Свой новый – шестой по счету – сезон Государственный Дигорский театр начал, уже по традиции, премьерой, предложив зрителям спектакль по пьесе Г. Хугаева “Черная бурка”. Пьеса, надо сказать, довольно необычная: это притча, действуют в которой не люди (кроме Пастуха), а, так сказать, братья наши младшие по разуму. Впрочем, такие ли уж младшие, притча дает достаточно оснований усомниться. Во всяком случае, истинным обладателем таких прекрасных качеств, как верность, преданность, стойкость, оказывается в пьесе отнюдь не человек, а пес Тузар. Напротив, на неблагодарность, жестокость, предательство оказывается способным именно “хомо сапиенс” – Пастух, бестрепетно убивающий верного сторожевого пса, утратившего, на его взгляд, необходимую для этой службы форму. А меж тем Тузар и обессилил-то потому, что всю зиму, замерзая и голодая, охранял забытую хозяином на летних пастбищах черную бурку. Охранял так же верно и бдительно, как летом овец от волков, которые на какие только ухищрения ни пускались, лишь бы получить желанную добычу – хотя бы одного барана в день. Даже на искушение Тузара любовью юной обольстительной волчицы Чобры. Но как бы ни велика была обжегшая Тузара любовь, предать хозяина он не может, видя в нем воплощение самого совершенного и благородного создания на земле. И когда в финале смертельно раненый хозяином Тузар слышит, как насмешливо-издевательски вопрошает лесное зверье: “И кому же ты верно служил?” – он на последнем дыхании ответит: “Не ему – Человеку”… Без преувеличения возвышаясь этим утверждением до философского осмысления быта и Бытия. Сказка – жанр удивительный: в незамысловатой своей простоте она способна сфокусировать всю сложность диалектического восприятия неоднозначного мира на истинном и ложном.
Спектакль, поставленный главным режиссером Розой Бекоевой, несмотря на некоторую утяжеленность премьерных представлений из-за известных длиннот диалогов и монологов, не связанных напрямую с развитием сюжета, сумел убедительно раскрыть противостояние добра и зла, справедливости и бесчестности.
Надо сказать, что молодые артисты (а такой молодой труппы нет ни в одном из профессиональных театров республики) не впервые держали экзамен на постижение судьбоносных проблем. Так было, к примеру, в спектакле – можно сказать, фирменном – “Аланти нана”, этой оптимистической трагедии Д. Темиряева, где в судьбе человеческой преломлялась судьба народная. Так было с пьесой Е. Бритаева “Амран”, которую, кстати, молодые исполнители восприняли поначалу как сказку. Но в процессе работы над драмой осознали – и убедительно потом донесли до зрителя – философскую ее суть: только познав смысл всепоглощающей идеи служения народу, воплощенной в Амране, станешь Человеком, и тогда никакой оборотень не собьет тебя с пути истинного. А в острой психологической дуэли двух матерей в спектакле по пьесе В. Мережко “Кавказская рулетка”, ставшем режиссерским дебютом блестящего актера А. Караева, высвечивается общероссийская трагедия чеченской войны. Войны, ожесточенной безразмерности которой способствуют и такие провокаторы, как Проводник, чью зловещую сущность поначалу и не распознать под маской этакого рубахи–парня.
Но в “Черной бурке” задача актеров усложнялась тем, что мудрые и горькие мысли, плод “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет” автора, признанного мастера психологического анализа характера человека, предстояло воплотить в образах зверей, которых, как известно, играть не менее (а может быть, и более) сложно, чем людей, даже в милых детских сказках. В данном же случае актерам пришлось не просто “влезть в шкуру” (кстати, буквально) своих персонажей с их чисто внешними повадками, но в характере каждого – будь то Пес или Осел, Волк или Ворон – выразить не столько звериную, сколько “очеловеченную” натуру. Достаточно успешное, на мой взгляд, решение этой творческой задачи исполнителями обусловило высокое нравственное звучание спектакля.
Думается, спектакль “Черная бурка” – еще один уверенный шаг молодого коллектива к вершинам профессионального мастерства. Факт тем более отрадный, что этот театральный коллектив возник всего-то пять лет назад – из навязчивой (в лучшем смысле) идеи драматурга, театрального деятеля, народного артиста республики Давида Иласовича Темиряева создать дигорский театр. В качестве, во-первых, лучшей среды для развития языка; во-вторых – для расширения культурного диапазона республики и создания еще одной театральной площадки для развития национальной драматургии; в третьих – для раскрытия новых пластов дигорского фольклора. Большое видится на расстоянии, и сегодня можно только восхищаться упорству, с которым Темиряев и его друзья – коллеги и единомышленники (а среди них были Елена Туменова, Орзета Бекузарова, Роза Бекоева, Агудз Бациев) – начали в 1993 году отбирать в школах и училищах, в художественной самодеятельности, в Чиколе, Дигоре, Моздоке одаренных кандидатов в студию. Упорству и энтузиазму, с которым шел процесс воспитания актерских навыков, -ведь у студии не было даже своего помещения, у преподавателей – зарплаты, у студийцев – стипендии, а у многих и жилья. Спасибо тогдашнему ректору тогдашнего СКГМИ З. Хадонову – выделил (бесплатно) целый блок в общежитии для иногородних. Помогали студии обретать театральный статус и другие доброхоты – Э. Царикаев, бывший тогда директором ДК “Электрон”, директор 7-го профтехучилища Т. Цаголов, директор училища искусств В. Туаев, ректор ГСХИ Б. Басаев… И постепенно из тоненьких ручейков, собранных со всей республики талантов, рождался творческий коллектив, который уже через год – с аншлагом! – дал первое концертное представление в Доме искусств. Ну а затем настали суровые будни, неизменно, тем не менее, ощущавшиеся праздником: шли – до изнеможения – занятия по полной программе театральных вузов, а параллельно – выездные, по всей республике, концерты. 33 человека выдержали эти двухгодичные перегрузки и получили государственные дипломы актеров театра и кино. К выпуску подготовили четыре дипломных спектакля – “Женитьбу” Гоголя, “Мирандолину” Гольдони, драму пронзительного эмоционального накала о современной молодежи Ц. Хамицаева “Кто виноват?”, и публицистическую сказку Д. Темиряева “Тревога”. Этими спектаклями и начал 10 ноября 1996 года свой первый театральный сезон Государственный Дигорский театр – в актовом зале дома культуры ГСХИ, где и проработал целый год (без всякой, кстати, арендной платы). После чего обрел собственную сцену (вернее, крышу над головой) в кинотеатре “Ракета”. Но об этом – чуть позже.
С чем же театр подошел к своему первому, пятилетнему миниюбилею? Однажды на этот мой вопрос Д. Темиряев ответил так: “Думаю, главное наше достижение – состоявшийся коллектив, хотя из 33 выпускников осталось 18. Главная его определяющая – взаимопонимание. Работоспособность – до самоотдачи. Счастливое отсутствие премьерства и “звездности” и не менее счастливое сохранение духа студийности”.
Скорее всего, этим творческим настроем коллектива объясняется разнообразие репертуара, в котором гармонично сочетаются классика, современная и национальная пьеса: “Каменный гость” и “Цыганы” Пушкина, “Ханума” А. Цагарели и “Плутни Скапена” Мольера, “В плену любви” Н. Саламова и “Любовь или смерть” Х. Сабанова (художника, в котором театр открыл второе призвание), “Кто виноват?” и “Два жениха” Ц. Хамицаева, “Амран” Е. Бритаева и “Аланти нана” Д. Темиряева. Естественно, позже юбилейная афиша театра пополнилась. Но каков бы ни был жанр спектакля, актеры равно уверенно чувствуют себя в любых предлагаемых обстоятельствах, вызывая восхищение свободой, раскованностью существования в образе, точным ощущением специфики национальной драматургии. “Французский” мир героев Мольера не спутаешь с “грузинским” в “Хануме” или с гоголевскими персонажами, не говоря уже о героях осетинских пьес. По убеждению главного режиссера театра Розы Бекоевой, освоить сложную школу переживания и перевоплощения помогла их увлеченность, прежде всего, классикой. Ну а в атмосфере, заряженной негаснущим энтузиазмом, где каждый готов сегодня быть героем, а завтра – статистом (неубиенный признак студийности), профессиональное созревание идет достаточно быстро. И не удивительно, что в юбилейные дни пятеро из труппы – А. Кокаев, С. Цугкиев, А. Хадаев, А. Караев, Ф. Малиева – были отмечены званием заслуженного артиста республики. И что А. Караев – необычайно органичный, с выразительной пластикой актер – осуществил постановку “Кавказской рулетки”. Откровенно говоря, в коллективе, объединенном главным – выбором профессии, которую они постигали не в престижных вузах, а в спартанских условиях самоотверженной учебы и одновременной работы, трудно выделять кого-то. Тем более, что зритель с равным воодушевлением воспринимает игру как уже заслуженных, так и еще не отмеченных званием, запомнив и Э. Езееву в роли незадачливой гоголевской Агафьи Тихоновны и искрометно-лукавую Хануму в исполнении Э. Секинаевой, Ф. Бичилову и А. Хадаеву в нравственном поединке “Кавказской рулетки”, замечательно грациозную, наглую и обаятельную волчицу Чобру, созданную С. Едзаевой в “Черной бурке”. В этом же спектакле убедительно колоритные образы создали актеры, единственные, “уцелевшие” из второго студийного набора при театре – С. Гобеев (Осел), З. Кабалоев (Баран), А. Авсарагов, которому в роли Ворона пришлось выдерживать соревнование с безупречно-достоверным А. Караевым.
Молодой труппе повезло, можно сказать, с рождения: с нею работают профессионалы высокого класса – Р. Бекоева, О. Бекузарова, Р. Бутаев, Д. Темиряев, спектакли оформляют Г. Ягубов, З. Дзахова, М. Келехсаев, к “Черной бурке” музыку написал Б. Газданов. А в новом сезоне в театр пришло пополнение. Выпускник факультета искусств СОГУ А. Тогоев уже вводится в текущий репертуар и репетирует главную роль в спектакле “Аргёсгё”. Закончив московский вуз, ставит свой дипломный спектакль – французскую комедию П. Шено “Будьте здоровы” – Т. Кабалоева, заочник режиссерского факультета “Щуки” Т. Сабанов работает над пьесой Ц. Хамицаева “День рождения”. А еще театр набрал новую студию – в “подшефных” Дигорском и Ирафском районах – с неоценимой помощью зав. районо Дигорского района В. Корнаева, артистки и режиссера народного театра в Чиколе Д. Аркаевой, руководителей с. Лескен, откуда в студию пришло 4 человека из 10. Сегодня студийцы учатся при колледже культуры, но профессиональные предметы – технику сценической речи, мастерство актера, сценическое движение – ведут Д. Темиряев, Р. Бекоева, С. Цугкиева.
Ищет театр и свою драматургию. Васо Малиеву заказана пьеса по поэме его отца “Темыр Алсахъ”, готовится спектакль по новой пьесе Х. Сабанова “Аргёстё”, над которым работает А. Бекумурзов, а оформляет сам автор. Худрук театра Д. Темиряев надеется найти новых авторов и среди членов недавно созданного репертуарного совета, куда вошли, кроме уже пишущих драматургов, актеры и режиссеры, поэты и прозаики, журналист и преподаватель Университета.
Впрочем, проблема репертуара – не самая животрепещущая для театра. Куда сложнее – жилищная. Полученная к юбилею пятикомнатная квартира под общежитие для актеров ее, к сожалению, не решает. Практически негде жить студийцам, хотя девочек и пустил “на постой” директор СПТУ №9 К. Губиев, мальчики до холодов ютились в “Ракете”, том самом кинотеатре, который стал первым домом театра и из которого, по причине его полной “профнепригодности”, театр, стараниями руководства республики переселился в здание спорткомплекса Нацбанка (он же бывший Дворец культуры ОЗАТЭ). Далее, согласно распоряжению Президента республики, должны были начаться работы по преображению кинотеатра “Ракета” в собственно театр. И даже первый взнос на реконструкцию из российского бюджета вроде бы поступил. Однако пошел второй год, а ясности с тем, где и когда появится у Дигорского театра собственная сцена, нет как нет. Нет и грузовой машины (автобус, хоть и не новый, но на ходу, театр получил), которую, опять же, согласно распоряжению Президента должен был выделить Комитет по транспорту. Между тем из 500 спектаклей, сыгранных театром в первую пятилетку, больше трехсот пришлось на выезды, преимущественно в отдаленные горные селения. И как же без грузовика возить декорации? Или обходиться без них? Но для театра каждая гастроль – своего рода творческий экзамен, и коллектив считает для себя обязательным в любых условиях “держать марку”. Тем более, что зачастую встречи со зрителем перерастают в дружеское общение, и не только актеров со зрителями, но и зрителей – между собой. Ну а способствовать “роскоши человеческого общения” – едва ли не столь же значительная роль театра, как и приобщение людей к драматическому искусству.
Причем не лишне, наверное, сказать и о том, что театр собирает на представление не только взрослых. Молодые актеры умудрились еще и овладеть, с помощью коллег из “Саби”, основами кукловождения. В детском репертуаре – несколько спектаклей, пользующихся неизменно восторженным приемом у детворы. Вот и в Новый год маленькие зрители познакомятся с кукольными персонажами сказки “Звездные мастера”.