В 2000 году в Нидерландах вышла в свет на английском языке книга Зелима Цхурбати, сотрудника центрального офиса Совета Европы, выходца из Южной Осетии, – “Если бы
народы что-то значили… Критический анализ народов и меньшинств с точки зрения международного права”. Работа представляет собой скрупулезное исследование теоретико-правовых норм, а также практических аспектов реализации прав национальных меньшинств и, в первую очередь, такой основополагающей нормы, как право наций на самоопределение.
Рассматривая проблему прав нацменьшинств, автор совершенно верно полагает, что они являются производными от базовых принципов индивидуальных человеческих прав и имеют равное право на защиту и сохранение как с точки зрения неотъемлемых прав и естественных свобод, так и в плане обеспечения свободного и бесконфликтного развития целых общностей и территорий. Однако в отличие от естественного права международное позитивное право игнорирует их и содержит вопиющие расхождения с естественным правом. Основная причина такой ситуации, как совершенно верно подчеркивает автор, состоит в значительной узости понимания и применения международного права, которое, по сути, является правовым отражением межгосударственных, а не международных отношений, т.е. когда субъектом международного права являются не народы, а государства. Именно поэтому принципы государственного суверенитета и целостности государственно-территориальных границ являются приоритетными в деятельности почти всех важнейших международных институтов. Исходя из этого, автор выносит в заглавие своей работы формулу ““если бы народы что-то значили…”, имея в виду, что придание народам статуса международной правосубъектности кардинальным образом повлияет на всю систему защиты и обеспечения их неотъемлемых прав.
Несомненно, что стабильность современной системы международных отношений базируется на балансе сил и интересов государств-субъектов международного права. И в этом плане отсутствие учета интересов народов является очевидным дестабилизирующим фактором. Международное сообщество, безусловно, выиграло бы от включения народов в сферу международной политики, не рассматривая их исключительно как сугубо внутреннее дело государств. Тому наглядный пример ситуация вокруг Южной Осетии, непризнанность и неурегулированность статуса которой являются до сих пор, несмотря на 10-ти летний мирный период, источником напряженности, которая не только препятствует свободному развитию, но и создает непосредственную угрозу безопасности народов этого региона.
Заслуживает внимания также авторское определение самого понятия “меньшинство”. Так он утверждает, что не существует “меньшинства”, как такового, а только “ситуация меньшинства”, ибо в противном случае мы вынуждены будем признать за меньшей общностью и меньшую степень их прав, что противоречит естественным нормам. “Меньшинство”, – утверждает Цхурбати, – это “реактивная группа”, при отсутствии реальной или мнимой угрозы своему существованию или идентичности оно теряет свой смысл. Отсюда вывод, что добровольно интегрированное меньшинство следует считать не меньшинством, а группой: подавление создает меньшинство, а интеграция разбивает его” (с.52).
По мнению автора, попытка игнорировать права меньшинств в рамках государств и в международном плане уводит от решения проблемы, создает очаги кризисов и конфликтов, что хорошо видно на примере бывшего СССР и Югославии. “Меньшинства пытаются защитить свои коллективные права в рамках определенных государств, и эти попытки зачастую приводят к конфликтным ситуациям и создают непосредственную угрозу и опасность также и другим государствам” (с.75). Этот тезис автора формулирует одну из основных причин межнационального конфликта – нарушение коллективных прав, что представляется весьма актуальным в свете понимания корней грузино-юго-осетинского конфликта и проблем его урегулирования. К сожалению, автор, хотя и знаком непосредственно с этой тематикой, не останавливается на этом более подробно.
Важное значение в плане урегулирования и конфликта в Южной Осетии имеют теоретические положения автора, касающиеся принципа права наций на самоопределение. Согласно автору: “Самоопределение – это коллективное право, являющееся необходимой предпосылкой осуществления индивидуальных прав человека. Без права на самоопределение не имеет смысла говорить о гражданских и политических правах” (с.233). Однако современное международное право не содержит четких правовых гарантий защиты права на самоопределение, и “Международный Суд в решении конкретных дел всегда старается исходить из конкретных условий, политических интересов и расстановки сил? При этом конкретная трактовка права на самоопределение зачастую выглядит по-разному” (с.249). Этот тезис автора хорошо иллюстрируется на примере той же Южной Осетии, право на самоопределение которой до сих пор не находит необходимой поддержки в международных кругах.
Поэтому нельзя не согласиться с автором в том, что коллективные права в современном международном праве имеют очевидный двусмысленный статус. Такая ситуация действительно выглядит более чем странной, если учесть, что коллективные и индивидуальные права неразделимы в своей сущности. “Так как индивидуумы частично определяются как члены той или иной общности-группы, то международное право должно так или иначе учитывать и считаться с групповыми правами, поскольку с точки зрения права не имеет значения индивидуально или коллективно люди выступают в защиту своих основных свобод” (с.285).
Краеугольный камень модели автора – интеграция на базе полного развития отличительных характеристик каждой группы. “Меньшинства интегрируются в государства, но в то же время должны быть автономны. В свою очередь, и сами государства, являясь автономными (суверенными), пытаются интегрироваться в единое мировое сообщество” (с.437). Такой взгляд на проблему нацменьшинств, однако, опирается на нормы естественного права и, по справедливому замечанию Цхурбати, “теперь проблема заключается в том, чтобы на этой основе сформулировать и создать более совершенную систему работающего позитивного права” (с.437).
Нельзя в итоге не согласиться с мнением автора о том, что современное состояние международного права настоятельно требует принятия Всеобщей Декларации Прав Меньшинств.
В целом работа Цхурбати представляет, несомненно, большой интерес как для теоретиков, специализирующихся на международном праве, так и для практического использования целого ряда ее положений для решения конкретных политических проблем нашего региона и, в первую очередь, проблемы урегулирования в Южной Осетии и оформления ее политического статуса.