С.Ф. ЦАЛЛАГОВ, А.В. КОРТУНОВА. Владикавказский трек

К 120-ЛЕТИЮ ОСНОВАНИЯ ПАРКА КУЛЬТУРЫ

И ОТДЫХА им. КОСТА ХЕТАГУРОВА ВО ВЛАДИКАВКАЗЕ

Попасть в перечень ЮНЕСКО как памятник истории и культуры – великая честь для любого города мира. И, по словам старейшего архитектора Северной Осетии Хурумова Владимира Иосифовича, когда-то Парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова имел все шансы оказаться в этом списке. Давно. Еще в прошлом веке. Теперь ему в этот перечень уже не попасть. Впрочем, и в реестре памятников садово-паркового искусства нашей республики его тоже нет. Но давайте не будем о грустном, а обратимся к истории, тем более что в этом году исполняется 120 лет основания парка.

Самый первый владикавказский парк был разбит еще в 30-х годах XIX века, в непосредственной близости от здания комендантского дома и находился на современной территории военного госпиталя, расположенного на улице Церетели. Позже этот парк получил название Комендантского. Сам двухэтажный дом коменданта крепости Владикавказ сохранился и по сей день.

История парка напрямую связана с развитием центра города, который начал активно разрастаться в XIX веке. Первоначально самой престижной во Владикавказе считалась улица Дворянская, которая позже стала называться именем Лорис-Меликова, теперь же ее знают как улицу Ленина. Тогда здесь предпочитали селиться самые состоятельные чиновники, отставные военные и предприниматели. Однако впоследствии на первый план выдвинулся Александров-ский проспект (ныне проспект Мира). Протяженностью всего в «1157 шагов», он являлся выразителем всех самых значительных перемен в жизни города. Проспект и поныне остается любимой улицей горожан и гостей столицы Осетии, лучше других сохранившей первоначальный свой облик.

Таким, каким мы его видим сейчас, Александровский проспект предстал перед владикавказцами на границе XIX-XX веков. Первыми его украшениями стали бульвар и верхняя часть парка под названием Монплезир («мое наслаждение»), которая также называлась «Городским садом». Она возникла в 1870-х годах, что дает возможность отнести его к одному из старейших парков Юга России.

Нижняя часть парка, примерно в 13 гектаров, связана с именем начальника штаба 21-й пехотной стрелковой дивизии полковника Михаила Родионовича Ерофеева, который в 1897 году при помощи своего полка не только посадил деревья и кустарники, но и соорудил фонтан, лодочный вокзал, веранду для оркестра, ледяной каток и горки для катания. За счет вьющихся растений основателям удалось создать так называемую «Аллею Вздохов», которая своим тенистым тоннелем выводила горожан на южную часть парка под названием Стрелка.

В том месте, где сейчас разбит цветник и расположены места для слушателей оркестра, был устроен велодром, который все стали называть Треком, а затем так же стали называть и весь парк. 1 апреля 1893 года состоялось официальное открытие Общества любителей велосипедного спорта (с 1911 года – спортивное общество «Трек»). С началом велосипедных гонок нижняя часть парка постоянно расширялась. Со временем появился зоопарк, купальни и лодочная станция. В начале ХХ века в парке устраивались карнавалы и праздники с пиротехническими эффектами. Там, где сейчас стоит здание выставочного центра «Иртэкс», в конце XIX – начале ХХ века размещалось здание летнего театра – очень живописного, в духе мавританской архитектуры. Аллеи парка были покрыты морским песком. Вся композиция, построенная на нижней террасе, имела в основе водные акватории. В начале ХХ века в парке располагались два больших и несколько малых прудов, где было много водоплавающей птицы. Пруды подпитывались речной водой, в них водилась рыба, а также разводились раки. Размещение водоемов с точки зрения ландшафта – это настоящая находка в садово-парковом искусстве. Но, к сожалению, малые пруды, которые находились в южной части парка, утрачены. Сейчас сохранившаяся водная акватория работает и как техническое сооружение в качестве отстойника воды для завода Электроцинк.

Владикавказский парк всегда считался не только старейшим, но и самым красивым на юге России. Он великолепно режиссирован как городской парк, не только благодаря ландшафтной организации пространства, но и наличием объектов архитектуры, скульптуры и фонтанов. Сочетание благоустроенного парка с тихими прудами, соседство с быстрым Тереком и великолепный вид снежных гор производили незабываемое впечатление на путешественников, и нет ничего удивительного, что слава о владикавказском «Треке» гремела на всю Россию. Парк содержался на средства, поступающие от членских взносов, доходов от купальни и зоопарка, продажи цветов. Вход в парк был также платным.

Сейчас уже нет ни великолепного велосипедного трека, ни Горских ворот, ни Бай-горы, где так любили отдыхать горожане. Многое утрачено, несмотря на то, что владикавказцы очень высоко ценили труды Михаила Ерофеева. Говорят, он похоронен в гроте посреди пруда, однако это всего лишь слухи, поскольку известно, что, дослужившись до генерала, после Гражданской войны Ерофеев уехал во Францию и скончался в Ницце в 1941 году.

Что касается проблемы сохранения и использования, то на данный момент Парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова имеет статус памятника природы республиканского значения. Однако читаем определение из федерального закона РФ: «Памятник природы – охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историко-мемориальном или эстетическом отношении. В качестве памятника природы может охраняться водопад, метеоритный кратер, уникальное геологическое обнажение, пещера или, например, редкое дерево. Иногда к памятникам природы относят территории значительных размеров – леса, горные хребты, участки побережий и долин». А поскольку парк – это творение рукотворное, то он не может быть отнесен к памятникам природы. Опять же сошлемся на определение в федеральном законе: «Памятники садово-паркового искусства – историко-культурные памятники, которые органично включают в свой состав растения, особенности ландшафта (холмы, источники воды и водопады, долины ручьёв или рек, камни, скалы, дальние пейзажные перспективы, иногда заболоченные участки), архитектурные сооружения, скульптуры, цветники». Поэтому представляется необходимым отнести парк к памятникам садово-паркового искусства. Иной статус – иные методы охраны и использования.