Маргарита АРДАШЕВА. «Посреди степи возведи маяк»

Стихи

* * *

Сонно, зыбко и голос охрип,

Но к ногам моим лужи прибоем.

В голове полноводная Бзыбь

Размывает следы непокоя.

Сохранил ли свой нос кипарис?

Вдоль забора растет лавровишня?

Разум мой над Цандрыпшем повис,

Отрешенный, сухой, неподвижный.

* * *

Не хочется ни елок, ни огней

И ни глотка французского игристого,

А только чтоб закончилось скорей

Сражение, в котором я не выстоял.

Придет за мной косматый Карачун.

В один из дней на святочной неделе ли?

Но лучше пусть в Крещения канун —

Свой новый год не встречу в самом деле я.

* * *

Священно то место, где я к полудню глотаю смерть,

Где дряхлеет ротонда, приметы распада царят кругом,

Где слепящий луч на железном заборе играл и мерк,

Где хочу упасть в рыхлый снег и гнилую траву ничком.

Здесь брожу и пускаю носом то кровь, то дым,

Набиваю сухие мозоли по всей ширине стопы.

Старый парк считают уютным, я же вижу его пустым,

В пересохший пруд роняя невызревшие мольбы.

* * *

Все выноси из своей избы:

Сор, тряпье и скупую снедь,

Что так пестовал, но забыл

Сохранить и устал жалеть.

Все медали, звания и труды —

Они пеплом витают днесь.

Только крошки былой беды

Из души образуют взвесь.

Да и та развеется, точно рябь,

Схоронится в крещенский лед,

И тогда забудешь, насколько слаб

Ничего не знающий наперед.

* * *

Чередую брют и цинандали —

Белого так мало у меня,

Все святое с юностью забрали,

Ни гвоздем, ни словом не маня.

В день рожденья сладко утопиться

В море, но на то надежды нет,

Потому что крылья белой птицы

По тринадцать тысяч за билет.

Четыре письма к А. Д.

I

Желтели брюки от пыльцы, и трость стучала:

Так осень только в третий день брала начало.

И здесь не то что по воде — круги по камню,

А дождь как будто сам с собой боролся с явью.

Не летних дней тугая плоть, не смертный холод.

Не одолею толщу стен, сковавших город.

Гвоздичный дым цедить в туман — моя отрада.

Пока смолистых облаков ползет громада.

Идти навстречу к ноябрю не станет поздно,

Когда в размен уйдут года, дела и вёсны.

II

Все свое волшебство я растратила на тоску

По тебе, как всполоху последнему жизни сей.

Ничего звенящего и чудесного более не могу,

Хоть колы теши, предавай забвению иль убей.

Вполовину высохла, но и то еще не предел.

Руки теперь не годны ни сеять, ни жать, ни ткать.

Лишь единожды нас, счастливых, кто-то запечатлел,

Отразил небывалое — сходство и благодать.

Тем и жить теперь, что коснулось меня едва

Безнадежное, страшное чудо и кануло в полусвет.

Если ты просишь саван, то нужно готовить два

И не верить в чужие сказки, что смерти нет.

III

Меня окружают драконы из чугуна,

Сцена, колонны, сводчатый потолок,

Книги, выставки, драмы и битая плоть окна,

Развалюха-домик, который съедает мох.

Это все так прекрасно, чудно в своей гнильце:

И бульвар, и проспект, и даже рекламный щит.

Я пытаюсь забыть, но любая строка в конце

До краев тобою наполняется и молчит.

IV

Напророчили Иосиф и Борис,

Я им верю, кажется, в полверы,

Будто уготован главный приз

Снесшему чуму и две холеры.

Непривычно это слово — «хорошо»,

Если умираешь под березкой

Каждый год. И вот к тебе пришел

Новый с сундуками, как Морозко.

Даже в Йоль дни случились чудеса,

Беспросветье временно отбросив.

Пусть звенят и дальше голоса —

Пой, Борис, и вторь ему, Иосиф!

* * *

Посреди степи возведи маяк,

Камни по´том и кровью вымажи,

А потом ходи, как живой мертвяк,

Босиком по полыни выжженной.

И на что надеялся? Всеотец

Тебе счастья из боли выковал?

Ты давно здесь числишься как мертвец,

Метерлинк в переводе Быкова1.

Отпоет бедового Гамаюн,

Покружит и плюх на навершие.

И запишет вязью из бледных рун,

Что ты помер седым и бешеным.

1 Выполняет функции иноагента.