В архитектуре, больше чем где бы то ни было, недолговечность моды может лечь грузом на окружающую среду и покоробить взор. Каждое десятилетие ХХ века порождало требование свободы в искусстве и архитектуре. Крайние позиции чаще всего ошибочны, мы сами можем быть свидетелями этого. Отчасти поэтому города стали скопищем выразителей духа времени.
Во многих городах Европы имеются местные постановления, цель которых – сохранение построек этнического типа. Более того, элементы присущие нашему времени, как, например, зимний сад или гараж, сочетается с традиционными принципами архитектуры, так что кажутся даже элементами старины и составляют с ней единое целое. Работа посвящена рассмотрению философии отношений между человеком и средой обитания (5).
Наши предки давно создали системы, изучающие влияние жилья на человека и использующие эти знания в целях привлечения в дом удачи, благополучия, здоровья, долголетия, семейного покоя и других составляющих счастья земного. В Европе это называлось геомантией, в Китае – Фэн-шуй. “Фэн-шуй” в переводе на русский означает “ветер и поток”. Первое упоминание о нем теряется в глубине тысячелетий. И только одно можно сказать с уверенностью – это императорская наука. Фэн-шуй использовался и используется правителями Поднебесной с момента своего появления и до наших дней. Однако следует помнить, чтобы применить эту систему правильно, не следует принимать ее буквально. Например, ни один китаец не будет жить рядом с церковью, а для православного человека колокольный звон является очищающим и гармонизирующим.
Целью данной работы является раскрытие основных тенденций и направлений, применяемых в искусстве Фэн-шуй, на примере анализа жилого помещения. Для облегчения восприятия ниже приведен план помещения с разметкой на сектора. Центр круга с секторами всегда расположен внутри квартиры – в ее геометрическом центре.
Проанализируем расположение секторов на плане. Если вся комната попала в определенный сектор, то рекомендации касаются всей комнаты, если в одной комнате оказалось несколько секторов, то цветовое оформление определяется большим из них (1).
Анализ начинается с юго-западного сектора. Это сектор хозяйки дома. Он формирует энергию тепла и семейного уюта. Для гармонизации этого сектора используются цвета земли – вся желто-коричневая гамма и цвета огня – розово-красная гамма. Керамическая посуда и декоративная керамика будут здесь очень кстати. Теперь о хозяине. Его сектор северо-западный, стихия – металл. Этот сектор влияет на карьеру мужчины и его силу. Он поддерживает покровительство со стороны влиятельных людей и формирует факторы внешнего благополучия семьи. Основной цвет сектора белый. Возможно использование золотистых и серебристых цветов и цвета земли. В этом секторе не допустимы красно-розовая и сине-голубая гаммы. К месту окажутся декоративные предметы из любых металлов. В богатых китайских кланах в этом секторе обязательно хранится символ удачи – золотой колокольчик. В этой части дома размещали регалии и символы побед главы семейства. Это лучшее место для коллекции оружия и других трофеев. Следующим важным сектором является северный – водный. Это сектор Черной черепахи – символ долголетия и пусть медленного, но неуклонного движения к удаче в делах. Он формирует устойчивость материального достатка и защищенность семьи от невзгод. Лучшими цветами для северного сектора являются сине-голубые, черный и белый. Металлический блеск здесь тоже уместен. На севере не допустимы излишества красного и желто-коричневого. Декоративным украшением станет любой образ черепахи. Месторасположение гостиной предпочтительней в южном секторе. Сектор Красного Феникса формируется стихией огня. Он отвечает за отношение к вам соседей, сослуживцев, родственников и просто людей на улице. Тем, кто хочет наслаждаться человечески теплом, необходимо создать тепло в южном секторе дома. Для этого используются все оттенки красного и розового цветов. Хорошо работают в этом секторе зеленый цвет и живые цветы. Нежелательно использовать сине-голубые, цвета земли и металлические цвета. Этот сектор прекрасно подходит для создания домашнего музея или картинной галереи. Все красивое и высокохудожественное будет гармонизировать южный сектор. За развлечения в вашем доме отвечает Белый Тигр, живущий в западном секторе. Этот сектор формируется стихией металла, и цвета для него аналогичны цветам северо-запада. Западный сектор идеален для размещения домашнего кинотеатра, аудиоаппаратуры, компьютера. За перемены отвечает антипод Белого Тигра – Зеленый Дракон, живущий на востоке. Это деревянный сектор. Контрастные отношения будут вносить в жизнь дополнительную суматоху. Цветовые предпочтения находятся в спектре зеленых и сине-голубых цветов.
Негативное влияние оказывают красные, белые, металлические цвета и цвета земли. Северо-восток отвечает за усвоение знаний. Он формируется стихией земли. Гармония этого сектора помогает усваивать знания студентами, школьниками, а взрослым постигать уроки жизни. Для этого сектора подходят желтые и коричневые цвета. Можно использовать и красно-розовые оттенки. Лучший способ настроить этот сектор – разместить в нем библиотеку и кристаллы горного кварца или хрусталя. Последний из восьми секторов – юго-восточный. Он отвечает за богатство. Стихия сектора – дерево – при правильной настройке, согласно концепции, способна принести в ваш дом не только деньги, но и много других богатств, которые напрямую с деньгами не связаны. Цвета юго-восточного сектора аналогичны цветам восточного. Анализ жилых секторов, приведенный выше, и рекомендации относительно их благоустройства достаточно относительны. Гонконг, ориентированный на западные стандарты жизни, акцентировал внимание на экзотических и мистических сторонах Фэн-шуй. Древнее китайское искусство создания обстановки основано на простой предпосылке: “То, где мы находимся, не менее важно, чем то, кем мы являемся”. Наше взаимодействие с миром в течение всей жизни может быть ущербным, если окружающая среда неблагоприятна. Возраст Фэн-шуй насчитывает, по меньшей мере, три тысячи лет, хотя его философское обоснование можно проследить, начиная с шестого тысячелетия до наших дней. В течение многих веков искусство Фэн-шуй пользовалось заслуженным почетом, но за последние сто лет его слава немного померкла. Со временем глубокий смысл китайского искусства был утерян, и осталось лишь поверхностное трактование его значений. В коммунистическом Китае Фэн-шуй считали устаревшей феодальной системой, не имеющей право на существование, а в Гонконге его суть ограничили узкими рамками. Однако и на Западе не существовало развитой философии отношений между человеком и средой обитания, несмотря на тот факт, что многие уважаемые исторические деятели имели представление о взаимосвязи человека с окружающей обстановкой. Идеи Фэн-шуй возникли из человеческой потребности упорядочивать информацию об окружающем мире. Разные школы Фэн-шуй опираются на различные орудия интерпретации связи, существующей между человеком и его жилищем.
Существуют две школы Фэн-шуй – формальная и традиционная. Новейшее течение Фэн-шуй – пирамидальная школа, признающая универсальность этого искусства и обогащающая его современными открытиями в области биологии, психологии, архитектуры и городского планирования.
Формальная школа рассматривает отдельные аспекты окружающего мира и дает либо положительное, либо отрицательное толкование их формы и расположения. В формальной школе используется зрительное восприятие форм, расцветок и текстур; затем их значение интерпретируется в контексте состояния человека. Согласно взглядам этой школы, гора, например, может либо угрожать, либо защищать – в зависимости от визуальной интерпретации.
А так называемая компасная школа Фэн-шуй в наши дни имеет весьма ограниченное распространение. Согласно ее принципам, выбор наилучших жилых помещений основывается на расчетах по показаниям магнитной иглы, вращающейся в центре диска. Диск отличается от традиционного компаса тем, что на него нанесено до тридцати шести концентрических кругов, изображающих различные аспекты информации. В современном мире интерпретации часто оказываются неточными из-за обилия металлических предметов, искажающих показания компаса.
В пирамидальной школе свои особенности. Если приверженец формальной школы выберет гору в качестве благоприятного места для постройки жилья только потому, что она имеет форму дракона, то последователь пирамидальной школы выберет то же самое место, но объяснит свое решение по-другому. Например, тем, что пологий гребень горы постепенно спускается к долине и что в нем нет резких вертикальных спусков. Вода по пологому склону не будет с ревом устремляться в ложе долины. Дом, расположенный поблизости от такого склона или на нем, будет лучшим местом для жилья, чем дом на крутом склоне или под обрывом.
Эта интерпретация служит примером того, как пирамидальная школа выходит за рамки традиционного искусства Фэн-шуй, толкуя понятия с современной западной точки зрения. Мы представляем собой продукт сочетания внутренних и внешних воздействий. Элементы, образующие человеческую личность, включают генетическую наследственность, биологические особенности, специфику семьи, общества, государства и религии. Каждый элемент необходимо принимать во внимание. Пренебрежение одной какой-либо частью делает всю картину неполной.
Фэн-шуй не действует, если не пропускать его через все аспекты человеческого бытия. Пирамидальная школа учитывает их, признавая тот факт, что мы живем в различных культурных, общественных, а иногда и климатических условиях, несопоставимых с условиями Древнего Китая.
В наших интересах будет научиться различать нюансы своей культуры и общественных условий, чтобы необходимые перемены соответствовали нашему укладу жизни, взглядам и обычаям. Заимствовать элементы культуры не только Древнего Китая и обогащать свою, ни в коем случае не подавляя ее.
Сочетание разнообразных аспектов жизненного стиля, культуры и общественных условий является главной темой пирамидальной школы. В пирамиде, представляющей отдельные части целого, иерархия по старшинству начинается снизу, от основания жизни. Каждый следующий слой должен опираться на нижние, чтобы поддерживать свое существование.
При выборе стиля всегда следует руководствоваться своим отношением к той культуре, которая является прародительницей этого стиля. Если культура вам неприятна или неинтересна, то ее элементы в интерьере будут порождать те же ощущения. Мягкие формы предпочтительнее жестких, теплые, пастельные тона, безусловно, “уютнее”, чем контрастные, яркие краски. И за всем этим стоит принцип функциональности: жить и работать должно быть удобно. При этом интерьер не должен довлеть подобно дамоклову мечу и не порождать никаких отрицательных эмоций.