Дзерасса АСЛАМУРЗАЕВА. Человек двадцать первого века

Для многих современный человек стал идеалом: практичный, умный, целеустремленный, общительный, коммуникабельный, он легко изменяется под обстоятельства, приспосабливается, мимикрирует. Для него сущая мелочь бросить все свои жизненные ценности, если это потребуется для достижения вершины.

Казалось бы, да, действительно, создан образ совершенного человека, символа двадцать первого века. Но… это лишь иллюзия.

О ЛЮБВИ

Желал любви, но изгнан был из Рая,

Был выше всех, но пал во мглу ночей.

И в этой мгле безумье насыщая,

Он жил страстями, жаждою людей.

Желал любви, но, проклятый Всевышним,

Он свет любви навеки потерял.

Теперь в душе бесчувственный и нищий,

Он взор пустой на небо устремлял.

Желал любви. Покинутый надеждой,

Скитался за границею всех вер.

В сердцах людей, безумный и мятежный,

Остался падший ангел, Люцифер.

Истина в том, что современный человек полон изъянов. Он постоянно в сомнениях, он ни в чем не может быть уверен, его положение в мире шатко, и он все время балансирует на лезвии ножа. Но, несмотря на это, его самоуверенность зачастую просто зашкаливает. Современный человек запросто рассуждает о Боге и его существовании, топчет Землю, на которой живет, уничтожает природу, которая его питает. А еще он полон предрассудков, в нем еще живет застарелая мораль, несколько модифицированная под особенности его характера. В большинстве своем он жесток и холоден, он ступает по головам, и ему нет дела до того, что не касается его близко.

ИСПОВЕДЬ

Господи, прости меня за ложь,

Господи, прости меня за боль.

Господи, прости меня за дрожь,

Просто у меня такая роль.

У меня на сердце нет надежды,

Душу разрывает мне печаль.

Мысли запустелые мятежны,

От меня бегут в глухую даль.

Истончило разум сожаленье,

Стало вдруг так холодно в груди.

Господи, даруй же мне прощенье,

Господи, прости мои грехи.

Господи, прости мое унынье,

Я боялась завтрашнего дня,

Мне казалось, ждут меня пустыни,

Горечь поприветствует меня.

Я боялась, Господи, так сильно,

Что почти ушла за грани дней,

И светила радостью могильной

Бездна, напевая в тишине.

И дрожали руки, вместе с ними

Нож ходил зеленый ходуном.

И дробились мысли и святыни,

Мир перевернулся мой вверх дном.

По осколкам высыпалась жизнь,

По душе пронесся тихий смех.

Господи, дорогу укажи,

Господи, прости меня за грех.

Однако есть и другая сторона. Современный человек стоит на пути изменений, все вокруг него движется, живет, волнуется, и он, вне зависимости от своей воли, должен следовать этому потоку. Он просто не может остановиться. Всю свою жизнь ему приходится двигаться вперед, у него нет ни секунды покоя. И в этом его трагедия. Как писал Григорий Зотов, никто из нас не рождается злым или добрым, мир сам меняет тех, кто в нем живет. Современный человек ожесточается по мере продвижения по жизненному пути. Ему встречаются разочарования, предательство, боль. И если ему не удается вовремя обрасти броней, его сминает конвейер жизни. С самого рождения его учат быть сильным, смелым, но разумным, и он всеми силами старается оправдать ожидания окружающих. Его проверяют и тестируют на каждом этапе его жизни, и в нем все время живет страх оказаться неугодным. Оттого он пытается стать лучше, чем он есть, или хотя бы притвориться, он превращается в материалиста. Ведь красиво и представительно выглядеть, иметь в распоряжении дорогие вещи – это самый простой способ обрести правильную оболочку, специально для окружающих.

МОИМ ВРАГАМ

Моим врагам, забытым и обиженным

Холодным невниманием моим,

Хочу сказать, что я сегодня вижу их,

Что каждый всей душою мной любим.

Моим врагам, во мне несуществующим,

Которые безлики для меня,

Соперникам, печальным и ревнующим,

Которые живут, меня кляня,

Тепло я посылаю бесконечное

И луч любви, сжигающий дотла.

Прощение дарю им человечное

И полное надежды и тепла.

Моим врагам, которых нет и не было,

Которые решили вдруг, что есть.

Хочу сказать – я всех наполню негою,

Мечтой, что не измерить и не счесть.

Моим врагам, чудесным и возлюбленным,

Подставлю я и левую щеку.

Открыв глаза и взор подняв потупленный,

Лишь счастья пожелаю я врагу.

Современный человек – открытая система. Как бы он ни пытался, он никогда не обретет свободу и независимость, и это знание может даже лишить желания идти дальше. Различные жизненные факторы, стечения обстоятельств и, наконец, другие люди будут ограничивать его на протяжении всей его жизни. В конце концов, личность человека становится просто лоскутами чужих личностей, и в нем живут чужие ограничения и предрассудки.

Человек двадцать первого века глубоко несчастен. Его преследуют стрессы и депрессии. Ему приходится решать множество проблем одновременно, он разрывается. Но ведь не все так плохо. Как бы то ни было, у него есть возможность самосовершенствоваться, стремиться не только к материальному, но и к духовному. Вокруг него сосредоточено огромное количество информации, которую он может использовать для этого. Брайан Трейси, Дейл Карнеги и многие другие дают советы о том, как человек может избавиться от беспокойства и обрести мир.

МОЖНО ЛИ?

Можно ли стереть слезами вечность

И окрасить нежность в черный цвет,

И найти безумия безбрежность,

И найти в безумьи белый свет?

Можно ли надежды тысяч радуг

Смыть одним движением руки?

Можно ли найти людскую правду

И забыть однажды вкус тоски?

Можно ли проснуться на рассвете,

Ощущая вкус заката вновь?

Можно ли однажды не заметить

Горечь, что приходит в сетку снов?

Можно ли когда-нибудь решиться

И шагнуть за пропасть бытия,

Унося надежду на ресницах?

Можно ли? Наверное, нельзя.

Человек двадцать первого века, наверно, слишком разный, чтобы можно было сказать что-то одно. Он противоречивый и разносторонний, в нем мириады граней, каждую секунду он другой. Он спешит жить, ведь век его короток. Он ищет удовольствий и хочет увидеть как можно больше. Он стремится любить, и жаждет быть любимым и важным.

Человек нашего века уязвим и раним. Ему нравится рушить и создавать. И пусть очень часто он чувствует себя богом, венцом природы, он все равно остается человеком, который подвержен естественному отбору, борьбе за существование и наследственной изменчивости.

В этом весь он. Такой большой и такой маленький.