«Дарьял» менялся всегда, можно сказать с первых дней своего существования. Менялся дизайн, менялась периодичность выхода, добавлялись специальные выпуски и т. д. Руслан Тотров, создатель журнала, всегда находился в поиске новых идей, новых направлений для его развития. И это правильно: толстый литературный журнал — это сплошной эксперимент, растянутый во времени. Это он только с виду толстый, а в жизни, чтобы остаться на плаву, ему надо быть очень подвижным. Журнал — это процесс, требующий постоянной работы и постоянного внимания. Это точка входа в литературу для новых авторов, у которых, возможно, впереди большое будущее и тома книг, но чтобы эти тома появились, чаще всего нужна первая публикация в «толстяке».
Для писателя книга — это точка, подведение каких-то итогов, например какого-то творческого периода. Он в этой книге уже состоялся, а в журнальной публикации он все еще ищет себя, нащупывает свой путь. Именно на этом этапе в жизнь автора должен включаться журнал, чтобы поддержать его, помочь ощутить свои силы. Это отличие понимают, увы, немногие. Например, когда меня просят дать почитать «несколько книг вашего журнала», я понимаю, что разговор будет недолгим. Не понимают это часто даже в самих журналах — бывает, закрываются в редакциях от остального мира и десятилетиями не подпускают в свои издания талантливую молодежь. Руслан Хазбатрович был другим, ему была интересна жизнь, а не консервация собственной важности. Вот его слова:
«Книга — это факт, а журнал — явление. И как явление журнал не имитирует, а воистину служит тягловой лошадью литературного процесса. И культурного, естественно, поскольку является — с его разнотемьем и неуклонной периодичностью — наиболее приближенным отображением общества времен его развития или упадка».
Поэтому «Дарьял» никогда и не стоял на месте. Номер, который читатель держит в руках, тоже открывает новую страницу в жизни издания. Мы представляем совершенно новый дизайн «Дарьяла», и это не просто новая обложка — изменился наш логотип, шрифты, внутренняя организация. Хотя частично сохранен и «старый» дизайн, внимательный читатель это заметит. И все это сделано с учетом тех самых ценностей журнала, заложенных при его основании и сформированных за годы работы. Эти ценности, очень емко сформулированные, перечислены на последней странице обложки журнала. Автор нового лица «Дарьяла» — Диана Бигаева, большой специалист своего дела, художник-график и профессиональный дизайнер. Подробнее о всех нововведениях вы можете прочитать в интервью с ней на странице 202. Я бы даже рекомендовал именно с него и начать чтение этого номера.
Когда я только возглавил журнал в 2018 году, не прошло и месяца, как во Владикавказ на молодежный писательский форум прилетел главный редактор журнала «Дружба народов» писатель Сергей Надеев. Мы очень мило общались на веранде одного из городских кафе с ним и его супругой, поэтессой Галиной Климовой. Я, признаться, робел в их компании — люди с огромным писательским и редакторским опытом, а я совсем новичок. Сергей Александрович дал мне тогда очень дельный и простой совет: «Раз уж стал главным в журнале, меняй что-нибудь». Но то, как именно он это сказал, очень мягко и тактично, значило больше самих слов. Я понял это так: «Речь не о резких переменах и не о революции, но все же, раз уж взял эту ответственность, то не будь пустым местом. Не спеши, делай это мягко, но все-таки делай». И это тот редкий случай, когда я к совету прислушался и не пожалел.
В подтверждение этому приведу слова одного моего хорошего знакомого, которого я встретил на улице совсем недавно. Он, давний читатель журнала, прекрасно его знающий, сказал мне в разговоре: «За что я люблю ваш журнал, так это за то, что вы постоянно меняетесь, но остаетесь собой». И это было очень приятно услышать.