Председатель Северо-Осетинского научного центра
Если умный, то почему бедный? — такой вопрос, выплывший с мутной перестроечной волной, до сих пор назойливо мелькает в средствах массовой информации. Он отрицает наличие духовного начала в человеке, направляющего интеллект на путь познания и нравственного совершенствования, а не только на способы наживания денег. В нем также содержится внушение (учитывая склонность обыденного сознания подменять причину следствием) о том, что богатство является единственным признаком ума и мерилом интеллектуальных способностей человека. Следовательно, такой вопрос вульгарен и не заслуживает ответа. Если он адресован индивидуальному человеку.
Но если речь идет о целом обществе, народе, то такая постановка вопроса приобретает иное звучание, высвечивает новые взаимосвязи между коллективным разумом и общественным богатством, которые интересно и полезно проследить. Отчего же мы так бедны, если мы талантливый и трудолюбивый народ? Почему мы не в состоянии прокормить себя, имея высокий образовательный ценз населения и управленческий персонал, сплошь имеющий высшее образование? Отчего наша республика экономически несостоятельна (дотационная чуть ли не на все 90%), если мы располагаем крупным научно-техническим потенциалом? Обсуждению этих вопросов посвящена настоящая работа.
I. Действительно ли мы умные?
Прежде всего следует выяснить, нет ли преувеличения в оценке наших интеллектуальных возможностей. Как определить, является наше общество умным или нет? Возможны разные подходы к этому вопросу.
Количественная оценка. Формальный статистический анализ показывает, что уровень квалификации трудовых ресурсов довольно высок. Республика располагает четырьмя государственными и семью негосударственными высшими учебными заведениями, тринадцатью средними специальными учебными заведениями, шестнадцатью профессионально-техническими училищами, в которых одновременно nasw`erq около 35 тыс. человек. По удельному весу числа лиц с высшим и средним профессиональным образованием Республика Северная Осетия-Алания превышает среднероссийские показатели. В республике трудится около 170 докторов наук и профессоров, а также свыше 800 кандидатов наук. Имеется около двух десятков академиков (но нет ни одного члена Российской академии наук). Более трех с половиной тысячи врачей и почти девять тысяч учителей. В 1994 году было 17-18 тысяч инженерно-технических работников. Тысячи научных публикаций, патентов, изобретений, авторских свидетельств на счету наших исследователей, изобретателей, рационализаторов. По интеллектуальному потенциалу Республика Северная Осетия-Алания занимает шестое место в рейтинге субъектов Российской Федерации. В то же время республика занимает 76 место по совокупному результату промышленного производства, а среднедушевой денежный доход населения является одним из самых низких в РФ (см. Вопросы статистики, 1997, 1,3; Эксперт, 1997, 47).
Качественная оценка. Имеются универсальные и очень простые критерии оценки качества интеллектуальных ресурсов. Именно качество фундаментальных исследований определяется международным научным сообществом, а качество прикладных разработок — их потребителями, рынком. Идеи, гипотезы, принципы, концепции, теории, не признанные научным сообществом, предаются забвению и исчезают из научного оборота. Новые методы, изобретения, конструкции, технологии, не имеющие перспективы внедрения и коммерческого использования, относятся скорее к научной фантастике и могут заполнять досуг любителей этого жанра. Если просеять через сито таких критериев результаты исследований и разработок, то останется удручающе мало.
В 1995 году Государственный научный центр объявил конкурс на научно-технические проекты для формирования единой научно-технической программы Технополис. Проанализировав около 200 заявок, был отобран 21 проект, из которых экспертизу Миннауки РФ прошли только 16. Таким образом, конкурентоспособным на уровне Миннауки России оказались только 8% представленных проектов. Не лучше обстоит дело и с фундаментальными исследованиями. Так, при участии в конкурсах российских и международных грантов конкурентоспособными оказываются не более 5% наших исследователей.
Но это малое — наш реальный потенциал, шанс на обновление и развитие, следовательно, его необходимо определить как сферу приоритетного инвестирования. Иными словами, мы можем позволить себе развивать те и только те фундаментальные исследования, которые обозначают нашу республику на карте знаний мира, формируют образ цивилизованного народа, воспринимающего общемировые тенденции развития; мы вынуждены инвестировать в те и только в те прикладные разработки, которые приводят к внедрению новых процессов производства, новых товаров и услуг, к созданию новых рынков, способствуют тем самым конкурентоспособности и экономическому росту. Все, что не соответствует этим критериям, должно уйти, освободив ресурсы для нового, высококачественного, конкурентоспособного.
Системная оценка. Системным подходом называют метод научного анализа сложных структур, успешно используемый уже более пятидесяти лет. Суть метода заключается в том, что при исследовании внимание обращается не только на составляющие элементы изучаемой сложной структуры, но и на существующие между ними взаимосвязи.
Следуя этой методологии, представим себе нашу республику как систему взаимосвязанных элементов, таких, как экономика, наука, техника, предпринимательство, здравоохранение, образование, власть и т.п. Каждый отдельный элемент системы осуществляет некоторую функцию, но все эти элементы и их функции связаны друг с другом, так как имеется общая цель всей системы — обеспечивать гражданам республики безопасность жизнедеятельности, достойное материальное существование и возможность удовлетворения духовных потребностей. Вся эта система находится во внешней среде, под которой понимается совокупность всех объектов, которые могут влиять на функционирование системы, но не поддаются манипулированию со стороны системы (другие субъекты федерации, федеральная власть, внешние рынки, иностранные государства и т.п.). Система постоянно взаимодействует с внешней средой, обменивается с ней материальными и трудовыми ресурсами, финансами, информацией. Как сама система, так и внешняя среда все время меняются, причем изменения могут быть благоприятными или же неблагоприятными, а иногда и просто угрожающими для fhgmederek|mnqrh системы. В связи с этим постоянно приходится решать следующую жизненно важную для системы задачу управления: нейтрализацию неблагоприятных изменений и максимально эффективное использование благоприятных изменений. Имеются три основных источника управления: (а) саморегулирование (общественные движения, традиционные институты, предприниматели и т. п.); (б) источник регулирования в самой системе (республиканская власть); (в) источник регулирования вне системы (федеральная власть). Все три источника, взаимодействуя друг с другом, вырабатывают и принимают управленческие решения, которые воздействуют на систему, улучшая или усугубляя положение системы, а иногда и приводя ее к катастрофе.
Итак, успешное функционирование системы в значительной мере обеспечивается разУМным управлением. Подготовка грамотных управленческих решений зависит от коллективного разУМа, общественного интеллекта. Иными словами, качество принимаемых управленческих решений находится в прямой зависимости от того, воспринимаем ли мы процессы, происходящие в самой системе и во внешней среде (мире), в состоянии ли их анализировать, можем ли вырабатывать адекватные ответы на вызовы экономические, социальные, политические и т.п. Ближайшая история показывает, что наша республика, как система, не ведет себя настолько разУМно, чтобы преодолеть нищету, криминал и ненависть соседей.
Формулировка проблемы. Из приведенного анализа напрашиваются следующие выводы: а) интеллектуальный потенциал республики значителен по своим количественным показателям; б) только малая часть этого потенциала конкурентоспособна на уровне мировых стандартов; в) он слабо используется для решения жизненно важной системной задачи преодоления экономического, политического и культурно-духовного кризиса.
Проще говоря, мы действительно умны, но не склонны познавать в сравнении истинные возможности нашего ума. И что особенно важно, наш ум оторван от насущных задач выживания в столь суровый период истории. Мы видим, что окружающие нас народы используют во благо даже более скудные интеллектуальные ресурсы, но относимся к этому пренебрежительно. Мы не замечаем, что по ряду позиций мы уже неконкурентоспособны даже в своем регионе. Мы бедны потому, что не умеем талант наших граждан использовать для приумножения общего богатства и этот талант p`qundserq на достижение призрачных целей — не обеспеченных истинным знанием дипломов, не отражающих фундаментального вклада в науку ученых степеней и званий, ничем не заслуженных регалий, почестей, наград и т.д.
Отсюда возникает задача: каким образом индивидуальные умственные способности наших граждан складывать в коллективный разум, в инструмент выработки коллективных решений и организации коллективных действий, способствующих экономическому росту и политической стабильности?
II. Дайте точку опоры
Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю. Это гордое изречение, основанное на глубокой вере в силу знания, приписывают Архимеду. Ноу-хау, с помощью которого Архимед надеялся осуществить столь грандиозный проект, — золотое правило механики: во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии. Оно справедливо для простых механических приспособлений типа рычага. Разумеется, проблемы социально-экономического развития характеризуются исключительно сложными системными связями, и золотое правило социального благоденствия не может быть столь простым и однозначным. Тем не менее, методы естественных наук могут быть полезны при анализе социально-экономических процессов, если применять их с должной осторожностью, не поддаваясь слепому энтузиазму. Попытаемся нащупать какие-то точки опоры и какие-то принципы-правила, с помощью которых можно было бы продвинуться в анализе поставленной выше проблемы.
Первая точка опоры — новые знания, новые технологии. Одной из важнейших особенностей современного этапа научно-технического прогресса является возрастание роли интеллектуальных ресурсов, как основных экономических ресурсов и, в соответствии с этим, превращение науки и образования в движущие силы социально-экономического развития. Отметим некоторые тенденций мирового экономического процесса, оправдывающие это утверждение.
Конец двадцатого столетия отмечен серьезным исчерпанием природных ресурсов. В то же время человечество сумело изыскать принципиально новые ресурсы огромного значения и важности — ресурсы человеческие, информационные и reumnknchweqjhe. Все они напрямую связаны с развитием науки и производства, распространением и использованием знаний и технологий.
Новое знание и передовая технология перестают быть монополией развитых стран, новшества распространяются повсюду в кратчайшее время; их копирование, улучшение и использование становится не менее важным, чем изобретение. Происходит стремительное замещение труда знаниями, и развитие человека становится важнейшим условием любого хозяйственного прогресса. Именно поэтому основной сферой накопления во все большей мере становится человеческий капитал, и страны, бедные природными ресурсами, могут стать серьезными соперницами в мировой конкурентной борьбе.
Человечество подошло вплотную к информационному обществу, основой богатства и благополучия которого становится информация. Информационное общество несет в себе огромный потенциал для построения более сбалансированного общества, более эффективного хозяйствования, улучшения жизни людей. Необходимым условием при этом является массовая компьютерная грамотность и формирование новой информационной культуры мышления. Информационное общество открывает много разнообразных возможностей для новых типов деятельности, как для отдельных лиц, так и для фирм, в области торговли, транспорта, образования, здравоохранения, культуры и т.д.
Исходя из этих обстоятельств, следует принять следующее положение в качестве одного из основополагающих правил: имея мало природных и человеческих ресурсов, Республика Северная Осетия-Алания обязана делать ставку на творческий потенциал народа, на создание конкурентоспособной высокоэффективной ресурсосберегающей экономики инновационного типа на основе преимущественного развития и распространения новых знаний и информационных технологий.
Вторая точка опоры — финансы. Технологический прогресс, формирование экономики, основанной на знаниях и технологиях, немыслимы без инвестиций в исследования и разработки. При этом источники финансирования — один из наиболее сложных проблем. Этот сектор отличается длительным сроком окупаемости, значительным риском и большими издержками на этапе освоения, поэтому необходима высокая доля бюджетного участия.
Но простое увеличение финансирования — не выход, больше расходов на исследования и разработки — не всегда означает лучше. Больше результатов исследований и разработок не приводят автоматически к большему числу успешных инноваций. Бюджетное финансирование не всегда эффективно, часто способствует образованию мыльных пузырей, которые лопаются, как только прекращается финансовая поддержка. Таким образом, проблема заключается не только (и даже не столько) в отсутствии финансовых средств, но также и в умении заставить эти средства работать. Нужны механизмы, способные привлечь инвестиции в исследования и разработки и одновременно обеспечить высокую социально-экономическую эффективность этих инвестиций.
Государственная поддержка здесь может быть многообразной. Это и налоговые льготы, и государственные гарантии, и страхование инвестиций, и создание венчурно-инвестиционных фондов, и акционирование с долей государственной собственности, и сдача в концессию, и использование земельных угодий, объектов недвижимости, отходов производства и т.д.
Серьезные возможности связаны с мировыми процессами глобализации. Все больше возрастает роль транснациональных корпораций как в развитых, так и в развивающихся странах. Денежные массы приобретают свойство сверхтекучести, быстро без препятствий перетекают и концентрируются везде, где есть хоть небольшие скачки нормы прибыли. Глобальные потоки инвестиций связывают страны и континенты в единую планетарную систему. Необходимо снять все барьеры, стоящие на пути инвестиций в нашу республику. Необходимо убедить деловое сообщество в честном компетентном партнерстве. Для этого необходимо учиться говорить на понятном и привычном во всем мире языке, знать и соблюдать законы деловой этики, создавать и демонстрировать привычные всем элементы рыночной инфраструктуры: ценные бумаги, венчурный капитал, государственные гарантии, телекоммуникации, информационные технологии, бизнес-планирование и экономическое прогнозирование и т.п.
В соответствии с этим второе правило гласит: целенаправленно формировать инвестиционную привлекательность республики, преодолеть действующий затратный механизм и заставить работать эффективно имеющиеся финансовые средства, одновременно стимулируя поворот инвестиций к инновациям.
Третья точка опоры — инновационный менеджмент. Хорошие, многообещающие идеи могут остаться просто идеями даже при наличии финансовых ресурсов и совершенных механизмов инвестирования. Для быстрого превращения знаний в высококачественные дешевые товары нужна энергия менеджмента, которая направляет мысли и ресурсы туда, где они дают наилучший результат. Менеджмент, как функция, означает управление. Но такой перевод искажает смысл, так как наши управленческие структуры формировались в других условиях для решения задач иного типа и выработали другую методологию. Поэтому предпочитаем использовать иностранное слово менеджмент, чтобы отразить пришедшую с ним новую управленческую философию.
Менеджмент нужен везде, объектом управления может быть любая организационная система: и частное предприятие, и государственное учреждение, и народнохозяйственный комплекс региона. Суть новой управленческой философии заключается в том, что главные предпосылки успеха отыскиваются не внутри системы, а вне ее, в ее способности приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, в умении вовремя распознать угрозы для своего существования, не упустить предпринимательские возможности, возникшие в среде. Тем самым, изменения и обновление встроены в менеджмент, нет раз установленных способов действий, пригодных на все случаи жизни. Если меняются внешние условия, то меняются и цели и стратегия менеджмента, а значит меняются и конкретные методы управления. Именно поэтому наиболее совершенные системы управления характеризуются признаками: простота, гибкость, адаптивность, ориентация на потребителя, высококвалифицированный персонал. Но главный тест — способность конкурировать на рынках. Конкурентоспособность же в современной рыночной экономике обеспечивается инновационным предпринимательством. Подробнее об инновациях и инновационном предпринимательстве скажем в следующем разделе.
Таким образом, третье правило гласит: управление сферой знаний и технологий должно быть организовано так, чтобы оно порождало как можно больше возможностей для успешных инноваций, и на этой основе взращивать и стимулировать инновационное предпринимательство — локомотив современной экономики.
Сформулированные выше три правила предлагаются в качестве основополагающих принципов государственной научно-технической и hmmnb`vhnmmni политики.
III. Уточним термины
С перестройкой в наш обиход проникла масса новых слов, смысл которых зачастую столь же туманен, как и суть самой перестройки. Поэтому необходимо разъяснить некоторые из используемых здесь терминов, чтобы избежать разночтений.
Инновация переводится на русский язык как нововведение. Под инновацией понимается успешное коммерческое использование новых идей, знаний и технологий. Тем самым, инновация — процесс преобразования новой идеи в непосредственный социально-экономический эффект. Поэтому часто говорят об инновационном процессе. Но инновация означает также и результат этого процесса.
Более детально, инновации, или инновационный процесс, есть использование новых идей, знаний и технологий для 1) создания новых или усовершенствованных продуктов и услуг и расширения соответствующих рынков; 2) внедрения новых или усовершенствованных методов производства, снабжения и распределения; 3) введения изменений в управление, организацию труда, квалификацию рабочей силы. Цель инновации — экономическая или социальная выгода. Признак инновации — более эффективное использование имеющихся ресурсов. Инновация — ключевой фактор конкурентоспособности и создания новых рабочих мест. Благодаря инновации человеческие и материальные ресурсы получают новую способность производить богатство.
Инновацию часто отождествляют с технико-технологическим новшеством. Однако это неверно. Не всякая инновация основана на научно-технологическом знании. Она может быть связана с изменениями в управлении или организации, новой схемой финансирования или снабжения, новой системой распределения или подготовки кадров и т.п. Такие новшества, называемые социальными или экономическими инновациями, иногда оказываются важнее технологических новшеств. Часто инновация носит комплексный характер, включая как технологические, так и экономические и социальные нововведения. Японцы, например, создали мало научных и технологических новшеств. Они достигли своих ошеломляющих успехов благодаря тому, что сосредоточили sqhkh на социальных инновациях, одновременно копируя, совершенствуя, адаптируя чужие технологии. Социальные инновации основаны на культурных факторах. Таким образом, инновационный потенциал зависит не только от научно-технической сферы, но и от всего социо-культурного окружения.
Итак, инновационный процесс простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления. Он объединяет науку, технику, образование, экономику, предпринимательство, управление, обусловлен характером и качеством их взаимодействия и взаимосвязей. Следовательно, инновация — результат коллективных усилий, где успех зависит не только от сферы науки и техники, но от гораздо более широкого социального окружения.
Инновационный тип развития — характеризуется преимущественным использованием в экономике инноваций, а также наличием социальных механизмов постоянного воспроизводства инновационных возможностей. Таким образом, современная экономика инновационного типа — это целостная система, в которой научный поиск, прикладные исследования, нововведения, растущая роль информационных ресурсов, ориентация на постоянные изменения, гибкое комбинирование факторов, механизмов, организационных форм и средств достижения целей, постоянное повышение квалификации рабочей силы, высокая культура становятся не локальным явлением, но повсеместной нормой. Инновационный тип развития обладает чертами интенсивного и экстенсивного типов развития, но не сводится ни к какому-нибудь одному из этих типов, ни к некоторой их комбинации.
Инновационный менеджмент — управление процессом практической реализации инновационных возможностей, а также поиск, исследование и даже формирование таких возможностей. Откуда же берутся инновационные возможности? Выше мы говорили об изменениях в системе и в окружающей среде, которые благоприятны или неблагоприятны для системы. Под системой в данном случае можно понимать как отдельное предприятие, так и всю экономику республики. В этих изменениях и заложены возможности для успешных инноваций. Неожиданный успех или неудача, демографические изменения, изменения на рынках, возникшее несоответствие между ориентацией отрасли и ценностями ее потребителей, обнаруженные противоречия во внутренней логике h ритме технологических процессов, новое знание или технология — все это может стать источником инновационных возможностей. Но ничего этого можно и не заметить, если нет организованного наблюдения за происходящими изменениями, постоянного анализа и оценки. Поэтому основную задачу инновационного менеджмента можно сформулировать так: систематическое исследование изменений и анализ тех возможностей, которые эти изменения могут дать для социальной, технологической или экономической инновации. На основе проведенных исследований менеджмент определяет область инновационных возможностей, определяет цели и организует ресурсы так, чтобы превратить эти возможности в успешные инновации.
Инновационное предпринимательство. Движущей силой инновационного процесса является инновационное предпринимательство. Предприниматели, нацеленные на новшества, совершают огромное число различных действий — новый продукт, новая услуга, новая форма досуга, новый процесс производства и т.д. Не оправдавшие себя предпринимательские усилия тихо уходят, освободив ресурсы для нового начинания. Возникая и исчезая сотнями, инновационные предприятия перерабатывают огромное число новых идей, прощупывают тысячи новых возможностей для роста, дают экономике и обществу мощные импульсы для обновления. Без инновационного предпринимательства общество лишается стимулов к самообновлению, коснеет и вырождается. И разрушается с катастрофическими последствиями.
Важно подчеркнуть, что предпринимательство в состоянии решать ряд важнейших социальных и экономических задач, на которые у нас бюджетных средств нет и не будет в обозримом будущем. Оно изыскивает ресурсы, создает новые рабочие места, снижает давление безработицы. Инновационное предпринимательство концентрирует вокруг себя наиболее грамотную, творческую и нравственную часть населения. Оно способствует формированию человеческого капитала, т.е. трудовых ресурсов, насыщенных различными знаниями и квалификационными навыками. Как ни важны научно-технологические аспекты инновационного процесса, для небольших регионов, как наша республика, важнее все же социальный процесс формирования человеческого капитала через всеохватывающий процесс обучения, повышения квалификации.
Как показывает опыт многих стран, выход из кризиса — также g`d`w` предпринимательская. Именно творческая энергия предпринимателей обеспечивает наиболее динамичный и эффективный выход из кризиса. Он начинается с нарастания потока освоенных инноваций. Так было, например, в Германии после обеих мировых войн, в России — после гражданской войны (НЭП), в Японии — после второй мировой войны. Никакое правительство не сможет сделать то, что в состоянии осуществить инновационное предпринимательство.
В последние десятилетия инновационное предпринимательство все более приобретает форму малого и среднего предприятия. Малый и средний бизнес становятся основными действующими лицами инноваций. Эта тенденция связана с общими процессами становления постиндустриального общества (на которых здесь нет возможности остановиться подробнее) и, очевидно, сохранится и в начале будущего века.
IV. Инновационная политика
В настоящее время в развитых индустриальных странах утвердился пятый технологический уклад, базовыми научно-техническими направлениями которого являются микроэлектроника, генная инженерия и информатика. Этот уклад рассматривается как переходный к постиндустриальному технологическому способу производства. Формирование последнего завершится в 20-30-е годы будущего века с утверждением шестого технологического уклада. Пятый технологический уклад Россией проигран безнадежно. Но Россия все еще остается крупной державой, имеет огромную сырьевую базу и мощный научный и технологический потенциал, поэтому в своей научно-технической и инновационной политике она может и должна исходить из масштабной задачи: подготовить и осуществить прорыв к шестому технологическому укладу и на этой основе войти в сообщество развитых стран в начале третьего тысячелетия. Наша задача куда скромнее: разбудить и развить инновационный потенциал, сделать его устойчивым фактором социально-экономического роста и на этой основе найти свою нишу в глобальной экономике третьего тысячелетия. Эта задача неразрешима без активной государственной политики в сфере науки, техники, информатизации, инноваций.
Государственная инновационная политика — отношение органов государственной власти к инновационной деятельности, tnplhpnb`mhe ими инновационной стратегии и механизмов поддержки инновационных процессов. Она должна быть направлена на создание благоприятного социально-экономического климата для стимулирования инновационных процессов, развития инновационного предпринимательства. Цель заключается в преодолении кризисных явлений, повышении эффективности и конкурентоспособности экономики путем постепенного перевода ее на инновационный тип развития.
Этот процесс труден и долог (Германия и Нидерланды шли к этому по 15 лет). Но необходимо начинать сегодня, нащупывая, как делали все современные экономические лидеры, очаги инновационного роста и постепенно наращивая наукоемкую, инновационную составляющую экономической системы. Без серьезных преобразований невозможно ожидать обновления и оживления экономики. Научно-техническая сфера и система образования должны быть организованы таким образом, чтобы генерировали как можно больше возможностей для успешных инноваций.
В период кризиса настоящее теснит будущее, так как на первый план выступает задача выживания. Однако выход из кризиса, переход к оживлению и подъему невозможен без инвестиций в научно-технический и инновационный сектор. Необходима активная государственная политика, в основу которой положены указанные выше три принципа. Роль государства в основных чертах сводится к следующему.
Государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных, инженерно-технических кадров (основной источник инновационных идей); в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса.
Государство является крупным заказчиком на исследования и разработки, на проведение исследований и разработок, обеспечивает начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны; через фискальные и прочие элементы регулирования формирует стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм.
Государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области исследований и разработок фирм h университетов. При этом должна быть сформирована посредническая инфраструктура, способствующая превращению таких возможностей в успешные инновации.
Национальная инновационная система. Научно-техническая и инновационная политика в большинстве развитых стран основана на концепции национальной инновационной системы или, как еще говорят, национальной системы инноваций. Под национальной инновационной системой (НИС) понимается сеть институтов государственного и частного секторов, деятельность и взаимодействие которых порождает, импортирует, видоизменяет, распространяет и внедряет новые знания и технологии, подталкивая инновационные процессы, способствуя на практике конкурентоспособности и экономическому росту.
НИС рассматривает сферу знаний, науки и технологий как разновидность рынка с производителями, продавцами, потребителями, каналами распределения и ценами. Но рынок этот специфический, обладает рядом недостатков, поэтому инвестиции в рынок знаний и технологий оказываются недостаточно эффективными. Отметим важнейшие из этих недостатков.
1. Рынок знаний непрозрачен, т.е. участники инновационного процесса не имеют перед собой полной картины технологических возможностей и всех вероятных последствий нововведений.
2. Трудно сохранить монополию на знания, так как утечка
происходит по множеству каналов через общение людей.
3. Высокая рискованность инвестиций, так как развитие знаний
трудно планировать и сложно рассчитывать прибыль.
4. Исследования требуют внушительной инфраструктуры, весьма
обременительной для предприятий.
5. Новые знания добываются не одиночками, а
исследовательскими группами, т.е. необходима критическая масса.
В силу этих особенностей рынка знаний частные компании и фирмы воздерживаются от вложений в инновации. Но с точки зрения общества желательно, чтобы формировалась экономика, основанная на новациях. Возникающая таким образом проблема требует государственного вмешательства в рынок знаний. Одной из форм такого вмешательства является создание НИС. Тем самым, формирование эффективной НИС, ее стимулирование и поддержка -задача государства.
НИС состоит из четырех блоков (подсистем). Первый блок — предложение знаний и технологий, включающее фундаментальные и прикладные исследования, проводимые в университетах, научно-hqqkednb`rek|qjhu институтах и центрах, отраслевых лабораториях, проектных организациях и т.д. Второй блок — практические потребители знаний и технологий, включая государственные предприятия, малые и средние предприятия, венчурные компании, фирмы-новаторы, другие пользователи знаний и технологий. Между этими двумя блоками существуют объективные барьеры, преодолеть которые призваны два других блока, называемые соответственно посреднической и поддерживающей инфраструктурами. Посредническая инфраструктура включает инновационные центры, центры передачи знаний и технологий, бизнес-инкубаторы, различные формы альянса университетов и фирм, и т.д. Поддерживающая инфраструктура состоит из системы образования, системы подготовки и переподготовки кадров, банков, венчурного капитала, информационных сетей, информационных ресурсов, государственной системы научно-технической информации, патентно-лицензионной службы, фондов поддержки инновационного предпринимательства, других форм государственной и негосударственной поддержки науки, технологий, инновационной деятельности.
Инновационные центры. Базовым элементом НИС является Инновационный центр. Инновационные центры играют роль посредника межу научно-исследовательскими организациями и производственными предприятиями, в основном, малыми и средними, реализующими инновационные программы. Они способствуют активному диалогу между исследователями и предпринимателями, проникновению новых знаний и технологий в производственный сектор и информированию исследовательских организаций о потребностях малых и средних предприятий. Важнейшим видом деятельности инновационных центров является передача или, как еще говорят, трансферт технологий. Но часто инновационные центры оказывают малым и средним предприятиям широкий спектр услуг, таких, например, как маркетинг, методы управления качеством, получение патентов и лицензий, привлечение внешних подрядчиков, поиск партнеров, участие в финансировании и т.д. Почти все инновационные центры основывались при правительственном финансировании, как на федеральном, так и на региональном уровне. Однако впоследствии другие источники финансирования становятся более важными. В перспективе инновационный центр должен стать самоокупаемым. В России tnplhpnb`mhe первых десяти инновационных центров предусмотрено межведомственной программой Активизация инновационной деятельности в технической сфере, принятой в 1997 году. Еще четыре инновационных центра формируются в рамках программы ТАСИС.
Научно-производственное объединение. Советский Союз занимал первое место в мире по числу инженеров и второе — по числу научных работников. Однако страна была изолирована от мировых инновационных процессов и пропустила серию технологических революций конца двадцатого столетия. Этот провал имеет в своей основе много причин. Одна из наиболее серьезных — это блокирование духа предприимчивости и новаторства и пресечение любой неплановой инициативы из-за идеологических соображений, что на деле приводило к миллионам невостребованных инноваций, нерациональному использованию самого ценного ресурса — знаний и талантов. Разумеется, в стране понимали значение научно-технического прогресса и были попытки овладеть этим процессом. Основной формой стали разные виды научно-производственных объединений. Однако решение проблемы отчасти заменялась пустой риторикой (вспомним ритуальную формулу наука становится непосредственной производительной силой), а реальные попытки наталкивались на антиинновационную направленность общего хозяйственного механизма. Инновационные процессы осуществлялись в соответствии с планами внедрения новых технологий, которые имели сравнительно низкую приоритетность, определялись планом производства. Предприятия и министерства не были заинтересованы в инновациях. Существенно лучше обстояло дело в военно-промышленном комплексе, где по понятным причинам существовал устойчивый спрос на новые технологии, и научно-производственные объединения были эффективны. Точнее говоря, они были действенными в том смысле, что достигали поставленных перед ними плановых целей, но не были экономичными в смысле рационального использования ресурсов. (В русской экономической литературе эти два понятия выражают, одним словом, эффективность, что приводит к немалой путанице.) Кроме того, они были лишены мобильности, нацелены не на открытия, а на выполнение плановых заданий. Действенность научно-производственных объединений достигалась путем концентрации ресурсов, но не приводила к широкому распространению инноваций m` воспроизводственной основе, так как творческое, наукоемкое поисковое хозяйствование несовместимо с жесткой регламентацией и директивным планированием.
Патриарх современного менеджмента П.Дракер писал что, социалистический опыт должен служить грозным предупреждением для Запада. И Запад, надо отдать ему должное, сполна использовал как негативные, так и позитивные аспекты социалистического опыта. Однако мы все еще держимся за затратный советский хозяйственный механизм и пытаемся если не возродить, то хотя бы сохранить идеологию научно-производственных объединений. Находясь уже у опасной черты, мы все не желаем меняться и ждем, когда изменится мир в соответствии с нашими привычками, желаниями и идеологическими установками.
Но логика прогресса неумолима. Мир движется к постиндустриальному способу производства. Все народы, и большие и малые, в меру своих возможностей пытаются адаптироваться к этому процессу и найти свое место в будущем мироустройстве. Многие надежды в этом отношении связаны с формированием национальной инновационной системы, способной разбудить, поддержать, развить в нужном направлении дух предприимчивости и новаторства, создать на этой основе устойчивую базу экономического роста.
V. Теория трех функций
Создание эффективной системы инноваций — крупная социально-экономическая задача, решение которой должно опираться не только на опыт западных стран и российских регионов, но и на особенности нашей республики. Пытаясь заставить работать знания и технологии, все сталкиваются с одними и теми же проблемами, но решения находятся специфические, существенно различающиеся. Здесь играют роль не только состояние научно-технологической сферы, но и техно-культурный менталитет населения и прочие социо-культурные факторы. Особое значение имеет своеобразие психологических особенностей, совокупность которых часто называют национальным характером. Основатель социальной психологии Гюстав Лебон (1841-1931) в своей книге Психология народов и масс писал: Чтобы человек ни делал, он всегда и, прежде всего — представитель своей расы. Тот запас идей и wsbqrb, который приносят с рождением на свет все индивидуумы одной и той же расы, образует душу расы. Невидимая в своей сущности, эта душа очень видима в своих проявлениях, так как в действительности она управляет всей эволюцией народа.
В этой связи возникает вопрос: можем ли мы быть уверены в том, что философия инновационного менеджмента соответствует нашему национальному характеру? Приживется ли она у нас, будет ли принята народом? Такая уверенность имеется и основана она на особенностях духовной культуры осетин (и не только осетин). Имеется в виду трифункциональная теория Ж.Дюмезиля (имя это, полагаю, в комментариях не нуждается).
Хорошо известно, что у индоевропейских народов с древнейших времен сформировались три социальные функции: религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Так, в древнеримском пантеоне Юпитер олицетворяет первую функцию Марс — вторую, а Квирин — третью. Не случайно и деление героев осетинского эпоса Нартов на три фамилии — Алагата, Ахсартагката и Бората. Алагата, в доме которых Нарты собираются для молитвенных пиршеств, манифестируют первую функцию. Ахсартагката, отличающиеся воинственностью, — носители второй функции. Бората, славящиеся богатством, олицетворят третью функцию. (В.И.Абаев) Три функции наложили глубокий отпечаток на все стороны материальной и духовной жизни этих народов, в том числе на способы и методы хозяйствования.
Теория трех функций перекликается с описанными выше тремя точками опоры научно-технической и инновационной политики. Речь идет, как представляется, не о поверхностной аналогии, но о глубокой внутренней общности. Согласно Лебону характер народа плюс небольшое количество идей, укорененных в массовом сознании, управляют развитием народа, в значительное степени определяют формы общественной организации, способы материального производства, реакцию на внутренние и внешние изменения. Поэтому заслуживает самостоятельного и тщательного исследования вопрос о том, какова наиболее вероятная реакция народного характера на становление постиндустриального общества. Думается, что это начало большого и важного направления исследований, лежащего на стыке социальной психологии и теории постиндустриализма. Здесь отметим лишь бросающиеся в глаза простые соответствия.
Жреческой (культовой) функции соответствуют новые знания и технологии. Человеческий капитал создается образованием. Вовсе необязательно производить новые знания и новые технологий. В мире их накоплено достаточно много и очень важно уметь превращать их в фактор успеха. Но для этого необходимо их сначала воспринимать. Необходимо иметь посвященных, способных осуществлять функции восприятия, распространения и использования новых знаний и технологий. Благодаря этой функции мы, как народ, можем воспринимать окружающий нас мир и нашу роль в нем, осмысливать те сложные взаимозависимости, которые в нем существуют, понимать внутренние закономерности и тенденции, позволяющие предсказывать будущие трудности, и, разумеется, включаться в мировые инновационные процессы.
Военную функцию осуществляет инновационный менеджмент. Для иллюстрации этой мысли приведем выдержку из монографии Дж. Грейсона и К. О’Делл: Японцы одержимы почти евангелической страстью к непрерывному усовершенствованию, к снижению затрат, хорошему обслуживанию, высокой производительности, высшему качеству. … Они рассматривают рынки как зоны боевых действий и сражаются на них с полной самоотдачей. Они делают это для победы. (Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991. Стр. 272). Именно менеджмент, нацеленный на прорыв, на захват новых рынков, конструирует стратегию успеха, организует ресурсы и осуществляет их мобильную перегруппировку при изменившихся условиях.
Хозяйственной функции соответствуют финансы. Инновационный предприниматель, соединив финансовые ресурсы со знаниями и технологиями, заставляет деньги работать и приумножать богатство. В этом смысле деньги — рабочая лошадка инновационной деятельности. Как землепашец получает наилучшие урожаи на плодородных почвах, так и деньги приносят наибольший результат в экономической среде, сдобренной инновациями. Через финансовые механизмы происходит накопление, инвестирование в будущее. Финансы питают сферу знаний и технологий, обеспечивают разворачивание инновационных процессов.
VI. Что делать?
Выше было сказано об активной роли государства в формировании научно-технической и инновационной политики и nqmnbnonk`c`~yhu принципах такой политики. Теперь коротко остановимся на том, какие первоочередные меры должны быть осуществлены в нашей республике для стимулирования научно-технической и инновационной деятельности.
1. Законодательное обеспечение. Развитие инновационной деятельности невозможно без постоянного совершенствования нормативно-правовой базы по охране и защите интеллектуальной собственности, введения ее в хозяйственный оборот. Российское законодательство в этой области, активно разрабатываемое в последние годы, должно уточнятся и дополнятся соответствующими республиканскими законами, необходимо создать пакет республиканских законов, которые составят правовую базу научно-технической и инновационной деятельности в республике. В первоочередном порядке следует принять республиканский закон о науке и научно-технической политике в развитие соответствующего федерального закона. Безотлагательно нужен также республиканский закон об инновационной деятельности. После этого должны быть разработаны другие законы, конкретизирующие эти два рамочных закона по отдельным видам деятельности (о правах и статусе ученого и изобретателя, об интеллектуальной собственности, о налоговых и таможенных льготах, об антимонопольном регулировании инновационной деятельности и др.). Могут понадобиться республиканские правовые акты, которые (в пределах компетенции субъектов федерации) предоставляют дополнительные льготы и возможности для исследователей, новаторов, инновационно-венчурных фирм и т.п.
2. Организационное обеспечение. В период экономического
кризиса острые проблемы текущего дня теснят будущее, вынуждают
сокращать расходы на создание перспективных заделов. Тем самым
необходим жесткий отбор приоритетов в области фундаментальных и прикладных исследований. Не нужно спасать обреченное. Частичное улучшение устаревших технологий, методов управления и
организации, попытки сохранить неактуальные сегодня
исследования не только бесполезны, но и опасны, так как
закрепляют отсталость и деградацию. Следует находить и
поддерживать новые конкурентоспособные идеи и технологии,
развивать ростки инновационной активности, формируя из них базу будущей экономики — экономики инновационного типа.
Фундаментальные исследования должны быть организованы на
академических принципах под эгидой и в соответствии с высокими
стандартами Российской академии наук. Тогда уйдут школы мысли,
основанные на кумирских авторитетах, а не на научной и
технологической истине. Научный метод вытеснит из
осетиноведении мифотворчество и наша республика станет центром
притяжения мировых исследований по скифо-аланской проблематике. Apednb{e идеи о военно-политических союзах на Кавказе уступят
место философии общей судьбы, социально-экономического
партнерства и культурно-интеллектуального соперничества.
Обществоведение выйдет из состояния застоя и вместо
примитивного околонаучного жонглирования сосредоточится на
исследование общеметодологических и практических проблем,
связанных со становлением постиндустриального общества. Но
указанные выше критерии отбора, способствующие раскрытию
творческого потенциала и инновационных возможностей, не
утвердятся сами собой. Здесь нужна твердая и последовательная
позиция местной власти. Руководство республики должно
сформировать орган, ответственный за научно-техническую и
инновационную деятельность, и делегировать ему право
определять направление и интенсивность инвестиций в науку и
технологическое развитие.
3. Финансовое обеспечение. К числу наиболее актуальных задач относится формирование механизмов финансирования научно-технической и инновационной деятельности с участием средств федеральных фондов, республиканского бюджета, зарубежных финансовых структур. Здесь целесообразно комбинировать различные формы инновационных структур (венчурные банки и фонды, финансовые, страховые, консалтинговые фирмы), оказывающих помощь инновационным предприятиям и делящих с ними риск первоначального освоения новых технологий. Особенно важно создание благоприятной политической и экономической среды для вовлечения частного капитала в венчурное финансирование инновационных проектов. Пора создать республиканский фонд технологического развития. Вообще следует добиться того, чтобы к научно-технической сфере были привлечены не менее десятка зарубежных, федеральных и республиканских фондов. При расходовании бюджетных средств следует перенести центр тяжести с инвестиционной политики на инновационно-венчурные проекты. Инвестиции без четко выраженного инновационного стержня неэффективны в долгосрочной перспективе. При разработке бюджета республики следует установить минимально допустимые нормативы затрат на финансирование науки и инноваций, сделать эти статьи защищенными.
4. Инфраструктурное обеспечение. Решающее значение для
активизации инновационной деятельности приобретает создание
разветвленной инновационной инфраструктуры — республиканской
инновационной системы. Это должно происходить в сотрудничестве
с Миннауки РФ, с регионами РФ, а также с зарубежными партнерами Первоочередными действиями в этом направлении могут быть
создание и развитие инновационных и технологических центров,
технопарков. В ближайшее время следует организовать несколько
инновационных центров, в том числе Инновационный консалтинговый центр, Центр аграрных реформ, Центр телемедицины на основе
hmtnpl`vhnmm{u и компьютерных технологий. Целесообразно создать технологический парк на базе СКГТУ. Нужны неотложные меры,
способствующие активному вовлечению высших и средних
профессиональных учебных заведений в инновационные процессы.
Следует также создать полноценную систему экспертизы научно-
технических и инновационных проектов.
5. Информационное обеспечение. В нынешнем году нужно
приступить к реализации проекта Развитие Интернет в республике
Северная Осетия-Алания, осуществление которой создаст в
республике качественно новую информационную среду,
способствующую социально-экономическому развитию республики на
основе широкого использования информационных ресурсов, новых
знаний и технологий. Доступ к мировым информационным ресурсам
через глобальные компьютерные сети (Интернет) позволяет
вытянуть уровень технологической культуры до международных
стандартов, создает принципиально новые возможности для
инновационной деятельности. Интернет как среда делового общения предоставляет богатые возможности для предпринимательства, в
том числе для маркетинговых исследований, торговли, снабжения,
сбыта, менеджмента и других аспектов современного бизнеса.
Центр научно-технической информации (ЦНТИ) необходимо оснастить современными технологиями сбора и обработки информации,
превратить в инфраструктурный элемент республиканской
инновационной системы. Следует приступить к созданию
электронных научных библиотек.
6. Кадровое обеспечение. В республике нет специальной
программы подготовки инновационных менеджеров, обучения
руководителей научных, технологических, инновационных
организаций для работы в рыночных условиях в ведущих зарубежных научных и технологических центрах. В такой программе могут быть представлены обучение лучших студентов по специальностям,
связанными с прогрессивным сельскохозяйственным и промышленным
производством, обучение руководителей научных, технологических
и инновационных организаций методам работы в рыночных условиях, стажировка молодых специалистов в ведущих инновационных и
технологических центрах, обучение целевых менеджерских команд
для управления реализацией конкретных инновационных проектов.
Не менее 500 человек должны пройти через эту систему за
ближайшие два года. Эти люди должны вобрать лучший мировой опыт передачи технологий, деятельности инновационных центров, выйти
на конкретные виды сотрудничества, совместные производства. Они составят очаги инновационного роста, которые, постепенно
расширяясь, охватят всю экономику.
Высшие учебные заведения республики в состоянии внести весомый вклад в решение практически всех актуальных проблем, стоящих сегодня перед республикой, если задействовать в полную силу их немалый инновационный потенциал. Но особенно важна их способность обеспечивать опережающее развитие интеллектуальных ресурсов экономики как ведущих ресурсов. Кроме того, в высшей школе разрабатываются, осваиваются и совершенствуются технологии, которые можно и нужно ориентировать на местную проблематику, на стимулирование инновационных процессов. Однако сегодня наши вузы оторваны от проблем социально-экономического p`gbhrh республики. Таким образом, необходимы программа эффективного содействия высших учебных заведений социально-экономическому развитию республики, кадровому обеспечению становления экономики инновационного типа. Это предполагает тесное сотрудничество высших учебных заведений с государственными организациями, промышленностью и предпринимательством.
7. Международное сотрудничество. Важную роль в создании инновационной системы может сыграть сотрудничество с зарубежными научными фондами, международными финансовыми структурами, которые содействуют развития инновационного и венчурного бизнеса. Крайне желательно сотрудничество со странами Европейского Союза по формированию инновационной инфраструктуры, созданию совместных предприятий. Целесообразно подключиться к реализации ряда проектов и программ Пятой рамочной программы по исследованиям и технологическому развитию Европейского Союза.
8. Формирование общественного мнения. Общественность следует регулярно информировать о том, что происходит в научно-исследовательских институтах и инновационных центрах, из каких соображений определяются главные направления исследований и разработок, каковы важнейшие результаты этих исследований. Претендуя на средства из государственного бюджета, необходимо в доступной форме популяризировать достижения в области науки, технологии и инноваций в средствах массовой информации, конкретно показывая обществу эффективность произведенных затрат и те выгоды, которые общество получит при их реализации. Целесообразны также ежегодные парламентские слушания о состоянии нашей науки, значении проводимых исследований, для социально-экономического развития нашей республики.
VII. Заключение
Стратегия и конкретные пути, изложенные в этой работе, были выработаны Государственным научным центром Республики Северная Осетия-Алания в тесном взаимодействии с Министерством науки и технологий РФ в 1995-1997 годах, изучая инновационные системы западных стран и суммируя опыт передовых российских регионов. Мы были среди первых субъектов Российской Федерации, которые стали формировать свою научно-техническую и инновационную onkhrhjs и соответствующие органы управления, и в которых положительные сдвиги в этой сфере приобретали необратимый характер. Однако республиканская власть не приняла курса на обновление, и в 1997 году деятельность Государственного научного центра была пресечена.
Не было никаких серьезных оснований сворачивать с намеченного пути после того, как дело сдвинулось с мертвой точки и были уже сделаны очень важные шаги. Напротив, следовало многократно увеличить усилия для закрепления успеха и дальнейшего продвижения научно-технической и инновационной политики в республике. Тем не менее, было принято решение противоречащее не только государственным интересам республики, но и элементарному здравому смыслу. И все же должно быть какое-то рациональное объяснение столь неразУМному поведению.
Фундаментальные проблемы выживания, вставших во весь рост перед республикой в связи с развалом СССР, потребовали осмысления нашего места как на региональном уровне, так и в контексте глобальных процессов заката индустриальной эпохи и становления постиндустриального способа производства. Однако, оставаясь в пределах методологии советского обществоведения, невозможно полноценно сформулировать и обсудить ни одну из проблем, ожидающих нас в новом тысячелетии. Научно-технический прогресс столь кардинально и стремительно меняет облик мира, что неизбежно приходится привлекать новые идеи и концепции, вырабатывать новые подходы, с тем, чтобы снабдить тех, кто управляет, научно-обоснованной методологией с высоким прогностическим потенциалом. Таким образом, неизбежна смена научных парадигм, что всегда приводит к болезненному процессу обновления. Господствующие научные и технологические направления, не желая сдавать своих позиций, продолжают разрабатывать отжившие концепции, навязывают обществу давно отброшенные идеи и устаревшие технологии. Это объективное противоречие (в соответствии с законами диалектики) содержит в себе источник развития. Разрешить указанное противоречие возможно, только если дать дорогу новому и прогрессивному. Решения же, принятые республиканским руководством, означали замораживание противоречий, временно приостановив развитие, повернув нас к воинствующей и безответственной псевдонауке.
Новое руководство республики поддерживает перемены, видит в mhu не опасность, а возможности для развития. Это обстоятельство вселяет оптимизм. Государственный научный центр возрождается, научно-техническому сообществу республики предоставляется еще один шанс оказать животворное влияние на инновационные процессы, на конкурентоспособность и экономический рост. Мы отброшены назад и еще раз начинаем все сначала. Но на этот раз с отставшими.
В качестве заключения приведем короткую притчу.
Высоко в горах в течение веков стояла высокая башня. Пауки, обитавшие в башне, затянули паутиной все его проходы. Однажды сильный порыв ветра разрушил тончайшие нити паутины, и пауки принялись поспешно восстанавливать образовавшиеся дыры: они считали, что башня держится на их паутине!