Столица Северной Осетии город Владикавказ имеет более чем двухвековую историю.
Сегодня — это один из живописнейших городов Северного Кавказа, архитектура которого сочетает в себе элементы старого и нового.
Реликвии прошлого — памятники архитектуры, декора фасадов, интерьеры с каминами и печами, лепными украшениями потолков, создавались зодчими, скульпторами, живописцами, кузнецами.
В результате неоднократных самодеятельных перепланировок и ремонтов большая часть интерьеров сохранилась в основном фрагментарно, многие элементы полностью утрачены.
Вполне определенную художественную ценность представляют немногочисленные камины и печи, сохранившиеся благодаря своему оригинальному внешнему виду и функциональности. Многие из них и сейчас используются по назначению.
В данной подборке собраны далеко не все камины и печи старого города. Тема эта требует специального исследования, где предстоит много интересных находок и открытий. Так, например, на одном из каминов обнаружен медальон с изображением морского пейзажа и автографом. Есть основания утверждать, что это автограф крупнейшего русского живописца-мариниста И. К. Айвазовского, который в своё время посетил наш город. Картина «Дарьяльское ущелье» датируется 1862 годом. К сожалению, каминная печь и медальон в настоящее время утрачены.
Особого внимания заслуживают камины из особняка владикавказского предпринимателя А.В. Замкового (архитектор — В.В. Грозмани). Два из них облицованы однотонными и цветными рельефными изразцами, навершия сложных форм восхищают искусной работой.
По художественно-композиционному принципу камины решались индивидуально, согласуясь с общим решением интерьеров, их отделкой и колористикой. Пластика форм каминов тяготеет к стилю самого здания. Внешний вид также зависит от того, в какой части дома располагался камин: женской или мужской. Некоторые камины облицованы однотонными рельефными изразцами, а на некоторых – цветные изразцы, рельефные или расписные медальоны.
Также интересно решены оградительные решетки топной части каминов. Металлические кованые ограждения выполнены в технике художественной ковки и литья. На сегодняшний день часть их утрачена.
На примере каминов и печей, представленных в подборке, можно судить о высоком профессиональном уровне мастеров каминного и печного дела. Они создавали камины и печи как произведения искусства, прекрасно сочетая в работе утилитарность и художественность.