Алан Цхурбаев
(Опубликовано в №5, 2019 г.)
С нескрываемой радостью мы объявляем о возрождении специального молодежного номера журнала «Дарьял» после почти 15-летнего перерыва. Многие так его и запомнили, как «пятый», потому что был добавочным к четырем плановым в году. Эту традицию мы решили сохранить.
Не будет большим преувеличением сказать, что одной из главных отличительных черт журнала «Дарьял» всегда был поиск новых авторов и стремление открывать читателю новые имена. Точное понимание функции литературного журнала его основателем Русланом Тотровым-старшим, готовность к риску, открытость к экспериментам и создали такое узнаваемое лицо журнала «Дарьял».
Первый молодежный выпуск вышел в 1996 году и просуществовал 10 лет. Тогда же, в 96-м, кто-то из однокурсников на инязе и сказал, что есть журнал, куда можно отнести свои рассказики. Так мы и сделали, вот только мой не взяли тогда, сказали «мало». Наверно, это было еще и плохо, так что сейчас я рад, что не взяли. Напечатали меня через год, когда уже было больше, но не факт, что лучше. Помню как мы пришли за первым в жизни гонораром. Со мной были Сослан Мамсуров, Борис Бицоев и Руслан Бекуров. Мы сидели в кабинете у Руслана Тотрова, он курил и как-то с улыбкой на нас смотрел. Видимо из-за нашего вида, потому что тогда мы изо всех сил старались выглядеть как панк-рок группа, а не как интеллигентные любители чтения. И тут Руслан Хадзыбатырович вдруг сказал, что мы и есть новое поколение писателей Осетии. Мы переглянулись и начали смеяться во весь голос, ведь мы никогда не относились к себе всерьез.
И, конечно, никто из нас не стал известным писателем, но, тем не менее, «пятый молодежный» номер изменил жизни каждого из нас. И в этой фразе весь Руслан Тотров, таким он был – щедрым на комплименты, всегда поддерживающим молодежь. Взяв на себя функцию литературного наставника, он воспитал немало молодых авторов. Поэтому, возглавив журнал в прошлом году, я дал себе слово возродить специальный молодежный номер. Мне часто говорили: «сейчас уже не пишут как раньше, ты не найдешь авторов»… Нашел, и вы будете удивлены до чего они хороши, и как по-разному смотрят на мир.
Не могли мы обойти вниманием и юбилей выдающегося осетинского поэта Коста Хетагурова, 160-летие которого отмечала в октябре вся Осетия. В цветной вклейке журнала представлена подборка рисунков и фотографий, дающих нам представление о том, как трансформируется его образ в головах современной молодежи. Изображать Коста сейчас стало модным, и это хорошо – его образ не костенеет, а, наоборот, развивается в разных направлениях, от классических до самых современных. Это говорит о том, насколько актуальным продолжает быть его творчество и в наши дни. Сегодня Хетагуров по сути стал одним из самых тиражируемых образов в местной, осетинской массовой культуре. Немного сдав позиции воина и богатыря, как его изображали в советское время, Коста стал «хипстером», ворвавшись в головы молодых людей. Не редкость уже и татуировки с его портретом.
Коста Хетагуров сегодня – медийный продукт, наше общество его потребляет. Мы его идеализируем, мы постоянно ссылаемся на него, цитируем и горячо обсуждаем его памятники. Коста стал нашим национальным брендом, мы им гордимся и мы им хвастаемся за пределами Осетии, ведь он был действительно выдающимся поэтом, мыслителем, просветителем и демократом. Но тут есть опасность, потому что все чрезмерно массовое нивелирует подлинную ценность.
Коста на местном уровне стал еще не «попсовым», но уже поп-артовым предметом масс-культуры. Когда Энди Уорхол печатал свои знаменитые картины, портреты Мэрилин Монро, он старался передать таким образом ощущение эпохи, главным признаком которой стало потребление, в первую очередь информации. Подборка этих изображений представляет взгляд на Коста Хетагурова из сегодня, из наших реалий, когда тиражирование образа выдающегося поэта и обсуждение того, каким его следует изображать, занимает у нас больше времени, чем изучение его наследия. Коста 21-го века.
Читать еще: «335-я жертва теракта в Беслане»