Искусство, достигнув высокого совершенства на путях изучения натуры, давно уже испы- тывало потребность вернуться к своим перво- основам, оглянуться на свое безмятежное детство.
М.Алпатов
Геннадий Цховребов родился и вырос в Осетии, здесь сформировалось творчество мастера, основные принципы художественного мировоззрения, которые во многом определили тематическое и образное содержание его произведений. Величественные горные ландшафты, зеленые просторы долин, стремнины быстрых рек, затерянные в горах маленькие аулы, старинные башни – весь этот необъятный мир складывается в графических и живописных работах Геннадия Цховребова в единый лирический цикл сказаний о родине, которая воспринимается автором как некий обетованный край девственной, первородной красоты. Сама творческая концепция художника обусловлена этим глубинным, чутким восприятием, особым отношением к природе, которое в его понимании является основой бытия, гармонического сосуществования человека и окружающего мира. Произведения Геннадия Цховребова можно воспринимать как своеобразные вариации на одну тему. «Розовая геометрия», «Село», «Фиагдон», «Лесная тишь» и др. открывают нам картину некоего подобия поэтического мира, где бесконечный простор, чистое сияние красок создают ощущение вечности самой жизни. Так, в произведениях «Восход солнца», «На восходе» световой мираж поднимается над горизонтом, и кажется, что при нежном свете зари мы присутствуем при самом создании мира. Это волнующее, почти мистическое впечатление рождается и от сочетания ярких контрастных цветов в «Красной горе». Величие природы, ее вечность особенно ощущается в картине «Гора Тбау», где плотными пастозными мазками темно-светлых тонов создается причудливая и динамичная мозаика горных пластов скал, в которых подчеркивается их мощь и неприступность. Удивительным свойством автора является его умение передавать ощущение монументальности, пространственности, многоплановости в камерных, иногда почти миниатюрных по своему характеру произведениях. Такое органическое сочетание взаимоисключающих качеств не случайно в творчестве Цховребова, для которого природа и сам человек являются не просто материальной, но прежде всего духовной, божественной субстанцией вселенского, космического мироздания. Любить родной край, свою землю, возделывать ее, созидая добро и красоту – непреложная истина для художника, который воспринимает все сущее приближенно к человеку, через призму его каждодневного бытия и бессмертия души. Может, поэтому в произведениях Цховребова ощущается такая неторопливость, неспешность, некая отрешенность от суетности, всего мелкого и несущественного, как будто все на миг замерло в созерцании прекрасного и такого непостижимого мира бытия. Философское отношение художника к жизни определяет и стилистику его работ, созданных, как в реалистической, так и в условной манере письма. В этом следовании логике внутреннего содержания написаны «В горах мое жилище», «Розовое облако», «В горах Дигории», «Туман», «Селение Рух» и др. Здесь гармония форм соответствует гармонии красок. Цховребов как бы переносит нас в просторы, пронизанные влагой дождя или голубым сиянием сумерек, в густую синеву ночи или в молочную муть тумана. Картины подкупают непосредственностью и свежестью восприятия, и кажется, что они написаны с натуры. С присущей художнику легкостью, изяществом написаны и его натюрморты «Цветы», «Цветок на окне». Как лучи солнечного света светятся цветы в работе «Букет в черной вазе», они отливают полутонами, горят, как нежное пламя. В своих произведениях, посвященных исторической и современной тематике «Амазонка», «Храм в Фиагдоне», «Ночной город» «Мертвый городок» и др. мастер стремится выразить главную идею, передать достоверность, правду образа. Автора увлекают и чисто декоративные задачи: ритмическая и цветовая пластика форм и линий («Прометей», «Под горой», «Ловчий»).
Пантеистическое мировосприятие Геннадия Цховребова, его бережное и чуткое отношение к окружающей действительности, в которой для него все едино и взаимосвязано, находит отражение и в обращении художника к природному материалу дерева, создании скульптурных композиций. Как в графике и живописи, в своих декоративных работах мастер следует традициям национального и современного искусства («Крылатый бык», «Путешествие в Египет», «Девочка» и др.). Цховребов использует разные породы деревьев: липу, сосну, орех, дуб и другие, которые имеют определенную плотность, мягкость или твердость, красивые оттенки цвета, своеобразную фактуру. Обладая творческой фантазией, удивительным видением и чувством материала художник с большим мастерством, почти не нарушая природных форм дерева, превращает его причудливые наросты и изгибы в настоящее произведение искусства. Обращая внимание не столько на декоративный эффект, сколько на внутреннее содержание образа, а также используя форму, естество древесины, ее структуру, иногда органично дополняя вставками в виде металлических пластин или жгута, Цховребов создает оригинальные произведения, имеющие глубокий смысл и значение. Так, он посвящает нартской, мифологической тематике целую серию произведений, которые отличаются самобытностью, неординарностью композиционного решения, выразительностью пластических форм, национальным колоритом: «Яблоко Нартов», «Рождение Шатаны», «Балцон», «Легенда фамилии Царитовых», «Преображение нарта Сослана» и др.
К творческой характеристике Геннадия Цховребова особенно подходит высказывание об искусстве известного искусствоведа М. Алпатова, который писал: «Искусство художника заключается в том, что он находит красочное воплощение увиденного в жизни и вместе с тем сохраняет за этой заколдованной им природой способность выйти за рамы картины и вернуться в реальную жизнь».