОЕВА. Немеркнущая доброта таланта

О некоторых особенностях прозы Георгия Тедеева.

В расцвете творческих сил ушел из жизни известный осетинский прозаик, драматург и переводчик Георгий Алексеевич Тедеев. «Остались его замечательные книги – «Серебряный рог», «Ночная охота», «Черная жемчужина». Остались пьесы – «Свет семи солнц» и «Чаша, секира, плуг». Осталась доброта его таланта, любовь ко всему сущему на земле, его понимание глубинной сути вещей и событий», – сообщалось в некрологе журнала «Дарьял», где Георгий Тедеев работал со дня основания.

Тематика произведений Г. Тедеева весьма многообразна – это и историческое прошлое Осетии, и наши современники, вопросы экологии, и, конечно же, «вечная» тема мировой литературы – тема любви. «Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Что можно сказать о любви после «Тристана и Изольды», после сонетов Петрарки и истории Манон Леско, после пушкинского «Для берегов отчизны дальней», лермонтовского «Не смейся над моей пророческой тоскою», после «Анны Карениной» и чеховской «Дамы с собачкой? – писал К. Паустовский. — Но у любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание».1

Неповторимый этот «свет» мерцает в рассказах Г. Тедеева, «Несостоявшееся свидание», «Малиновая гора», «Буквы на дереве», «Романтическая история», «Башня Тамары».

Рассказы эти, о любви разделенной и безответной, счастливой и несчастной, написаны чрезвычайно эмоционально и образно, с использованием различных тропов. Для глубокого раскрытия характеров своих персонажей Г. Тедеев использует авторские характеристики, раздумья героев, их внутренние монологи, и они обретают под пером писателя философско-нравственное звучание, выявляя неповторимость и индивидуальность судьбы каждого персонажа повествования.

В поэтике Г. Тедеева значительное место отводится цветовой символике. Его изображения, будь то пейзаж, портреты героев, детали быта, дышат живыми красками действительности. Так, вспомним, например, описание места действия в рассказе «Романтическая история»: «Смесью кипенно белого и зеленого выглядело со стороны селение. Будто горы мягкого трехдневного сыра были перемешаны с мелким крошевом черемшиного листа для первых весенних пирогов» 2 .

Г. Тедеев владел искусством усиливать изобразительные возможности языка: так он поступал с цветовыми эпитетами, повышая их экспрессивность с помощью присоединения к существительному еще одного определения: «Солнце поднялось над горами и поливало желтыми горячими лучами синие горы и росистую траву»3.

В цветовой гамме в рассказах Г. Тедеева цвет и свет неотделимы, сочетаются друг с другом: «В янтарном отсвете заката гнедой конь переливал медью, а серый в яблоках был розов, словно его искупали в красном вине. И горела, полыхала на них сбруя, искрилась на всаднике папаха из золотистого каракуля и пламенела алая черкеска»4.

Цвет у Г. Тедеева не только средство колоритного изображения мира, но с его помощью акцентируются и определенные черты персонажей, отношение к ним автора. В рассказе «Торжество жанра» цветовая семантика обретает сатирические черты: «…Лех имел розовое сияющее лицо и обширную розово-красную лысину… в жирных, с желтыми белками глазках председателя жила едва уловимая настороженность. И это она вздрагивала время от времени между его поросячьими веками с белесыми, как у трахомных больных, ресницами»5.

Особую свежесть рассказам писателя придают и часто используемые сравнения: «мелкие камни и песок на берегу Терека казались красны, как кирпичная крошка, а гладкие листочки остреца так отсвечивали розовым, будто они были откованы из плющенной меди»6.

В этих произведениях проявилось еще одна особенность дарования Г. Тедеева – афористичность, заключающая в себе жизненную мудрость и назидание.

В повести «Черная жемчужина», рассказе «Серебряный рог» и др. Г. Тедеев обращается к историческому прошлому своего народа, к его традициям, обычаям (тема, показательная для осетинской литературы).

Главный герой рассказа «Серебряный рог» Франц, весьма застенчивый молодой человек, находит обломки серебряного рога, когда-то бывшего фамильной реликвией и передававшегося только самым достойным представителям рода. Францу удается реставрировать рог, а позже, попав в чрезвычайную ситуацию, молодой человек сумел не только превозмочь собственный страх, но и спасти других людей. Становится очевидным, что образ серебряного рога глубоко символичен: возрождается древняя традиция, фамильная реликвия вновь попадает в достойные руки.

Повесть «Черная жемчужина» впервые была опубликована в 1991 году.

Гибнет от нашествия монголов древний город Фатран. Сын старейшины города Ростом, считая, что сопротивляться врагу и обрекать себя тем самым на верную смерть бесполезно и бессмысленно, предлагает отцу покориться захватчикам. Для архонта же это означает попрать честь рода, и он проклинает сына. Тогда Ростом решает покинуть Фатран вместе со своей возлюбленной Бореной чтобы спасти род Фаринконов от гибели.

Убежав из Фатрана и проведя несколько дней своего пути в полной идиллии и взаимопонимании, не нарушаемых даже подстерегающими опасностями, Ростом и Борена постепенно начинают ощущать тоску. Появляется то, чего боялась Борена: чувство вины, стыда и одиночества.

Страшная судьба уготована Ростому: его, как монгола, боровшегося с асской девушкой, убивают асы, когда он, в монгольском платье, пытается успокоить бьющуюся в истерике Борену.

Незадолго до смерти Ростом падает, и рассыпается жемчужное ожерелье с черной жемчужиной посередине, которое надела на него мать Борены: влюбленные поняли, что случится что-то непоправимо страшное, раз рассыпалось наделенное магической силой ожерелье.

«Все имеет конец, ведь продолжительность еще никогда не составляла свойство счастья»7, – утверждает автор повести. И хочется добавить: тем более счастья, достигнутого ценой предательства ради спасения собственной жизни.

Проблемы, которые поднимает Г. Тедеев в своей повести, важны и злободневны, ведь, обращаясь к историческому прошлому, писатель предупреждает нас о том, какое будущее ждет наш народ в случае повторения исторических ошибок. Асы в «Черной жемчужине» терпят поражение, так как не сумели объединиться друг с другом в нужную минуту, разобщенные и ослабленные внутренними раздорами: «Мы остаемся тем же странным народом, в котором каждый мужчина согласен лишь предводительствовать, не желая поступать под начало такого же, как сам, аса. Не проклятие ли это Божье довлеет над вами, склоняя вас к службе другим народам в ущерб собственному? Вы забываете про родину, словно плохие сыновья про мать»8.

Читатель сопереживает героям «Черной жемчужины» и происходит это оттого, что мир человеческих ценностей в повести, таких как патриотизм, честь, ум, доброта, храбрость, самоотверженность относится к вечным ценностям, а не только к описываемым историческим событиям.

Рассказы «Медведь» и «После зайца», в которых писатель затрагивает проблемы экологии, составляют некий анималистический цикл, и в них Г. Тедеев проявляет себя как тонкий знаток природы. «Медведь» – это описание ежедневных забот уже стареющего медведя, его ощущений; в другом же рассказе «После зайца» – достоверное и яркое по своей выразительности описание охоты орла.

Эти и написанные Г. Тедеевым позже другие рассказы, пронизывает тревожная мысль о том, что человек, призванный созидать окружающий мир, часто разрушает и губит природу, истребляет животных, и поэтому страх медведя перед человеком «был приобретен им опытом его жизни и остался навсегда в нем»9.

Рассказы Г. Тедеева словно призваны напомнить о том, что звери и люди во многом похожи друг на друга: и те, и другие могут, подобно детям, быть непосредственными и беззащитными и в то же время жестокими и беспощадными. В финале рассказа «Медведь» человек и животное будто поменялись ролями: люди зло и жестоко убивают больного, не способного обороняться медведя, а тот перед смертью вспоминает свою семью и детство.

Тема экологии отразилась и в таких рассказах Тедеева, как «Угрюмый» и «Зимние кузнечики».

В рассказе «Угрюмый» читатель вновь становится свидетелем того, как тонко писатель чувствует природу, окружающий нас мир. На этот раз автор повествует о самых верных друзьях человека – собаках, их повадках. История «братьев наших меньших» содержит в себе и некую аллегорию – запоздалая любовь пса Угрюмого к ветреной и беспечной Чапе (которая погибает от руки человека).

В рассказе «Зимние кузнечики» герой из-за небрежной работы слесарей-теплотехников попадает зимой в лето, в «изумрудный оазис». Автор использует художественный прием антитезы (на ней построен практически весь рассказ): «Я стоял и слушал, позабыв, что вокруг – зима, что мороз, как это водится, к ночи крепчает, что за пределами маленького изумрудного царства с миниатюрным летом стоит лютый февральский холод»10.

Сборник произведений Г. Тедеева «Ночная охота» открывается юмористическими рассказами под названием «Арыпп, Бутыр и другие», явившимися вкладом писателя в жанр юмористической прозы. Построены они по принципу рассказа в рассказе: в каждой истории есть еще одна, поменьше. Их отличает то, что все образные средства, к которым прибегает автор, – «смешные», они напрямую связаны с главной темой произведения, с характерами персонажей. Вспомним описание утра в рассказе «Французская курица»: «В голубом небе беспорядочно, будто куриные перья после лисьей пирушки, были раскиданы рябые облака. Солнце полыхало гневным петушьим оком. И шлейф прозрачного облака, наползавшего на него, казался полупрозрачной плевой, которой петух в минуты задумчивости прикрывает свое строгое око»11.

Юмор писателя нередко обретает сатирические черты, обличающие человеческие пороки: так, в рассказах «Ревнивые сваты», «Истинно грузинское» Г. Тедеев иронизирует по поводу застолий, когда тосты, большинство из которых совершенно бессмысленны, «всплывают на поверхность араки», то есть повторяются до бесконечности.

«Торжество жанра» посвящен уже другим героям. В этом произведении ярко представлена связь фольклора с жизнью. В горном поселке происходят события, очень напоминающие собой народный рассказ: есть здесь и плут, обманывающий простых людей, находится, хотя и с трудом, и противодействующий ему персонаж, которому удается перехитрить «мздоимца» и тем самым проучить его, – таким образом, жанр торжествует. Автор, от лица которого ведется повествование, предстает перед читателем профессиональным филологом, знатоком устного народного творчества. Описывая старика, истории которого он слушал, автор замечает, что в «его рассказах была та завидная закругленность, при которой деталь или действующее лицо, будто случайно упомянутые в начале, в финале повествования оказывались просто необходимыми – качество, которое не часто встретишь и у профессиональных писателей. Вообще это была хорошая изустная беллетристика с использованием самых скупых и выразительных средств, с сильной художественной правдой»12.

Главный герой рассказа «ЧП» – Барту – уверенный в себе, в собственных силах и возможностях, полный энтузиазма молодой человек. Он свысока смотрит на своих товарищей: их жизнь скучна, ничем не примечательна, они, по мнению Барту, не способны, подобно ему, вершить великие дела. Однако, оказавшись в условиях опасности и риска для жизни, главный герой проявил себя не лучшим образом: он попросту струсил, в то время как немолодой уже сторож Сарт, который, согласно представлениям Барту, не обладал никакими выдающимися качествами, поступил мужественно и благородно.

Создавая свои произведения на русском языке, Г.А. Тедеев оставался глубоко национальным писателем, ведь, по утверждению Белинского, «истинный художник народен и национален без усилия; он чувствует национальность прежде всего в самом себе и потому невольно налагает ее печать на свои произведения»13.

В повести «Черная жемчужина» писатель использует древнеосетинские названия мест, месяцев, водоемов, что позволяет читателю почувствовать то, что изображаемые в ней события происходят в далеком прошлом, то есть Г. Тедеев создает эпохальный колорит изображаемой жизни. Автор иногда употребляет и слова на осетинском языке, объясняя их смысл. Метафоры отличаются яркостью, артистизмом. Индивидуально-стилистические средства Г. Тедеева, безусловно, являются новаторством в поэтике художественного произведения.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 К. Паустовский. Поток жизни. – В кн.: А.И. Куприн. Собр. соч. Т. I. – М., 1957. – С.25.

2 Тедеев Г.А. Ночная охота. Сборник рассказов. – Орджоникидзе: Ир, 1988. – С.193.

3 Тедеев Г.А. Серебряный рог: рассказы. — Орджоникидзе: Ир, 1984. – С.58.

4 Тедеев Г.А. Ночная охота. Сборник рассказов. — Орджоникидзе: Ир, 1988. – С.204.

5 Там же. – С.146-147.

6 там же. – С.204.

7 Тедеев Г.А. Черная жемчужина. – Владикавказ: Ир, 1997. – С.39.

8 Там же. — С.46-47.

9 Тедеев Г.А. Серебряный рог: рассказы. – Орджоникидзе: Ир, 1984. – С.59.

10 Тедеев Г.А. Ночная охота. Сборник рассказов. – Орджоникидзе: Ир, 1988. – С.254.

11 Там же. – С.57.

12 Там же. – С.152-153.

13 Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. VI, 1903. – С.305.