РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЛИЦЕЙ ИСКУССТВ. Кленовый листок золотой

Творчество юных лицеистов

Роль словесного творчества в школе не в том, чтобы выпестовать будущего писателя. Дело учителя – подготовить остро чувствующего читателя, поэтому и задача сочинительства – расшевелить эмоциональную восприимчивость.

Бывает, что в ребенке что-то “ходит”, но он не знает, как это называется. Слово помогает ему понять собственное состояние. Поэзия тем и поразительна, что она открывает эту возможность для самого человека, учит образному видению, помогает осознать свое место среди людей. Главное в любом искусстве – суметь по-своему увидеть мир и передать свое восприятие мира. А в сочинительстве ребята должны еще увидеть красоту выражения жизни в слове и почувствовать увлекательность этого искусства.

Хочется, чтобы каждый из учеников остро и мучительно (хотя бы однажды!) почувствовал необходимость и красиво мыслить, и красиво говорить, войти в процесс сочинительства, ощутить, как это ново, здорово, увлекательно, как слово делает его интересным человеком.

“Сочинение стихов – это что-то такое, что создало мое собственное лицо, ощущение, что я что-то значу собою хоть для кого-то. Это одна из самых дорогих вещей, которыми я владею”, -признается одна из учениц. “Невеликие поэты”, как шутливо назвала маленьких авторов Агния Барто, могут совершенно нешуточно переживать, и переживания их глубже и тоньше подчас, чем у взрослого. Кроме того, они обладают тем, что с возрастом угасает, – пылкостью воображения. В детских стихах иной раз потрясает чувство красоты, правды, меры, верность поэтических представлений.

Хотелось бы, чтобы детское словесное творчество смогло встать в общий контекст культуры, миропонимания, оказалось проводником в мир большого искусства и мир человеческих отношений.

Р. А. Ревазова

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПОЭЗИЯ

КУСРАЕВА Залина, 7 кл.

МОЙ ЛИЦЕЙ

Я поступью несмелой

Вошла в огромный дом,

Который в то мгновенье

Казался мне дворцом.

Кругом цветы и мрамор,

И чистота, уют

Ребята озорные

по лестницам снуют.

Как здорово живется

среди веселых лиц:

Передо мной открыто

ученье без границ.

Учителя, конечно,

здесь лучшие из всех,

Иначе быть не может –

Живет здесь сам Успех!

Как здорово учиться!

Бегу я в класс скорей.

Пусть детство дольше длится…

Да здравствует Лицей!

РЫЛОВА Мария, 5 кл.

* * *

Среди осеннего леса ручей бежит голубой,

Плывет по нему кораблик

– кленовый листок золотой,

Плывет и не знает печали,

Не знает бед и забот,

Не знает, к какому же берегу

Вода его принесет.

* * *

Нотки – черные точки.

Нотки – песен подружки.

нотки – мелодии дочки,

То плаксы, то хохотушки.

КУДЗИЕВА Маргарита, 5 кл.

* * *

Я мечтаю, что летаю,

С неба звезды собираю,

А потом в косу вплетаю,

И коса моя до пят,

словно звездный листопад.

КОРАБЛИК

Вот чистый лист…

Кораблик в море…

Я красок спектр разведу

И синь воды с лазурью неба

У горизонта я сведу.

Пусть белый парус грудью встретит

Волны навязчивой игру,

А я хочу на тот кораблик

С друзьями стать плечом к плечу…

КОКОЕВА Мадина, 4 кл.

* * *

На лесной полянке много

Солнца и цветов.

Бабочки летают

Среди васильков.

На лесной полянке

Хочется скакать,

Бегать, веселиться,

Песни распевать.

ЧЕРНЕНКО Владик, 5 кл.

* * *

Я читаю, я мечтаю,

Как всегда, совсем не знаю,

Как стихи писать?

С чего начать?

Ах, как хочется мне спать…

Был веселый день рожденья,

А теперь нет вдохновенья.

КУЧИЕВА Снежана, 5 кл.

КАЧЕЛИ

Добрые качели

покачать хотели

девочку Аленку.

Покачали смело,

сделав свое дело:

– Мама, прибегай скорей

и меняй пеленки!

Чтоб опять качели

покачать хотели

девочку Аленку.

* * *

Раз Ежу сказал Удав:

“Мне не нравится твой нрав.

Что топорщишь ты иголки?

От тебя в желудке колко”.

* * *

Клавиши проворные под моей рукой,

Белые и черные. Видишь – строй какой?

Клавиши певучие… Только их коснусь,

Сразу в мир гармонии, в счастье окунусь.

КУЧИЕВ Батрадз, 5 кл.

ВОСПОМИНАНИЕ

Я мечтаю о своем,

Думаю о лете:

Как катались мы с сестрой

На велосипеде.

Лето – чудная пора,

Все прекрасно в свете:

Мы бродили по горам,

Прятались за ветви.

Мне хотелось бы опять

Окунуться в это.

Пусть приснится мне опять

Золотое лето!

ИВАНОВА Марина, 6 кл.

* * *

Вновь с волненьем неизменным,

Но с улыбкой на лице,

Выхожу на эту сцену

Поздравлять тебя, Лицей.

По волнам воспоминаний

Возвращусь в который раз

В первый в жизни праздник знаний:

Здесь стоял наш первый класс.

Здесь, с шарами и цветами,

Со счастливым блеском глаз,

Полных жажды новых знаний,

Ты радушно встретил нас.

В мир искусства шаг из детства

Никогда нам не забыть,

Как бесценное наследство,

Будем мы его хранить.

Впечатлений новых радость

И любовь учителей,

Светлой, чистой дружбы сладость

Щедро нам дарит Лицей.

В вихре танцев дни летели

Искрометной чередой,

Мы заметно повзрослели,

Ты ж, как прежде, молодой.

Как родному человеку,

Признаюсь тебе в любви

И желаю в четверть века:

Сто веков, Лицей, живи!

КОНОВ Виталий, 6 кл.

МОЙ ЛИЦЕЙ

Лицей ты мой любимый,

Учусь, тружусь в нем я.

С утра, и днем, и вечером

Шумит здесь детвора.

В большом, высоком здании,

Красивом, как всегда,

Блестят таланты юные –

И все они друзья.

Учителя любимые

Нас учат каждый день

Наукам самым разным,

Хоть трудно им – поверь!

Искусство изучаем:

Нас учат рисовать,

Играть на инструментах,

И петь, и танцевать.

Ну, в общем, подойдем к концу,

И что мы видим там?

Лицей ты мой любимый,

Путь в жизнь ты всем нам дал.

АЙЛАРОВА Зарина, 6 кл.

РЫЖИЙ ДЕНЕК

Солнце выглянуло рыжее

И на землю посмотрело:

Сколько рыжего на свете

Тут и там, справа и слева.

Рыжие деревья, рыжая трава.

Какая все же рыжая вся эта земля.

А у речки-быстротечки

на рыжем берегу

Играют рыжие мальчишки

и смеются на бегу.

ЦХОВРЕБОВА Марина, 5 кл.

* * *

Здравствуй, осень золотая,

Рыжим солнцем залитая!

Ярко-желтым ты ковром

Застелила все кругом!

Прохладное дыханье сентября

Коснулось жизни,

Но золотом озарены поля,

Еще играют солнечные блики.

КОКОЕВА Мадина, 4 кл.

* * *

На лесной полянке много

Солнца и цветов.

Бабочки летают

Среди васильков.

На лесной полянке

Хочется скакать,

Бегать, веселиться,

Песни распевать!

ДИАМБЕГОВА Зарина, 4 кл.

* * *

Вот начался школьный день.

Вошли мы в свой класс привычный,

Открыли тетрадки:

Мы пишем, мы учим, мы смыслим.

Закончился школьный денек.

Идем мы из школы с песней.

Играем мы, шутим, поем.

И все потому, что мы вместе.

ГАБАРАЕВ Батрадз, 5 кл.

* * *

Музыка –

вещь прекрасная,

Музыка

очень важна:

Без музыки

мир очень скучен,

Без музыки жизнь трудна.

СТОРОЖЕНКО Настя, 7 кл.

ЛИЦЕЮ

Лицей – второй мой дом родной:

Учись, рисуй, танцуй и пой.

И так за годом год идет:

Вновь новый день – звонок зовет.

Однажды кончим школу мы –

И это будет день весны.

А я слезу смахну рукой:

Ведь покидаю мой родной,

С которым – не разлей вода –

Я провела свои года.

КИСИЕВА Алина, 7 кл.

* * *

Рано утром я встаю,

В школу сразу я бегу,

Там учусь и не тужу,

И рисую, и творю.

Изучать азы наук

Стоит нам немалых мук,

Но помочь придут всегда

Умные учителя.

Лицей – это праздник!

Лицей – это дом.

Лицей – это школа.

Мы учимся в нем.

СИЗОНОВА Наталья, 6 кл.

НАШ ЛИЦЕЙ

Угадайте, что за школа,

Где рисуют и поют,

Где танцуют тарантеллу

И все весело живут?

– Это наш Лицей искусств! –

Мы ответим хором,

В нас воспитывает вкус

Муза Терпсихора.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ПРОЗА

РУДЕНКО Евдокия

МОЯ ДОРОГА В ШКОЛУ

“Чудес на свете много, и все они разные”, – часто говорит мой папа. И правда, чудеса нас окружают всюду. Даже моя дорога в школу полна открытий. Когда я бегу в лицей, ранец весело прыгает у меня на спине. Он торопит, напоминает: “Не опоздай!” А мне очень хочется все рассмотреть получше: лужу, в которой можно пускать после уроков кораблики, палисадник с горкой, напоминающий волшебный сад, людей, спешащих на работу.

Нужно успеть поговорить с дворовой собачонкой и покормить ее толстых щеночков. Щенки бегут следом. Может, они думают, что я их bng|ls в школу? “Пока! Пока! У меня дела!” – говорю я им и убегаю.

Моя дорога в школу – очень короткая. Я успеваю добежать за пять минут. Но даже за это короткое время успеваю многое подметить и узнать. Я даже изучаю людей. Какие у них глаза? Добрые или злые? Усталые или грустные? Мне это важно. Ведь когда я вырасту, меня ждет большой мир. Мир людей, проходящих мимо.

ЖОРЖИКАШВИЛИ Анна, 6 кл.

МОНОЛОГ САДОВОЙ КАЛИТКИ

Я старая садовая калитка. Сколько мне лет? Не помню. Помню только, что это было давно. Был летний, жаркий день. Меня привезли на садовый участок, установили предназначенную для меня арматуру: петли, задвижку. Все было новеньким. К вечеру жара спала, подул легкий ветерок, и вот уже через некоторое время я стояла на месте, выкрашенная в зеленый цвет.

Шли годы. Сколько разных невзгод пришлось пережить мне! Я была совершенно не защищена от дождя, снега, ветра, ураганов, которые в последнее время особенно часто стали появляться в наших краях. С каждым годом все труднее я стала открываться, так как петли, да и вся арматура постепенно ржавели. Некоторые гвозди, крепившие петли, выскочили, доски покоробились, сама я покосилась на одну сторону. Это нерадивый хозяин перестал обращать на меня внимание, а может быть, его уже давно нет в живых. Но я все еще стою! Делаю свое дело – закрываю проход от посторонних лиц и животных – и совершенно не обращаю внимания на то, что я уже старая, скрипучая и, может быть, надоевшая всем калитка. Я знаю, что занята делом. А как приятно сознавать, что ты занят полезным делом, значит, ты еще нужен кому-нибудь, кто-то нуждается в тебе.

Так вот и человек! Проходят годы. Когда-то молодой, здоровый человек постепенно с годами стареет, дряхлеет. Но если он занят любимым делом, ощущает, что еще нужен кому-то, любим кем-то, это придает ему силы. Он скрипит, как старая садовая калитка, но не сдается, старается выпрямиться, поднять голову выше и так идти столько, сколько предначертано ему судьбой.

КУБАЛОВА Зарина, 6 кл.

МОЙ ЛИЦЕЙ

Когда начинаешь задумываться, какую роль играет лицей в моей жизни, то понимаешь, что это действительно мой второй дом, потому что там – мое любимое дело. Пусть строгие учителя иногда ставят не очень хорошие оценки, пусть иногда возникают проблемы с одноклассниками – все равно я их всех люблю.

Наибольшее удовольствие получаешь на уроках декоративно-прикладного искусства и декоративной и станковой композиции, графики, живописи. Когда берешь палитру, кисть и краски в руки, то представляешь мир, который нас окружает, в немного сказочном цвете. Хочется изобразить его более ярким и теплым.

Я горжусь тем, что учусь в Лицее. Мне нравится ходить по коридорам, где на стенах висят картины и гобелены, выполненные руками детей, где слышится музыка и пение, топот репетирующих хореографов. Мне нравится ощущать себя в Царстве Искусства, хотя нам всем далеко до совершенства, ведь мы только учимся.

Особенно люблю первое сентября. Именно тогда видишь, что ряды лицеистов пополняет малышня. Забавно наблюдать за ними, ведь они пока даже не представляют, какая творческая атмосфера будет отныне окружать их.

ЗАХВАТАЕВА Ксения, 7 кл.

МУЗЫКА ДОЖДЯ

В воздухе нависла напряженная тишина… Тяжелые мутные тучи нехотя наползают на небо. Смолкли птицы, спрятался ветерок, наступило немощное затишье.

Но вот первая вспышка молнии, как золотая пружинка, ввинтилась в темное небо на горизонте. Несколько тяжелых капель упало на пыльный асфальт, и началась жуткая симфония грозы. Я слышу, как поет вода под аккомпанемент грома и порывы пляшущего ветра. Откуда он взялся, чтобы заиграть на упругих струнах воды?

Сначала это мощный хор, гневный и яростный; тревожно, даже страшно от его звуков душе. Кажется, будто по жестяной крыше скачут мифические железные рыцари короля Артура. В плеске воды я слышу, как скрежещут их доспехи, гремят мечи, и представляю, что они отправляются на очередной подвиг во имя Прекрасной Дамы.

Дождь затихает, и в звучании падающих капель я начинаю улавливать нотки умиротворения и покоя. Страх опал, и уже усмехаешься ему. А под мерное убаюкиванье хочется думать, мечтать… Сейчас оно принесло грустные воспоминания: мне представляется железная дорога с погромыхивающими на стыках рельсов вагонами, маленький домик за насыпью, свет в окошках, дым из трубы. Я не узнаю никогда, кто там, за этими окнами… Тревожно и грустно… Чего-то хочется. Дождевые капли поют свою песню, а я грущу и мечтаю.

РУДЕНКО Анастасия, 9 кл.

ЕЩЕ ДВА ГОДА

Осталось совсем немного – пройдет два года, и мы покинем Лицей. Два года – это много или мало? С одной стороны – 730 дней, из которых 540 учебных – внушительная цифра, но с другой лишь одно – “1 сентября”, два “Новых года” и всего-навсего два “31 мая”, одно из которых – последний день в Лицее искусств.

Когда я думаю об этом, мне становится грустно: раньше казалось – этот день никогда не наступит, а сейчас он все ближе и ближе.

Мы часто ленимся выполнять домашние задания, посещать уроки; мы сердимся на учителей, обвиняя их в несправедливом отношении к нам, ссоримся между собой, чаще по пустякам, плохо ведем себя на уроках. Но каждый из нас, в глубине души, любит школу, любит наш Лицей. Мы любим своих одноклассников, учителей, любим музыку, доносящуюся из “индивидуальных” классов, картины, висящие на пятом этаже, любим показательные выступления учеников хореографического отделения. Но мы не только любим, мы еще и гордимся, гордимся тем, что учимся в Республиканском Лицее искусств – самой уникальной школе нашей республики.

Каждый из нас знает, что, когда мы покинем стены нашего Лицея, нам будет сильно не хватать его. Мы будем скучать по учителям, по их урокам, будем скучать друг по другу. Мы с радостью будем навещать Лицей – как старого друга, учителя, родителя, как второй дом, ведь именно здесь все эти годы мы проводили большую часть нашего времени, и с огромным удовольствием будем вспоминать это время.

Кто-то из великих говорил, что именно школа играет большую роль в жизни человека, в становлении его как личности. Нельзя не согласиться с этими словами, особенно, когда речь идет о Лицее.

ТИБИЛОВ Батрадз, 7 кл.

ИСКУССТВО – В ТЕБЕ И ВО МНЕ

Поэзия – в тебе,

Простые чувства

Ты возвышать умеешь до искусства

В.Шекспир

Трагедия Эсхила и Софокла, поэзия Гомера и А.С. Пушкина, музыка Бетховена и Чайковского, скульптура Донателло и живопись Репина, архитектурные ансамбли России и спектакли МХАТа – все бесчисленные творения художественного гения человека объединяются в одно понятие – искусство. Мы живем в мире искусства, недаром говорят, что человек по своей натуре – художник. Потому что не только создавать, но и понимать прекрасное может только чуткий к творчеству человек.

С чего начинается искусство? Почему оно притягивает к себе людей? Что нас роднит с художником? Вспомни ранее детство: любой пробует рисовать, танцевать, писать стихи. Это и есть начало искусства – попытка самовыражения. Конечно, потом далеко не каждый становится Творцом, как не каждый, кто учится в школе, становится ученым. Для этого нужен Талант, Божий дар. И талант, помноженный на труд, рождает наивысшие достижения в творчестве.

Мы судим обычно об искусстве по законченным произведениям. И это, конечно, справедливо. Но что заставляет человека творить? Какая сила движет им и теми, кто жадно тянется к его творениям? Думаю, прежде всего, это стремление открыть таинства жизни, познать себя и других и в то же время умение художника по-особому переживать жизнь, по-своему, неповторимо относиться к ней -заинтересованно, страстно, эмоционально. Только так он сможет заразить людей. И другие, воспринимая его творения, посмотрят на жизнь глазами художника, переживут ее сердцем и душой художника, узнают ее умом художника.

Художник не сможет творить, если его душа мертва, а сердце холодно. Он не будет ни живописцем, ни поэтом, ни музыкантом, если его не трогают судьбы людей, если его чувства не откликаются на краски жизни, не воспринимают гармонии природы.

Значит, начало искусства – в душе и мыслях человека, живущего яркой жизнью. Оно – в горении, и этот огонь согревает рядом идущих.

ПОПОВ Матвей, 7 кл.

Я И МОИ ЛИЦЕЙСКИЕ ДРУЗЬЯ

Вообще, класс у нас хороший. Я рад, что учусь с такими веселыми и интересными ребятами. Я люблю, когда мы собираемся в классе, играем, когда после уроков мы с друзьями идем вместе домой и просто беседуем. Я люблю, когда девочки поздравляют нас с двадцать третьим февраля, и самому нравится поздравлять их с женским днем. Нравится, когда весь класс объединяется и решает одну общую проблему. Но всех одноклассников друзьями не назовешь. Потому что друг – это не только человек, с которым интересно и весело, это тот, на кого можно положиться, чье плечо бывает рядом в нужную минуту, кому можешь доверять.

У меня есть такие друзья. Их немного, но они имеют те качества, которые я считаю необходимыми для друзей. У нас общие интересы: мы обожаем компьютерные игры, музыку, интересные фильмы, обмениваемся дисками и кассетами. Мы поддерживаем друг друга в трудных ситуациях. Вместе проводим время даже на каникулах.

Я думаю, мои школьные друзья со временем станут просто друзьями и пройдут со мной через всю жизнь.